|
А.Г.Вишневский, д.э.н. (ИНП РАН)
Я
начну с небольшой цитаты из доклада Брежнева на ХХVI съезде КПСС
в феврале 1981 г. "В соответствии с указаниями XXV съезда партии
Центральный Комитет уделял серьезное внимание разработке и осуществлению
эффективной демографической политики, обострившимся за последнее
время проблемам народонаселения. Главный путь их решения - усиление
заботы о семье, молодоженах и прежде всего о женщине. (Аплодисменты)".
Что же в действительности произошло между XXV и XXVI съездами? Рождаемость
снизилась, смертность повысилась, ожидаемая продолжительность жизни
мужчин упала с 62,3 года в 1975-1976 до 61,5 в 1980-1981 годах (самый
низкий показатель с конца 50-х). Младенческая смертность, правда,
сократилась с 25 до 22,1 на 1000 родившихся, но все еще была выше,
чем в начале 70-х годов и в 2-3 раза выше, чем во многих европейских
странах. А естественный прирост впервые опустился ниже 5 на 1000.
Так чему же было аплодировать?
Но, кажется, от нас снова хотят аплодисментов по поводу
"разработки и осуществления эффективной демографической политики",
вследствие чего, как говорится в новой ее Концепции, "должна
стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней
продолжительности жизни, стабилизации (а впоследствии и роста) показателей
рождаемости, снижения показателей смертности населения". Не
думаю, чтобы в этом зале был хоть один человек, который всерьез
принимал бы подобные утопические обещания. Конечно, колебания уровня
рождаемости в пределах 10-15%, как это было в 80-е годы, возможны.
Но чтобы предотвратить сокращение населения, рождаемость должна
вырасти вдвое. Реально ли это?
Столь поспешно одобренная Правительством РФ (хотя пока лишь "в
основном") Концепция вызывает раздражение своей декларативностью,
непродуманностью формулировок, а часто и просто их безграмотностью.
Чего стоят хотя бы процитированные только что слова, где рост продолжительности
жизни и снижение смертности рассматриваются как два разных фактора
стабилизации численности населения (больше факторов - выглядит солиднее).
Удручает неспособность разработчиков хотя бы формально обозначить
какие-то приоритеты - идет простое перечисление всех возможных задач,
обозначенных, так сказать, "на глобусе": укрепление состояния
здоровья детей и подростков...; улучшение состояния здоровья населения
в трудоспособном возрасте...; сохранение здоровья пожилых людей...",
и т.д.
Но все-таки главное - не в этом. Главное - в общем уровне
мышления разработчиков концепции, которые пытаются применить принципы
действия шатунно-кривошипного механизма к воздействию на процессы,
имеющие сложнейшую системную природу. Им кажется, например, что
можно добиться "перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной
(3 и более детей) семье, в первую очередь, путем повышения материального
благосостояния, качества и уровня жизни семей". При этом игнорируется
и наш собственный, и международный опыт, постоянно указывающий не
только на отсутствие прямой связи между материальными условиями
жизни семей и уровнем рождаемости, но - чаще всего - на наличие
обратной связи между ними. Общество - не паровоз, а нечто намного
более сложное.
На своем пути в Правительство Концепция удачно миновала
всякое подобие научной экспертизы, что красноречиво говорит о неуверенности
ее анонимных авторов в качестве изготовленного ими продукта и их
нежелании подвергать этот продукт испытанию на прочность. Да и зачем
им эта прочность? Ведь речь идет об очередной утопии. Иллюзии развеются,
но к тому времени либо эмир умрет, либо ишак умрет - спрашивать
будет некому и не с кого.
|