… о политике интеграции
иммигрантов в Великобритании
Британским подросткам-мусульманам объяснят, с
чего начинается Родина
В средних школах Великобритании вводят уроки граждановедения
Министерство образования Великобритании, похоже, решило
всерьез взяться за патриотическое воспитание юных британцев. На
протяжении шести месяцев в средних школах страны будет проходить
эксперимент, суть которого в следующем. В школьной программе, рассчитанной
на учеников от 11 до 16 лет, появляется обязательный предмет по
основам гражданства.
По замыслу министра образования Великобритании Билла Раммела, новая
дисциплина повысит гражданское самосознание подростков, объяснит
им важность демократии и свободы слова, а также позволит подросткам-мусульманам
независимо от того, откуда они приехали и какой опыт имеют за плечами,
глубже интегрироваться в британское общество. "Я глубоко верю
в то, что наше общество является многообразным, включающим в себя
различные культуры, и именно этот факт дает нам колоссальную силу
и богатство, - заявил министр образования Билл Раммел в интервью
британской газете The Guardian. - Но я думаю, что также очень важно
признать, что есть некоторые ключевые ценности, которые едины для
всех нас". К таковым чиновник отнес, в частности, свободу слова,
равенство и демократию.
В правительстве не скрывают, что введение новой школьной дисциплины
стало следствием прошлогодних терактов в Лондоне: тогда в результате
масштабного расследования британской полицией было установлено,
что все взрывы, унесшие 52 жизни, явились делом рук британцев мусульманского
происхождения. Теперь в правительстве рассчитывают на то, что уроки
по основам гражданства помогут привить подросткам, в том числе и
мусульманам, гордость и уважение к своей родине - Великобритании.
Между тем британские мусульмане не перестают говорить о том, что
чувствуют себя в стране весьма неуютно, гораздо хуже, чем живущие
здесь сикхи или индусы. Так, лишь половина английских мусульман
в возрасте до 25 лет имеют работу на полную ставку. Впрочем, Раммел,
выступая перед мусульманскими студентами, намекнул им, что не стоит
питать особых иллюзий. "Некоторые из ваших требований, которые
были выдвинуты правительству, являются нереалистичными, и я думаю,
что необходимо публично обсудить и прояснить, какие идеи выглядят
разумно, а какие - нет", - заявил он.
Между тем в соседней Франции, где проблема интегрирования французских
мусульман в общество также весьма актуальна, в начальной школе уже
четвертый год существует предмет под названием "гражданское
воспитание". Впрочем, беспорядки, всколыхнувшие минувшей осенью
всю страну, наводят на мысль, что эти уроки не очень эффективны.
"Конечно, "гражданское воспитание" вреда не принесет,
но я не думаю, что от него может быть большая польза для воспитания
арабских подростков, - сказал "Газете" французский бизнесмен,
работающий в Москве, Пьер Риваж. - Проблема в том, что эти ребята
с рождения чувствуют себя частью мусульманской культуры, это у них
в крови, и сколько им не будут объяснять, как надо любить Францию,
которая их содержит, они будут делать то, что принято в их семье.
Например, в школе их учат тому, что во французском обществе принято
иметь одну жену и при этом ее не бить. И вот молодой араб приходит
домой, а родители ему говорят: "Твоя религия позволяет тебе
многоженство и воспитание жены при помощи силы". Поэтому, в
некотором смысле, разговор учителя по основам гражданства и ученика-араба
выглядит, как беседа глухонемых".