| 
 … о положении женщин 
              в Саудовской Аравии
 
               
                | 
 | Четырехколесная свобода |  Саудовским женщинам разрешат управлять автомобилем Наклейки с туфелькой внутри красного треугольника могут 
              появиться в скором времени и на автомобилях в Саудовской Аравии. 
              Шуточный значок, предупреждающий водителей, что за рулем соседнего 
              автомобиля находится женщина, до последнего времени был просто немыслим 
              в этом исламском королевстве, где туфли на каблуке даже сами по 
              себе являются поводом для общественного порицания. Однако в попытках 
              понравиться европейским и заокеанским партнерам нынешние светские 
              власти Саудовской Аравии готовы совершить самую настоящую феминистическую 
              революцию, естественно, лишь в строгих рамках мусульманских канонов. 
              На днях бывший генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдель 
              Омар Насиф, служивший ранее заместителем главы саудовской Шуры - 
              совещательного органа, являющегося предшественником парламента, 
              - в интервью местной англоязычной газете Arab News сделал сенсационное 
              заявление. "Ничто в исламе не запрещает женщинам водить машину", 
              - заявил он и поведал, что в крупных городах страны женщины вскоре 
              смогут сесть за руль без страха быть наказанными по всей строгости 
              шариата.Примечательно, что, решившись на этот беспрецедентный для Саудовской 
              Аравии шаг, власти озаботились в первую очередь тем, чтобы сделать 
              его максимально осторожно. То есть, с одной стороны, ублажить сторонников 
              европеизации нравов из числа богатых и образованных соотечественников, 
              а с другой - не вызвать гнева у жителей консервативно настроенной 
              глубинки. Так, например, по мнению Насифа, в первое время водительские 
              права следует выдавать лишь раскрепощенным жительницам Эр-Рияда 
              и Джидды. "В других районах это может вызвать ненужное брожение 
              умов", - пояснил Абдель Омар Насиф. И лишь когда женщина за 
              рулем перестанет вызывать удивление и негодование прохожих, распространить 
              эксперимент на все королевство.
 Впрочем, противники отступления от жестких традиций саудовского 
              мусульманства наверняка еще довольно долго будут в прямом и переносном 
              смысле вставлять палки в колеса представительницам слабого пола, 
              пытающимся попробовать себя в роли водителя. Споры о правах женщины, 
              как и о том, что же считать отступлением от канонов ислама и заветов 
              пророка Мухаммеда - нынешние попытки хотя бы частично уравнять женщину 
              в правах с мужчиной либо многовековые традиции мусульманской семьи, 
              запрещающие женщинам заниматься сугубо мужскими делами, - продолжаются 
              уже не один год. Саудовские бизнесмены, особенно те, кто получил 
              образование на Западе, уже давно добиваются от королевской семьи 
              поблажек для своих дочерей и супруг. Бизнесмены просят власти реформировать 
              религиозную полицию и ослабить влияние мусульманских богословов 
              на бытовую жизнь. В свою очередь клерикалы обвиняют сторонников 
              либерализации в разрушении морали, на которой зиждется само исламское 
              королевство. Они требуют, чтобы роль женщины в обществе по-прежнему 
              была ограничена домом и воспитанием детей, совместное обучение мальчиков 
              и девочек представляется им крамолой, как и совместная работа женщин 
              и мужчин. Более того, даже укорачивание на несколько сантиметров 
              длинного женского покрывала абаи либо просто появление на нем красивой 
              вышивки у консерваторов вызывает приступ религиозного гнева.
 Борьба эта идет с переменным успехом, и саудовским женщинам, большинство 
              которых в этой дискуссии по понятным причинам не участвуют, остается 
              лишь наблюдать за маятником решений власти. В Эр-Рияде то всерьез 
              ожидают появления на местном телевидении первого диктора-женщины, 
              то категорически запрещают ввоз в страну "развратных игрушек", 
              каковыми в Саудовской Аравии считаются вовсе не товары из секс-шопов, 
              а плюшевые медвежата или, скажем, куклы Барби. Даже попытка изменить 
              структуру занятости саудовских женщин (а подавляющее большинство 
              тех, кто решился работать, сегодня трудоустроены в сфере образования) 
              осуществляется властями страны с учетом мнения религиозных ортодоксов. 
              Так, для женщин, желающих попробовать себя в роли менеджера, инженера, 
              технолога либо другого специалиста промышленного предприятия, власти 
              готовы создать специальный закрытый индустриальный городок. По сообщениям 
              местной печати, половину из 200 млн. долларов, требующихся для строительства 
              и оборудования этого городка, готово инвестировать правительство. 
              Однако при этом профиль большинства их 83 строящихся предприятий 
              будет все равно "женским": производить они будут парфюмерию, 
              сладости, одежду и т.д.
 Между тем замыслы сторонников постепенного реформирования мусульманских 
              устоев Саудовской Аравии идут гораздо дальше и посягают уже даже 
              на избирательное право королевства, запрещающее женщинам голосовать 
              на муниципальных выборах. "Участие женщин в выборах, их членство 
              в Шуре и другие вещи, такие, как вождение машины, придут постепенно", 
              - предрекает сторонник полового равноправия Абдель Омар Насиф.
 Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ. "Время новостей", 
              21 марта 2005 года  
              
             |