… о минимальной зарплате
|
Нищих россиян сделают просто бедными
|
Депутаты откладывают вопрос об уравнении МРОТ с прожиточным
минимумом на будущее
Законопроект о поэтапном повышении минимального размера
оплаты труда (МРОТ) не решает всех задач, связанных с преодолением
бедности в России. Таково мнение специалистов и СМИ по поводу документа,
единогласно принятого во втором чтении депутатами Госдумы. Народные
избранники пришли к консенсусу относительно схемы повышения МРОТ:
с 1 января 2005 года - до 720 рублей (+20%), с 1 сентября - до 800
рублей, с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей. Возможность дальнейшего
повышения (к началу 2008 года) минимальных окладов до уровня прожиточного
минимума (ПМ) должна обсуждать специальная рабочая группа.
В ходе обсуждения предлагались и более короткие сроки, однако даже
большинство левых депутатов согласилось с тем, что ускоренное движение
МРОТ к уровню ПМ "вызовет угрозу бюджетам регионов". Избранники
либеральной ориентации ссылались на "риск неконтролируемого
повышения инфляции". Так, умеренно-"правые" и умеренно
"левые" (применительно к нынешней Думе эти определения
можно писать разве что в кавычках) сошлись во взглядах, хотя за
стенами парламента вопрос о МРОТ продолжает активно дискутироваться.
За последние пять лет МРОТ формально вырос очень сильно - в 7 раз
(с 83 рублей 49 копеек до 600 рублей), однако его нынешняя величина
остается далеко позади даже официального российского порога бедности
(2369 рублей на душу населения в III квартале с.г.). И безумно далекой
от показателей развитых стран: так, во Франции минимальный оклад
составляет 1150 евро, а в соседних странах ЕС он еще выше. То есть
средний уровень МРОТ в развитой части Европы в 60 (!) с лишним раз
больше, нежели в России. Даже в Португалии, которую наши президент
и правительство считают первой европейской страной, которую Россия
сможет догнать по уровню развития, МРОТ выше российского примерно
в 20 раз. Да что ЕС: Болгария, которую собираются принимать в этот
союз в последнюю очередь из-за отсталости экономики, отраженной
в обидной кличке "еврозадница", по уровню МРОТ опережает
РФ раза в 4. В Индонезии с ее бесконечными социально-политическими
конфликтами и чахнущими нефтяными доходами месячный МРОТ превысил
90 долларов.
Так что если Болгария - "еврозадница", то есть страны,
к социальной политике которых до сих пор подходит разве что определение
кадета Милюкова "Азиопа". При том, например, Россия -
в лице своих депутатов - еще несколько лет назад торжественно приняла
новый Трудовой кодекс, 133-я статья которого прямо декларировала
равенство МРОТ и ПМ. Та же Россия (как член Совета Европы) в лице
представителей Минтруда в 2000 году подписала Европейскую социальную
хартию, которая требует от работодателей установление минимальных
окладов в 2,5 раза выше (а не ниже) ПМ. В России все наоборот, и
по большому счету мало что меняется или мало что хотят изменить
- именно поэтому ратификация хартии постоянно откладывается, как
не раз заявляли в Мин(соц)труда и МЭРТ: "Мы это не потянем".
Неопределенность, с которой депутаты сформулировали возможность
повышения МРОТ хотя бы до ПМ (создание профильной рабочей группы,
разработка соответствующих предложений, которые могут быть, а могут
и не быть приняты), говорит о том, что и среди депутатов также присутствуют
настроения "не потянем". Вопрос о том, как "тянут"
миллионы граждан (официально у нас до сих пор более миллиона человек
живет на МРОТ, а общее число не дотягивающих до ПМ - более 10 млн.),
видимо, остается без ответа. Тем более что речь идет о жалком российском
ПМ, который под стандарты Международной организации труда подходит
с трудом и многими экспертами считается заниженным (например, основа
ПМ - российская так называемая потребительская корзина - включает
в себя много хлеба, но всего одно куриное яйцо из расчета на два
дня).
Отметим, что даже на Украине, не избалованной нефтяными сверхдоходами,
МРОТ давно выше российского. В РФ, где поступления от нефте- и газоэкспорта
пополнили ЗВР и Стабфонд до огромных размеров, казалось бы, решить
указанную проблему хотя бы на уровне стран-кандидатов в ЕС не составляет
никакого труда. Благо, последующий за прибавкой минимальных зарплат
рост потребительского спроса стимулирует рост торговли, а вероятно
и строительства, и тем самым решит задачу удвоения ВВП в известные
сроки (задачу, в исполнении которой передовые чиновники все более
сомневаются). Само собой, вырастут и налогооблагаемая база, и поступления
в казну. На что, как известно, следуют "железные" аргументы,
исходящие, скорее всего, от работодателей - предприятия "не
потянут" и разорятся, региональные бюджеты не выдержат, так
что работникам будет только хуже. Плюс, конечно, инфляция.
"Что касается инфляции, - говорит эксперт фонда "Центр
развития" Валерий Миронов, - то в случае повышения МРОТ, конечно,
угроза ее реальна, но далеко не фатальна. Темпы обесценивания денег
зависят, например, от темпов роста производства и инвестиционных
планов. Инвестиционные механизмы запросто могут сдержать денежную
массу, и в этом смысле многое будет зависеть от того, как станет,
например, развиваться отечественный фондовый рынок". Эксперты
утверждают, что западные фондовые рынки (не говоря уже о других
инструментах контроля над инфляцией) в свое время сыграли важную
регулирующую роль в социальных новациях европейских правительств,
но России с ее и так небольшим, а последние восемь месяцев и вовсе
"скукожившимся" рынком (Герман Греф не так давно назвал
ситуацию на нем "катастрофой") этот вариант, увы, пока
не грозит. Во всяком случае, при нынешней социальной и экономической
политике.
Алексей ВИНОГРАДОВ. "RBC daily", 17
декабря 2004 года
|