… об интеграции мигрантов
в Санкт-Петербурге
|
В Багдаде все спокойно
|
Для каждого десятого школьника в Санкт-Петербурге русский
язык - не родной. Тем не менее, механизмы интеграции детей-мигрантов
в Петербурге практически не существуют.
Современная социальная теория считает показателем развитости общества
его открытость к восприятию новых явлений - от технических изобретений
до феминизма. С этой точки зрения хорошим тестом для современной
России (главным образом ее мегаполисов) может послужить приток объективно
востребованной рынком иностранной рабочей силы. Этот процесс обещает
внести серьезные коррективы в устройство базовых институтов нашего
общества. Этой статьей "Эксперт С-З" начинает серию публикаций
о проблемах адаптации мигрантов (и адаптации к мигрантам) в регионе.
Представления о масштабах миграции, сформированные у жителей Санкт-Петербурга
повседневным опытом и СМИ, носят характер абсолютно приблизительный.
К примеру, недавно информационное агентство "Росбалт",
со ссылкой на Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга,
удивило общественность цифрой: "50% первоклассников в Северной
столице сегодня - дети мигрантов" ("Росбалт", 17
октября 2005 года). В самом комитете информацию опровергли. Начальник
отдела модернизации образования комитета Леонид Илюшин так прокомментировал
данные агентства: "Эта цифра не только невероятна и неверна,
подобной оценки не может быть в принципе, поскольку учет количества
мигрантов в школе даже Комитетом по образованию не ведется".
По каким законам идет освоение Санкт-Петербурга тысячами приезжих,
корреспондент "Эксперта С-З" попытался выяснить с помощью
исследования положения детей-мигрантов в средних школах города.
Ведь для современного общества школа является одним из основных
лифтов социальной мобильности, одним из главных рычагов социального
контроля и, возможно, наиболее эффективным способом адаптации маргинализованных
по определению новых его членов. Наше исследование показало, что,
во-первых, для органов власти в регионе данная тема не актуальна
и, во-вторых, адаптация в
школах идет без эксцессов. Вот только пользоваться этим лифтом научатся
далеко не все дети мигрантов.
Нетривиальные вопросы
Выраженный рост трудовой миграции в Санкт-Петербурге начался с 1994
года и, как известно, прогрессирует. Однако учет количества трудовых
мигрантов в городе связан с большими трудностями в силу как неопределенности
понятия "мигрант" в целом (разделение понятий "мигрант"
и "трудовой мигрант" в значительной степени условно),
так и преобладания нелегального характера миграции.
Если исключить маятниковую миграцию в город из Ленобласти, в государственных
источниках информации мигрантами считаются лица, прибывшие на неопределенно
долгий срок на территорию города в текущем году. Поэтому, строго
говоря, утверждение, что в Петербурге проживает столько-то мигрантов,
не имеет смысла: считать ли мигрантами людей, приехавших в город,
скажем, 5 лет назад или 25?
И все же? не представляя общей численности мигрантов, невозможно
делать выводы о социальных изменениях, сопутствующих процессу. Поэтому
для освещения ситуации с детьми-мигрантами в школах города разумно
использовать два подхода к определению данной категории: юридический
(с точки зрения прав, например, при приеме на работу или при поступлении
в школу) и социальный - как реально функционируют законы, каковы
последствия их действия на практике. По свидетельству самих мигрантов,
наличие денежных ресурсов способно сглаживать юридические различия,
разрешая некоторые проблемы с помощью взяток. В частности, при устройстве
детей в школу.
Трудовой элемент
Стратегии поведения мигрантов, успешность интеграции их носителей
в общественную жизнь во многом определяются социально-культурными
характеристиками стран и регионов, из которых они приехали. Часть
мигрантов приезжает в город на заработки в одиночку, собираясь через
какое-то время вернуться к семье. Это характерно для гастарбайтеров
из Молдавии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Другая часть
мигрантов, ничуть не менее трудовых, перевозит в город семью, подразумевая,
как правило, возможность остаться в Петербурге насовсем. Семьи же,
как правило, многодетные (от трех до семи детей), и в первое время
пребывания в Санкт-Петербурге по-русски худо-бедно говорят мужчины
(так как служили в армии и больше, чем женщины, работают).
По наблюдениям экспертов, в 2000-е годы, по сравнению с 1990-ми,
доля именно "семейных" мигрантов заметно возросла. Социолог
из Центра независимых социологических исследований Олег Паченков
объясняет этот сдвиг влиянием нескольких факторов. В кавказских
республиках набирают силу процессы модернизации многих сфер жизни,
ведущие к распаду расширенной родовой семьи и переходу к семье нуклеарной:
жену и детей уже не оставить на попечение родственников. В первую
очередь это характерно для Армении, Азербайджана и Грузии. Кроме
того, за последние годы усложнился режим пересечения границы. В
результате тот, кто раньше мог заниматься челночным бизнесом, теперь
вынужден находить постоянную работу в Петербурге. Перевозя семью
с собой, такие гастарбайтеры экономят на транспортных расходах.
Большинство семейных мигрантов в Петербурге - представители республик
Кавказа и Закавказья. Часть из них - мигранты из Дагестана или Чеченской
республики (массовый приток которых в Петербург наблюдался с 1995
по 1999 год) - имеют российское гражданство и, судя по результатам
социологических исследований, плохую репутацию при приеме на работу.
Статистики.net
В нашем случае имеет смысл уделить внимание проблемам статистического
учета мигрантов не только для того, чтобы выяснить конкретные цифры.
То, насколько четко, подробно и своевременно официальная статистика
фиксирует наблюдаемые в обществе явления, насколько информация о
них является открытой для граждан, показывает, готова ли власть
к изменениям, потенциально способным разрушить привычные структуры.
Характерный штрих к картине общего неведения: как рассказала специалист
отдела муниципальных систем Комитета по образованию Ленинградской
области Светлана Сидоренко, в июле 2005 года из аппарата полномочного
представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе
Ильи Клебанова в комитет был направлен запрос на получение статистики
для "выявления уровня интеграции областных мигрантов".
Из ответа следовало, что "в официальной статистической базе
комитета не выделяется категория мигрантов как в отношении лиц,
обучающихся в школах, так и в отношении работоспособного возраста",
поскольку и Петербургкомстат традиционно подобной статистики не
ведет. Также выяснилось, что в архивах комитета не зарегистрировано
ни одного факта взаимодействия с переселенческими общественными
объединениями.
Нелегальные дети
Получить временную регистрацию на срок от 45 дней можно лишь с согласия
хозяев жилплощади (по адресу которой происходит регистрация) либо
по инициативе работодателя. В этом одна из главных причин существования
огромной доли нелегальной миграции и развития теневого рынка документов:
немногие предприниматели идут на издержки, связанные с оформлением
работников, а хозяевам съемных квартир невыгодно предоставлять жильцам
справки, подтверждающие договор найма, поскольку это чревато уплатой
налога. В то же время многие "нелегалы" все же оформляют
(покупают) временную регистрацию на короткое время, чтобы их дети
могли учиться в школе. Когда срок регистрации истекает, администрация
школы теоретически должна проследить за ее продлением либо сообщить
в органы ГУВД, отвечающие за депортацию нелегальных мигрантов. На
деле, как нам сообщили в нескольких школах города и районных отделах
образования, случаи исключения учеников из школ по причине отсутствия
регистрации у родителей единичны (на весь город менее 10 в год).
Таким образом, оценка численности детей-мигрантов в школах способна
дать наиболее точное представление о доле "семейных" мигрантов
в целом в населении города (хотя и этот способ не позволяет охватить
категорию семей, не оформляющих детей в школу).
Мигрантам без постоянной регистрации в Петербурге или Ленобласти,
а также не имеющим гражданства РФ, для поступления в средние школы
необходимы направления от районных отделов образования. Примерную
картину вклада детей-мигрантов в учебный поток можно составить,
сравнив количество выданных за последний год направлений со средним
количеством учащихся, поступивших в школу за год (исходя из высказанного
директорами нескольких школ предположения, что школьники-мигранты
равномерно наполняют школьную параллель от 1 до 11 класса). В большинстве
РОНО нам отказали в предоставлении такой информации, сославшись
на трудности в обработке документации (то есть "готовых"
цифр у них нет, нужно считать).
Благодаря специалистам отделов образования нескольких районов удалось
выяснить, что в Адмиралтейском районе города от всех новоприбывших
(первоклассники, сменившие школу, мигранты) во всех 11 классах доля
мигрантов составляет 39-40%. В Петроградском - еще больше: примерно
45%, в Красногвардейском - всего 10-11%.
Мигрантский пояс
Даже по неполным данным Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга,
в 2005-2006 учебном году лишь 2,4% обучающихся в общеобразовательных
школах города не имеют гражданства РФ (это более 8800 детей). Миграционная
служба ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти дает примерную цифру -
7,2% детей от общего количества нынешних школьников поступили в
школы по направлениям, связанным с временным характером регистрации
(при этом у многих из них нет российского гражданства, а у 500-700
нет гражданства вовсе).
Цифры сами по себе ни о чем не говорят: трудно оценить, велики они
или малы, не зная о том, что фактически в Петербурге существуют
места концентрации этнических мигрантов. Не четко сегрегированные
гетто, как, например, в Нью-Йорке или Париже, но зоны с подвижными
границами - где, с одной стороны, традиционно селятся представители
какой-либо этнической группы (ведь миграция часто происходит по
связям с уже закрепившимися в городе родственниками или знакомыми),
а с другой - можно найти относительно дешевое съемное жилье. Так
образуются смешанные анклавы в районах новостроек.
По наблюдениям Олега Паченкова, во избежание контактов с милицией,
регулярно проверяющей документы и взимающей штрафы, нелегальные
мигранты стараются селиться поблизости от места работы. Тратить
время и деньги на то, чтобы отводить детей в школы, расположенные
не близко, большинство не имеет возможности. Отсюда повышенная концентрация
учеников-мигрантов в школах около крупных рынков: своеобразный "мигрантский
пояс" школ.
При наложении этих факторов и получается, что в некоторых школах
Петербурга учится до 15% не-граждан, а доля детей, для которых русский
язык не является родным, достигает 35-39%. Хотя, конечно, данные
примеры единичны. Корреспонденту "Эксперта С-З" методом
случайной выборки удалось найти лишь одну такую школу среди 40 опрошенных;
по связям же были обнаружены еще две. В выборку попало по пять-восемь
школ (в зависимости от количества школ в районе) семи районов города,
где гипотетически концентрация мигрантов должна быть выше, чем в
остальных. Наше исследование показывает, что в типичной школе "мигрантского
пояса" учатся 10-12% детей, чей родной язык не русский, и таких
школ в Петербурге десятки.
В некоторых районах Ленобласти мигрантский контингент представлен
еще более широко, главным образом также выходцами с Кавказа. В некоторых
поселковых школах уже пришли к необходимости создания специальных
учебных программ для детей, плохо знакомых с русским языком. В Новодевяткинской
школе Всеволожского района в качестве эксперимента разрабатываются
электронные пособия и игры, нацеленные на оказание помощи в изучении
русского языка.
Техника адаптации
Проблемой отчужденности в коллективе в некоторых средних школах
Петербурга и области занимаются штатные психологи. В городе также
действуют восемь общественных организаций, оказывающих юридическую
и социальную поддержку семьям мигрантов (вплоть до помощи в нахождении
жилья). Программный директор благотворительного фонда "Дети
города" Мария Рузина считает, что работа со школьниками важна,
поскольку "дети гораздо быстрее взрослых могут освоить новый
социум и часто становятся не только переводчиками для своих родителей,
но и их проводниками в новую культуру".
В качестве реакции образовательной системы на ситуацию отметим следующее:
в 2006 году в РГПУ им. Герцена ожидается первый выпуск преподавателей,
имеющих квалификацию для обучения русскому языку как иностранному
в начальной школе.
Администрация школ "мигрантского пояса" поощряет разные
формы интеграции разношерстного коллектива - от вовлечения детей-мигрантов
в школьную самодеятельность до создания клубов общения учеников,
учителей и родителей, собирающихся еженедельно за чаем (например,
клуб "Контакт", действующий в школе №260).
Широко практикуется организация праздников: среди школьников особым
авторитетом пользуются поющие на национальных языках, признанные
танцоры лезгинки, знатоки кавказских боевых искусств. На подобный
межнациональный концерт можно попасть во многих школах, например
в 306-й (под крышей которой долгое время находился филиал НОУ "Грузинская
школа №1"), где и теперь не менее 10% учащихся - нерусские
по национальной принадлежности дети, главным образом грузины, или
в школе №462 Пушкинского района, где армяне, грузины и цыгане составляют
около трети учеников. Футбольная команда 288-й школы Петербурга,
собранная в 2004 году старшеклассником-азербайджанцем, выиграла
первенство района: организованный активный отдых, по мнению директора
школы Алексея Старикова, направляет энергию физически сильных и
потенциально агрессивных молодых людей в конструктивное русло и,
позволяя добиваться успехов, способствует их интеграции.
В школе №306 в конце 1990-х набрали отдельный класс, в котором уроки
велись на грузинском языке. Но вскоре, по словам директора Ирины
Мушкудиани, необходимость в этом отпала: дети довольно быстро осваивали
русский язык и обучение в смешанных классах способствовало их адаптации
к окружающей среде (совместный отдых, обмен музыкальными предпочтениями
и интересами). Кроме того, в эту школу, считающуюся престижной,
традиционно отдают детей те мигранты, которые приезжают из крупных
городов: они сами, как правило, не только говорят по-русски, но
и устраиваются в Петербурге на работу, требующую высокой квалификации.
Отложенная проблема
И неинформированность, и отсутствие интереса к теме со стороны государственных
органов легко объяснимы: порохом в петербургских школах пока не
пахнет. Конфликты на почве ксенофобии случаются, но, судя по рассказам
самих учеников "кавказских национальностей" из нескольких
школ, это нормальная практика: конкуренция между группами подростков,
испытывающих потребность в самоутверждении, неизбывна. При этом
национальный аспект - лишь форма, наиболее очевидный повод для выяснения
отношений. В некоторых школах говорят (и надписи на стенах школьных
туалетов это подтверждают) о существовании в старших классах групп
скинхедов, но в положении маргиналов в школе с 15-процентным содержанием
азербайджанцев оказываются скорее сами скинхеды.
По той информации, что удалось собрать в ходе подготовки статьи,
обращают на себя внимание другие вещи. Во-первых, дети-мигранты
зачастую оказываются в не самых благополучных школах и усваивают
там, в лучшем случае, нормы тех слоев общества, которые не могут
претендовать на обучение своих детей в "хорошей" (престижной,
относящейся к какому-либо вузу, обладающей гимназическим статусом)
школе. Так, в одной из этих школ учитель рассказал нам, что по коридорам
у них носятся дети, радостно вопящие все два или три слова, которые
знают по-русски, и те - ненормативные. Концентрируясь в определенных
школах, дети-мигранты уже не могут рассчитывать на нормальную социализацию,
необходимую для достижения успеха практически во всех сферах современного
общества.
Во-вторых, на городском и районном уровнях в Петербурге отсутствует
единая политика по адаптации мигрантов в пределах школы. Меры, способствующие
лучшему вхождению мигрантов в среду, предпринимаются лишь отдельными
учреждениями, готовыми на дополнительные усилия ради благополучной
атмосферы в классах и поддержания уровня учебной подготовки на высоте.
Неудивительно, что у мигрантов в среднем намного меньше шансов получить
высшее образование и заниматься нефизическим трудом, чем у русскоязычных
детей, родителям которых легче устроить ребенка в "благополучную"
школу.
Между тем все больше мигрантов привозят с собой в Петербург семьи,
рассчитывая закрепиться в городе, и то, что не считается проблемой
сегодня, легко может стать таковой завтра.
Екатерина АЛЯБЬЕВА. "Эксперт - Северо-Запад",
12 декабря 2005 года
|