|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
Только хорошие новости
Год назад в рубрике "Социально-демографическая
политика в документах и комментариях" мы писали о небольших,
но приятных новостях, подаренных нам началом 2005 года.
После трех лет застоя в области семейной
политики была наконец-то увеличена поддержка семей с детьми.
Напомню то, что тогда послужило информационным поводом для оживления
рубрики после длительного перерыва: с 1 января 2005 года единовременное
пособие при рождении ребенка было увеличено с 4500 до 6000
рублей (на 1/3); был вдвое увеличен размер стандартного налогового
вычета на детей (с 300 до 600 рублей), увеличена - и тоже
в два раза - предельная сумма дохода, до достижения которой
действует право на данный вычет (с 20 тыс. до 40 тыс. рублей);
был установлен новый максимальный размер пособия по беременности
и родам в сумме 12480 руб. за полный календарный месяц (прежний
- 11700 руб.).
Была новость и не столь приятная - с 2005 года был отменен единый
порядок назначения (и размер) ежемесячных пособий на детей,
было прекращено финансирование расходов на выплату из федерального
бюджета (Фонда компенсаций). В соответствии с Федеральным законом
№122-ФЗ от 22 августа 2004 года с 1 января 2005 года каждый
субъект РФ стал выплачивать пособие в размерах и на условиях,
определяемых собственными правовыми нормами, а статья 16 Федерального
закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей")
в новой редакции стала звучать так: "Размер, порядок назначения
и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами
и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ".
После апрельских (2005 года) демографических тезисов,
содержащихся в Президентском Послании Федеральному собранию, наблюдалась
периодическая активность отдельных партий и депутатов, раз за разом
озвучивавших свое видение путей улучшения демографической ситуации,
не очень-то обременяя себя доведением своих фантазий до уровня серьезных
законодательных инициатив. Как и прежде, такие инициативы и предложения
не часто доживали до первого чтения из-за отрицательных отзывов,
собираемых в ходе их согласования с правительственными структурами.
Как и прежде активность в демографической сфере обострялась
предвыборными ситуациями. Характерный пример - Москва, где одна
из партий, набравшая весьма скромный процент и в Мосгордуму не попавшая,
запомнилась своими листовками, обращенными к избирателям, с предложениями
класть каждому ребенку на счет при рождении 10 тыс. "зеленых
американских рублей". Когда лидера партии спросили (сам видел
сюжет по ТВ), откуда брать такие деньги и прилично ли завлекать
москвичей долларами - лидер ответил, что это недосмотр товарищей
по партии, что конечно в рублях надо было писать (!).
От партий, депутатов и губернаторов не отставали и иные
общественные фигуры и организации, предлагающие свои оригинальные
меры преодоления демографического кризиса и увеличения населения
России (см., например, Демографическую доктрину).
На самом деле, из всего, что попадалось на глаза в прошедшем
2005 году, самое приличное - это раздел Президентского Послания
2005 года, в котором речь шла о демографии. Повторю лишь главное:
... Глубоко убежден, что успех нашей политики во
всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических
проблем.
Мы не можем мириться с тем, что российские женщины живут
почти на десять, а мужчины - на 16 лет меньше, чем в странах Западной
Европы.
Между тем многие из ныне существующих причин смертности
не только устранимы, но даже не требуют особых затрат. …
…Еще одна общенациональная проблема - это низкая
рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного
ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства,
создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей.
…
…Рост (рост - ? - видимо, оговорка спичрайтеров) численности
населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной
политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицированных легальных
трудовых ресурсов. … В конечном итоге каждый легальный иммигрант
должен получить возможность стать гражданином России.
Нельзя откладывать решение таких проблем. Меры по созданию
условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и
упорядочению миграции, должны реализовываться одновременно.
Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно
стабилизировать численность российского населения. (Источник:
http://president.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml#).
Попытки продвигать сказанное, переводя их в ранг конкретных
задач, на наш взгляд, не вполне соответствовали замыслу.
Несомненная польза Президентского послания, пожалуй,
в том, что в недрах Минздравсоцразвития началась работа по уточнению
"Концепции демографического развития РФ на период до 2015 г."
(образца 2001 г.) и по подготовке плана конкретной деятельности
по ее реализации. Результаты этой работы ожидаются совсем скоро.
Конец 2005 года ознаменовался подписанием Президентом
сразу нескольких Законов, заслуживающих упоминания и комментария
в нашей рубрике. В результате:
- во-первых, с 1 января 2006 года единовременное пособие
при рождении ребенка увеличено с 6000 до 8000 рублей;
- во-вторых, увеличено пособие по уходу за ребенком до достижения
им полутора лет с 500 до 700 рублей;
- в-третьих, с 1 января 2006 года установлен новый максимальный
размер пособия по беременности и родам в сумме 15000 руб.
за полный календарный месяц (в 2005 г. было 12480 руб.);
- в-четвертых, впервые в нашей практике вводятся так называемые
"родовые сертификаты" для оплаты государственным
медицинским учреждениям услуг в области деторождения.
- К этим федеральным новостям можно добавить региональные:
в Москве ежемесячное пособие на ребенка в 2006 году увеличено
с 70 до 150 рублей. Есть изменения в размерах и видах пособий
и в ряде регионов России.
|