… о миграции и миграционной
политике в России
|
Отари Аршба: зачем России мигранты
|
Экономический рост возможен лишь при привлечении в страну
сотен тысяч рабочих рук ежегодно
С начала этого года общество в буквальном смысле захлестнула
дискуссия о необходимости привлечения мигрантов в Россию. Многие
сайты интернета сделали эту тему основной и собирают подборки мнений
и статей, касающихся миграции. Тем, кто интересуется темой, советуем
посетить www.demoscope.ru, www.nelegalov.net, www.globalaffairs.ru,
www.archipelag.ru, www.golden10.ru. Свободный обмен мнениями в самом
независимом на сегодняшний день средстве массовой информации - интернете
- доказывает, что тема действительно волнует общество. Месяц за
месяцем высказывали свои точки зрения сторонники и противники миграции.
Сегодня, после того как участники дискуссии привели основные аргументы
"за" и "против", разговор вышел на новый виток.
О том, как сейчас смотрит на поднятые им проблемы инициатор дискуссии
Отари Аршба, - в интервью "НГ".
- Я рад, что мне удалось раскачать на активный диалог всех: и сторонников,
и противников миграции. Теперь мы знаем, что это вопрос для нации
критичный, что он требует безотлагательного решения и в то же время
в нем переплетено столько проблем, что разрубить узел одним ударом
не получится никак. Уверен, что чем больше мнений и аргументов мы
соберем в ходе нашей открытой дискуссии, тем более взвешенное и
мудрое решение будет в конце концов принято.
Когда я поднимал эту тему, я прежде всего настраивался на диалог
с экономистами и геополитиками. Но оказалось, что возражения лежат
на самом поверхностном уровне обыденного сознания. Первый негативный
всплеск эмоций, которым были встречены мои предложения, это обычные
бытовые фобии: мигранты конкурируют при приеме на лучшую работу,
сбивают цену на труд, размывают национальные ценности и культуру,
посягают на долю в природных богатствах и портят генофонд. Словом,
приезжие представляют угрозу нации, и поднимать эту тему может только
человек, глубоко чуждый русским интересам.
Причем когда спрашиваешь каждого человека в отдельности, где он
встретился с конкуренцией, где испортили национальные ценности или
генофонд, вразумительного ответа получить не можешь. Наоборот, выясняется,
что наши соотечественники давно превратились чуть ли не в римских
рабовладельцев, активно использующих во всех сферах жизни труд бесправных
нелегалов. Мы для виду ворчим "понаехали тут", возмущаемся
антисанитарией и криминальными нравами, но активно пользуемся трудом
мигрантов, мало им платим, а то и вовсе предоставляем только жилье
и еду. Ведь большинство тяжелых, неквалифицированных и низкооплачиваемых
профессий - "не для белых женщин и мужчин". Зачем же нам
легализация мигрантов, которая неизбежно поставит их в один ряд
с нами? Развитие "рабовладельческой" психологии, которая
делит людей на белых и черных, - вот реальная угроза национальным
ценностям и национальной психологии.
- Да, социологические опросы показывают, что общество в целом негативно
относится к идее увеличения потока мигрантов, особенно легальным
путем.
- С такой установкой общественного сознания трудно переварить заявление
экс-премьера Егора Гайдара, что экономический рост возможен лишь
при привлечении в страну минимум 700 тысяч иммигрантов ежегодно.
Причем эти люди должны быть не просто гастарбайтерами, они должны
хотеть остаться у нас, постепенно влиться в число жителей нашей
страны.
Я скажу так - мы переварили татаро-монгол, переварим и иммигрантов,
кто бы они ни были. Главное - чтобы было кому наши богатства, и
прежде всего Сибирь, поднимать и осваивать для нашего же блага.
Потому что пока они лежат мертвым грузом, а экономика скатывается
к натуральному хозяйству, главную угрозу нации составляют не мигранты,
а бедность и экономическая отсталость страны.
Обыватель мыслит примитивно, ему страшно, что у него лично что-то
отберут, начнут с ним конкурировать. А экономика оперирует цифрами
и жесткими временными сроками. И эти цифры неумолимы. Либо мы выходим
из экономического кризиса и настраиваемся на экономический рост,
либо экономика останавливается и мы вымираем целой нацией.
А рост экономики сейчас тормозится в основном из-за дефицита рабочих
ресурсов. Людей катастрофически не хватает. В ближайшие пять лет
этот дефицит может погубить и экономику, и государство. Давайте
мыслить государственно, а не обывательски. Вот только некоторые
выкладки. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности не
было заполнено каждое пятое рабочее место. За последние три года
число вакансий в промышленности России возросло в три раза, в некоторых
областях - в пять раз. Не следует забывать про еще одну тенденцию:
новая сфера занятости - мелкий бизнес - впитала в себя до 20 процентов
трудовых ресурсов. Чтобы Россия могла прийти к середине века с той
же численностью населения, что имеется сейчас, ей необходимо привлечь
в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов.
- Не проще ли увеличивать численность собственного населения, чем
привлекать иммигрантов? Например, все силы направлять на повышение
уровня жизни, инвестировать в развитие человека. Даже такая простая
мера, как повышение детского пособия до уровня, при котором мать
с ребенком могут прожить, способна дать быстрый результат. Государство
должно считать главным своим делом "сохранение и размножение
российского народа", как писал Ломоносов.
- Получается замкнутый круг: чтобы поднять уровень пособий до западноевропейского,
нужно поднять экономику, а чтобы поднять экономику, нужны кадры.
То есть идею я целиком разделяю как принципиальную установку, но
она даст результаты лет через двадцать пять, и то если пособия поднять
прямо сейчас. Мы же говорим о неотложной необходимости ближайших
пяти-десяти лет. Но даже и через двадцать пять лет при тенденции
иметь одного-двух детей в семье россияне не смогут сохранить свою
численность без мигрантов.
- Тогда напомню о еще одном аргументе противников миграции. Чтобы
получить квалифицированные кадры, нужно не иммигрантов привлекать,
а повышать цену на труд. Поднимите зарплату до западноевропейской
- и к вам вернутся квалифицированные кадры, которые десять лет назад
ушли в челночный бизнес. Высокие зарплаты удержат нашу молодежь,
которая сейчас при первой же возможности массово уезжает на Запад.
Какие высококвалифицированные кадры из китайцев и афганцев - они
в принципе необучаемы из-за незнания языка. И кто будет их учить,
если разрушена система профподготовки, отсутствует производственная
база у ПТУ, не проводится каждые пять лет профперепись, как в прежние
времена? Очевидно, что необходимость миграции лоббирует крупный
капитал, чтобы иметь сверхприбыль от дешевого труда.
- Что касается повышения зарплаты, то она сейчас на 20 процентов
опережает ту необходимую, которая должна была быть, если бы с трудовыми
ресурсами дело обстояло нормально. Но загвоздка не в зарплатах.
Мы за двадцать лет разрушили все НИИ, разогнали всех инженеров,
ликвидировали систему профподготовки. Теперь спохватились - и рады
бы возродить все, вкладывать деньги в кадры, в зарплаты... Ан нет,
на это нужны годы и годы, а времени нет. А кроме зарплат надо еще
десятилетиями вкладывать деньги в инфраструктуру промышленных городов,
чтобы люди там жили, а не бежали в центр, все это - тоже время и
деньги.
Помимо того следует напомнить, что нам в ближайшее время не из кого
будет готовить профессиональных рабочих. Данные статистики неумолимы.
После 2006 года начнется стремительная естественная убыль трудоспособного
населения - примерно до миллиона человек в год. Далее она будет
обвальной - в 2006-2015 годах людей, находящихся в трудоспособном
возрасте, станет на 10 миллионов меньше. Мы уже сейчас испытываем
такой дефицит молодежи, что количество выпускников школ практически
сравнялось с количеством мест в вузах. Скоро вузы будут закрывать,
не то что техникумы или ПТУ. Мы завтра окажемся страной поголовного
юридического и экономического высшего образования. А инженеры и
мастера нужны уже сейчас. Приходится инженерные кадры для "Запсиба"
вывозить с Украины, из Ново-Краматорска.
Так что альтернативы мигрантам я в ближайшее время не вижу. Мы можем
построить для новых кадров учебно-производственный комплекс на базе
угольно-металлургических предприятий Сибири. Но нужно, чтобы они,
во-первых, хотели освоить сложное инженерное дело, во-вторых, оставались
работать в Сибири, в металлургии. Современная же российская молодежь,
которой и так мало, норовит пойти в торговлю и менеджеры и переселиться
в крупные города.
- А почему вы думаете, что мигранты будут стремиться в Сибирь, а
не в крупные города европейской части? Можно, конечно, принять закон,
направляющий их в Сибирь, но практически его реализовать невозможно.
- Вспомните, президент сказал: люди должны ехать не туда, куда они
хотят, а туда, где они нужны. Для этого я считаю достаточным перейти
от регистрации по месту пребывания к регистрации по месту работы,
и разрешение на такую регистрацию выдавать только на основании утвержденных
квот специалистов-профессионалов, нужных предприятию. Переход к
такому способу регулирования миграции способен решить многие сегодняшние
проблемы.
Ни в одной стране мира, кроме России, не сложилась ситуация, при
которой приезжает кто хочет, куда хочет и занимается чем хочет.
В Германии, например, мигранта направляют в определенный город -
не в Берлин, а в Кельн или Франкфурт, и он там остается. У нас же
75% мигрантов принимает Москва и Московская область. Хотя там достаточно
россиян из прилегающих неблагополучных областей.
Сейчас идет громадное перемещение масс людей с востока и севера
страны в центр и на юг. Москва, Питер, Краснодарский и Ставропольский
края стали центрами социальной и этнической напряженности, грозящей
обернуться межэтническими конфликтами, ростом националистических
настроений. Неудивительно, что руководители этих территорий вынуждены
принимать самостоятельные, далекие от нормальной правовой основы,
а зачастую и дискриминационные, жесткие регулирующие меры.
- Вы полагаете, что регистрации по месту работы будет достаточно,
что бизнес возьмет на себя основные риски по приему мигрантов. Но
ваш главный оппонент Сергей Кара-Мурза считает, что ни рыночная
экономика, ни бизнес сами по себе с проблемой заселения Сибири не
справятся, потому что там нужно на одного человека по 1500 долларов
в год только на отопление. Можно ли говорить о привлечении мигрантов
в Сибирь без соответствующих государственных программ?
- Сергей Кара-Мурза считает, что нужно привлекать не внешних мигрантов,
а развивать внутреннюю миграцию как свободную миграцию равноправных
граждан в том виде, в каком она сложилась в ХIХ веке и в советское
время. А мы сейчас якобы демонтируем страну как единую державу,
создаем анклавы благополучной жизни и в них хотим привлекать мигрантов
с периферии для восполнения недостающей рабочей силы, а ведь это
в принципе неверно.
Я так понимаю проблему: у нас, с одной стороны, есть рыночная экономика,
которая предполагает свободную мобильность людей, передвигающихся
в соответствии с законами спроса-предложения рабочей силы, едущих
за более высоким уровнем зарплат и компенсаций. Так вот, в России
свободная экономика есть, а мобильность населения отсутствует, в
отличие, скажем, от Америки, где все население мобильно и перемещается
из штата в штат за длинным рублем. У нас это вопрос сурового климата,
отсутствия жилья, бюрократической регистрационной процедуры. В трудовую
миграцию по стране вовлечено около 3 миллионов россиян. Это очень
мало. Причем перемещаются они в крупные города с периферии, бегут
от бедности и безработицы, заполняют вакансии в торговле и мелком
бизнесе. Сейчас свободно в Сибирь не едут даже в нефтяные центры
и Норильск.
Нам нужна высокая мобильность населения, возможность купить, арендовать
квартиру, свободно переехать в другую область без социальных потерь.
Но опять же это вопрос десятилетий, тема для благих пожеланий. В
ближайшие пять лет в рамках рынка нам не обеспечить поворот людских
потоков в Сибирь методами свободной рыночной экономики.
Значит, пока нет естественной мобильности, нужны государственные
программы освоения Сибири, составной частью которых была бы миграционная
политика. У царского правительства со времен Александра II была
четкая политика освоения земель на востоке, заселения их людьми.
В 30-е годы мы осваивали Сибирь, правда, не только добровольцами,
но и ссыльными крестьянами и целыми народностями, а также узниками
ГУЛАГа. Во времена развитого социализма вся страна строила БАМ,
а значит, инфраструктуру прилегающих территорий. Сейчас там запустение.
Люди покидают Сибирь, потому что видят, что государству они как
жители Сибири не нужны. Отток провоцируется и отменой так называемых
северных коэффициентов, хотя, по Аману Тулееву, эти надбавки - не
льготы, а жизненно необходимые компенсации.
Обустройство Сибири должно стать приоритетным интересом государства,
нужна новая комплексная программа по освоению Сибири и Дальнего
Востока, но это не означает, что на его плечи надо взвалить выделение
огромных субсидий. Государство должно разрабатывать и принимать
соответствующие законы и концепции, которые позволяли бы бизнесу
эти территории поднимать и осваивать. О субсидиях можно говорить
только как о вложениях в строительство инфраструктуры потому что
даже крупному бизнесу такие средства не освоить. Но инфраструктурные
объекты можно сдавать потом бизнесу в аренду и таким образом возвращать
государственные деньги. Это один из вариантов совместных действий
бизнеса и государства по освоению Сибири. И такие совместные программы
в тандеме бизнес-государство надо разрабатывать во всех областях,
включая программы привлечения людей через миграцию.
- Общественное мнение не против того, чтобы организовать для освоения
той же Сибири в первую очередь широкий прием соотечественников,
русских и русскоязычных, из стран СНГ. Разве внутренней миграции
и привлеченных соотечественников не будет достаточно, чтобы покрыть
кадровый дефицит? Почему мы говорим о необходимости привлечения
других национальностей?
- Разумеется, вакантное трудовое место будет заполняться зарубежным
иммигрантом только после того, как от него не менее пяти раз откажется
русскоязычный претендент. Но суть опять же в цифрах. Миф 90-х о
том, что русские соотечественники из ближнего зарубежья хлынут потоком
и поправят демографическую ситуацию в России, остался мифом. Да,
после развала СССР мы получили такой качественный миграционный поток,
которого в нормальных условиях не бывает. К нам из бывших республик
ехали опытные специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.
Среди них больше всего было русских, и все остальные знали русский
язык и наши правила жизни. Если бы мы смогли как следует организовать
их прием, то получили бы приток в два раза больший. Но постепенно
поток стал иссякать. Из неславянских республик в Россию выехали
в 90-е годы до 3,5 миллиона человек, уже все выбрано из Таджикистана
и Туркменистана, остался Узбекистан.
Цифры неумолимы: суммарный потенциал этнических русских из стран
СНГ - 7-8 миллионов человек. Этого недостаточно, приходится ставить
вопрос о миграции нерусских этнических групп, в первую очередь славянских,
затем всех остальных.
- Пусть это будут славянские и неславянские мигранты из стран СНГ
- все-таки сохранился общий менталитет со времен Советского Союза.
Но ведь речь идет о заселении Сибири китайцами - разве это не реализация
страшного предсказания из фильма Михалкова "Урга - территория
любви" - "...это там, где раньше был Байкал и жили русские"?
- Остановить китайскую миграцию на Дальний Восток практически невозможно.
Она проходит по многим каналам. Китайцы обходят легальные каналы
регистрации и натурализации, предпочитая всему женитьбу на русских.
За этим потоком стоит государственный интерес Китая, испытывающего
давление безработного населения, доля которого доходит до 1/3.
Статистика прогнозирует, что при существующих миграционных законах
к середине ХХI века в России может оказаться до 10 миллионов китайцев.
Они станут вторым по величине народом России. В Приморском крае
сейчас постоянно находится 200-тысячная китайская диаспора. На российско-китайской
границе сложился огромный перепад демографического потенциала. Плотность
населения на китайской стороне в 15-30 раз больше, чем на российской.
На юге Дальнего Востока живет пять миллионов человек, а в трех провинциях
Китая по другую сторону границы - более 100 миллионов.
Мы не можем запретить китайскую миграцию, но можем равномерно расселять
китайцев по Восточной Сибири, а не концентрировать их на Дальнем
Востоке, можем не разрешать им селиться национальными анклавами,
которые не поддаются контролю. Мы должны привлекать вьетнамцев,
корейцев, иммигрантов из Индии, Афганистана и стран Африки, чтобы
разбавить китайцев. Если мы не будем этого делать и пустим ситуацию
на самотек, как сейчас, то к 2050 году 85 процентов населения Дальнего
Востока и Приморья могут составить китайцы. Дальше возможен "косовский
сценарий". То есть при таком этническом составе населения не
кажется невероятной возможность проведения референдума о присоединении
региона к Китаю, в ходе которого подавляющее большинство жителей
выскажется "за".
Нужно отдавать себе отчет в том, что чем дальше мы будем закрывать
глаза на законодательные прорехи в миграционных законах, на сложность
и практическую невыполнимость легальных процедур, тем меньше будем
в состоянии контролировать нелегальную миграцию китайцев. В Хабаровске
годами нелегально живут китайцы, в суде они периодически выигрывают
дела об отмене принудительной депортации благодаря несовершенству
наших миграционных законов. Живут закрыто, общиной, которую невозможно
контролировать, и само ее существование на границе вызывает опасения.
Нужно переломить, остановить эти процессы, направить миграцию туда,
куда нам нужно.
- Какие законодательные изменения в миграционных процедурах вы предлагаете
сделать в первую очередь?
- Еще раз хочу подчеркнуть, что я не сторонник того, чтобы просто
настежь открыть двери. Конечно, миграционные процессы должны быть
переданы от органов МВД в самостоятельное гражданское, а не силовое
ведомство. Но главное - разработать максимально внятную и облегченную
для исполнения гражданскую процедуру. Чтобы она была выполнимой,
регулировалась по принципу "одного окна" и не была непреодолимой
и для работодателя, и для работника.
Тут нужны не отдельные законы - нужно строить продуманную и дальновидную
протекционистскую политику. Протекционистская иммиграционная политика
предполагает создание в стране благоприятной обстановки для приема
и жизни мигрантов. Она подразумевает формирование доброжелательного
отношения к мигрантам со стороны населения, разработку разветвленного,
гибкого и простого в реализации правового поля в отношении предоставления
вида на жительство, трудового найма, частного предпринимательства,
аренды земли, обзаведения и владения собственностью. Только с помощью
такой политики, а не посредством запретительных мер можно заставить
мигрантов расселяться по территории Сибири в соответствии с интересами
бизнеса и экономики, не жаться в закрытых для контроля анклавах,
только так можно создавать предпосылки для их обрусения и слияния
с коренным населением.
Разумеется, упрощение механизма привлечения трудовых мигрантов должно
сопровождаться ужесточением контроля над пересечением границы, использованием
рабочей силы работодателями, условиями труда мигрантов, соблюдением
их прав и сроков пребывания. Важен также контроль над порядком налоговых
и социальных отчислений из зарплат мигрантов. Надо усилить наказание
за содействие нелегальной миграции, за незаконный въезд, пребывание
и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование
их труда. Сейчас наплыв иностранцев вызван тем, что государственная
граница со странами СНГ практически открыта, отсутствует визовый
режим и не отрегулировано законодательство по борьбе с незаконной
иммиграцией.
Многие конкретные механизмы придется разрабатывать заново. Например,
ввести балльную систему трудовой миграции по примеру Канады. Провести
контроль и аудит потребностей в профессиональных кадрах реального
сектора экономики. Или организовать биржу вакансий, которая собирала
бы заявки предприятий, разработать принцип построения квот на основании
этих заявок. Квоты должны быть эластичными. Сейчас же бизнес-структуры
должны подавать заявки на наем рабочей силы за год вперед, что лишает
бизнес гибкости. Нужно регистрировать мигрантов исключительно по
месту работы, а не по месту пребывания, что само по себе способно
навести порядок в неконтролируемой миграции. И конечно, главное
- разработать механизм финансирования новых миграционных процессов.
Думаю, львиную долю финансирования способны будут взять на себя
предприятия-работодатели.
Валерий МАРТЫНОВ. "Независимая газета"
8 июля 2005 года
|