|
 |
Мифы,
легенды и реальность российского высшего образования
|
 |
Над темой номера работала
Татьяна КЛЯЧКО
|
Всеобщее высшее или всеобщее общее?
В российском высшем образовании в настоящее время можно
выделить три подсистемы. Это массовое, профессиональное
и престижное высшее образование.
Массовое высшее образование компенсирует многие
недостатки современной общеобразовательной школы. Этот вид образования
становится в той или иной форме (очное, заочное, вечернее) доступным
каждому, кто окончил среднюю школу (11 классов), и в этом смысле
всеобщим. Его наличие делает излишним, на наш взгляд, намечаемую
профилизацию старшей школы - и именно потому, что профилизация,
хотя и в несколько искаженных формах, осуществляется сейчас в рамках
общего высшего образования.
Но является ли такое высшее образование профессиональным?
Всеобщее образование по принципу может быть только общим
(не специализированным). Поскольку Россия перешла к всеобщему
общему высшему образованию в основном от бедности, вынужденно,
то многие склонны рассматривать это как резкое падение качества
профессионального образования, а не как переход к иному типу высшего
образования.
Но в современной экономике с быстрой сменой типов деятельности,
для профессионального образования нужен фундамент - общекультурный,
коммуникативный. Он должен создать мотив для получения высшего профессионального
образования, научить искать информацию, научить учиться, сделать
студента адаптивным, гибким, способным быстро меняться, когда изменяются
потребности рынка труда. И здесь возникает потребность именно в
общем высшем образовании. Это совсем другой подход к образованию:
не научить один раз на всю жизнь, но научить учиться всю жизнь.
К восприятию этой новой образовательной задачи еще не совсем готово
общество и сама высшая школа. Но волей-неволей она это уже делает,
если, конечно, исключить откровенную халтуру и продажу дипломов
(в переходный период и то и другое обязательно возникает).
Таким образом, большая часть высшего образования в России
все отчетливее приобретает черты общего высшего образования. Оно
становится необходимым этапом социализации молодежи. И эти
процессы требуют соответствующего оформления, чтобы не возникало
представлений о переизбытке высшего образования, о его низком качестве.
В то же время, примерно 20-25% от общего числа студентов
получают и профессиональное образование достаточно высокого
качества. Оно востребовано и поддерживает в обществе в принципе
устаревшие представления об эффективности ранее действовавшей модели
высшего образования, и одновременно о непродуктивности почти 60%
нынешней системы. Это же профессиональное образование сохраняет
иллюзию "лучшего в мире советского (российского) образования",
поскольку находит спрос в других странах. При этом в работающем
мифе не учитываются масштабы ни "доводки" этого
образования до нужных кондиций в зарубежных системах образования
(программы магистратуры, МВА, Ph.D, различные курсы), ни конечной
смены профессий лицами, уехавшими работать за рубеж.
Следует отметить, что и в России то образование, которое
мы назвали "профессиональным", все больше "обкладывается"
программами дополнительного образования, которые повышают его востребованность
и конкурентоспособность (например, специалисты по ИТ проходят специализированные
курсы компании "Microsoft", еще учась в вузе или по его
окончании, и т.п.). Важным моментом здесь является тот факт, что
востребованность рынком труда лиц, получивших данное образование,
осуществляется по полученной в вузе специальности и позволяет достаточно
быстро занимать хорошие позиции в отечественных фирмах (на предприятиях,
в организациях) или получать работу за рубежом2.
И, наконец, 5-10 процентам студентов дается престижное
образование, получение которого даже при не очень высоком качестве
позволяет занять высокооплачиваемые по российским меркам рабочие
места, а затем претендовать на дорогое профессиональное образование
(МВА3, Ph.D4).
Таким образом, престижное образование в настоящее время - это своеобразный
пропуск к престижным рабочим местам, позволяющим затем за собственный
счет или за счет работодателя получить высокую профессиональную
квалификацию.
Многие парадоксы общественного сознания, о которых упоминалось
выше, в частности, складывание новой социальной нормы, когда для
жизненного успеха надо иметь два высших образования, в значительной
мере отражают тот факт, что массовое высшее образование все более
становится просто пропуском в мир профессионального образования.
Пора признать (отказавшись от дорогих сердцу мифов),
- что мы уже имеем дело с другим высшим образованием с другим
качеством. Его нельзя мерить прежними мерками - это образование
выполняет совершенно иную социальную роль. А на базе всеобщего общего
высшего образования идет становление нового профессионального образования,
элитного образования, непрерывного образования.
Такое разделение отвечает и потребностям нового рынка
труда, когда большая часть занятых в экономике будут заняты в сфере
услуг. В этой сфере к труду предъявляются совершенно другие
требования по сравнению с трудом в индустриальной системе. Здесь
на первый план выходят навыки общения, общая культура и культура
труда, управленческие и организационные квалификации. Соответственно,
мы постепенно приходим к тому, что для этого рынка труда надо учить
3-4 года, но учить по-другому и учить другому. Фактически
именно этим сейчас и занимается большая часть системы высшего образования,
но еще не называет то, чему она учит, своими именами.
Можно ожидать, что в ближайшем будущем начнется оформление
в явном виде тех процессов, о которых идет речь. Современное межеумочное
состояние высшего образования не может существовать долго. Общество
должно будет осознать новые реалии.
Скорее всего, из системы высшего образования выделится
то, что в развитых странах называется бакалавриат, - общее высшее
образование (у нас оно станет к тому же и всеобщим). Очень возможно,
что для большинства российских студентов оно будет практически бесплатным.
Те, кто получит это образование, смогут работать в сфере услуг,
клерками, менеджерами среднего звена.
Следующий уровень высшего образования станет профессиональным
- уровень квалифицированных инженеров, врачей, научных работников.
Это будет магистратура, и она, скорее всего, в основном будет платной.
И это будут те самые 25-30%, которые мыслятся населением как необходимое
второе высшее образование. А еще выстроится целый корпус профессиональных
программ, которые можно будет получать всю жизнь - по мере необходимости.
Как любая социальная дифференциация этот процесс неприятен.
Ведь только-только все смогли начать получать вожделенное высшее
образование - и сразу оказалось, что оно не самое высшее. А то,
что выше него, - доступно не всем. Но общество тем самым поднялось
в образовательной сфере на новую ступень. Произошло это рано для
России с ее экономическим потенциалом или своевременно - ответить
однозначно трудно. Но, может быть, прав был классик, когда утверждал,
что "все действительное - разумно".
2 - Этот момент далеко не всегда действует
по отношению к образованию, которое в настоящее время в России рассматривается
как элитное: позволяя занимать внутри страны престижные рабочие
места, оно редко котируется за рубежом. Так, дипломы многих престижных
юридических вузов, крайне ценные в России, практически неконкурентоспособны
за рубежом. Аналогичная ситуация характерна для дипломов многих
известных российских экономических вузов.
3 - МВА - Master of Business Administration - бизнес-образование
высокого уровня (уровня мастера) - сейчас в России появляются разные
специализации этого образования (финансовый менеджмент, маркетинг,
консалтинг и др.). На Западе это образование можно получить, только
имея опыт практической работы (не меньше 2-х лет). Постепенно аналогичные
требования складываются и в России.
4 - Ph.D. - Doctor of Philosophy - ученая степень,
во многом аналогичная нашей степени кандидата наук. Но поскольку
сейчас диплом кандидата в России сильно профанируется, то западная
степень Ph.D., особенно полученная в престижном университете, стала
выполнять роль "знака качества".
|