| 
 … о евгенических программах 
              в США
 
               
                | 
 | Евгеника в Америке |  Секретная программа Северной Каролины по стерилизации 
              граждан, санкционированной властями штата Евгеника, которая возникла на стыке веков, предлагала 
              соблазнительное будущее: будущее без нищеты, без наркомании и алкоголизма, 
              без преступности - и все благодаря магии науки. По мнению ученых, 
              занимавшихся евгеникой, большинство социальных пороков объяснялось 
              генетическими изъянами, передающимися из поколение в поколение. 
              Помешав людям с подобными изъянами - и особенно умственно неполноценным 
              - заводить детей, ученые рассчитывали решить эти проблемы раз и 
              навсегда. По крайней мере, 30 штатов США приняли эту теорию и начали 
              собственные программы; на протяжении XX века по приказам властей 
              штатов было стерилизовано, по грубым подсчетам 70 тыс. американцев. 
              Последняя из этих программ была отменена только в середине 1970-х. 
              Три десятилетия спустя и спустя три года после того, как Вирджиния 
              первой принесла официальные извинения за свою программу, те, кто 
              подвергся стерилизации и до сих пор жив, - никто не знает, сколько 
              их, - до сих пор ждут помощи. Менее чем полдесятка штатов последовали 
              по стопам Вирджинии. И только один штат, Северная Каролина, задумался 
              о предоставлении консультаций и медицинских услуг жертвам, нацеленных 
              на разрешение послеоперационных проблем, а также о выплате некоторой 
              компенсации за пережитую боль.
 Евгеническая программа Северной Каролины была одной из самых агрессивных. 
              За четыре десятка лет было стерилизовано или кастрировано более 
              7 тысяч человек, причем некоторым было не более 10-11 лет. Причинами 
              для операций служили умственные заболевания и обвинения в сексуальной 
              распущенности, а также просто общение не с той компанией. Некоторые 
              из прооперированных получили серьезные осложнения, и несколько человек 
              скончалось в течение нескольких дней после операции.
 Детали этой программы, вероятно, до сих пор хранились бы за семью 
              замками в архивах штата, если бы их не обнародовала Джоанна Шоен, 
              автор книги "Выбор и принуждение: контроль над рождаемостью, 
              стерилизация и аборты в системе общественного здравоохранения и 
              социальной заботы о населении" ("Choice & Coercion: 
              Birth Control, Sterilization and Abortion in Public Health and Welfare"), 
              которая выходит в этом месяце в издательстве The University of North 
              Carolina Press. С ней побеседовала журналистка Newsweek Ребекка 
              Синдербранд.
  
              - Когда вы впервые узнали о существовании евгенической 
                программы в Северной Каролине?  - В середине 1990-х я начала изучение архивов штата 
              для своей дипломной работы. Я знала о существовании Комиссии по 
              евгенике, потому что я видела ее отчеты, писавшиеся два раза в год, 
              - просто статистика, никаких деталей - в медицинской библиотеке 
              Университета Северной Каролины. Но даже несмотря на то, что у меня 
              было разрешение, архивисты не позволили мне ознакомиться с этими 
              данными и резюме. Пару лет спустя я вновь оказалась в архивах штата, 
              когда работала над своей книгой. Когда я пришла туда, архивист передал 
              мне три рулончика микрофильмов. Я не знала, что это, но я не хотела 
              задавать лишних вопросов. Я взяла этот микрофильм, пошла в читальный 
              зал. И там я поняла, что у меня в руках золотая жила, так как то, 
              что он мне дал, было записями всех встреч Комиссии по евгенике. 
              
              - Что вы обнаружили в этих записях?  - Чтение этих материалов действительно ошеломило меня, 
              ибо на протяжении месяцев мне открывалась одна личная трагедия за 
              другой. Это истории о том, как государство игнорировало этих людей, 
              детей и невероятную нищету: потом они попадали в зону внимания, 
              и им делалось предложение о стерилизации. И одна из вещей, которую 
              я поняла, читая эти материалы, это то, что были законы, которые 
              хранили истории об этих людях в тайне. Читая эти материалы, я чувствовала, 
              что эти люди заслуживают общественного признания: что-то должно 
              быть сделано для того, чтобы эта информация была обнародована. И 
              когда штат Вирджиния стал первым, принесшим извинения за свою программу 
              стерилизации (в 2002 году), я подумала, что пришло время рассказать 
              правду.   
              - Изменялась ли программа Северной Каролины с течением 
                времени?  - Да, она изменялась, и довольно резко. В 1930 - 1940-х 
              большинство людей, кандидатуры которых предлагали на стерилизацию, 
              были белыми, так как афро-американцы почти не получали социальных 
              услуг на расистском Юге. В 1950 - 1960-х ситуация начинает меняться, 
              и эти программы начинают соединяться. Меняется и лицо подвергаемых 
              стерилизации. Ударение теперь делается на матерях-одиночках, особенно 
              молодых. И становится непропорционально много афро-американцев. 
              Еще одним отличием стало то, что в первые десятилетия упор делался 
              на страдающих серьезными умственными заболеваниями, при которых 
              медицина бессильна. А в 1950-х для многих из этих заболеваний наука 
              находит способы лечения, и заинтересованность психиатров в стерилизациях 
              этих людей отпадает. Тем временем резко увеличивается количество 
              стерилизаций по рекомендации социальных работников.   
              - Когда эти программы были завершены, предпринимались ли 
                какие-либо усилия для выплаты компенсаций или содействия жертвам 
                стерилизации?  - В 1970-х был ряд исков в нескольких местах, в которых 
              люди указывали на насильственную стерилизацию. Ни один иск успехом 
              не увенчался. Потом, в 1990-х и начале 2000-х, появилась новая волна 
              исков, и люди начали громко говорить об этом. Город Альберта в Канаде 
              выплатил репарации жертвам. В США такого не сделал никто. Северная 
              Каролина зашла дальше других: была создана комиссия по изучению 
              вопроса, которая рекомендовала штату оплатить медицинские услуги 
              и образование пострадавшим. Губернатор одобрил рекомендации, однако 
              они не были реализованы.   
              - Есть ли организации, которые регистрируют этих людей, 
                пытаются посчитать, сколько их может быть? Или они брошены на 
                произвол судьбы?  - Пока эти люди - сами по себе. Это связано с тем, что 
              данные, в основном, закрыты, так что этих людей сложно найти, даже 
              если очень того захочешь. Некоторые штаты выступили с извинениями 
              за евгенику и считают это достаточным для того, чтобы не открывать 
              данные, а некоторые даже начали уничтожать документы, что, на мой 
              взгляд, ужасно. Об этом почти ничего неизвестно - есть сотни вопросов, 
              на которые мы не можем найти ответ.  
              - Будет ли, по вашему мнению, в конце концов, создана программа 
                для содействия пережившим стерилизацию - в Северной Каролине или 
                других местах?  - Иногда я думаю, что есть люди, которые готовы приложить 
              к тому усилия и у которых есть политическая воля. А потом мне кажется, 
              что все, кто якобы предпринимает какие-то шаги в этом направлении, 
              - лицемеры. У меня такое ощущение, что ни у кого нет заинтересованности 
              в этом вопросе. Есть вещи и помимо финансовой компенсации, на которых 
              можно было бы сосредоточиться прямо сейчас, - например, создание 
              мемориала или музея. Ведь в какой-то момент и эта возможность исчезнет 
              навсегда.  Ребекка СИНДЕРБРАНД. "Newsweek", 21 
              марта 2005 годаПеревод с сайта: Inopressa.ru
  
              
             |