… о ксенофобии
|
Непросто жить в общем доме
|
Насколько велика у нас опасность ксенофобии, национальной
нетерпимости?
В середине ноября подрывом мечети в Пакистане, столкновениями
на религиозной почве в Нидерландах и казнью очередного заложника
в Ираке "отметил" мир Международный день терпимости (толерантности),
учрежденный в 1996 году ЮНЕСКО. К сожалению, проявления ксенофобии
и расизма зафиксированы и в России. Не случайно по инициативе президента
Владимира Путина началось создание программы по формированию толерантного
сознания и профилактике экстремизма. Для нашей многонациональной
страны это особенно важно. Стойкость "иммунитета" россиян
к проявлениям нетерпимости на национальной почве оценивает руководитель
аналитического управления Центра политической конъюнктуры России
Анатолий БЕЛЯЕВ.
- Если верить некоторым нашим правозащитникам, то выходит, будто
по части неприязни к "инородцам" россияне - чуть ли не
впереди планеты всей…
- А не надо им слепо верить. Правозащитные организации делают свой
"бизнес". Эксплуататоры темы ксенофобии в России большей
частью ангажированы, отрабатывают гранты заморских спонсоров. А
посему - субъективны даже в методах своих исследований, не говоря
уж о выводах. Непредвзятому наблюдателю очевидно, что национальная
нетерпимость, межнациональная напряженность как таковая для России
практически не характерна. Но есть отдельные проявления расизма
- в причинах надо разбираться. Обличая "расцвет" расовой
нетерпимости в нашей стране, вспоминая погромы вековой свежести,
иные "правозащитники" забывают, например, о том, что проблема
межнациональных отношений не менее, а зачастую и куда более остро
проявляется в иных странах с развитыми демократиями.
Смотрите: Голландии грозят массовые столкновения на религиозной
и расовой почве. Беспорядки начались после недавнего убийства мусульманскими
экстремистами известного голландского режиссера Тео Ван Гога, которого
обвинили в том, что он снял оскорбительную для ислама кинокартину.
По стране запылали мечети, была атакована мусульманская школа. "Голландский
вирус" перекинулся и на соседние государства. Так, по данным
службы "Евробарометр", более 55 процентов жителей Бельгии
испытывали чувство ксенофобии в той или иной степени.
Почти половина граждан Франции (48 процентов) испытывают неприязнь
к людям другой религии, расы, культуры. Причем 69 процентов французов
считают, что допустимый предел допуска "инокультурных"
людей в их страну уже достигнут. Парижский суд обвинил в разжигании
расовой вражды знаменитую киноактрису и защитницу прав животных
Брижит Бардо. В своей книге "Крик в тишине" она резко
критиковала выходцев из стран Востока и Азии, которые, по ее мнению,
разлагают традиционную культуру христианской Франции.
- В России ситуация менее экстремальна?
- Согласно последним данным ВЦИОМ, половина наших соотечественников
- 49 процентов - считает, что "Россия - общий дом многих народов,
все они должны обладать равными правами, и никто не должен иметь
никаких преимуществ". Незначительное меньшинство россиян (хотя,
конечно, это не предлог для благодушия) - 11 процентов - заявляют,
что "Россия должна быть государством русских людей". Почивать
на лаврах, повторяю, не стоит. Несмотря на толерантные настроения,
только 56 процентов россиян сегодня одинаково относятся к представителям
всех национальностей.
- Кто же в "черном списке" нашего обывателя?
- Среди представителей народов, вызывающих довольно распространенную,
увы, неприязнь и раздражение, - выходцы из некоторых кавказских
республик, цыгане. Кстати, к сведению правозащитников, специализирующихся
на "русском антисемитизме", - евреев в числе вызывающих
ту или иную степень отторжения экспертам ВЦИОМ назвали лишь 2,5
процента опрошенных.
- Слово "ксенофобия" имеет два греческих корня: "ксенос"
- чужой и "фобос" - страх. Не потому ли все-таки некоторые
"гости" вызывают у россиян неприязнь, что пытаются вести
себя как хозяева, навязывая в том числе свое мировоззрение, бытоустройство?
- В основе неприязни всегда лежит тандем из социокультурных стереотипов
- "не считаются с обычаями", "не умеют себя вести",
и экономических причин - контроль над бизнесом со стороны этнических
группировок, конкуренция на рынке труда. Не надо быть семи пядей
во лбу, чтобы понять, кто в современной России подпадает под эти
критерии. А когда этническое большинство ощущает угрозу утраты своего
статуса или реально теряет его на некоторых территориях, это ведет
к защитной реакции, проявляющейся в настороженном или неприязненном
отношении к "басурманам". Не случайно проявления русского
национализма чаще наблюдаются в южных регионах России, где процессы
изменения соотношения между большинством и меньшинством особенно
заметны.
В последнее время росту ксенофобии в России значительно поспособствовала
террористическая угроза. Разбередила она и раны чеченского конфликта.
За две кампании через Чечню прошло около полутора миллионов человек
из разных регионов России - военнослужащих, гражданских лиц, занятых
в обеспечении армии, МВД, сил безопасности. Для этих людей, несмотря
на понимание, что война идет с международным терроризмом, нередко
враг чисто психологически, подсознательно ассоциировался с конкретной
национальностью…
- Некоторые российские политики требуют ужесточить меры против мигрантов
из стран Юга и Юго-Востока. Окажется ли законодательный кнут эффективнее
пряника политкорректности в решении проблем ксенофобии?
- На мой взгляд, лучше кнута и пряника сработает "компас".
Я имею в виду одно из самых перспективных и, кстати, закрепленных
законодательно, но пока слабо реализуемых направлений - региональное
упорядочивание миграционных потоков. Это когда соискателям российского
гражданства или работы в нашей стране популярно объясняют, что Россия
- это не только Москва и Питер, Краснодар и Сочи, и предлагают направиться
осваивать перспективные во всех отношениях русский Север или Сибирь,
да и некоторые регионы того же Нечерноземья…
"Труд", 8 декабря 2004 года
|