|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Дорожно-транспортные происшествия: причины, следствия,
профилактика
Коротко о главном:
- 67% россиян считают, что наибольшему риску стать жертвой ДТП
подвергаются дети-пешеходы; 61% назвали неопытных водителей.
- Наиболее безопасным видом автомобильного транспорта россияне
считают общественный транспорт (48%).
- Ключевые способы повышения грамотности детей и подростков в
вопросах ПДД, по мнению наших сограждан, — личный пример родителей
(53%) и введение курса ПДД в школах (48%).
Берегись автомобиля!
Автомобиль всегда был источником повышенной опасности.
С увеличением интенсивности движения возрастает и вероятность дорожно-транспортных
происшествий. Несмотря на прилагаемые государством усилия, число
аварий на дорогах остается высоким, а их последствия затрагивают
здоровье и жизнь людей. По данным Госавтоинспекции, в октябре 2022
г. в России было зафиксировано 11991 ДТП, в результате погибли 1360
человек, из них 65 несовершеннолетних; ранения получили 14 759 человек,
в том числе 1989 несовершеннолетних[1]. По мнению россиян, наибольшему
риску стать жертвой ДТП сегодня подвергаются дети-пешеходы, так
думают 67% наших сограждан, за 15 лет этот вариант стал звучать
чаще на 19 п.п. Второй по популярности вариант — неопытные водители
транспортных средств — 61%, +27 п.п. к 2007 г. Еще 27% считают,
что есть высокий риск оказаться под колесами авто и у взрослых пешеходов
(+12 п.п. к 2007 г.). Дети-пассажиры звучат в ответах 13%. За 15
лет россияне стали давать более содержательные ответы, их представления
о жертвах ДТП стали более дифференцированы, в 2007 г. на третьем
месте был вариант «все в равной степени» (27%), сегодня его называют
реже в 9 раз — 3%.
В вопросах безопасности дорожного движения автомобиль, по мнению
россиян, уступает общественному транспорту (31% vs. 48%); такси
назвали еще 5%. Личное авто кажется более безопасным молодежи 18-34
лет (48-42%), с возрастом люди чаще называют
общественный транспорт, максимум приходится на группу 60+ (59%).
Главная причина ДТП — низкая транспортная культура
За девять лет представления россиян о причинах ДТП изменились,
но на первом месте по-прежнему низкий уровень культуры участников
дорожного движения — 48% (2013 г. — 47%). В топ-3 причин вошли также
наличие привилегий у отдельных водителей (14%) и мягкость наказаний
за нарушение правил дорожного движения (12%), этот вариант звучал
в 2013 г. чаще — 20%. Постепенно системные, институциональные факторы
теряют свою значимость, доминирующим остается личностный фактор
— культура участников дорожного движения.
Как повышать транспортную культуру подрастающего поколения?
Профилактика детского транспортного травматизма невозможна
без системного формирования транспортной культуры у детей и подростков.
Россияне убеждены, что основной метод формирования такой культуры
— влияние и личный пример родителей (53%), почти столько же отметили
важность введения курса ПДД в рамках школьной программы (48%), то
есть главенствующая роль отводится семье и школе. Треть считают,
что полезным окажется моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений
на классных часах (27%). Гораздо реже называли видеоигры и приложения
для смартфона (10%), специальный контент в СМИ, интернете и социальных
сетях (8%), проведение конкурсов среди детей и подростков на тему
ПДД (8%), а также создание тематических мультфильмов и настольных
игр (6% и 3% соответственно) — эффективность этих мер видится россиянам
не такой высокой.
Как Вы считаете, кто сейчас на дорогах подвергается наибольшему
риску стать жертвой ДТП? Выберите 2-3 ответа (закрытый
вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
2007 г.*
|
2022 г.
|
Дети-пешеходы
|
48
|
67
|
Неопытные водители транспортных средств
|
34
|
61
|
Взрослые пешеходы
|
15
|
27
|
Дети-пассажиры
|
7
|
13
|
Водители транспортных средств с большим опытом
|
4
|
5
|
Нетрезвые водители
|
0
|
3
|
Взрослые пассажиры
|
4
|
3
|
Пенсионеры
|
0
|
2
|
Все в равной степени
|
27
|
3
|
Другие категории
|
7
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
Как Вы считаете, кто сейчас на дорогах подвергается наибольшему
риску стать жертвой ДТП? Выберите 2-3 ответа (закрытый
вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Дети-пешеходы
|
67
|
68
|
66
|
70
|
78
|
72
|
65
|
57
|
Неопытные водители транспортных средств
|
61
|
63
|
59
|
63
|
61
|
64
|
63
|
56
|
Взрослые пешеходы
|
27
|
25
|
28
|
32
|
25
|
30
|
24
|
25
|
Дети-пассажиры
|
13
|
11
|
16
|
16
|
16
|
15
|
12
|
11
|
Водители транспортных средств с большим опытом
|
5
|
5
|
5
|
5
|
10
|
4
|
5
|
4
|
Нетрезвые водители
|
3
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2
|
2
|
5
|
Взрослые пассажиры
|
3
|
2
|
3
|
4
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Пенсионеры
|
2
|
2
|
1
|
0
|
4
|
2
|
1
|
1
|
Все в равной степени
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
3
|
3
|
Другие категории
|
7
|
8
|
7
|
7
|
5
|
7
|
7
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
2
|
2
|
0
|
1
|
1
|
2
|
5
|
Как Вы считаете, каким видом транспорта в настоящее время
пользоваться наиболее безопасно? (закрытый вопрос, один
ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Общественным транспортом
|
48
|
48
|
48
|
37
|
40
|
41
|
51
|
59
|
Личным автомобилем
|
31
|
31
|
30
|
48
|
42
|
34
|
28
|
19
|
Такси
|
5
|
5
|
5
|
8
|
6
|
7
|
3
|
3
|
Мотоциклом
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
Другое
|
8
|
8
|
8
|
3
|
7
|
7
|
7
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
5
|
6
|
2
|
2
|
9
|
8
|
5
|
Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной нарушения
правил дорожного движения? (закрытый вопрос, один ответ,
% от всех опрошенных)
|
2013 г.*
|
2022 г.
|
Низкий уровень культуры участников дорожного движения
|
47
|
48
|
Наличие привилегий у отдельных водителей
|
11
|
14
|
Мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения
|
20
|
12
|
Плохая организация дорожного движения
|
18
|
8
|
Невнимательность водителей
|
0
|
2
|
Плохие дороги
|
0
|
2
|
Нетрезвые водители
|
0
|
1
|
Незнание правил дорожного движения
|
0
|
1
|
Другое (укажите)
|
3
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
0
|
5
|
Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной нарушения
правил дорожного движения? (закрытый вопрос, один ответ,
% от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Низкий уровень культуры участников дорожного движения
|
48
|
47
|
49
|
35
|
39
|
48
|
58
|
50
|
Наличие привилегий у отдельных водителей
|
14
|
15
|
14
|
12
|
12
|
13
|
13
|
18
|
Мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения
|
12
|
9
|
15
|
17
|
15
|
14
|
10
|
10
|
Плохая организация дорожного движения
|
8
|
12
|
6
|
19
|
17
|
9
|
4
|
3
|
Невнимательность водителей
|
2
|
1
|
3
|
4
|
3
|
3
|
1
|
1
|
Плохие дороги
|
2
|
3
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Нетрезвые водители
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Незнание правил дорожного движения
|
1
|
1
|
1
|
3
|
1
|
1
|
0
|
1
|
Другое
|
7
|
8
|
5
|
5
|
6
|
7
|
7
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
3
|
5
|
1
|
4
|
3
|
4
|
7
|
Как Вы думаете, что может повысить грамотность детей и
подростков в вопросах безопасности дорожного движения?
(закрытый вопрос, до 2-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Влияние и личный пример родителей
|
53
|
52
|
53
|
47
|
55
|
56
|
54
|
49
|
Введение курса ПДД в школах
|
48
|
53
|
44
|
36
|
45
|
50
|
49
|
51
|
Моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений на
классных часах
|
27
|
22
|
32
|
40
|
27
|
31
|
23
|
24
|
Выпуск видеоигр, приложений для смартфона
|
10
|
9
|
10
|
13
|
11
|
8
|
13
|
7
|
Распространение специального контента в СМИ, социальных сетях,
интернете
|
8
|
9
|
7
|
13
|
10
|
10
|
6
|
5
|
Проведение конкурсов среди детей и подростков на тему ПДД
|
8
|
5
|
10
|
6
|
10
|
7
|
7
|
8
|
Создание тематических мультфильмов, фильмов
|
6
|
6
|
6
|
11
|
7
|
7
|
6
|
4
|
Создание тематических настольных игр
|
3
|
3
|
3
|
3
|
7
|
3
|
3
|
2
|
Ничего
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Другое
|
5
|
6
|
4
|
3
|
5
|
4
|
4
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
1
|
2
|
0
|
0
|
1
|
1
|
4
|
*До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу,
возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет
1600 респондентов.
[1] Дорожно-транспортные происшествия // Госавтоинспекция. URL:
http://stat.gibdd.ru.
Илья Ломакин, эксперт Департамента издательских программ
ВЦИОМ:
«Сопоставив результаты текущего опроса с данными, полученными
ВЦИОМ в 2013 году, нетрудно заметить, что проблема низкого уровня
культуры участников дорожного движения не теряет своей актуальности
уже много лет. Конечно, как и любые культурные процессы, изменения
в так называемой «культуре вождения» идут небыстро. Но как можно
этому помочь? К сожалению, простого ответа на данный вопрос нет.
Определенно, что проблему низкой культуры поведения на дорогах нельзя
решить автономно от вопросов общей культуры, уровень которой у нас
достаточно низкий. При этом изменение ситуации на дорогах приносит
пользу всем: автомобилистам и пешеходам спасает жизни и уберегает
от излишнего травматизма, а государствам сохраняет деньги (ВОЗ утверждает,
что ущерб, который страны несут в результате дорожно-транспортных
происшествий, достигает 3% от ВВП).
Но как быть с самыми уязвимыми участниками дорожного
движения – детьми? Российские школы сегодня немало делают для профилактики
транспортного травматизма: уроки ОБЖ и встречи с сотрудниками ГИБДД,
тематические классные часы и олимпиады, инструктажи и минутки безопасности,
возможности вступить в отряд юных инспекторов движения… Вероятно,
весь этот набор есть не в каждой школе, однако введение еще и дополнительного
курса ПДД (к чему склоняются 48% россиян), как представляется, может
стать не вполне обоснованной нагрузкой на и без того перегруженную
систему школьного образования. Тем не менее, при разговоре о профилактике
детского и подросткового транспортного травматизма наши соотечественники
широко разделяют (53%) представление о важности личного примера
родителей, их достойного поведения на дороге. Значимость семьи в
воспитании сознательных граждан трудно переоценить, и ситуация с
ПДД – не исключение. Так, если родители систематически позволяют
себе нарушать правила, никакая пропаганда безопасности на дорогах,
введение дополнительного курса ПДД в школах и проч. не смогут воздействовать
на ребенка, главный авторитет для которого – родитель. И в этом
плане мы невольно снова возвращаемся к вопросу об общей культуре».
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
11 ноября 2022 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 23 ноября 2022 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/
dorozhno-transportnye-proisshestvija-prichiny-sledstvija-profilaktika
|