|
 |
Не
потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? |
 |
Над темой номера работала
Людмила ЛЕДЕНЕВА
|
Кто вернется, а кто эмигрирует?
Четкой ориентации на жизнь и работу в России во всей
совокупности опрошенных придерживается лишь один человек из пяти.
Твердо намереваются остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше,
примерно лишь каждый десятый. В целом же преобладают гибкие миграционно-возвратные
ориентации: возвращение в Россию с целью будущей профессиональной
деятельности возможно лишь при определенных условиях, касающихся,
прежде всего, профессиональных возможностей в России, - об этом
заявили 60% респондентов.
Более конкретные профессионально-миграционные намерения - непосредственно
после окончания данной программы обучения за рубежом - выявляют
гораздо более явную предпочтительность заграничных перспектив: 45%
опрошенных студентов определенно заявляют, что намерены остаться
работать, и еще 19% - продолжить образование за рубежом. Таким образом,
64% намерены остаться, и лишь 18% учебных мигрантов намерены вернуться
в Россию в ближайшей будущем.
Судя по конкретным планам в отношении трудовой деятельности после
окончания данной программы обучения, молодые специалисты, подготавливаемые
в США, и особенно молодые специалисты, подготавливаемые за рубежом
по естественно-техническим дисциплинам, видят больше перспектив
для начала своей профессиональной карьеры за рубежом, чем молодые
специалисты, подготавливаемые в Европе или подготавливаемые по общественно-гуманитарным
дисциплинам (рис. 9). Поэтому возвращение на родину непосредственно
после окончания данной программы обучения будет чаще наблюдаться
среди двух последних категорий студентов.

Рисунок 9. Конкретные профессионально-миграционные намерения
после окончания данной программы обучения по профилю и регионам
обучения
Можно выделить несколько стратегий миграционно-профессионального
поведения российских учебных мигрантов за рубежом (Рисунок 10):
- российская стратегия - постоянное проживание и постоянная работа
в России (7%).
- 1 промежуточная (пророссийская) стратегия - постоянно проживать
в России с возможностью контрактной занятости на Западе (19%);
- 2 промежуточная (прозападная) стратегия - постоянно проживать
за рубежом, но иметь при этом трудовой контракт на временную работу
в России или иметь возможность совершать краткие профессиональные
поездки в Россию (61% респондентов);
- эмиграционная стратегия - постоянно проживать и работать за
рубежом (8% респондентов).
Часть респондентов воздержались от ответа (5%).

Рисунок 10. Стратегии миграционно-профессионального
поведения
международных учебных мигрантов
Таким образом, оптимальная, с точки зрения большинства
респондентов (61%), модель профессионально-миграционного поведения
учебных мигрантов может быть обозначена как выраженная ориентация
на проживание за рубежом с возможностью профессиональной деятельности
в России посредством временной работы по трудовому контракту или
же кратких профессиональных визитов. Особенно высока доля лиц, отдающих
предпочтение именно такой стратегии, среди студентов, обучающихся
в США, и среди студентов, обучающихся по естественно-техническим
специальностям.
|