|
|
Эффективен
ли труд россиян? |
|
Над темой номера работал
Андрей ПОЛЕТАЕВ
|
Чем выше уровень образования, тем выше занятость
Влияние типа образования существенно превосходит роль
демографических факторов в формировании показателей занятости. Чем
выше уровень образования, тем выше уровень занятости (рис. 3). В
2002 году в группе лиц с высшим профессиональным образованием уровень
занятости составил 80,1%, а среди лиц с начальным общим образованием
и без образования - всего 13,1%. Конечно, лица с низшими уровнями
образования в значительной части относятся к старшей возрастной
группе (60-72 года), где уровень занятости в принципе низок, однако
это не отменяет общей закономерности. Чем выше уровень образования
населения, тем выше его экономическая активность и тем больший спрос
предъявляет на этот тип рабочей силы рынок труда. Аналогичные закономерности
характерны практически для всех стран ОЭСР4.
* Включая неполное высшее.
Рисунок 3. Численность и уровень занятости по типам
образования и полу, 2002 год, %
Влияние уровня образования на уровень занятости примерно
одинаково проявляется как среди мужчин, так и среди женщин. При
этом чем выше уровень образования, тем меньше разница между уровнем
занятости мужчин и женщин. Для лиц с высшим образованием эта разность
составляет 5,5 процентных пункта, для лиц с основным общим образованием
- 13,0 процентных пункта. Иными словами, среди женщин уровень образования
влияет на уровень занятости несколько сильнее, чем среди мужчин.
По формальным показателям российская рабочая сила в
целом характеризуется довольно высоким уровнем образования, соответствующим
группе наиболее развитых стран (табл. 2).
Таблица 2. Структура экономически активного населения
в возрасте 25-64 года по уровню образования в странах ОЭСР (2001
год) и в России (2002 год), %*
Страны
|
Уровни образования по МСКО**
|
0–2
|
3C–5B
|
5A–6
|
Основная школа, начальная школа, без образования
|
Полная школа, начальное и среднее профессиональное, незаконченное
высшее
|
Высшее и послевузовское образование
|
США
|
9,8
|
59,5
|
30,3
|
Россия
|
8,1
|
66,9
|
25
|
Медиана
|
20,9
|
62
|
17,1
|
Португалия
|
77,5
|
14,5
|
8
|
* Страны ранжированы по доле лиц с высшим образованием.
**Определение уровней образования по Международной стандартной
классификации образования (МСКО) и их соответствие российским
показателям см. в.: Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.
Российское образование в контексте международных показателей.
Сопоставительный доклад. М.: Аспект-пресс, 2003, с. 23-24.
Рассчитано по: Education at a Glance. OECD Indicators.
P.: OECD, 2002, Tab. A3.1b; для России - данные Госкомстата.
Но с содержательной точки зрения уровень образования
российской рабочей силы выглядит не столь впечатляющим, о чем свидетельствует,
в частности, такой интегральный показатель, как средняя ожидаемая
продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей
в возрасте 5 лет (этот индикатор аналогичен интегральному демографическому
показателю ожидаемой продолжительности жизни). По этому показателю
Россия уступает всем странам ОЭСР, кроме Мексики и Турции (табл.
3). Это обусловлено тем, что на всех уровнях образования до высшего
(школа, начальное и среднее профессиональное образование) продолжительность
обучения в России меньше, чем в учебных заведениях в развитых странах,
с соответствующими последствиями для качества образования.
Таблица 3. Средняя ожидаемая продолжительность обучения
в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 5 лет в странах
ОЭСР* и в России (2000 год, годы)
Показатель
|
Страна
|
Средняя продолжительность обучения, лет
|
Максимум
|
Австралия
|
20,7
|
Медиана
|
|
16,7
|
|
Россия
|
14,5
|
Минимум
|
Турция
|
10,1
|
* Данные имеются по 27 странам ОЭСР.
Рассчитано по: Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское
образование в контексте международных показателей. Сопоставительный
доклад. М.: Аспект-пресс, 2003, табл. 11.
4 - См.: Employment Outlook. P.: OECD, 2002, p.
316-318, tab. D.
|