… о московских властях и иногородних
трудящихся
|
Лимитчиков отменили
|
Городские власти признали, что иногородние граждане
имеют право работать, где хотят
Два месяца потребовалось московским властям, чтобы осознать,
что нарушать Конституцию страны нехорошо. Поступившее в официальную
рассылку октябрьское постановление, подписанное Лужковым, фактически
отменяет выпущенный им два месяца назад приказ N 615 "О порядке
привлечения и использования иностранных работников в городе Москве",
которым городские власти брали на себя выдачу разрешений на работу
в столице не только иностранцам, но и иногородним. То есть жителям
России, которые по всем законам имеют право жить и работать на территории
своей страны, где хотят.
Документ, вступивший в силу два месяца назад, гласил,
что решать, кто может, а кто не может работать в Москве, отныне
будет межведомственная комиссия при вице-мэре Москвы Валерии Шанцеве.
И решать эта комиссия будет не только трудовую судьбу иностранцев
(так было и раньше), но и просто иногородних, в том числе, к примеру,
и жителей Подмосковья. Пункт 7-й этого же документа жестко рекомендовал
паспортно-визовому управлению ГУВД г. Москвы "осуществлять
регистрацию по месту пребывания иногородних специалистов и рабочих,
прибывших в организованном порядке по приглашению предприятий и
организаций для работы в городе Москве, в соответствии с решением
межведомственной комиссии".
Первыми возмутились правозащитники - по их мнению, это
постановление, обязывающее работодателей получать разрешение московских
властей на использование труда иногородних, нарушает права российских
граждан. А они гарантированы сразу несколькими документами: Конституцией,
Трудовым кодексом и даже Уголовным - за дискриминацию по месту жительства
в УК предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500
МРОТ (от 20 до 50 тыс.рублей). За использование при этом служебного
положения чиновнику грозит лишение свободы на срок до 5 лет.
Поддержал общественников и глава Минтруда РФ Александр
Починок, настоятельно посоветовав мэру Москвы "привести постановление
в соответствие с российским законодательством".
После этих заявлений законность бумаги, вышедшей из
мэрии, решила опротестовать прокуратура Москвы, но ее поправили
старшие товарищи из Генпрокуратуры. Как заявил тогда заместитель
генпрокурора по Центральному федеральному округу Николай Савченко,
"этот вопрос необходимо тщательно изучить и только после этого
принимать решения".
Видимо, осмысление затянулось, так как вместо прокуратуры
выяснить мнение суда по этой проблеме решили те же правозащитники.
В городской суд были поданы несколько исков, рассмотрение которых
назначили на октябрь. Но власти города, не дожидаясь судебных разбирательств,
которые могли бы вызвать очередной, совсем не нужный в предвыборное
время скандал, решили сами подправить бумагу. В начале октября из
постановления был исключен пункт 7, предписывающий ГУВД Москвы регистрировать
иногородних россиян, прибывших на работу в Москву, только с дозволения
соответствующей межведомственной комиссии, а также пункт 2.1, которым
было утверждено положение об этой комиссии. Теперь его предстоит
разработать заново.
Как рассказала "Известиям" координатор общественного
движения "Свобода воли" Галина Новопашина, "законность
вновь восторжествовала, однако, к сожалению, это не было заслугой
прокуратуры". - Иски в суд подали правозащитники и частные
лица, - говорит Галина, - и я рада, что правительство Москвы решило
не доводить дело до публичного слушания и исправило свои ошибки.
Когда власти Москвы говорят, что рабочих мест в городе не хватает
москвичам, это не более чем демагогия - все стенды пестрят объявлениями
о вакансиях, особенно на низкооплачиваемую работу. Вместо того чтобы
вводить квоты и лимиты, власти города могли бы бросить свои силы
на разработку эффективной системы регистрации в городе, чтобы люди,
приезжающие в столицу работать и платящие здесь налоги, перестали
унижаться в недельных очередях в паспортные столы.
***
Сергей СМИДОВИЧ, начальник отдела по работе с органами
исполнительной власти в области миграции правительства Москвы: Мы
не хотим выгонять приезжих из Москвы
- В связи с чем были внесены изменения в постановление, которое
еще два месяца назад власти Москвы так горячо отстаивали?
- В документе обнаружилась неоднозначная трактовка некоторых
положений. Было несколько обращений в суд. Мы поняли, что нам предстоит
очень большая работа по отстаиванию своей позиции, и решили этого
избежать, внеся изменения в спорные статьи.
- Значит ли это, что отныне постановление касается только
иностранцев и жители России могут спокойно работать на территории
Москвы?
- Да, мы вообще исключили из документа слово иногородние.
Но проблема-то осталась, и нам поручено подготовить новое положение
о межведомственной комиссии по вопросам привлечения приезжих на
работу. В советский период, кто помнит, существовал так называемый
лимит, и он работал -в Москву приезжало столько народу, сколько
было нужно для ее развития. Сейчас рост численности населения в
Москве никем не контролируется. По предварительным данным последней
переписи, в городе живет 10,4 миллиона человек. А зарегистрировано
8,5 миллиона. Где эти два миллиона людей?
- Но пока любые ваши попытки ужесточить процесс регистрации
натыкаются на один из фундаментальных российских законов "О
свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания".
- Да, вот мы и ищем пути, как решить задачу учета населения
Москвы, не входя с этим законом в формальные противоречия. Хотя
в этом законе заложена бомба противоречия. С одной стороны, им установлен
обязательный характер регистрации...
- По-моему, все-таки уведомительный.
- Нет, обязательный. Если человек не зарегистрирован,
в соответствии с Административным кодексом на него может быть наложен
штраф. И в то же время там же написано, что наличие или отсутствие
регистрации не может являться фактором, ограничивающим права человека
в России. Как же так? И что нам тогда остается? Административные
и экономические меры. Раньше, еще когда город регулировал вопросы
миграции, мы брали так называемые залоги за возвращение (это к иностранцам,
правда, относилось.). И в столичных правилах регистрации было указание
- граждане, принятые на работу в организованном порядке, регистрируются
по месту пребывания в соответствии с решением правительства Москвы.
Также мы брали пошлину при регистрации, потом ее тоже отменили.
Мы думаем о том, чтобы эту практику вернуть.
- А каким может быть размер пошлины, если она будет введена?
- Сразу уточню, что она может быть применима лишь при
регистрации по месту пребывания. Этот местный налог не должен быть
большим, но должен компенсировать затраты города на транспорт, медицинское
обслуживание, коммунальные расходы и другие, которые дотируются
из городского бюджета. Кроме того, я уверен, что система регистрации
и учета населения в Москве должна быть привязана к административно
- территориальному делению, как и в России. А сейчас, даже если
человек зарегистрирован в Москве, мы не знаем, где он фактически
живет. Пол-Москвы сейчас безвылазно живет за городом. Но даже те,
кто имеет там второе жилище (где-нибудь в районе Рублевского шоссе),
- они же там не зарегистрированы, они зарегистрированы в Москве.
И статистика очень искажена. А мы должны знать, как распределять
финансирование по округам и управам в зависимости от численности
населения. В Ясеневе, к примеру, 300 тысяч человек живет, а в Черемушках
гораздо меньше.
- Если еще и жители Рублевки вместе со всеми остальными, кто
живет не там, где прописан, пойдут в паспортные столы, в городе
случится революция. Ведь процедура регистрации в Москве чудовищная
- люди неделями в очередях отмечаются, чтобы получить эту справку.
- Да, это наша проблема, и мы думаем над тем, как ее
решить. Например, как придать регистрации уведомительный характер
- чтобы люди отсылали документы по почте, к примеру. Ведь мы не
хотим выгнать приезжих из Москвы, мы хотим иметь эффективную базу
данных обо всех, кто у нас живет, создать регистр населения.
- Регистр?
- Да, базу данных и по иностранцам, и по россиянам -
кто где зарегистрирован и кто где живет. Конечно, все данные этого
регистра должны быть защищены. Персональные данные можно будет получать
лишь по спецзапросу по особым случаям. А нам важны скорее обобщенные
данные - по округам и управам, чтобы планировать финансирование.
- А сколько город тратит на приезжих?
- В том-то и дело, что мы этого даже не знаем, так как
нет точных цифр, сколько сейчас приезжих в Москве.
Виктория ВОЛОШИНА. "Известия", 18 октября
2003 года
|