По масштабам иммиграции Россия занимает второе место в мире после США
В отношении грузин сработал синдром Кондопоги - синдром накопившихся у коренного населения обид вспышку активности правоохранительных органов в борьбе с нелегалами в интервью "MН" комментирует заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин.
- Вячеслав Александрович, с одной стороны, ФМС призвана обеспечивать приток в Россию рабочей силы из зарубежья, с другой стороны, мы видим ужесточение политики в отношении мигрантов, особенно грузин. Не отпугнете ли вы тем самым желающих приехать в страну на постоянное место жительства?
- Иммиграция - это явление, которое имеет две четко выраженные стороны: позитивную и негативную. Демографический кризис заставляет нас привлекать в страну иностранную рабочую силу, но при этом и отсекать нелегальную миграцию.
- Принятое в сентябре решение открыть в 11 странах ближнего зарубежья представительства ФМС, надо полагать, вписывается в обнародованный президентом РФ курс на увеличение населения страны...
- Эти представительства ФМС на постсоветском пространстве открываются в соответствии с принятой программой добровольного переселения соотечественников. У нас уже функционируют пять представительств - в Латвии, Армении, Таджикистане, Киргизии и Туркмении.
- Речь идет о привлечении в Россию прежде всего граждан русской национальности?
- Да, самая многочисленная категория потенциальных переселенцев - это этнические русские, которые остались проживать в республиках бывшего СССР. Не секрет, что многие из них чувствуют себя там недостаточно комфортно. Причем создание моноэтнических республик мы наблюдаем не только в ближнем зарубежье, но и на территории РФ. В Ингушетии и Чечне, например. Сейчас эти республики испытывают большие кадровые проблемы. И Ингушетия уже приняла свою программу по возвращению в республику русскоязычного населения. Это лишний раз подтверждает, что русская нация остается важным компонентом для нормального функционирования экономики, государственного аппарата и поддержания стабильного положения в национальных республиках России и в странах ближнего зарубежья. Поэтому, как только мы обнародовали свою программу, заволновались некоторые соседние государства - в частности, Украина и Казахстан. Они понимают, что потеря этнических россиян может их значительно ослабить - и экономически, и интеллектуально.
- Если республики СНГ начинают понимать проблему оттока русских, не будут ли они чинить препятствий открытию представительств ФМС?
- Некоторые республики, конечно, будут. Уже сейчас те же Украина и Казахстан проводят контрпропагандистские мероприятия. Программа добровольного переселения сама по себе посодействовала улучшению отношения к русским в ближнем зарубежье.
- Но Латвия, надо полагать, аплодирует этой программе?
- В общем, да. Хотя официальная Рига относится к этой программе скептически.
- Действительно, уровень жизни в странах Балтии выше, чем в России, а человек ищет, где ему комфортнее.
- Вот именно - комфортнее. Для одних это понятие базируется на материальном достатке, для других - на социальном статусе, положении в обществе. Для многих унизительно чувствовать себя людьми второго сорта. Поэтому и мотивация поведения у соотечественников разная.
- Известный специалист в области национальных отношений Валерий Тишков считает, что России полезнее приглашать на постоянное место жительства в страну не столько этнических русских, сколько специалистов других национальностей, поскольку русские в республиках СНГ интегрированы в высшие управленческие структуры и являются связующим гуманитарным мостом между нашими странами. Забрать этих людей - значит ослабить позиции России в странах СНГ. Но, насколько я понимаю, у ФМС подход к русским и нерусским будет разный?
- Конечно, разный. Для соотечественников предусмотрена упрощенная процедура натурализации, а для всех остальных иммигрантов порядок определен законом о гражданстве РФ. В человеческих судьбах много коллизий, остается довольно большая категория россиян, которая в силу разных причин оказалась за пределами границ РФ, и помочь в первую очередь именно им - наш долг.
- Мне не раз встречались семейные пары, в которых один из супругов, имея русского мужа или жену, годами не может получить российское гражданство. Почему даже в этом случае процедура столь зарегламентирована?
- Брак с гражданином РФ дает определенные преференции для получения гражданства. Но люди зачастую не хотят собирать необходимые документы по месту прошлого проживания, за границей.
- Сколько же примерно нужно собрать документов?
- Порядка 15. И многие люди в короткий срок по запросам получают эти документы. А некоторым хотелось бы просто написать заявление и получить гражданство. Но такого нет ни в одной стране. В некоторых странах в случае замужества или женитьбы нужно ждать получения гражданства в течение 5 лет.
Это очень щепетильный вопрос. Ведь регистрируется немало фиктивных браков. Есть черствые работники миграционных служб на местах. Не исключаю случаев коррупции, вымогательства. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
Нас многие упрекают в том, что мы предоставляем российское гражданство целым республикам. То есть сторонников и оппонентов у нас примерно поровну: одни уверены, что процедура чрезвычайно забюрократизирована, и ровно столько же людей считают, что принятая практика не защищает интересы коренного населения.
- Это кто же так считает?
- Я только что выступал на радио, и слушатели по телефону говорили о том, что пора ужесточить правила предоставления гражданства. Недовольные всегда будут.
- Как вы отнеслись к недавней кампании, когда руководители отделов внутренних дел направляли директорам средних школ циркуляры с предписанием сообщать информацию о родителях учащихся грузинской национальности?
- Нас этот вопрос чрезвычайно заинтересовал. И мы получили официальное разъяснение начальника ГУВД Москвы Пронина о том, что ни он, ни его заместители подобных указаний не давали. Это было излишнее рвение исключительно работников низового звена.
Мне кажется, что в этой ситуации концентрированно проступило отношение нашего населения к выходцам с Кавказа вообще. Сработал синдром Кондопоги - синдром накопившихся у коренного населения обид, которые выплеснулись на грузин. Да, они не торгуют на рынках, занятых в основном азербайджанцами, китайцами и вьетнамцами. У этих нелегалов другая "специализация" - бар-сеточники и квартирные воры. При этом уровень преступности среди приезжих грузин очень высок: на 1000 преступлений или административных нарушений, совершаемых иммигрантами, примерно 100 приходится на грузин и лишь одно преступление - на казахов. Вот и сравните. Или другой пример. Из въехавших в прошлом году в Россию 239 тысяч грузин легально работали только 5 тысяч человек, то есть меньше одного процента.
Жаль, что сейчас "под раздачу" попадают и добропорядочные граждане, что страдают простые люди. Острота проблемы спадет, когда руководство Грузии займет взвешенную политическую позицию.
- Не видите ли вы за официальными заявлениями о защите интересов коренного населения опасности разжигания национализма и ксенофобии?
- Я смотрю на ситуацию по-другому. Главная задача и руководства страны, и нашей службы - прежде всего защищать интересы собственного населения.
По нашим подсчетам, 20 процентов трудовых ресурсов России сегодня составляют иммигранты. В стране есть целые сектора экономики, где работают исключительно мигранты. В Москве это ЖКХ, дорожное строительство, просто строительство. В целом по стране доля мигрантов в строительстве составляет 40 процентов.
- Разве это плохо? Ведь коренное население не идет работать на стройки.
- Это нормально. К тому же мир далеко шагнул в области строительных технологий, и у нас нет специалистов по возведению, скажем, супервысотных зданий, которые по всему свету строят турки, китайцы, южные корейцы - есть такое международное разделение труда.
Другое дело - оптовая и розничная торговля, в которой по России доля мигрантов составляет 30 процентов. Монополизация рынков определенной нацией фактически выводит их из-под государственного контроля, в результате растут цены, страдает население.
Защита внутреннего рынка труда объективно необходима. Страны Запада жестко пресекают попытки зарубежных фирм занять место отечественных подрядчиков. В этом смысле Россия - наиболее открытая страна, у которой сохраняется безвизовый обмен с большинством стран СНГ. И нам по примеру Запада необходимо создавать систему управления миграционными потоками.
- То есть строить торговцев колоннами и депортировать, как это делает милиция сегодня?
- Да, это болезненная для нас тема. Мы постоянно говорим о том, что нам нужно менять отношение к людям. ФМС была воссоздана в системе МВД, а у милиции - полицейская "заточка": не пускать, не разрешать, наказывать, сажать. У ФМС же главная направленность деятельности - социально-экономическая с гуманитарным оттенком, потому что миграция должна служить стране, повышению благосостояния собственного народа, как ни громко это звучит.
- Так не назрела ли ситуация для разделения функций МВД и ФМС?
- Может, и назрела, но у ФМС нет оперативно-розыскных подразделений для выявления нелегальных мигрантов. Нет достаточного количества квалифицированных специалистов по делам миграции: большинство наших сотрудников - это бывшие овировцы, сотрудники МВД. Из 30 тысяч сотрудников ФМС по стране всего 2,5 тысячи составляют профессионалы. Это крайне мало для такой страны, как Россия: мы по масштабам миграции занимаем второе место в мире после Америки, которая тратит миллиарды долларов на борьбу с нелегальной миграцией, в том числе на совершенствование работы спецслужб. В мире не существует универсального способа гармонизировать защиту интересов коренного населения и соблюдение прав человека. Проблемы здесь будут всегда.
В Центральном федеральном округе в 2005 г. основными поставщиками рабочей силы были следующие страны: Туркмения, Молдавия, Грузия, Украина, Армения.
В Уральском федеральном округе более трети (37,2 процента) легальных трудовых мигрантов составляли граждане Республики Казахстан, 36,8 процента - Республики Таджикистан, 22 процента - Республики Украина.
В Дальневосточном федеральном трудовая миграция была представлена гражданами КНДР, Китая, США, Великобритании и Северной Ирландии, республик Киргизия, Армения и Грузия.
Менее всего труд иностранных работников был востребован в Приволжском и Южном федеральных округах. (Мониторинг легальной внешней трудовой миграции за 2004-2005 годы ФМС России)
Тамара ЗАМЯТИНА. «Московские новости», 20 октября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)