|
|
Мифы,
легенды и реальность российского высшего образования
|
|
Над темой номера работала
Татьяна КЛЯЧКО
|
Мифы и легенды
Споры о судьбах российской высшей школы не утихают,
порой даже становятся острее. Проводимые в последние годы эксперименты
по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также государственных
именных финансовых обязательств (ГИФО) только подлили масла в огонь.
При этом в ожесточенных спорах доминируют, прежде всего, мифы: о
том, что происходит в системе высшего образования в пылу дискуссий
вспоминают мало. Мифы привычнее.
Миф первый. Российское образование - лучшее в
мире. Мы снабжаем кадрами весь мир, и масштабы утечки умов достигли
угрожающих размеров. Вывоз "человеческого капитала" за
рубеж достигает многих миллиардов долларов, а иногда в пылу полемики
эти цифры возрастают и до триллионов.
Миф второй. Российское образование бесплатно,
но в результате реформ его пытаются сделать платным и в силу этого
погубить. Платное образование сделает невозможным поступление в
вузы детей из низкодоходных семей - получать высшее образование
будут только дети богатых.
В противовес этим мифам стремительно формируются контрмифы,
которые можно для разнообразия и простоты восприятия назвать легендами.
Легенда первая. Российское образование стремительно
деградирует. Мы быстро утрачиваем все свои прошлые позиции. Наши
дети становятся неконкурентоспособными по отношению к своим сверстникам
за рубежом. Мы губим нашу общеобразовательную школу, а следовательно,
и высшую, ибо в нее приходят все более слабо подготовленные абитуриенты.
70% выпускников вузов не находят работу по специальности. Вузы готовят
студентов "в никуда".
Легенда вторая. В вузы юноши поступают, чтобы
избежать армии. Это резко деформирует спрос на высшее образование
и не позволяет рационализировать ситуацию. Вузы поражены коррупцией.
Все высшее образование уже либо явно, либо неявно платно, и в высшей
школе не столько учат, сколько продают дипломы. Работодателю же
не нужны знания выпускников, а нужны "корочки". В скором
времени Россию ожидает кадровая катастрофа.
И мифы и легенды российского образования, с одной стороны,
порождены общим изменением всех условий жизни - было бы странно,
если бы эти изменения никак не отразились на системе образования.
Вместе с тем на переломе всегда возникает и приукрашивание того,
что безвозвратно ушло в прошлое, и неприятие того, что приходит
ему на смену. Это, в общем-то, две стороны одной медали.
Кроме того, так совпало, что в России одновременно с
общими переломными процессами, в образовании начала формироваться
принципиально новая модель высшего образования, которая просто не
может быть осмыслена в старых терминах. И эта особенность момента
также добавляет неразберихи и остроты всей проблеме трансформации
системы образования. Ибо из общих соображений понятно, что если
поменяется высшая школа, то и общеобразовательная должна будет измениться.
И наоборот: смена школьной модели потребует изменения модели вузовской,
изменения в целом модели профессионального образования. В этих условиях,
к сожалению, старый опыт даже блестящих некогда вузов не поможет.
В 1986 году, когда перестройка в Советском Союзе набирала
силу, академик С.С. Шаталин спровоцировал начало работ по анализу
состояния тогдашней социальной сферы, включая и образование. В результате
почти 20 лет назад был сделан вывод, что советская система образования
находится в состоянии латентного кризиса. Это было связано как с
идеологическими причинами, так и с тем, что образование, впрочем,
как и здравоохранение и культура, финансировались по знаменитому
"остаточному" принципу. Нехватка ресурсов, естественно,
порождала проблемы, которые к концу 1980-х годов уже трудно было
игнорировать. Так что современные проблемы российского образования
- это накопленные проблемы, проблемы долговременные и поэтому трудно
решаемые. Экономический кризис 1990-х годов только усугубил дело.
Вместе с тем дефицит ресурсов привел к резкой дифференциации условий,
в которых действовали вузы, особенно если учесть различия в социально-экономическом
положении российских регионов.
Мифы о прекрасном прошлом и бесплатности образования
выполняли и продолжают выполнять вполне понятную роль - они являются
обоснованием необходимости дополнительного выделения вузам бюджетных
средств.
Легенды, напротив, нацелены на то, чтобы показать, что
простым увеличением бюджетного финансирования положения не поправить.
Нужны внятные и быстрые реформы, которые позволили бы удержать российскую
высшую школу от сползания в пропасть. Бюджетные средства - не помешают,
но их не хватит, чтобы преодолеть давний и глубокий кризис. Нужна
осмысленная и решительная модернизационная программа.
Жизнь же, как ей и положено, лежит то ли посередине
между мифами и легендами, то ли вообще в другой плоскости.
|