… о демографии и снижении
конкурсов в российских вузах
|
"Абитуриентов стало меньше"
|
В Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) в этом году можно
поступать сразу на несколько факультетов. А уже через пять-шесть
лет, рассказал "Газете.Ru" проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович,
в России, возможно, вообще не станет вступительных экзаменов.
- Григорий Гельмутович, как идут вступительные экзамены в ГУ-ВШЭ?
Есть ли какие-нибудь отличия от приемной кампании-2004?
- Есть, и не только у нас. Хоть вузы предпочитают об этом не говорить,
но в 2005 году повсюду сократилось количество абитуриентов. В ГУ-ВШЭ,
например, - на 3,5% по сравнению с прошлым годом, а на один из наиболее
престижных факультетов Физтеха - всего 1,1 человека на место. Впрочем,
качеством набора Физтех доволен.
- Почему это произошло?
- Началось падение демографических показателей, о котором предупреждали
раньше. В разных регионах, правда, уровень падения разный. В ГУ-ВШЭ,
например, в этом году "не дошли", преимущественно, москвичи.
В прошлом году их было 42% от общего числа абитуриентов, а в этом
- лишь 36%.
- Чем вы это объясняете?
- Приток студентов из регионов растет уже третий год. С переходом
к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) высшее образование стало
доступнее: можно послать свои документы по почте, да еще в несколько
вузов сразу. Да и уровень жизни подрос: больше семей могут послать
ребенка учиться в Москву. Плюс к этому, москвичи лучше информированы
о том, как трудно поступить в ГУ-ВШЭ и, если не уверены в своих
силах, то выбирают себе вузы полегче. Благо, их в Москве предостаточно.
Теперь об исключительно наших новшествах.
В этом году в ГУ-ВШЭ впервые можно подавать документы сразу на несколько
факультетов.
Мы решили пойти на это, чтобы дать сильным ребятам шанс попробовать
себя на самых "сложных", престижных факультетах, скажем,
экономики. Подавая одновременно документы на факультеты с меньшим
конкурсом, они смогут подстраховаться и поступить туда, если не
доберут баллов на эти. Есть ребята, которые поступают сразу на шесть-семь
факультетов. Да плюс еще в какой-нибудь другой вуз.
- Как вы ориентируетесь в постоянно меняющейся картине поступления?
- Честно говоря, пойдя на это, мы действительно создали сложную
ситуацию и себе, и ребятам: из-за дублирующихся заявлений часто
возникает иллюзия, что все места заняты. Но во-первых, дело того
стоит, а во-вторых, мы ввели ряд ограничений. Прежде всего, мы просим
уже сейчас определиться с выбором факультета тех, кто с гарантией
поступил до окончания вступительных экзаменов.
- Кого вы имеете в виду? Медалистов, олимпиадников?
- Есть несколько категорий абитуриентов, досрочно ставших студентами.
Прежде всего это победители всероссийской и московской городской
олимпиад для школьников, а также победители майской олимпиады ГУ-ВШЭ.
Затем медалисты и, наконец, льготники - сироты, дети-инвалиды, дети-чернобыльцы.
Льготников мы, в соответствии с законом, принимаем "по положительным
результатам".
- То есть если сдадут вступительные экзамены без двоек?
- Льготников с двойками мы как раз берем. У нас десятибалльная система,
и двойка считается положительным результатом. Неудовлетворительная
оценка в ГУ-ВШЭ - единица.
- А эти "двоечники" смогут у вас учиться?
- Большинство из них учебы в ГУ-ВШЭ не осилят и будут отчислены
после первого курса. А поскольку информация о том, кто с какими
баллами поступил, у нас открытая, то они только зря вызовут "брожение
умов" среди тех, кого не взяли с более высокими баллами. Вдобавок,
честно говоря, получить инвалидность для ребенка до 18 лет совсем
несложно - чем многие родители и пользуются при поступлении. У нас
сплошь и рядом бывают случаи, когда родители просят не говорить
их ребенку, что он поступает "по инвалидности". Так что
мы решили просить министерство на будущее разрешить нам увеличить
прием без дополнительного финансирования. Будем набирать льготников
на эти дополнительные бюджетные места и фактически учить их за свой
счет.
- Какой у вас конкурс в этом году?
- Конкурс понятие относительное.
- То есть?
- Скажем, если разделить количество абитуриентов на количество мест,
то в среднем по ГУ-ВШЭ получится чуть больше 4 человек на место.
Но если считать по поданным заявлениям, то на психфаке получится
3,1 человека на место, а на отделение логистики - 19,9. Если же
будем считать по так называемому "эффективному конкурсу",
то есть по остатку мест после зачисления досрочно поступивших, то,
скажем, на факультете мировой экономики конкурс достигнет 53 человек
на место. Скажу для простоты, что мы примем на бюджетные места 870
абитуриентов, а заявлений на них подано 6767. Еще около 650 студентов-первокурсников
придут на платные места.
- Дорого у вас учиться?
- Дорого, до $8,5 тысяч в год.
- Что ждет поступивших? Например, сохраните ли вы свою военную кафедру?
- Не хотел бы этого комментировать. Но думаю, что так называемая
"утечка" уже дезавуированного Министерством обороны списка
"элитарных вузов", которым якобы будет разрешено сохранить
военные кафедры, сделана неспроста.
- Кем?
- Гадать не хочется, но не исключаю, что самим Министерством обороны
- как пробный камень, чтобы прощупать настроения в обществе. Ведь
набор на военные кафедры будет приостановлен только с будущего года
- в этом-то набор уже сделан, и его никто не отменял. А за этот
год министерство определится, как быть дальше.
Не исключаю, впрочем, что "утечка" инспирирована вузами,
попавшими в список обладателей военных кафедр. Уж больно ко времени
она произошла. Именно сейчас поступившие сразу в несколько вузов
решают, какой из них выбрать окончательно. Так что наличие военной
кафедры может стать ключевым аргументом - ведь на сегодняшний день
обучение на ней является, по сути, альтернативой военной службе.
Правда, мне лично схема обучения на военных кафедрах в обмен на
подписание контракта на последующую трехлетнюю службу в армии представляется
бессмысленной. Как я понял из многочисленных бесед с абитуриентами,
при таком раскладе военные кафедры им не нужны, и на них не пойдут.
Действительно, представьте себе, что выпускник мехмата МГУ уйдет
в армию на три года, пусть даже и офицером. Когда он вернется, даже
если его трудоустройство будет успешным, математиком или физиком-теоретиком
ему уже никогда не быть.
- А как обстоит дело с трудоустройством ваших выпускников?
- Что касается мелких и средних фирм, то они берут наших выпускников
без собеседований, ориентируясь только на бренд ГУ-ВШЭ. Однако чтобы
попасть в крупную компанию, иметь даже самый лучший диплом юриста
или экономиста сегодня недостаточно: требуется опыт работы. Здесь-то
и кроется проблема. Многие еще в вузе начинают работать, и ради
карьерного роста большее внимание уделяют не учебе, а работе. Работодатели,
со своей стороны, также охотно берут студентов ГУ-ВШЭ. Более того,
им, как правило, вообще не нужны знания, полученные нашими студентами
после третьего курса. И не просто не нужны, а чуть ли не раздражают
их. С одной стороны, это понятно: продвинутых специалистов нужно
не так много. Но ребятам-то нужно доучиться и получить полноценные
знания, которые дает им "Вышка".
- Не планируете в этой связи облегчить программу?
- Нет, никаких революционных изменений у нас не предвидится. А вот
что надо бы поменять на федеральном уровне, так это - отказаться
от льготного поступления для медалистов. Пусть медали останутся
как символ успеха, как престижная награда, но и только.
Впрочем, считаю, что надо вообще ликвидировать вступительные экзамены.
Кому нужно это шоу?
- Но ведь в вузах немедленно начнется столпотворение!
- Не начнется. Во-первых, как мы говорили, из-за демографической
ситуации число поступающих в вузы уже сократилось и будет сокращаться
дальше. Во-вторых, мы идем к созданию контрактной армии, а, значит,
ликвидации всеобщей воинской повинности. Над ребятами исчезнет дамоклов
меч призыва, и они перестанут прятаться от него в вузах. Уверен,
что в течение пяти-шести ближайших лет количество абитуриентов сократится
настолько, что Россия вполне сможет перейти к бесплатному высшему
образованию для всех, кто хочет и может получить его. Хочу подчеркнуть,
что это "может" должно быть очень жестким - как в Европе,
где документы о среднем образовании, а, значит, возможность учиться
дальше, получают не более 70% выпускников школ.
- И все они ринутся в десяток самых известных вузов страны…
- Да, останется проблема 20-30 ведущих вузов. Допускаю, что для
них может быть принято отдельное решение. Может быть, как, скажем,
в Гарварде, абитуриентов в них будут отбирать по итогам школьных
выпускных экзаменов и личного собеседования. А может быть, в них
придется сохранить вступительные экзамены, как в Grandes Ecoles
во Франции. Не хочешь сдавать экзаменов - пожалуйста, иди учиться
в вуз попроще. По крайней мере, у ребят будет выбор. Да и средства
(и притом немалые), которые сегодня тратятся на приемную кампанию,
можно будет пустить на более важные цели.
Марина ЛЕМУКИНА. "Газета.Ru", 1 августа
2005 года
|