… об алкогольной смертности и алкогольных суррогатах
Средство для зачистки
Рассказы родственников о жизненном пути ижевских алкоголиков — мрачное чтение: «Раньше, когда деньги были, пил водку. Больше года назад начал пить суррогаты. Как работать перестал — пил “Боярышник” и “Трою”. Когда ходить перестал, мы ему сами покупали, так как ему надо: он кричит не переставая. Мы разводили посильнее (пузырек на 1–1,5 л) и оставляли рядом с постелью... хватало на день». Команда ученых из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, Института демографических исследований Общества Макса Планка и трех российских институтов выбрала для своего исследования Удмуртию за ее типичность: кривая смертности взрослых за последние 40 лет там совпадает со среднероссийской. Из тысяч анкет и интервью с родственниками мужчин трудоспособного возраста, умерших в 2003–2005 годах, сложилась общая картина, в которой центральное место занимает нынешний герой СМИ — суррогатный алкоголь. «Не предназначенный для употребления внутрь», — уточняет один из авторов, Владимир Школьников.
Последняя волна отравлений неизвестным химикатом может оказаться только мелким всплеском на кривой алкогольной смертности. Исследователи с удивлением обнаружили, что суррогатный алкоголь, от которого умирали в Ижевске в 2003–2005 годах, «практически не содержит токсичных примесей». Вот, например, популярный напиток: «Душистая вода “Береза-Ясон”». Концентрация этанола—95,27%, токсичные примеси не обнаружены. Объем — 240 мл, розничная цена — 15 рублей. «Главная опасность суррогатов в том, что это источник очень дешевого и очень крепкого алкоголя», — подчеркивает Школьников. Отсюда вывод: если вытеснить суррогаты «доступной качественной водкой», за что ратует Национальный союз участников алкогольного рынка, картина не изменится.
По данным исследователей, опасно злоупотребляют алкоголем 15% мужчин Ижевска в возрасте 25–54 лет, у 11% бывают запои. Суррогаты пьют 7% обследованных, причем потребление суррогатов 5 раз в неделю увеличивает риск смерти в этой группе в 10 раз по сравнению с «нормально пьющими».
По оценке Школьникова, из-за злоупотребления алкоголем в Ижевске умирают 1500 мужчин трудоспособного возраста в год. Если распространить эту оценку на всю Россию, получится 170000 потенциально предотвратимых смертей. «И это только мужчины в одной возрастной группе, без пенсионеров», — подчеркивает ученый. В Челябинской области, сильно пострадавшей от недавних «суррогатных отравлений», с диагнозом «токсический гепатит» госпитализировали почти 900 человек, 34 скончались. Если применить к Челябинской области ижевскую оценку алкогольной смертности, получается около 8000 человек в год. Иными словами, нынешний всплеск отравлений лишь вершина айсберга. «Небольшое снижение алкогольной смертности началось в 2003–2004 годах, продолжилось в 2005-м и в первые девять месяцев 2006 года», — отмечает Александр Немцов, руководитель отдела Московского НИИ психиатрии, автор работ «Алкогольный урон регионов России» и «Алкогольная смертность в России». Нынешнее освещение токсического гепатита в прессе он считает «большой РR-акцией, которая должна подготовить народ к монополии». Сам он к идее относится скептически: «Настораживает, что при обсуждении монополии никто не обращает внимания на коррупцию, на которой держится подпольное производство».
Вещество, которое укладывает тысячи россиян в больницы с диагнозом «токсический гепатит», до сих пор неизвестно. Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин думает, что это полигексаметиленгуанидин гидрохлорид, который есть в антисептиках. Например, в «Экстрасепте-1» его 0,11%, а этилового спирта—75%. Вот только смертельная доза этого химиката составляет 40–80 г. Даже отпетый алкоголик вряд ли способен выпить 36 л антисептика зараз.
Суррогатный алкоголь ускоряет последний виток «алкогольной карьеры», которая, по результатам ижевского исследования, складывается двумя типичными способами. В кризисном варианте нормальную жизнь человека — семья, дети, хорошая работа — резко меняет какое-то событие: ДТП, конфликт на работе, сокращение штатов. Второй тип — избегающая биография: мужчина с самого начала трудовой карьеры выбирает себе места, где можно меньше работать и есть возможность выпивать. Для обоих случаев характерно, что у людей отсутствуют интерес к материальному накоплению и социальные амбиции. Пропаганда протестантской трудовой этики точно не повредит.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)