|
Женщины в политике: мировой обзор
(По материалам доклада Исследовательского института
по проблемам социального развития при ООН: "Видимые руки":
ответственность за социальное развитие - Москва, 2001)
Женщины слабо представлены в политических партиях и
в национальных законодательных органах. Как показывает диаграмма
1, доля женщин - депутатов нижних палат парламентов за последние
двадцать или тридцать лет выросла лишь незначительно и достигала
максимум 12%, что, конечно, гораздо меньше доли мужчин. Из таблицы
1 видно, что лучше всего женщины представлены в нижних палатах парламентов
в Европе, хотя этот показатель таков в основном благодаря Скандинавским
странам. В Скандинавских странах вообще самое сильное во всем мире
представительство женщин. США с их 13% идут гораздо ниже в этом
списке.
В Европе более высокого представительства женщин добиваются
некоторые центристские и левые партии. В Скандинавии этого требуют
женские активистские, группы. Шведская социал-демократическая партия
заняла в этом вопросе весьма передовую позицию: с 1994 г. она настаивает
на том, чтобы на выборах в списке кандидатов, если первым стоит
мужчина, за ним должна идти женщина; в следующий раз на первом месте
должна быть женщина.
Диаграмма 1 - Доля женщин - депутатов в парламентах,
в мире в целом
В целом слабое представительство женщин в национальных
законодательных органах поразительно. Ведь при любых вариантах либеральной
демократии право избирать сочетается с правом быть избранным, так
что, по-видимому, во многих странах что-то не в порядке, раз половой
состав национальных ассамблей так отличается от полового состава
населения в целом. Отражая эту озабоченность, "Платформа действий",
принятая на Четвертой всемирной конференции по проблемам женщин,
выделяет тему представительства женщин в принимающих решения органах
в качестве одной из важнейших.
Отчасти отсутствие женщин в институционной политике
есть историческая традиция, но в то же время оно отражает предрассудки
партий и голосующего населения: политика, мол, - это "мужской
клуб". Давние и глубоко укоренившиеся барьеры закрывают женщинам
путь к широкому участию в политической жизни, в партиях же их традиционно
отправляют на "женскую половину" и отводят им роль "группы
поддержки". При "маскулинной" политической культуре
быть избранными, не прибегая к каким-нибудь избирательным технологиям
вроде квот или зарезервированных мест, женщинам также чрезвычайно
трудно. Кандидаты-женщины привлекают меньше голосов, чем мужчины,
даже если не выступают по чисто женским проблемам. А если они стоят
на феминистских позициях, то успеха у них еще меньше: в глазах многих
избирателей такие женщины представляются противницами мужчин, семьи
и традиций.
Делаются попытки выровнять ситуацию. Прогрессивные политические
партии, стоящие за расширение женского представительства, стараются
поддержать женщин. Так, ряд партий в Латинской Америке (две крупнейшие
партии Аргентины - Радикальный гражданский союз и Партия справедливости,
боливийская Совесть нации и мексиканская Революционно-демократическая
партия) провели на выборах несколько женщин с помощью неформально
установленных квот.
Другие страны при попытках "позитивной дискриминации"
женщин сталкиваются с трудностями. Какое-то время в Великобритании,
например, от отдельных местных филиалов Лейбористской партии требовалось,
чтобы в их окончательных списках были одни женщины. От этого отказались
по причине противоречия такой практики законодательству о равных
избирательных правах. Тем не менее, после выборов 1997 г. в британском
парламенте резко выросло число депутатов-женщин от Лейбористской
партии - до 101, что составило почти четверть всего депутатского
корпуса.
Таблица 1 - Представительство женщин, в среднем по регионам,
в процентах
|
Однопалатный парламент или нижняя палата
|
Верхняя палата или сенат
|
Обе палаты в сумме
|
Европа
|
16
|
10
|
14
|
Азия
|
15
|
12
|
15
|
Америка
|
15
|
15
|
15
|
Африка южнее Сахары
|
11
|
13
|
11
|
Тихоокеанский регион
|
9
|
21
|
11
|
Арабские государства
|
4
|
3
|
4
|
По всему миру
|
13
|
11
|
13
|
Примечание: по Европе данные относятся к странам ОБСЕ.
Источник: IPU, 1999
Обычный способ увеличить число женщин в парламенте -
проводить их на выборах по партийным спискам. Если выборы проводятся
на основе партийных списков, то партии имеют возможность включать
тех, кого считают нужным, - тогда, если партия выступает за равноправие
полов, в списке появятся и женщины. До некоторой степени такой механизм
деперсонализирует процедуру и препятствует дискриминации кандидатов
со стороны электората по национальному или половому признаку. В
Южной Африке АНК пошел по этому пути и провел в Национальную Ассамблею
нескольких женщин; как показывает таблица 2, Южная Африка стоит
на восьмом месте в мире по представительству женщин, которые сейчас
составляют 30% тамошних парламентариев.
"Позитивная дискриминация" может быть также
предусмотрена законодательством или конституцией, обычно в форме
резервирования какого-то числа мест для женщин. В Уганде, например,
в каждом из 39 избирательных округов одно депутатское место отдается
женщине. В Аргентине среди кандидатов на выборные должности должно
быть 30% женщин. В Бангладеш из 330 мест 30 зарезервировано за женщинами,
в Эритрее - 10 из 105, в Танзании - 15 из 225. Такой же принцип
применяется в деревенских советах в Индии (Вставка 7.2). Неприятная
сторона метода резервирования мест заключается в риске создать женский
анклав в политике и внушить электорату, что зарезервированные места
- это все, что положено женщинам.
Влияние женщин на характер правления
К сожалению, нет гарантии, что избранные в парламент
женщины будут отстаивать женские интересы. Многие из самых успешных
женщин-политиков не являются сторонницами феминизма. А те, кто попал
на должность благодаря зарезервированным местам, могут побояться
выражать свое мнение, будучи зависимыми от центральной или местной
партии, формирующей списки кандидатов.
В Уганде многих женщин убедили пойти в политику старейшины-мужчины,
и некоторые из этих женщин считают свое положение не столько гражданским
правом, сколько "подарком" Национального движения сопротивления
(НДС). Поэтому они воздерживаются от критики политики НДС. В тех
политических системах, где доминирует одна партия и у женщин нет
реальных альтернативных возможностей, их влияние на партию существенно
сужается, и они часто не могут заниматься вопросами, не стоящими
в данный момент в повестке дня партии. И все же женщинам-парламентариям
в Уганде удавалось сплачиваться в единый фронт, чтобы продвигать
прогрессивные законы; так было, например, в 1997-1998 годах при
принятии Закона о земле.
Таблица 2 - Женщины-депутаты нижних палат парламентов
отдельных стран
Место
|
Страна
|
Год выборов
|
Число женщин
|
% женщин
|
1
|
Швеция
|
1998
|
149
|
43
|
2
|
Дания
|
1998
|
67
|
37
|
3
|
Финляндия
|
1999
|
74
|
37
|
4
|
Норвегия
|
1997
|
60
|
36
|
5
|
Нидерланды
|
1998
|
54
|
36
|
6
|
Исландия
|
1999
|
22
|
35
|
7
|
Германия
|
1998
|
207
|
31
|
8
|
Южная Африка
|
1999
|
22
|
35
|
9
|
Новая Зеландия
|
1996
|
35
|
29
|
10
|
Аргентина
|
1997
|
71
|
28
|
24
|
Коста-Рика
|
1998
|
11
|
19
|
26
|
Великобритания
|
1997
|
121
|
18
|
28
|
Уганда
|
1996
|
50
|
18
|
41
|
Соединенные Штаты Америки
|
1998
|
58
|
13
|
Примечание: по Европе данные относятся к странам ОБСЕ
Источник: IPU, 1999
Точно так же и в Индии: местные политики, возможно,
рассчитывают, что в панчаяты будут избраны "какие нужно"
женщины или же только формальные фигуры, а на деле получается сложнее.
Само присутствие в структурах власти и участие в принятии решений
чрезвычайно многому учит женщин. Из них получаются прекрасные председатели
и члены советов, демонстрирующие инициативность и качества лидеров
и опровергающие мнение, что они всего лишь формальные представители,
только называющиеся этим именем. Собственно, о формальном представительстве
думают те, кто полностью отрицает способность женщин действовать,
учиться и развиваться.
Женщинам-депутатам легче отстаивать интересы женщин,
когда они поддерживают крепкие связи с женскими организациями. Надо
не действовать в одиночку в политическом вакууме, а работать в связке
с женщинами, находящимися за стенами парламента. Особенно это важно
в периоды перехода к демократии. Когда политический центр притяжения
сдвигается от неформальных движений в сторону обычных политических
партий, всегда есть опасность, что женщины снова окажутся маргиналами.
Более заметных успехов в сфере управления женщины достигают
на формальном уровне, добиваясь того, чтобы во вновь принимаемых
конституциях предусматривалось равноправие полов. Благодаря женщинам
также появляется прогрессивное законодательство по таким вопросам,
как развод, внутрисемейное насилие и репродуктивные права. Но проведение
в жизнь этого законодательства часто оказывается более затруднительным
- не только из-за сопротивления традиционалистов, но и из-за слабости
государства в сфере правосудия и из-за политико-экономической идеологии,
требующей сокращения социальных расходов. Так, оказание многих услуг,
связанных с репродуктивными правами женщин, оказалось под угрозой
из-за общего снижения уровня базового здравоохранения. В Зимбабве,
например, введение платы за дородовое медицинское наблюдение отвадило
многих беременных от посещения врачей и повлекло резкий скачок материнской
смертности.
Во всем этом находит отражение и более общая проблема.
Принятие решений по государственным расходам является той областью
политики, которая всегда успешно уходила от гражданского контроля.
Отчасти, как утверждают некоторые, проблема заключается в недостатке
у женщин знаний и навыков экономического анализа. Если это так,
тогда полезным инструментом укрепления компетентности женских отделов
администраций может стать введенная в Австралии и Канаде, а недавно
принятая и в Южной Африке процедура под названием "Отчет по
женскому бюджету и инициативам", которая требует от всех департаментов
правительства отчета о результатах их работы по проблемам женщин.
И все же существующие проблемы имеют более глубокие
корни. В какой-то степени они отражают общий сдвиг в балансе власти
от депутатов и министерств социального сектора к технократам министерств
финансов и торговли. Парламентарии, как мужчины, так и женщины,
лишаются части своих полномочий. Женщины-чиновницы, владеющие экономическими
знаниями, вероятно, могут повлиять на происходящее внутри этих изолированных
от мира технократии - в министерствах финансов, например. Но все
равно это не заменит более открытых публичных дебатов, которые предоставляют
возможность парламенту, женским группам и движениям, другим социальным
группам контролировать экономическую политику и принятие решений,
затрагивающих благополучие населения. Видеть причину отстранения
женщин от разработки экономической политики только в недостатке
каких-то навыков (которые они еще должны приобрести) значит уходить
от более серьезного вопроса, позволяют ли общественности нарождающиеся
политические системы проверять и контролировать действия и решения,
принимаемые исполнительной властью.
|