Rambler's Top100

№ 271 - 272
1 - 21 января 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» об итогах 2006 года
«Комсомольская правда» о миграционной политике России
«Российская газета», «Новые известия» и «Россiя» о законодательных новациях в миграционной политике
«Литературная газета» о миграционной политике России глазами законодателей
«Вечерний Бишкек» о проблеме ужесточения миграционной политики России глазами властей Киргизии
«Эхо» о возможных последствиях новых российских миграционных устрожений для Азербайджана
«Независимая газета» о возможностях переселения соотечественников в Россию
«Фергана.ru» о переселении соотечественников глазами самих соотечественников
«Эксперт» о зарубежных соотечественниках в странах бывшего СССР
«Российская газета» о межнациональных браках в Москве
«Экономика и жизнь» о конкуренции за квалифицированных трудовых мигрантов
«Русская Германия» о барьерах на пути высококвалифицированных специалистов в ФРГ
«Телеграф» о барьерах ЕС-15 для мигрантов из новых стран-членов Евросоюза
«Версия в Питере» и «Деловой Петербург» о рынке труда и потребности в мигрантах в Санкт-Петербурге
«Невское время» о «желании» коренных жителей России работать на рынках
«Российская газета» о трудовой миграционной бирже
«Ведомости» о прописке

«Телеграф» о возможности виртуально декларировать место жительства в Латвии
«Эхо» о введении миграционных карт и других вопросах учета миграции в Азербайджане
«Молодежь Эстонии» о безвизом режиме для эстонских «неграждан» в ЕС
«The Wall Street Journal» об эксплуатации труда гастарбайтеров государством в КНДР
«Le Figaro» о торговле людьми
«Российская газета» о школах толерантности в Екатеринбурге
«Трибуна» о демографических проблемах России и путях их решения
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о путях решения демографической проблемы глазами законодателей
«Российская газета» о законодательных новациях в области демографии
«Деловой Петербург» о программе демографического развития России
«Финансовые известия» о спекуляции на детях
«РИА Новости» о влиянии материнского капитала на рост рождаемости
«Известия» об отцовстве и материнстве
«Деловой Петербург» о семейных ценностях в России
«Итоги» о социальных стандартах
«Российская газета» о снижении смертности в России
«The Guardian» о возможных жертвах пандемии гриппа в мире
«Зеркало недели» о новом законе «О занятости населения» на Украине
«Независимая газета» об увеличении площади лесов в ряде стран

… о введении миграционных карт и других вопросах учета миграции в Азербайджане

Иностранцам дадут карты

В ближайшем будущем в Азербайджане появится новая система контроля над мигрантами

В ближайшем будущем в Азербайджане появится новая система контроля над мигрантами - всем приезжающим в нашу страну иностранцам придется заполнять так называемую миграционную карту для "не граждан". Во всяком случае, как сообщил в беседе с "Эхо" глава Миграционной службы Министерства внутренних дел (МВД) Азербайджана полковник Шовги Хадыев, возглавляемое им ведомство уже обратилось в правительство страны с тем, чтобы началась практика применения миграционных карт.
Некоторое время назад "Эхо" одной из первых сообщало о том, что в Азербайджане будет создана Миграционная служба (МС) при МВД. Тогда же информированные источники в правительстве сообщили "Эхо" о том, что с появлением новой структуры в стране будет введена система миграционных карт для иностранцев.
Отметим, что в МС МВД Азербайджана, приступившей к работе 15 мая 2006 года, входят 3 отдела, 1 отделение и 1 центр. Это отдел по регистрации иностранных граждан и миграции, отдел по гражданским вопросам, отдел контроля над иммиграцией, аналитическое отделение и центр расследований. Об этом сообщает АПА со ссылкой на Шовги Хадыева. В центре расследований ведутся поиски данных о задержанных нелегальных иммигрантах, проверяются их документы, после чего они депортируются в свои страны. МС принимает решения в связи с депортацией этих лиц, так как имеет на это полномочия: "Несмотря на то, что пока нет закона о депортации, МС обладает правом на депортацию иностранцев, нарушивших закон, без решения суда. Согласно закону, иностранный гражданин, прибывший в Азербайджан, может оставаться без регистрации до 30 дней. Лицо, пребывающее в стране от 30 дней до 1 года, должно обратиться для регистрации в ближайшие к месту проживания органы полиции, где ему выдается соответствующий документ о временном проживании - удостоверение о регистрации. Удостоверение должно быть подтверждено печатью Министерства иностранных дел. Иностранные граждане, не имеющие этого документа, подлежат аресту, после чего центр расследований проводит расследование. Встречаются факты, когда иностранные граждане, несмотря на наличие визы, не получают удостоверение о регистрации. В таких случаях это лицо подвергается штрафу, ему делается предупреждение, чтобы тот получил удостоверение о регистрации. Эти удостоверения отличаются от наших - они розового цвета. В нем отражаются все сведения о гражданине".
По словам Хадыева, среди временно зарегистрировавшихся мигрантов в основном те, кто намерен оставаться в стране от 30 дней до 1 года. Они также делятся на две категории - лица без гражданства и иностранцы. Иностранцы прибывают в страну с национальными паспортами своих стран, 99% лиц без гражданства являются уроженцами СССР, не зарегистрированные здесь по документам времен СССР или же зарегистрированные незаконными путями и не принявшие гражданство на родине после обретения независимости: "Например, в 90-х годах в Азербайджан перешло большое количество граждан Грузии. Они прибыли с паспортами Грузинской ССР, разместились здесь, но не зарегистрировались. Хотя в своей стране аннулировали свою прописку. Они обзавелись здесь квартирами, работают, и как ни странно, их дети приняты в школы. Они пользуются паспортами бывшего СССР. Теперь они не являются гражданами ни Грузии, ни Азербайджана. Эти лица, не имеющие гражданства, обеспечиваются соответствующими удостоверениями личности. Они могут использовать этот документ и при выезде из страны. Этим лицам может быть предоставлен и иностранный паспорт сроком на два года. Если эти лица захотят, то через 5 лет могут ходатайствовать о принятии гражданства. Однако есть и такие, кто не желает принимать гражданства. К примеру, в 60-70-е годы из Ирана в Азербайджан прибыло много политических эмигрантов. До сегодняшнего дня они так и не получили гражданства, жили как политические эмигранты. Однако сегодня у нас уже нет понятия "политического эмигранта". Поэтому им выдаются документы как лицу, не имеющего гражданства. Иностранцы с национальными паспортами также обеспечиваются соответствующими документами. Эти иностранные граждане обязательно должны пройти здесь постоянную регистрацию".
Начальник службы сообщил, что отдел структуры по вопросам гражданства занимается вопросом предоставления азербайджанского гражданства лицам, не имеющим гражданства. Те, кто имеет постоянную регистрацию в Азербайджане, но не имеет гражданства, в течение 5 лет может обратиться в этот отдел. После соответствующего процесса документации представленные документы направляются в комиссию по вопросам гражданства при аппарате президента. Решение вопроса предоставления гражданства данному лицу входит в полномочия комиссии. Отдел же по контролю над иммиграцией занимается разоблачением и депортацией, граждан проживающих в стране без регистрации. Отдел задерживает их, определяет место поселения, после проверки депортирует. Отметив, что структура тесно сотрудничает с международными организациями, Хадыев сообщил, что Азербайджан имеет юридическое соглашение со странами СНГ. Миграционная служба ведет переписку с соответствующими структурами стран СНГ. Существуют связи с европейскими странами и Турцией: "В случае, когда в Азербайджан прибывают представители стран, не имеющие связи с Азербайджаном, возникает проблема, которая возникает из-за отсутствия в Азербайджане посольства данной страны".
По словам Шовги Хадыева, трудоспособные иностранные и не имеющие гражданства лица, достигшие 18 лет, для эмиграции в Азербайджан могут обратиться в МС: "Мы проводим соответствующую проверку. Разбираются представленные этими лицами документы, проводится экспертиза. Эти лица должны также пройти собеседование. Эмигрирующие в Азербайджан лица обязательно должны представить документ о состоянии здоровья. В документе должно быть указано, что данное лицо не инфицировано СПИДом, у него нет других инфекционных, психических заболеваний, нет туберкулеза. Проверки в связи с состоянием здоровья проводятся и здесь. Обратившееся в МС лицо в течение 6 месяцев должно получить ответ. В ответе также должно содержаться обоснование принятия или не принятия обращения этого лица".
Кстати говоря, как сообщает АПА со ссылкой на того же Шовги Хадыева, с того момента, как МС МВД приступила к своей работе, на территории Азербайджана задержано 238 незаконных мигрантов: 97 из них депортированы, а 102 человека зарегистрированы после штрафа. В настоящее время в Центре расследований МС находятся 19 иностранных граждан, 4 из них - граждане Пакистана, 2 - Ирана, 1 - Индии, 5 - Бангладеш, 1 - Грузии, 3 - Нигерии, 1 - Узбекистана, 1 - Туниса, 1 - Вьетнама. "Гражданин Вьетнама поступил в центр из исправительного учреждения Министерства юстиции. Он был наказан за совершение преступления, и на данный момент отбыл срок наказания. Теперь его необходимо депортировать. Однако серьезные проблемы создает то, что у него отсутствуют документы. Мы обратились в посольства Вьетнама в России и Турции, чтобы там подготовили соответствующие документы. После того как документы будут получены, отправят в свою страну", - указал Шовги Хадыев.
В целом же, по его словам, наибольшую часть незаконно прибывающих в Азербайджан мигрантов составляют граждане Пакистана. На данный момент число задержанных пакистанцев составляет 73 человека. Кроме того, задержано 37 граждан Ирана, 31 гражданин Индии, 17 граждан Бангладеш.
Между тем, как уверены отечественные эксперты в области миграции, все те проблемы, которые сегодня возникают у МС, позволит решить именно введение системы миграционных карт. В частности, как сообщил "Эхо" глава Центра правовой помощи мигрантам (ЦППМ) Алиовсат Алиев, в принципе, миграционные карты в Азербайджане должны были появиться еще 10 лет назад, когда в январе 1997 года в силу вступил закон "О месте жительства и регистрации". "В рамках этого закона в Азербайджане должны были использовать миграционные карты, цель которых - осуществление контроля за иностранцами, въезжающими на территорию страны", - указал эксперт.
В частности, по его словам, согласно нормативному документу, на каждого гражданина иностранного государства, который приезжает в Азербайджан, должна заполняться миграционная карта. Этот документ состоит из трех частей, в каждой из которых содержится информация о приезжем. Первая часть карты остается у пограничной службы, а две другие передаются иностранцу, одну из которых он оставляет в правоохранительных органах при прохождении регистрации на месте пребывания. Третья часть миграционного документа остается у иностранца и должна быть при нем в течение всего времени пребывания на территории Азербайджана. При выезде из страны он передает ее тем же пограничникам, объяснил Алиовсат Алиев. Таким образом, по его словам, государству удается вести точный контроль над миграционными потоками в стране, родом их деятельности и т.д.
Однако, как подчеркнул эксперт, несмотря на принятие соответствующего закона, в Азербайджане до сих пор не используется практика миграционных карт. "ЦППМ много раз обращался в правительственные структуры с предложениями по введению системы миграционных карт, однако результата по-прежнему нет", - добавил Алиовсат Алиев.
В свою очередь глава Национального миграционного ресурсного центра (НМРЦ) Азер Аллахверанов считает, что внедрение в Азербайджане системы миграционных карт поможет решить проблемы миграционных процессов и установить точное число людей, временно пребывающих на территории нашей страны. По словам Аллахверанова, многие государства, в которых управление миграционными процессами не было поставлено на должный уровень, воспользовались подобной системой и в короткий срок добились хороших результатов.
"Например, система миграционных карт применяется в России, Молдове, Беларуси и других странах. В Азербайджане этого пока нет, но рано или поздно нам придется обратиться к миграционным картам. Дело в том, что каждое государство заинтересовано не только в создании нормальных условий для миграции, но и в том, чтобы иметь соответствующую информацию о мигрантах, которые въезжают в страну", - подчеркнул глава НМРЦ.
При этом он привел в пример Россию, где эта система позволила создать единую информационную базу о мигрантах и установить их точное количество. То есть, как полагает эксперт, использование миграционных документов в нашей стране позволит как минимум создать постоянно обновляющуюся информационную базу, на основе которой точно можно будет сказать, сколько мигрантов находится на территории Азербайджана. Больше того, даст возможность знать, где они зарегистрированы, чем они заняты, какова цель их пребывания в стране и т.д. "Это важно для Азербайджана, поскольку сегодня неофициальные источники сообщают о том, что в нашей стране проживают около 50-60 тысяч мигрантов", - добавил Азер Аллахверанов.
Кроме этого, как указал эксперт, миграционная карта позволит разработать конкретную стратегию по решению проблем мигрантов в Азербайджане.
А вот депутат Милли меджлиса, заместитель председателя постоянной парламентской комиссии по обороне и безопасности, член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде в беседе с "Эхо" заявил, что в случае если в Азербайджане действительно существует закон, который предполагает применение системы миграционных карт, в ближайшее время он будет исполнен. "Миграционная служба приступила к работе недавно и, я думаю, скорее всего, сейчас ведется подготовка к внедрению новых миграционных правил", - предположил народный избранник.
Аналогичное мнение высказал другой депутат ММ, член постоянной парламентской комиссии по правовой политике и государственному строительству Сабир Гаджиев. По его словам, если есть закон, который предусматривает появление миграционных карт, то он не подлежит обсуждению.

Р. МАНАФЛЫ, Н. АЛИЕВ. «Эхо», 23 декабря 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.