… о мусульманах в Европе
|
Исламисты взрывают Европу изнутри
|
Неослабевающие миграционные потоки из регионов с высокой
рождаемостью свидетельствуют о том, что с каждым годом Европа будет
становиться все более мусульманской. Рождаемость среди мусульман
в три раза выше, чем у представителей других религий. Ислам сегодня
является второй по численности религией в Западной Европе. Таким
образом, традиционно христианская Европа стоит перед вызовом исламизации,
более интенсивной, чем в любом другом регионе мира. Это приводит
к нарастанию исламофобии и национализма во многих европейских странах.
В результате демографического взрыва в странах "исламского
мира" наблюдается усиливающаяся миграция в более благополучные
в социально-экономическом отношении регионы, прежде всего, в США
и страны Западной Европы. Благодаря этому, а также продолжающемуся
расширению Евросоюза, ислам неуклонно превращается в самую динамичную
и активную религию в Европе.
Согласно опубликованным данным, в 2003 году число мусульман в Европе
составляло несколько десятков миллионов человек. Из них во Франции
проживало 5,98 млн. человек, в Великобритании - 1,48 млн., в Голландии
- 870 тысяч, в Бельгии - 370 тысяч, в Австрии - 180 тысяч, в Греции
- 170 тысяч, в Дании - 160 тысяч, в Португалии и Норвегии - по 50
тысяч, в Польше - 40 тысяч, в Словении - 30 тысяч, в Чехии - 20
тысяч, в Латвии, Финляндии и Эстонии - по 10 тысяч. По данным Федерального
ведомства по охране конституции за 2003 год, в Германии, население
которой на тот момент составляло 82 миллиона человек, проживало
3,2 миллиона мусульман.
Только за десятилетие, с 1989 по 1999 год численность мусульман
в Европе выросла на 142,35%. Особенно активный рост мусульманского
населения наблюдается в Австрии, Голландии, Дании, Норвегии и Швеции,
отличающихся наиболее высокой терпимостью, развитыми социальными
структурами и либеральным отношением к меньшинствам.
Неослабевающие миграционные потоки из регионов с высокой рождаемостью
(Ближний и Средний Восток, Северная Африка) свидетельствуют о том,
что с каждым годом Европа будет становиться все более мусульманской.
Рождаемость среди мусульман в три раза выше, чем у представителей
других религий. На данный момент уже 20% детей и молодых людей в
Европе - выходцы из мусульманских семей. В результате исламские
общности в Европе, в целом, намного моложе всех прочих. Например,
одна треть мусульман во Франции - моложе 20 лет, в то время как
число коренного населения этого возраста составляет только 21%.
Таким образом, традиционно христианская Европа стоит перед вызовом
исламизации, более интенсивной, чем в любом другом регионе мира.
Ислам сегодня является второй по численности религией в Западной
Европе. Это приводит к нарастанию исламофобии и национализма во
многих европейских странах. Последнее, в свою очередь, усиливает
процессы самоидентификации мусульман, проживающих в разных общинах,
где бедность и уровень безработицы очень высоки.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в Европе мусульмане не являются
однородной общиной. В европейских странах проживают различные этнические
группы мусульман. В таких державах как Великобритания и Франция
- это, как правило, население бывших колоний.
Несмотря на этническую, экономическую, социальную и политическую
разобщенность мусульман в Европе, они ощущают принадлежность к единой
общности благодаря характерным для современного ислама процессам
интеграции. Ситуация, сложившаяся после 11 сентября 2001 года, только
способствовала политизации и радикализации мусульманского движения
в Европе, что облегчило процесс создания на этой базе многонациональных
террористических ячеек. Именно поэтому такие организации как "Аль-Каида"
имеют ярко выраженный интернациональный состав, включая саудовцев,
марокканцев, пакистанцев, алжирцев, тунисцев, палестинцев, сирийцев
и т.д.
Глобализация, в принципе, везде приводит не к исчезновению, а к
новому расцвету локальных идентичностей, культур, общностей, к нарастающей
фрагментации и плюрализации общества. В Европе общности, казалось
бы интегрированные в национальные государства, сегодня все больше
отстаивают свою обособленность и автономию. Принцип "плавильного
котла", где разные расы, этносы, языковые группы исчезают и
появляется некая интегрирующая их идентичность, сегодня не работает
ни в США, ни в Западной Европе.
Прибывшие в западные страны мусульмане, как оказалось, живут по
законам своей культурной идентичности, а не по законам общеевропейского
гражданского общества. Потому что культурная и религиозная идентичность
намного серьезней, фундаментальней и глубже, чем нормативы и коды
гражданского общества. Европейское право, основанное на игнорировании
этой идентичности, сейчас фактически рушится. Это можно объяснить
тем, что скопилась критическая масса приезжих из других стран, которые
никак не интегрируются в европейское общество, или интегрируются,
но очень поверхностно. Сохраняя свою культурную идентичность, они
создают анклавы самобытного существования, в рамках которых игнорируются
все неформальные социальные императивы принимающих государств и
обществ.
Европейский опыт показывает, что принимающее государство в состоянии
интегрировать и даже ассимилировать прибывающих в страну мигрантов,
если их общая численность не превышает 10% от общего числа жителей
данного региона. Кроме этого, должен быть преодолен и анклавный
образ жизни иммигрантов, который становятся барьером на пути их
интеграции в местное общество.
Кроме того, глобальные коммуникации, дающие мусульманам доступ к
информации о том, что происходит в других частях мира, укрепляет
у представителей этой религии ощущение принадлежности к единой исламской
общности. В этой связи некоторые исследователи говорят о "дистанционном
исламизме" мусульманской диаспоры во многих странах мира.
В Европе чаще всего говорят о трех поколениях проживающих здесь
мусульман. Первое прибыло сюда в 60-е годы ХХ века, главным образом,
по каналам экономической миграции (их средний возраст сегодня составляет
порядка 60 лет). Второе поколение - их дети, прибывшие в малолетнем
возрасте или даже родившиеся и выросшие в разных европейских странах
(им сегодня 30-40 лет). Третье поколение - внуки первых мигрантов,
рожденные, выросшие, получившие образование в Европе, являющиеся
гражданами европейских государств. Исследования отмечают, что интеграция
второго, и особенно третьего поколения мусульман, в европейские
сообщества протекают значительно сложнее, чем первого. Молодежь
склонна к усвоению радикальных идей, нередко конфликтует с местным
населением, отвергает европейские ценности. Многие из них идентифицируют
себя в качестве членов всемирной исламской Уммы. Такие настроения
характерны для молодых мусульман практически во всех европейских
странах.
По данным западноевропейских ученых, в результате миграций треть
мусульман в мире живет в виде меньшинств, большая часть из них -
в западных государствах. Оторванные от своей исторической родины,
они стремятся защитить свою идентичность путем противопоставления
"мы" - "они".
Большинство мусульман, принявших 11 сентября 2001 года участие в
террористических атаках на ряд объектов в США - это эмигранты или
прибывшие в Америку арабы, прожившие немало лет в европейских странах.
Их мировоззрение формировалось именно в Европе, где, несомненно,
имеются условия для распространения идей радикального исламизма,
отрицающего ценности западных обществ.
Большинство обвиняемых в совершении терактов 11 марта 2004 года
в Мадриде - молодые мусульмане, являющиеся далеко не первым поколением
иммигрантов. По данным, полученным в ходе следствия, было установлено,
что эта группировка не была напрямую связана с "Аль-Каидой"
или какой-либо иной международной террористической сетью, хотя ее
члены заявляли о том, что являются последователями "Аль-Каиды".
В состав группы входили жители Мадрида, проживающие в нем на законном
основании, большей частью марокканского происхождения, которые постепенно
прониклись радикальной идеологией международного джихада, в основном
пользуясь информацией, содержащейся на радикальных веб-сайтах. Свои
операции они финансировали за счет таких уголовных преступлений,
как воровство и торговля наркотиками.
Лондонские теракты 7 июля 2005 года также были осуществлены молодыми
мусульманами, родившимися в Великобритании и являющимися британскими
гражданами.
Более того, в период с сентября 2001 года до начала 2003 года в
европейских странах арестовано в двадцать раз больше подозреваемых
в терроризме, чем в США. При этом большинство из них - молодые люди,
представители среднего класса, пережившие "культурный шок"
в Европе. Они не смогли интегрироваться в европейские общества,
будучи отвергнуты их секуляризмом и материализмом, пережив личностный
кризис и найдя смысл и цель жизни в радикальной исламистской деятельности.
Таким образом, радикальные интерпретации ислама оказываются в определенном
смысле плодом специфических условий Запада, и особенно Западной
Европы. В силу ряда объективных и субъективных причин Европа превратилась
в своеобразный инкубатор террористических кадров из числа мусульманской
молодежи. Исследователи отмечают, что сегодня существует больше
возможностей для формирования исламского радикализма в предместьях
Парижа, Мюнхена, Лондона или Амстердама, а не в Карачи, Каире, Джакарте
или Джидде. Оторванная от своих корней космополитичная исламская
интеллигенция, чей язык преимущественно английский, а не арабский,
очень часто оказывается носителем радикальных идеологий.
Именно поэтому многие из радикальных интерпретаций ислама рождаются
в эмигрантских общностях на Западе, а не в исламских странах. Большинство
веб-сайтов в глобальной сети, пропагандировавших джихад, базировались
на Западе. Террористические акции в Пакистане и Иордании были организованы
соответственно шейхом Омаром Саидом, жившим в Лондоне, и Раидом
Хиязи, студентом из Калифорнии (США). Исламистская организация Хизб-ут-Тахрир
(партия исламского освобождения) распространила свое влияние в Центральной
Азии, Пакистане и на Ближнем Востоке, в то время как ее штаб-квартира
расположена в Лондоне.
Процесс глобализации создает дополнительные возможности для рекрутирования
в ряды "моджахедов" и обучения основам исламизма все новых
и новых отрядов мусульманской молодежи. Важная роль в этом процессе
отводится глобальной сети, которая обеспечивает соответствующее
"воспитание" молодых мусульман, без непосредственных личных
контактов с эмиссарами и вербовщиками террористических группировок,
которые могут оказаться под контролем служб безопасности. Безусловно,
видеообращения лидеров "Аль-Каиды" оказывают мощное идеологическое
и психологическое воздействие на потенциальных адептов радикального
исламизма.
Другие интернет-сайты учат будущих "воинов джихада" премудростям
террористического ремесла. Так, в течение нескольких месяцев до
террористических акций в Лондоне 7 июля 2005 года на разных исламистских
сайтах в Интернете демонстрировался 26-ти минутный фильм, где в
деталях объяснялось, каким образом изготовить "пояс шахида".
В Западной Европе открыто функционируют более 700 различных "центров",
партий и организаций радикальной направленности. "Аль-Каида"
располагает многими ячейками не только в странах Ближнего, Среднего
Востока, Северной Африки, но и Европы. Поэтому для подготовки и
проведения терактов в Европе ей вовсе не нужно отправлять туда исламистов
из стран мусульманского Востока, поскольку в Европе они располагают
своими сторонниками, натурализовавшимися там радикалами.
Разумеется, не все мусульмане - радикалы, а тем более, экстремисты
и террористы. Однако, по данным британских служб безопасности, приблизительно
один процент, или 16 тысяч британских мусульман являются носителями
террористической идеологии. Около 10 тысяч из них посещали различные
экстремистские "образовательные" учреждения. Французские
службы, в свою очередь, вывели формулу определения численности радикалов
в той или иной мусульманской общине. Согласно ей, практически в
любой исламской общности носителей фундаменталистской идеологии
насчитывается до пяти процентов. Из их числа примерно три процента
готовы к участию в терактах. Это означает, что во Франции проживают
примерно 300 тысяч фундаменталистов и порядка 9 тысяч потенциальных
террористов.
По данным Федерального ведомства по охране конституции, в Германии
число активистов исламистских организаций составляет около 30 тысяч
человек, то есть менее 1% общего числа немецких мусульман. По оценкам
других немецких аналитиков, в ФРГ, где проживает порядка двух миллионов
более секуляризованных, чем, например, арабы, турецких мусульман,
число готовых к насилию радикалов, тем не менее, достигает трех
тысяч человек.
Увеличение численности мусульманских общин в Европе, безусловно,
облегчает пропаганду исламистских идей под прикрытием т.н. "исламского
призыва". Проблема, вместе с тем, заключается и в том, что
"мирные" мусульмане зачастую симпатизируют радикалам и
даже оправдывают их разрушительную активность, что создает дополнительные
условия для распространения исламизма.
Игорь ДОБАЕВ. "Новая политика", 19
декабря 2005 года
|