Сложная демографическая ситуация, возникшая в России, заставила власти обратить внимание на вопросы рождения и смерти, на условия жизни в российской семье. В речах политиков, как в советское время, зазвучали слова "рождаемость, материнство, детство". Наше законодательство гарантирует равные права мужчин и женщин, но в повседневной жизни семьи роль отцов и матерей совершенно неравнозначна. Мужчин либо вообще нет в семье, либо они рассматриваются лишь как кормильцы. Функции воспитания детей переданы матерям. При разводе судьи в подавляющем большинстве случаев отдают детей под опеку матери, не задумываясь о конкретных ситуациях, пренебрегая родительскими чувствами и способностями отца как воспитателя ребенка, руководствуясь распространенной в массовом сознании идеей безусловного инстинкта материнской заботы. Редко кто говорит об инстинкте отцовства. Или, напротив, о том, что материнство и отцовство - функции, не природой данные, а формируемые обществом. И раз меняются потребности общества, меняются и эти функции, а значит - и распределение ролей в семье.
В современной российской семье, где, как правило, отец и мать заняты в общественном производстве (этого требуют и семейный бюджет, и сформированная у женщин в XX веке трудовая мотивация), распределение ролей должно строиться по принципу взаимозаменяемости в исполнении домашних обязанностей. Этого нет. Отсюда во многом неустойчивость семьи и малодетносгь. Лишь ощущение надежности родительских отношений, завязанных на взаимной поддержке мужа и жены, может быть гарантией повышения рождаемости и воспитания "качественных" детей - которые не растут как трава в поле, а овладевают навыками современной жизни во всем их многообразии.
Корни пренебрежительного отношения к отцовству - в нашем прошлом. Проблематика семьи, равноправия женщин и мужчин играла крайне важную роль в переменах в социальных отношениях, происходивших в годы становления советского государства. Основная заслуга в разработке нового подхода к семейным отношениям, материнству и отцовству принадлежала Александре Коллонтай. На место традиционной семьи она предлагала поставить "трудовой коллектив". Эта новая семья "тружеников" - работниц и работников - должна была очистить любовь "от всякого привкуса материального расчета, выгоды" и свести на нет различия в социальном статусе мужчин и женщин. Коллонтай настаивала на том, что брак в новом обществе будет делом личным, тогда как материнство "вырастет в самостоятельную социальную обязанность, и обязанность важную, существенную". Подразумевалось, что социальная функция отца отомрет - или ее перехватит государство.
Из советских женщин десятилетиями выковывали "армию работниц и крестьянок". Одновременно на них была возложена вся ответственность за воспитание детей и домашнее хозяйство. Роль матери в семье превратилась в основную, доминирующую. Пожалуй, впервые в истории государство через систему "льготного" законодательства заключило с женщинами своего рода "контракт", со временем развившийся в отношения госпатернализма. Государство стало своеобразным "третьим" в семейных отношениях, вытеснив отца на задворки семейной жизни. Отец утратил традиционную функцию безусловного, сакрального авторитета. Функции "отцовской власти" государство присвоило себе. Зачем? Может, чтобы подчинить индивида за счет прямого контроля над его личной жизнью: любовью, семьей? Не случайно знаменитые антиутопии XX века (от романа Евг. Замятина "Мы" до романа Дж. Оруэлла "1984") главной делают тему любви - любви-сопротивления государственным регламентациям. И не случайно Сталин больше прочих любил обращение "Отец народов". Он обыгрывал эту роль, выстраивая свой имидж, и даже исполнял прямые отцовские функции: обеспечения женщин и детей жильем, продовольствием, воспитания детей. Так формировалась советская повседневность. В соответствии с установками официальной пропаганды женщине отводились роли "труженицы" и "матери". Вытесненный из семьи мужчина рассматривался как общественный деятель, покоритель природы (Челюскин), космоса (Гагарин, Королев), солдат (маршал Жуков), но не как отец. Эта конструкция взаимоотношений мужчин и женщин оказалась непригодной для эпохи рыночных трансформаций.
Взявшее в начале 90-х годов курс на свободный рынок и либерализацию экономических отношений государство отказалось от "лишних" социальных нагрузок. Разорвало "контракт" с женщинами, перестав выполнять "отцовскую" функцию. Что спровоцировало кризис семьи, повлияло на демографические показатели. И потребовало возвращения отца в семью. Но на принципиально новой основе: не бесспорного авторитета, а равноправного партнера в семейных делах. По опросам социологов, этого ждут сегодня от брака мужчины и женщины.
Предпосылки к изменению ситуации были созданы благодаря принятию в 90-е гг. соответствующих статей Конституции РФ, Семейного кодекса и ратификации Конвенции N 156 МОТ "О равном отношении к трудящимся с семейными обязанностями". Нормы этих документов требуют равноценного признания родительских обязанностей матерей и отцов. Было скорректировано российское семейное и трудовое законодательство. В результате в официальной статистике отмечено небольшое, но фиксированное число отцов, берущих отпуск по уходу за новорожденными детьми (около 1% от общего числа). Очевидно, что нужны дальнейшие шаги в этом направлении. Что тут можно делать?
Прежде всего использовать опыт других государств - Швеции, Великобритании, Германии. В 1994 году шведский парламент, например, принял решение, что не только мать, но и отец имеет право на оплачиваемый отпуск в связи с рождением ребенка. Оплачиваемый отпуск по болезни ребенка также могут использовать оба родителя. Претерпело изменение и законодательство о разводе. С 1998 года шведы отказались от предоставления опеки над ребенком одному из родителей в пользу совместного воспитания ребенка после развода: часть времени ребенок живет у отца, часть у матери. Начиная с 90-х гг. в ряде шведских регионов существуют программы подготовки отцов к рождению ребенка. Они включают вопросы права, психологии, физиологии, воспитания детей. В последние годы обсуждение вопросов семьи, роли отцов в ней было введено даже в программы обучения солдат, проходящих службу в армии.
Есть ли надежда, что такая практика привьется у нас? Похоже, есть. Одним из признаков ее возможного укоренения можно считать недавнюю инициативу первого вице-премьера правительства России Д.А. Медведева о внесении изменений в законодательство о пособиях по уходу за ребенком - с тем, чтобы право на его получение имели не только матери, но и отцы и другие члены семьи, которые ухаживают за ребенком. Инициативу поддержал президент страны В.В. Путин. По предложению ДА Медведева в законопроект "О дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей", который обсуждается сейчас в Госдуме, внесена норма, позволяющая отцам использовать "материнский капитал" в случае неправоспособности матери. Очевидно, что нужны и другие шаги по повышению престижа "отцовства". Они нужны и государству, и гражданам. Эмоционально насыщенное общение с детьми поможет отцам справиться со стрессами, оно может стать важным фактором поддержания мужского здоровья и увеличения продолжительности жизни. В последнее десятилетие социологи называют Россию "обществом рисков". Эти риски во многом связаны с участием в боевых действиях, в преступной, криминальной деятельности и т.д. Может быть, повышение значимости отцовства поможет решить и эту проблему, наполнив жизнь мужчин другими смыслами? Во имя отца, и сына...
Светлана АЙВАЗОВА доктор политических наук
главный научный сотрудник Института социологии РАН. «Известия», 10 января 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)