|
Прогноз численности населения Российской Федерации на
среднесрочную перспективу
(Полностью опубликовано в докладе Института экономики
переходного периода. Экономико-политическая ситуация в России. Январь
2007.)
Население России убывает с 1992 года – уже в течение
15 лет. До 2006 года этот процесс не затрагивал население трудоспособного
возраста. Напротив, на фоне нисходящей тенденции, характерной для
общей динамики населения, численность его трудоспособной части росла,
причем весьма заметно. Данная ситуация – результат удачного соотношения
поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него.
В 2006 году этот рост заканчивается, после чего начнется заметная
стремительная убыль трудоспособного населения. В 2007 году она будет
еще сравнительно небольшой – около 300 тысяч человек, а в 2010-2018
годах сокращение превысит 1 млн. человек в год. Расчеты показывают,
что в период до 2026 года суммарная естественная убыль трудоспособного
населения составит 18-19 млн. человек. Убыль трудоспособного населения
прогнозируется до середины века.
Численность занятых в российской экономике в настоящий
момент составляет 67 млн. человек, очевидно, что ее сокращение более
чем на четверть приведет к серьезным проблемам функционирования
экономики в целом. В ближайшей перспективе труд будет одним из самых
дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в РФ. Столь резкое
сокращение трудоресурсного потенциала в стране может быть компенсировано
только за счет иммиграции, которая должна быть существенно увеличена.
Учитывая, что население в трудоспособном возрасте составляет около
2/3 миграционного потока, в предстоящие два десятилетия потребуется
около 25 млн. иммигрантов, чтобы полностью возместить потери трудоспособного
населения России. Такая огромная иммиграция едва ли может быть обеспечена,
даже если Россия немедленно начнет проводить активную и либеральную
иммиграционную политику1.
Масштаб проблемы привлек к себе внимание власти и по
инициативе президента РФ в 2006 году было решено создать более благоприятные
условия приема иммигрантов, что свидетельствует об адекватной, пусть
и запоздалой реакции федеральных властей. Первые шаги в этом направлении
призваны упростить процедуру правого оформления; кроме того, правительство
намерено облегчить легализацию незаконных мигрантов и либерализовать
законодательство. С января этого упрощена процедура регистрации
в РФ, которая стала носить уведомительный характер2.
Прогноз динамики трудовых ресурсов России до 2025 года
Сохранение на продолжительный период неизменных уровней
рождаемости и смертности в РФ приведет не только к сокращению численности
населения, но и ухудшению ее возрастной структуры. Доля населения
трудоспособного возраста сократится с 63,3-63,5% в 2006-2008 годах
до 57,6-57,9% в 2020-2025 годах. Одновременно с 20,3% до 26,15 увеличится
доля населения пенсионного возраста. Вырастет не только доля населения
старше трудоспособного возраста, но и его абсолютная численность,
особенно после 2015 года. Так, доля 20-29–летних в населении трудоспособного
возраста, которая составляет в настоящий момент 25,7%, снизится
до 25,2% к 2015 году, а к 2025 году – до 18,5%.
Максимальное сокращение численности населения трудоспособного
возраста произойдет в период 2010-2014 годов, когда среднегодовая
убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. 300
тысяч человек. В следующем пятилетии оно составит в среднем 1 млн.
246 тысяч. Заметим, что все те, кто в это время будет входить в
трудоспособный возраст, уже родились. Поэтому изменить динамику
численности населения этой возрастной группы в России можно только
сокращением смертности и притоком иммигрантов. Убыль населения трудоспособного
возраста заметно сократится лишь с 2020 по 2025 годы.
Таблица 1. Прогноз численности населения трудоспособного
возраста (тысяч человек)
Годы
|
Моложе трудоспособного возраста
|
Трудоспособного возраста
|
Старше трудоспособного возраста
|
Тыс. человек
|
В % к общей численности населения
|
Тыс. человек
|
В % к общей численности населения
|
Тыс. человек
|
В % к общей численности населения
|
2006
|
23389,8
|
16,4
|
90426,7
|
63,3
|
29000,2
|
20,3
|
2007
|
22859,0
|
16,1
|
90188,2
|
63,4
|
29124,3
|
20,5
|
2008
|
22591,1
|
16,0
|
89602,2
|
63,3
|
29368,3
|
20,7
|
2009
|
22691,1
|
16,0
|
88926,3
|
63,0
|
29556,5
|
21,0
|
2010
|
22881,1
|
16,2
|
87793,9
|
62,5
|
29990,4
|
21,3
|
2015
|
24241,9
|
17,5
|
82036,5
|
59,3
|
32087,9
|
23,2
|
2020
|
25807,2
|
18,9
|
76963,7
|
56,2
|
34105,9
|
24,9
|
2025
|
25489,4
|
18,9
|
74814,1
|
55,4
|
34637,7
|
25,7
|
Источник: Население России, Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный
демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. -М., «Наука»,
2006; Демографический ежегодник.
Экономический рост и проблемы трудообеспеченности в
России до 2020-2026 годов
Удвоение объемов ВВП в России к 2010 году, задача, которую
сформулировал Президент в начале XXI века, позволит РФ вернуть себе
место среди стран, обладающих наибольшей экономической мощью. Темпы
экономического роста в РФ за последние три года свидетельствуют
о том, что поставленная задача вряд ли достижима. По расчетам Минэкономразвития,
двукратное увеличение ВВП в РФ за десятилетие могут обеспечить ежегодные
темпы прироста 7,2%. В 2004-2005 годах мы наблюдали падение данного
показателя с 7,1% в 2004 до 5,7% в 2005 году. В 2006 году темп прироста
был также ниже запланированной величины на 1,5%. Темпы экономического
роста в стране зависят как от объема и уровня технологического и
организационного обеспечения производства, так и от количества и
качества, располагаемых ресурсов труда. В последнее десятилетие
мировые цены на нефть также во многом определяют темпы экономического
роста в РФ3. При высоких
ценах на нефть в мире, Правительство не всегда стремится проводить
активную экономическую политику, направленную на технологические
достижения и совершенствование организационного обеспечения производства,
рост качества населения – повышение человеческого капитала. Для
ежегодного возрастания ВВП в России на 7,2%, необходимо, чтобы совокупный
рост численности занятых в экономике и производительности труда
был таким же. Средний темп повышения производительности труда в
2002-2004 годах составил 4,9%, а численность занятых возрастала
в среднем на 1,3%. Ниже приведены расчеты4
роста ВВП, основанного на предположении, что среднегодовые темпы
прироста производительности труда будут составлять не ниже 5%5.
Во всех рассмотренных вариантах в условиях сокращения численности
занятого населения такая динамика не достижима. При удвоении ВВП
его объем к 2010 году превысил бы 1990 год в 1,3 раза, а при той
ситуации, которая возможна в условиях сокращения численности занятого
населения даже при среднегодовых темпах роста производительности
труда в 7%, это превышение составит – 20% к уровню двадцатилетней
давности. При более низких темпах роста производительности труда
ВВП увеличится еще в меньшей степени.
Таблица 2. Динамика ВВП России в зависимости от темпов
изменения производительности труда и численности экономически активного
населения (ЭАН)6
Темпы изменения ЭАН при разных вариантах прогноза
|
При темпах роста производительности труда за 5 лет
|
1,05 (1,276)
|
1,06 (1,338)
|
1,07 (1,403)
|
Динамика ВВП в 2006-2010 годах (отношение 2010 году к 2005
году)
|
1 вариант – 0,967
|
1,234
|
1,294
|
1,356
|
2 вариант – 0,972
|
1,24
|
1,301
|
1,363
|
Динамика ВВП в 2011-2015 годах (отношение 2015 года к 1 варианту
2010 года)
|
1 вариант – 0,935
|
1,193
|
1,251
|
1,312
|
2 вариант – 0,951
|
1,213
|
1,272
|
1,334
|
Динамика ВВП в 2016-2020 годах (отношение 2020 года к 1 варианту
2015 года)
|
1 вариант – 0,905
|
1,155
|
1,211
|
1,27
|
2 вариант – 0,921
|
1,175
|
1,232
|
1,292
|
Следствием сокращения численности занятого в экономике
населения даже при максимальном темпе прироста производительности
труда (7,2%) станет недобор объемов ВВП. Расчеты убеждают, что рост
производительности труда, который смог бы скомпенсировать ожидаемое
сокращение числа россиян трудоспособного возраста, недостижим не
только для России, но и в любой из самых высокоразвитых стран мира.
Даже довольно амбициозные проекты роста производительности труда
– на уровне 7,2% в год – приводят к потерям ВВП, превышающем 10
трлн. рублей в период до 2020 года, причем именно из-за дефицита
трудовых ресурсов (в случае, если он не будет восполнен иммиграцией).
При отсутствии заметной иммиграции в Россию россиянам, которым сегодня
40 лет, нечем будет платить пенсию.
Особенности территориального перераспределения населения
в России
Согласно прогнозу Госкомстата, численность населения
Дальнего Востока, как и Сибири, к 2025 году уменьшится на 11%, население
же Центра сократится при этом только на 3%. Многое будет зависеть
и от направлений миграций. Каковы перспективы в изменении векторов
притяжения населения внутри России на ближайшие 20 лет? Притяжение
Центра, по крайней мере, в ближайшие четверть века, преодолеть не
удастся. До 2026 года Центральному округу только для возмещения
естественных потерь трудоспособного населения необходимо около 6
млн. человек. Если не будет обеспечен приток иммигрантов, Центр
может стянуть миграционный потенциал всей России. В данной ситуации
к 2015 году в разряд теряющих население перейдут также Южный, Приволжский
и Уральский федеральные округа. В такой ситуации Сибирь и Дальний
Восток рискуют остаться главными донорами Центрального округа. (По
оценкам Ж. Зайончковской, миграционные потери Сибирского округа
в период с 2006-2026 год могут достичь 1 млн. человек, а Дальневосточного
– более полумиллиона)
География внутренней миграции, как показал опыт последнего
десятилетия, сильно зависит от притока из стран СНГ: чем меньше
этот приток, тем интенсивнее стремление внутренних мигрантов ехать
в Центр. Таким образом, стимулирование притока в Россию из
стран СНГ, в следующее десятилетие – из дальнего зарубежья, это
одновременно важнейшая мера по стабилизации населения на востоке
страны.
1 Результаты переписи
2002 года показали, что за 1989-2002 годы Россия приняла 11 млн.
человек и вышла по числу принятых иммигрантов на третье место после
США и Германии. В 1975-1988 годах РСФСР (Россия) приняла 13 млн.
человек
2 Более подробно разговор
о миграционном законодательстве пойдет в отдельном номере
3 Глава Минэкономразвития
Г. Греф пообещал правительству, что при сохранении высоких цен на
нефть получится рост ВВП в 7,1% - заветная планка, необходимая для
его удвоения к 2010 году. По мнению авторов прогноза, главной причиной
торможения экономического роста в 2005-2006 годах будет снижение
нефтяных цен.
4 Расчеты сделаны
Л. Рыбаковским.
5 В странах, со сходными
характеристиками на стыке веков среднегодовые темпы повышения производительности
труда также не превышали 5%
6 Численность экономически
активного населения принята, исходя из прогнозов: первого, когда
сохраняются негативные тенденции параметров динамики, и – второго,
основанного на неизменных уровнях рождаемости и смертности
|