… о безвизом режиме для эстонских «неграждан» в ЕС
В Европу с серым паспортом
Получив свободу передвижения вдобавок к равным социальным правам, неграждане Эстонии смогут беспрепятственно путешествовать по Европе не более 90 дней в течение полугода.
На днях ожидается официальное опубликование поправок к Регламенту ЕС о визовом режиме (539/2001), которые позволят негражданам (серый паспорт), постоянно проживающим в Эстонии, начиная с последней декады января 2007 года путешествовать по Европе без виз.
Исключением станут Великобритания и Ирландия. Все этапы согласования в Европарламенте и Совете ЕС пройдены. Политологи отмечают, что освобождение 127 тысяч обладателей серых паспортов от визовых требований снимает прямую мотивацию к получению гражданства Эстонии, темпы натурализации снизятся. Негражданам Эстонии с серыми паспортами границы откроют все страны Шенгенской группы, включая Норвегию, Исландию и Швейцарию (последние не являются членами ЕС), а также 10 новых стран Евросоюза, еще не вступивших в шенгенскую зону, где применяются шенгенские правила пограничного контроля (Schengen acquis). Таким образом, закрытыми для неграждан Эстонии останутся только границы Великобритании и Ирландии, - пояснила советник отдела гражданства и миграции МВД Эстонии Эле Руссак.
На границе иностранцы не смогут воспользоваться электронным удостоверением личности, но и новых рейсовых документов негражданам Эстонии оформлять не придется - достаточно серого паспорта. Заместитель гендиректора Департамента гражданства и миграции Эне Ребане разъяснила: "Никаких дополнительных документов для путешествий им теперь не нужно. Паспорт, да, должен быть с собой".
Получив свободу передвижения вдобавок к равным социальным правам, неграждане Эстонии смогут беспрепятственно путешествовать по Европе не более 90 дней в течение полугода. Главные интеграторы страны не усматривают в происходящем больших перемен, ссылаясь на то, что открытие европейских границ не снимает с неграждан ограничений на свободное проживание и работу в других странах ЕС.
Департамент гражданства и миграции в лице Эне Ребане признает: "Да, с большой долей вероятности, число ходатайствующих о гражданстве Эстонии сократится. Если в 2004 году был рост числа ходатайствующих, то в дальнейшем это число постепенно уменьшалось. И в этом году сократилось примерно на 40% по сравнению с прошлым годом".
Министр по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо не видит связи между грядущим расширением прав на свободу передвижения и падением темпов натурализации. Он исходит из того, что не находит подтверждения в статистике. Цитируем: "В то же время лица с неопределенным гражданством в Эстонии массово устремились, например, на курсы по подготовке к экзамену на гражданство, которые мы организовали в текущем и будущем году для 10 тысяч желающих. На эти курсы очень большой наплыв, что показывает, что в последние годы интерес к получению гражданства увеличился".
Политологи Ану Тоотс и Александр Астров в один голос утверждают, что открытие европейских границ для неграждан Эстонии снимает прямую мотивацию к получению эстонского гражданства, поскольку возможность свободно перемещаться по Европе всегда была главным стимулом в этом процессе. По словам Астрова, интеграторы по сути лишились самого большого "пряника", которым всегда мотивировали неграждан. Ану Тоотс из Таллиннского университета делает вывод, что "все-таки со стороны эстонского государства нужно работать в том направлении, чтобы жителей без гражданства было как можно меньше". Наиболее реальным и логичным ей видится такой шаг: "Я не знаю, как эстонское государство на это дело смотрит, но мне кажется, что Эстония должна серьезно задуматься о либерализации процесса получения гражданства для тех, кто здесь прожил уже много лет. Я имею в виду прежде всего требования по эстонскому языку для пожилых людей". По мнению Тоотс, это самая реальная область, где можно облегчить эти требования. Политолог также убеждена, что уже в ближайшие месяцы перед правительством Эстонии встанет и другая серьезная забота - ситуация на рынке труда, где острая нехватка рабочей силы отчасти обусловлена языковой политикой.
Отвечающий за интеграцию неграждан министр Руммо по-прежнему непреклонен: "Нет, принципы предоставления и ходатайства о гражданстве установлены, и нет никаких оснований их менять".
Все точки над "i" расставлены. Только вопросы остаются без ответов. Политолог Центрально-Европейского университета Будапешта Александр Астров озадачен: "Теперь все неграждане смогут ездить по Европе, через некоторое время Эстония присоединится к шенгенской зоне, и обладатели российского гражданства окажутся вообще в преимущественном положении, так как смогут путешествовать без виз не только по ЕС, но и в Россию. И тогда будем наблюдать процесс роста числа российских граждан? Нам это надо?".
Открытым остается вопрос, как быстро нововведения начнут работать и смогут ли наши неграждане въехать без виз в новые страны ЕС, пока не вступившие в шенгенскую зону. На данный момент чиновники трактуют этот вопрос по-разному. Таллиннское инфобюро Европарламента исключает 10 новых стран ЕС (Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия) из числа "безвизовых". По оценке МВД, проблем на этих еврограницах у неграждан Эстонии возникнуть не должно.
Теперь все зависит от Брюсселя: публикация в "Вестнике Европы" ожидается со дня на день, до конца года осталось 2 рабочих дня.
Елена ПОВЕРИНА. «Молодежь Эстонии», 28 декабря 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)