… о поправках к закону о российском гражданстве
|
Чемодан. Вокзал. Россия!
|
Родина признала своих детей гражданами
В пятницу Государственная Дума проявила почти сверхъестественное
единство воли и политического чувства. Из 417 депутатов, голосовавших
по президентским поправкам к Закону о гражданстве РФ, все 417 проголосовали
"за". Это первый в думской истории случай солидарного
парламентского действия, что интересно само по себе. Но важнее,
видимо, то, что пятничное голосование показало: справедливость все-таки
может торжествовать. Надо только, чтобы были желающие за нее бороться.
На борьбу за либерализацию неумеренно жесткого закона
о гражданстве ушло полтора года. Временами казалось, что дело борцов
безнадежно. Проект закона вносился в Думу от имени президента, его
защиту от критиков взяли на себя видные чиновники президентской
администрации, на их стороне, как обычно, выступало центристское
большинство Думы. Оппоненты могли противопоставить этой силе только
упорство и "железо" аргументации. Первыми принципиальными
критиками закона о гражданстве были депутаты от СПС. Борис Надеждин
еще на стадии обсуждения законопроекта доказывал коллегам: этот
закон лишит права на российское гражданство миллионы человек, которым
это право принадлежит, что называется, по факту рождения. Постепенно
к правым стали подтягиваться коллеги из других фракций, включая
депутатов далеко не либеральных убеждений. Когда закон заработал
в полную силу, правота СПС стала очевидной: многие ограничения,
установленные этим актом, нелепы и несправедливы. Ряды оппонентов
росли, и наконец образовалась "критическая масса", которая
перевесила чиновничье упрямство авторов сурового закона.
И тогда оказалось, что президента тоже можно поправлять.
Вернее, он и сам может себя поправить, если представить ему убедительные
доказательства его ошибки. В мае, оглашая свое послание Федеральному
собранию, Владимир Путин признал: закон о гражданстве неудачен и
должен быть переработан. Затем представил в Думу свои поправки,
которых, собственно, и добивались критики закона. Так, президент
предложил отменить пятилетний срок ожидания гражданства РФ для всех
когда-то родившихся на территории РСФСР, затем оказавшихся в странах
СНГ, а потом вернувшихся обратно в Россию. То же самое предложено
сделать и для отслуживших три года по контракту в армии и других
силовых структурах РФ граждан СНГ, а также для закончивших российские
вузы и техникумы после 1 июля 2002 года и для так называемых "неграждан",
которые в большом количестве появились в бывших республиках СССР
после его распада, и даже для детей хотя бы одного нынешнего гражданина
РФ. Более того, президент разрешил на льготных основаниях - без
экзамена на знание русского и без декларирования источников существования
- принимать в гражданство тех жителей из бывших союзных республик,
которые сейчас находятся на территории России и получили регистрацию
до 1 июля 2002 года. Ну а ветеранам Великой Отечественной войны,
которых осталось уже немного, гражданство РФ гарантируется, по сути
дела, автоматически.
Произведенная в пятницу правка закона наверняка сильно
огорчила тех чиновников, которые приноровились торговать паспортами
"из-под полы". Огорчены, видимо, и люди, полагающие, что
президенту не пристало капитулировать перед недовольными депутатами.
В некоторых комментариях пятничное голосование названо предвыборной
пиар-акцией: дескать, думцы решили побаловать электорат. Все эти
соображения, однако, не умаляют данное событие в глазах тех, кто
ждал его целых полтора года. "Теперь миллионы наших соотечественников
смогут получить гражданство, - сказал корреспонденту "НГ"
Борис Надеждин.- Миллионы человек перестанут быть людьми без Родины,
воссоединятся тысячи разлученных семей".
Андрей САВИЦКИЙ. "Независимая газета", 20
октября 2003 года
|
Контракт на гражданство
|
Госдума приняла сразу в трех чтениях президентские поправки
к закону "О гражданстве". Они дают гражданам бывшего СССР
право немедленно получить российское гражданство. Еще одна возможность
для соотечественников из стран СНГ и Балтии получить российский
паспорт - отправиться служить по контракту в российские Вооруженные
силы. Это беспрецедентное решение российских властей: нигде в мире
граждане и неграждане не сидят "в одном окопе".
"Если кто-то бомжевал, не следует принимать
его в гражданство"
Собственно, беспрецедентным выглядит и сам закон, который
приняли депутаты. Из него исключены все те жесткие положения, которые
первоначально подвергались критике. В ближайшее время (после утверждения
в Совете Федерации и подписи президента) население России может
существенно вырасти за счет получения гражданства гражданами СНГ,
а армия укрепиться контрактниками из бывших союзных республик. Теперь
граждане бывшего СССР, живущие ныне в союзных республиках и родившиеся
на территории бывшей РСФСР, смогут получить российское гражданство
без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания на территории
РФ. А тем, кто был зарегистрирован в России до 1 июля 2002 года,
для получения гражданства не понадобится представлять данные об
источнике доходов, владении русским языком и иметь вид на жительство.
Супруги граждан РФ, состоящие в браке не менее трех лет, также получат
гражданство без проблем. Пожилые родители российских граждан, проживающие
в странах СНГ и Балтии, ветераны войны получат гражданство без всяких
условий. А молодые люди из стран СНГ и Балтии за три года службы
по контракту в Российской армии получают право на приобретение российского
гражданства (при условии владения русским языком). Правда, Российская
армия на контрактную основу еще не перешла, так что дефицит призывников,
от которого так страдает в последнее время Министерство обороны,
контрактниками из Средней Азии (а таких будет большинство - именно
солдаты из среднеазиатских республик обеспечивали полноту призыва
в советское время) восполнен не будет.
Но некоторым депутатам и таких льгот показалось мало.
"Надо добавить сюда и категорию фактически проживавших в России,
- сказал депутат Владимир Никитин ("Регионы России").
- Кто-то жил в садовых домиках на кабальных условиях!" - "Нельзя
расширять закон до безразмерных размеров, - ответил ему Александр
Котенков. - Если кто-то, извините меня, бомжевал, не следует принимать
его в гражданство!"
"Проявил ханжество по отношению к депутатам"
Полтора года назад многие депутаты вносили поправки,
аналогичные тем, которые сейчас внес президент. Тогда они были провалены
центристами, а из Думы вышел жесткий закон, не позволявший получить
гражданство России многим бывшим гражданам СССР.
"Практика применения закона о гражданстве показала,
что он ущемляет права граждан", - признал Александр Котенков.
"Что случилось? Почему те самые поправки, которые вы раньше
проваливали, теперь вами одобрены?" - с удивлением спросил
один из авторов поправок Борис Надеждин председателя комитета по
госстроительству Валерия Гребенникова. Тот не сразу нашелся, что
ответить. "Я не знаю, какое значение имеет мое мнение. Решение
принял комитет", - лишь заметил он.
Надеждина поддержал коммунист Николай Коломейцев. "Нельзя
нагло попирать труд депутата и присваивать это дело себе, - сказал
он. - Председатель комитета проявил ханжество по отношению к депутатам,
его надо снять с должности!" - "Поневоле закрадываются
сомнения, нормальный вы человек или нет", - поставил диагноз
председатель комитета по регламенту Олег Ковалев. Ведущий Геннадий
Селезнев сделал замечания обоим: и Коломейцеву, и Ковалеву.
"Он будет более уместен во главе ФСБ или МВД"
Но Надеждин не унимался: "Сегодня у фракции СПС
двойной праздник. Во-первых, президент внес правильный закон, а
во-вторых, к нам пришел замглавы президентской администрации Виктор
Петрович Иванов, который известен как автор прежнего, жесткого закона!
Я прошу принять поправку, чтобы Иванова отправили в отставку. Он
будет более уместен во главе ФСБ или МВД!"
Виктор Иванов сидел в ложе представителей президента
и любезно беседовал с подошедшим к нему Анатолием Аксаковым ("Народный
депутат"). "Я очень рад, что у фракции СПС праздник, -
сдерживая гнев, ответил Котенков. - Но хочу напомнить, что закон
внес именно президент! Опыт показал, что в законе были недоработки,
и такое изменение позиций надо ставить президенту в плюс и ни в
коем случае не в минус!"
Но депутатов уже было не остановить: "Теперь нам
придется исправлять и Трудовой, и Земельный кодексы, которые мы
продавили по указке администрации президента, не приходя в сознание,
- неистовствовал коммунист Юрий Никифоренко, - не надо печь блины
вместо законов".
Геннадию Селезневу пришлось спешно свернуть неконтролируемую
дискуссию и поставить вопрос на голосование. 412 депутатов проголосовали
"за". Вопрос об отставке Иванова тоже поставили на голосование.
138 депутатов сочли целесообразным уволить его из президентской
администрации. Но для принятия решения Думой требуется 226 голосов.
Виктор Иванов продолжит работать в администрации президента.
Иностранные легионеры: преступники, авантюристы,
эсэсовцы
Привлечение в Вооруженные силы России по контракту граждан
других государств с последующим предоставлением российского гражданства
является беспрецедентным в военной истории нового и новейшего времени.
Нигде в мире гражданин одного государства не может состоять на военной
службе другого в тех же подразделениях, где служат уроженцы страны,
- ни добровольно, ни по контракту. Единственным исключением из этого
правила является Израиль, в армии которого могут служить (и служат)
лица, имеющие двойное гражданство. На практике это означает, что
право службы в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) предоставляется репатриантам
из двух стран - США и Канады (просьбы выходцев из бывшего СССР,
оставивших себе паспорта России, Украины, Белоруссии и других стран
СНГ, мобилизационное управление израильского генштаба под разными
предлогами отклоняет). В 60-80-е годы советская пресса презрительно
именовала солдат и офицеров ЦАХАЛ с американскими и израильскими
паспортами "наемниками", что не соответствовало действительности.
Другое дело, что отряды наемников служили разным диктаторским режимам
Африки и Центральной Америки, но надо подчеркнуть, что они никогда
не были составляющей частью армий ЦАР, Конго или Гаити - "дикие
гуси" имели собственные звания, вооружение, командиров и даже
священников и профосов (палачей). Известны два случая формирования
отдельных, особых воинских частей из иностранцев. В 1920 году король
Испании Альфонсо XIII приказал сформировать Иностранный легион по
образу и подобию знаменитого французского Иностранного легиона.
Таким образом король хотел привлечь на службу жителей Испанского
Марокко. Легионерами становились как испанцы, так и марокканцы в
соотношении 90 к 10, но именно марокканцы, составлявшие 10% от общей
численности Легиона, прославились как самые умелые и бесстрашные
бойцы Испании. После начала Гражданской войны 1936 года именно 12
батальонов марокканских стрелков-легионеров превратились в главную
ударную силу армии генерала Франко. Их бросали в самое пекло, они
потеряли 7645 человек убитыми, но, несмотря на все заслуги, не получили
испанского гражданства после завершения войны в 1939 году. В настоящее
время Иностранный легион Испании насчитывает 4 полка, используется
в миротворческих операциях, и "иностранным" в нем осталось
лишь название. В 1986 году король Хуан Карлос особым указом запретил
вербовать в Легион граждан других государств. Второй пример - Иностранный
легион Франции, созданный в XIX веке. Его рядовой и унтер-офицерский
состав всегда набирался из иностранцев, но офицерами были либо французы,
либо иностранцы, получившие французское гражданство (в 1942 году
в самом начале битвы под Эль-Аламейном был убит командир 13-й полубригады
Легиона подполковник князь Дмитрий Амилахвари, бывший офицер русской
императорской армии). Форма легионера скрывала преступников, беглецов,
политэмигрантов, искателей приключений и просто стремящихся заработать
ремеслом военного. 50 лет назад, когда Легион сражался во Вьетнаме,
1-й батальон 2-го полка парашютистов (командир - подполковник Ланглэ)
был практически целиком укомплектован немцами - бывшими эсэсовцами.
5-й батальон состоял из вьетнамцев. В дельте Меконга и при Дьен-Бьен-Фу
дрались 3 батальона алжирских стрелков (зуавы) и батальон стрелков
марокканских (спаги), но никто из этих солдат, о которых в последнем
приказе вьетнамской кампании было сказано: "Они заслужили восхищение
свободного мира, гордость и благодарность Франции. Их мужество -
образец, не имеющий примера", даже получив Военный крест, не
получил французского гражданства. В настоящее время Легион, вышедший
победителем во многих сражениях, по-прежнему комплектуется из добровольцев-иностранцев.
Он используется только за пределами страны. 4 полка входят в состав
сил быстрого реагирования, "пожарной команды" ВС Франции.
Парашютисты в 1979 году осуществили молниеносную операцию в заирской
провинции Катанга, полностью уничтожив 10-тысячную армию мятежного
генерала М'Бумба и избавив от верной смерти 2500 граждан Франции
и Бельгии. 3-й пехотный дислоцирован в Гвиане и охраняет космодром
Куру; 5-й моторизованный размещен на атолле Муруроа, прикрывая полигон
для испытаний ядерного оружия; 13-я полубригада квартирует в Джибути
ради защиты интересов Франции в районе Африканского Рога.
Анастасия МАТВЕЕВА. "Газета", 20 октября 2003
года
|
В Думу вызвали кремлевского Петровича
|
Бывшим гражданам СССР станет легче получить гражданство
России. Госдума единогласно одобрила сразу в трех чтениях президентские
поправки, смягчающие закон "О гражданстве".
Что достаем из штанин
В паспорт будет вносится фамилия, имя и отчество владельца
документа, его пол, дата и место рождения, а также личный код. По
желанию владельца также предлагается включать сведения о его национальной
принадлежности и ИНН. Из-за возможного включения в паспортные личного
кода и ИНН в пятницу вокруг здания Госдумы прошел крестный ход...
В пятницу Госдума сразу в трех чтениях одобрила внесенные
на рассмотрение меньше месяца назад президентские поправки к закону
"О гражданстве".
Как и предполагалось, законопроект был принят быстро
и единогласно. За изменения, либерализующие жесткий федеральных
закон, лишивший льгот при получении российского гражданства многочисленных
соотечественников, проголосовало 417 депутатов. Выступивших против
смягчающих закон поправок, а также воздержавшихся на этот раз не
было.
Разработанный администрацией Владимира Путина проект
закона депутатам пересказал представитель президента Александр Котенков.
- Принятый в 2002 году закон "О гражданстве"
не учел ситуацию и необоснованно затруднил получение гражданства
лицами, не один год законно проживающими в стране", - сообщил
Котенков.
Перечислив один за другим пункты законопроекта, упрощающего
приобретение гражданства бывшим гражданам СССР, Котенков повторил,
что все льготы на получение гражданства временные - потому что переходный
период установлен до 1 января 2006 года.
- Уважаемые депутаты, донесите, пожалуйста, до своих
избирателей положения этого закона, - вдруг воззвал к парламентариям
представитель президента. - Чтобы в 2007 году не получилось, что
кто-то не знал, что льготы временные. Страна же не может вечно жить
с открытыми границами.
Депутаты закивали головами в знак согласия. Котенков
напомнил им еще раз, что рассчитывать на упрощенный порядок получения
гражданства могут только те, кто был зарегистрирован в России до
1 июля 2002 года (то есть вступления закона в силу) или получил
временное разрешение на проживание в России.
После Котенкова на трибуне появился глава комитета по
законодательству Валерий Гребенников (ОЕР), сообщивший, что законопроект
был дважды одобрен комитетом, и все его члены единогласно выступили
за его принятие.
Никаких замечаний у нас не возникло, - успокоил Гребенников.
Обсуждение, последовавшее за этим, было недолгим. Против
положений законопроекта не высказывался никто. Вместо этого парламентарии
требовали пояснений.
Больше всего депутатов интересовало, что будет с 2006
года, то есть окончания переходного периода.
-- Придется ли в 2007 году опять сдавать экзамен по
русскому языку? - спрашивал депутат Иван Никитчук. - И вообще, распространяются
ли изменения на граждан славянской национальности.
-- Мы льготы даем в независимости от национальности,
- терпеливо объяснял ему Александр Котенков. - А те, кто не воспользуется
ими до 2006 года, будут сдавать на гражданство в общем порядке.
После этого парламентарии обеспокоились судьбой беженцев,
у которых в 2002 году никакой российской регистрации не было вообще,
и предложили заменить фразу про регистрацию на формулировку "фактически
проживал на территории Российской Федерации". Но Котенков инициативу
пресек, пояснив, что, кроме факта регистрации ничто не может подтвердить
проживание человека в России.
Может, кто-то бомжевал или в садовом домике жил, откуда
нам знать, - сказал представитель президента. - И вообще, не все
беженцы должны принимать гражданство. Выбирать надо: или ты статус
беженца получаешь, или на гражданство претендуешь.
Неприятные моменты представлявшим проект закона доставило
только выступление зампреда СПС Бориса Надеждина, который напомнил
коллегам, что все семь норм, которые в пятницу парламентарии принимают
на ура, Госдума тем же составом отклонила два года назад. И законопроекты,
либерализующие закон "О гражданстве", которые он сам лично
вносил на рассмотрение Думы, комитет по законодательству постоянно
отклонял.
- Валерий Васильевич, что же за это время случилось?,
- поинтересовался Надеждин у Гребенникова, который от ответа неловко
уклонился, заявив, что не понимает, почему Надеждина так интересует
его личное мнение.
- Если законопроект будет принят в целом, то в ноябре
он уже вступит в силу, - примирительно сказал Котенков. Но депутат
Надеждин историю с первоначальным ужесточением закона и последующим
его смягчением не оставил.
- У СПС сегодня двойной праздник. Во-первых, наконец-то
приняты поправки, за которые мы так долго боролись…- начал было
Надеждин.
- Я бы хотел напомнить, что это президентский законопроект,
- перебил его Котенков.
- А плюс к тому в Думу приезжает Виктор Петрович Иванов
(замглавы президентской администрации. - "Газета.Ru"),
который, как мы надеемся, сможет объяснить нам, почему сейчас внесены
эти поправки, - невозмутимо продолжил Надеждин.
По его словам, в 2002 году президент внес нормальный
законопроект, а потом в Госдуме появилась таблица №1а с нормами,
ущемляющими права бывших соотечественников.
- Гребенников протащил таблицу с третьей попытки, -
продолжал разоблачать зампред СПС. - А когда я спрашивал, кто же
внес эти поправки, мне указали пальцем наверх, откуда, судя по жесту,
и была команда. Виктор Иванов - честный человек и не хочет, чтобы
в страну въезжали ваххабиты и всякие террористы. Но из-за этого
должны были страдать миллионы людей, плачущих в очередях ОВИРов,
а чиновники - нагребать огромные взятки".
- За такие действия нужно отвечать, - подытожил Надеждин
и внес на рассмотрение Госдумы проект обращения к президенту с требованием
установить ответственность должностных лиц за допущенные перегибы
и переиначивание президентских замыслов.
Но Госдума Надеждина не поддержала - за обращение проголосовало
только 138 его коллег, 66 депутатов решили, что обращаться к Владимиру
Путину - это лишнее. И поправки к закону "О гражданстве"
были приняты без единого изменения.
Вита ЛУКАШИНА, Елена РУДНЕВА
Кто сможет получить гражданство России
Порядок приобретения российского гражданства будет упрощен
в основном для бывших граждан СССР. По оценкам правозащитников,
тех, кто живет в России, но до сих пор не получил российский паспорт,
по разным оценкам, от 1 миллиона до 3 миллионов человек. Кроме того,
в СНГ насчитывается 25 миллионов так называемых бывших соотечественников,
часть из которых также может претендовать на гражданство Российской
Федерации.
В частности, льготный вариант получения гражданства
будет распространяться на бывших жителей Советского Союза, родившихся
на территории РСФСР: они будут приобретать гражданство без соблюдения
условия о 5-летнем сроке проживания, установленном пунктом "а"
статьи 13 закона "О гражданстве".
На упрощенный порядок могут рассчитывать и другие граждане
СССР - для них устанавливается переходный период. Заявить о желании
приобрести российское гражданство те, кто были зарегистрированы
в России до 1 июля 2002 года (то есть вступления закона в силу)
или получили временное разрешение на проживание в России должны
до 1 января 2006 года. Российский паспорт им выдадут без получения
вида на жительства, соблюдения сроков проживания, предоставления
справок о доходах и экзамена по русскому языку.
Порядок приема в гражданство упрощается и для студентов
из республик, входивших в состав СССР, закончивших средние специальные
или высшие учебные заведения в России. Льготы также получат ветераны
Великой отечественной войны, в том числе, как сказано в законопроекте,
и ветераны трудового фронта.
Льготные условия приобретения гражданства предусматриваются
и для иностранцев, которые сейчас проживают в России и не меньше
трех лет состоят в браке с российским гражданином или являются нетрудоспособными
и имеют совершеннолетних детей-россиян.
Иностранцы могут стать российскими гражданами даже без
предоставления им вида на жительство - согласно поправкам, срок
их проживания в России будет исчисляться с момента регистрации по
месту жительства, а не с 1 июля 2002 года (когда закон "О гражданстве"
вступил в силу).
Льготы предоставляются и гражданам стран СНГ, служившим
не меньше трех лет по контракту в российской армии. Для этого депутаты
внесли изменения в другие законодательные акты, в частности, закон
"О воинской обязанности и военной службе", а также "Об
обороне", "О внутренних войсках МВД РФ", "О
статусе военнослужащих", и "О правовом положении иностранных
граждан в России".
"Газета.Ru", 17 октября 2003 года
|
28 миллионов заложников
|
"Международная амнистия" на этой неделе передала
Путину 8 мешков подписей в поддержку петиции протеста против закона
о гражданстве
Миллионы наших граждан в 50-е, 60-е, 70-е годы XX века
по призыву страны отправлялись покорять целину в Казахстан; рыть
каналы в Средней Азии и метро в Баку, строить заводы на Украине
и в Белоруссии.
Тогда это была одна страна, говорящая на одном языке
и именно эта страна на этом русском языке попросила этих людей поехать
и строить, рыть, покорять и т.д.
Потом, в 1991-м, страна распалась, и люди, по языку,
укладу, организации жизни принадлежавшие к русской культуре, остались
в странах, вдруг ставших чужими и относящихся к ним, как к чужим.
Остались в заложниках. Принадлежность к русской культуре стала отягчающим
обстоятельством для карьеры, учебы, деловой активности. В некоторых
случаях быть русским стало просто опасно для жизни.
Русскоязычная молодежь уехала почти сразу, в 1992 -
1994 годах. Пожилым людям, чтобы бросить дома и уехать в неизвестность,
нужно наступление полной нестерпимости. Для тех, у кого эта нестерпимость
наступила позже 2002 года, поезд ушел.
В прошлом году Государственная дума приняла закон о
гражданстве, отрезавший более 20000000 наших соотечественников.
Они теперь для нас такие же чужие, как и африканцы с китайцами.
Свыше 20 миллионов наших соотечественников загнаны в
жизненный тупик.
О том, кто и как это сделал, как был принят этот закон,
мы рассказываем в нашем материале в рамках проекта "Общественная
экспертиза".
Из стенограммы заседания Государственной думы
Депутат ЧЕХОЕВ А.Г., фракция КПРФ:
- У нас мешками сейчас в комитете письма от наших соотечественников,
которые просто просят: такой закон, ради бога, не принимайте, потому
что вы ставите железный занавес на своих границах для нас и, во-вторых,
отдаете нас во власть местного законодательства, под руководство,
как говорится, местных титульных наций во всех странах СНГ. Я еще
раз повторяю: 28 миллионов русских сегодня находятся за пределами
Российской Федерации. И если мы - парламент Российской Федерации,
то мы к этому закону все-таки должны подойти очень ответственно.
И у меня предложение такое: сегодня проголосовать против этого закона,
вернуть его во второе чтение, с тем чтобы сделать действительно
добротный закон.
Депутат ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной
думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками,
фракция ОВР:
- Я считаю совершенно необходимым обратить внимание депутатов Государственной
думы на то, что тема наших соотечественников, а их в государствах
СНГ свыше 20 миллионов человек, не нашла необходимого отражения
в законопроекте. Принятые во втором чтении отдельные поправки радикально
не облегчают проблему их возможного возвращения на свою историческую
Родину. А сегодня как о несущественных деталях говорилось о том,
что серьезно сокращается количество лиц, которые могут претендовать
на упрощенный порядок получения гражданства. Все это вызвало острую
негативную реакцию организаций соотечественников, прессы, общественности.
Почему мы легко все это игнорируем?!
Совершенно очевидно, что относительно этой части в самое ближайшее
время в закон придется вносить существенные дополнения. Стыдно нам
будет потом, что мы второпях ушли от решения целого ряда проблем,
которые можно было бы легко разрешить, не возвращая в том числе
в первое чтение.
Депутат ГРЕБЕННИКОВ В.В., ОВР, председатель Комитета
ГД по государственному строительству:
- Мешки писем от соотечественников. Ну почему они есть у всех, кроме
комитета, который этим занимается? Почему?! Где эти письма-то?!
Я не вижу мешков писем!
Где эти мешки? Покажите! Дальше: 28 миллионов русских за рубежом,
которые ждут не дождутся, стонут от невозможности приехать к нам.
Но они не приехали к нам в течение последних девяти лет, пока действует
либеральный, очень либеральный закон о гражданстве, почему-то они
к нам не приехали.
Теперь, когда мы ставим вопрос, требуем, настаиваем на прекращении
этой ситуации, когда Россию превратили в проходной двор, в какую-то
клоаку, куда все бомжи и криминальные элементы могут приехать абсолютно
беспрепятственно и получить гражданство, сегодня, когда мы ставим
заборы на пути этих людей, нас обвиняют в том, что мы, видите ли,
нарушаем права русских.
Депутат СМОЛИН О. Н., АПГ:
- Уважаемые коллеги, я призываю вас проголосовать против этого закона
и объясняю почему. Ситуация ведь очень простая. В стране демографическая
катастрофа. Если взять один из прогнозов Государственного комитета
по статистике, через двадцать пять лет нас останется 100 миллионов,
через пятьдесят лет - грубо говоря, 75 миллионов, через семьдесят
пять лет - 50-55 миллионов.
Настоящих социальных законов мы не принимаем. Вчера в Послании президента:
образование - одна строка, медицина - один абзац, наука - одна строка.
Никакой конкретной программы улучшения социального положения людей.
Это значит, коллеги, ожидать, что у нас изменятся демографические
тенденции, нельзя, никаких шансов нет. У нас единственный шанс сохранить
население страны - это допустить приток русскоязычного, так называемого
русско-говорящего населения из ближнего зарубежья.
Нам говорят, что к нам китайцы наедут, если мы закон такой не примем.
Но китайцы не являются нашими соотечественниками, уважаемые коллеги,
равно как и другое население из стран третьего мира. Речь идет о
русскоязычном населении, которое, конечно, поставлено в крайне жесткие
условия. Поэтому, с нашей точки зрения, закон направлен и против
интересов русских за рубежом, и против геополитических интересов
России.
Депутат МИТРОФАНОВ А. В., фракция ЛДПР:
- Мы будем поддерживать принятие этого закона. И я хочу вот что
сказать. Пять-шесть лет назад я в этом зале предлагал поправки к
закону о гражданстве, и речь там шла о принципе крови, и зал взбаламутился.
То есть речь шла о том, чтобы для русских существовал упрощенный
порядок принятия гражданства. И тогда мы действительно приняли бы
не русскоговорящих, а русских, уважаемый товарищ Смолин. Но этого
ни та Дума не была готова сделать, ни эта, к сожалению, не готова
сделать. А спекуляция, что 25 миллионов человек… Надо точно сказать,
кого мы хотим принять, а кого не хотим принимать, понимаете?
Депутат АЛКСНИС В. И., фракция "Регионы России":
- Уважаемые коллеги, депутатская группа "Регионы России"
предоставила мне право выступить от меньшинства группы.
Я единственный в этом зале латыш, и мне сегодня стыдно за великий
русский народ. Я говорю от имени так называемых национальных меньшинств.
Уважаемые товарищи русские или граждане русские! Мне стыдно за то,
что в этом зале русской Госдумы идут выступления, которые отрезают
28 миллионов русских от России! Господин Гребенников говорит: "А
почему они раньше не приняли гражданство?"
Господин Гребенников, я вас приглашаю в Таджикистан, в город Нурек.
Я вас познакомлю с тетей Дашей, которая в 53-м году туда приехала
по комсомольской путевке, которая отдала всю жизнь этому городу,
она там построила Нурекскую ГЭС. Потом началось все то, что происходило,
у нее убили там мужа. И сегодня она никто, у нее пенсия - четыре
буханки, у нее единственная надежда, что рано или поздно она приедет
умирать в Россию, но для этого ей нужен паспорт, ей нужно гражданство
России, а она его теперь никогда не получит.
Когда 12 декабря 1991 года в зале Верховного Совета России депутаты
проголосовали за ратификацию беловежских соглашений, они встали
и устроили себе овацию. Прошел буквально год, и уже никто из этих
депутатов ни разу не похвастался, что он проголосовал за ратификацию
беловежских соглашений.
Так вот сегодня, уважаемые коллеги, вы, русские люди с русскими
фамилиями, голосуете за закон о расчленении русского народа! Я повторяю:
вы голосуете за закон о расчленении русского народа! И я знаю, что
русский народ в конце концов скажет вам, что вы недостойны представлять
интересы русских в русском парламенте!
***
Результаты голосования
Проголосовало за 252 человека 56,0%
Проголосовало против 152 человека 33,8%
Воздержалось 2 человека 0,4%
Голосовало 406 человек
Не голосовало 44 человека
Результат: принято
За закон, отрезавший от России 28 миллионов соотечественников,
проголосовали: "Единство", ЛДПР, ОВР, "Народный депутат",
"Регионы России". Против этого закона: "Яблоко",
КПРФ, АПР. Голоса СПС разделились.
"Русский курьер", 17 октября 2003 года
|