| 
 … о реформе образования
 
               
                | 
 | Ломоносову сегодня не пробиться |  Андрей Фурсенко начал закрывать университеты Федеральная комиссия по надзору в сфере образования 
              и науки в рамках проверки российских вузов приступила к отбору лицензий. 
              В некоторых регионах России некоторые высшие учебные заведения уже 
              приостановили работу.Время, когда почти все профильные вузы страны стали преобразовываться 
              в университеты, похоже, проходит. Да и возможность создавать новые 
              различные вузы тоже. Ведь в последние десять лет сфера образования 
              в России оказалась настолько раздутой, что количество владельцев 
              дипломов модных направлений - юристов и экономистов - в несколько 
              раз превышает реальную их потребность. Не говоря уже, конечно, о 
              качестве образования.
 Но парадокс ситуации как раз заключается в том, что в условиях развивающейся 
              экономики владельцы предприятий и фирм почти не обращали внимание 
              на образовательный уровень нанимаемых кадров: подбор осуществлялся 
              совершенно по иным принципам. Однако для российских граждан образование 
              все равно имело и имеет социальную ценность. Именно университетский 
              диплом оказывался для "детей рабочих и крестьян" единственным 
              пропуском в активную социально-экономическую и политическую жизнь.
 Вот почему когда появились так называемые частные вузы, многие всеми 
              правдами и неправдами стали поступать в них из-за престижности, 
              а также для получения возможности "закосить" от армии, 
              когда существует реальная возможность получить отсрочку. Так что 
              реформа "испорченного" за период демократии образования 
              давно уже назрела. Вся проблема, как всегда, в том, кто и как осуществляет 
              курс реформирования и какова конечная цель этой реформы.
 Эксперты утверждают, что на согласовании в Администрации Президента 
              РФ находятся проекты реформ порядка финансирования образовательной 
              сферы, в которых предлагается провести ранжирование вузов страны 
              и по статусу, и по уровню финансирования. Один из вариантов предусматривает 
              пару десятков вузов федерального значения. За ними следуют около 
              200 вузов "второй категории". Остальным (число их будет 
              все же ограничено) могут предложить перейти в разряд негосударственных, 
              бытие которых будет основано на коммерческой форме.
 В подобных схемах аналитики усматривают некоторую интригу. Например, 
              в ходе обсуждения реформаторского курса Фурсенко стали четко просматриваться 
              интересы уже сформировавшегося ректорского лобби, представляющего 
              традиционно ведущие вузы страны. Считается, что они пытаются снизить 
              борьбу за студентов, имея в виду демографический спад после 2008 
              года. По той же логике ректорское лобби сопротивляется попыткам 
              военных отменить отсрочки. Именно на этой площадке и ведется основная 
              нешуточная борьба. Например, какой вуз сохранит право претендовать 
              на статус учреждения общенационального значения.
 И опять зона парадоксов. При нынешних условиях финансирования образования, 
              материального обеспечения подавляющей массы населения, будь ты трижды 
              Ломоносовым, все равно, даже в лаптях, не сможешь добраться до Питера 
              и Москвы. На практике это означает формирование варианта нового 
              сословного общества без "социальных лифтов". Понятно, 
              что рынок решить эту проблему не в состоянии. И никто не знает, 
              куда заведет страну очередной реформаторский зуд еще одного министра. 
              Не лучше ли просто ограничить возможность для получения лицензий 
              на открытие вузов, которые только выдают дипломы, и добиться увеличения 
              ассигнований для тех, кто все же сохранил интеллектуальный потенциал 
              и способность созидать на преподавательском и научном поприще.
 Олег МАКСИМОВ. "Российские вести", 
              16 марта 2005 года  
              
             |