Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 917 - 918
19 октября - 1 ноября 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" и "Meduza" о международной трудовой миграции в России
"Российская газета" о внутренней миграции
"Росбалт" о старении населения
"Meduza" о снижении продолжительности жизни из-за пандемии Covid-19
"The Wall Street Journal" о новых вакцинах против вирусов

"Le Figaro" о фейковых новостях о здоровье
"Коммерсантъ" о реакции РПЦ на программу по сохранению репродуктивного здоровья
"Новая газета" о том, куда и кому уходит материнский капитал
"Meduza" о гендерных исследованиях
"The Wall Street Journal" о движении трезвенников

о гендерных исследованиях

Российские власти сначала не воспринимали исследователей гендера всерьез, а потом начали их преследовать. И, конечно же, объявлять "иностранными агентами"

Вот как это устроено

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

В конце сентября российские власти объявили "иностранным агентом" Ивановский центр гендерных исследований. Это не случайность, а часть политики российских властей по борьбе с этой - относительно новой - областью научных исследований. По просьбе "Медузы" о том, как гендерные исследования появились в СССР и вынуждены бороться за выживание в России, рассказывает гендерный историк из Университетского колледжа Лондона Элла Россман.
Гендерные исследования появились еще в Советском Союзе - как ответ на нерешенный "женский вопрос"

Во многих странах гендерные исследования стали развиваться еще в 1970-е, но в СССР они пришли позже из-за "железного занавеса" и цензурирования науки. Первые дискуссии о гендере начались только во времена гласности во второй половине 1980-х.

Своего рода "программным документом" нового направления стал текст экономистов Анастасии Посадской, Натальи Римашевской и Наталии Захаровой "Как мы решаем женский вопрос", который вышел в 1989 году в журнале "Коммунист". В этой статье авторы еще не использовали понятия "гендер" и "гендерные исследования" - вместо этого они предлагали термин "феменология". Но суть от этого не менялась: авторы подчеркивали, что именно междисциплинарные исследования могут по-настоящему решить "женский вопрос" - то есть разработать эффективную семейную политику и разобраться с социальными проблемами, с которыми сталкиваются женщины. На разных данных они показали, что советское общество далеко от гендерного равенства, что бы ни провозглашали на официальном уровне.

Первая лаборатория со словом "гендер" в названии тоже появилась еще в советское время - в 1990 году в Институте социально-экономических проблем народонаселения Академии наук СССР. Она называется "Лаборатория гендерных проблем" и работает до сих пор. Именно в этом институте и работали авторы статьи в "Коммунисте".

Первый независимый центр гендерных исследований открыли тоже в 1990-м - это был Московский центр гендерных исследований (МЦГИ, на сегодняшний день закрыт).

Девяностые годы в целом стали временем активного развития гендерных исследований. Центры и программы появлялись на всем постсоветском пространстве, вокруг них формировались локальные научные школы. Причем открывались они не только в столицах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Минска, но и, например, в Иванове, Харькове и Барнауле.

В начале 1990-х в Москве прошла и первая международная конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. Тогда же литературу по гендеру начали активно переводить на русский язык. Выходили и оригинальные исследования, как в виде книг, так и в первых научных журналах по гендерным исследованиям на русском - это, например, "Женщина и российское общество", "Гендерные исследования" и альманах "Адам и Ева".

Российские власти в те годы мало интересовались проблемами женщин и гендерными вопросами. И это притом что в Госдуме первого созыва была целая фракция, посвященная этим вопросам, - "Женщины России" (впрочем, ее участники занимались и другими социальными проблемами). У многих и во власти, и в обществе гендерная проблематика ассоциировались с советским официозом, о котором многим хотелось поскорее забыть - ведь равенство мужчин и женщин было важной частью советской официальной повестки. Открытого противодействия со стороны государства гендерным исследованиям в 1990-е, впрочем, не было - позже оказалось, что это уже неплохо.

Зато много предубеждений о них было у научного сообщества. Развитие дискуссий о гендере шло в разных дисциплинах неравномерно, все зависело от степени консервативности той или иной дисциплины. Наиболее открытой к дискуссиям о гендере оказалась социология: возможно, потому что социологические исследования семьи, брака и даже сексуальных отношений появились в СССР еще в 1970-е. Тогда на фоне партийных тревог из-за падения рождаемости в СССР исследования о семье получили пространство для развития, и в Советах появился прототип собственной школы исследований гендера и сексуальности.

Центры гендерных исследований выживали благодаря иностранным грантам. Но потом их стали признавать "иноагентами"

В 2000-е в регионах России стали открываться научные центры и организации, посвященные гендерным исследованиям. В 2002 году - Самарский центр гендерных исследований, в 2003-м - Центр социальной политики и гендерных исследований в Саратове, в 2008-м - Кабинет гендерных исследований в Новосибирском государственном университете.

Тогда же в России наметился так называемый "консервативный поворот" во внутренней и внешней политике, набравший силу в 2010-е - особенно после обращения Владимира Путина в 2012 году к Федеральному собранию, в котором президент призвал возрождать "духовные скрепы". В гендерной политике все это проявилось в том, что власти при поддержке религиозных и ультраконсервативных организаций начали активно продвигать "традиционные ценности". Их центром стал идеал гетеросексуальной полной семьи с жестко разграниченными ролями мужа и жены (и иерархией между ними) и детьми (желательно тремя или более). Интересно, что ко всему этому добавилась идея, что "традиционная семья" должна быть еще и "многопоколенной", то есть такой, в которой бабушки-дедушки, их дети и внуки живут вместе. Исторически такой вид семьи был распространен еще в доиндустриальном обществе.

Этим "правильным", по мнению государственных деятелей, ценностям противопоставлялись "неправильные": права ЛГБТ, аборты, ювенальная юстиция, феминизм и все связанные с ним явления, среди которых оказались и гендерные исследования. Разговор о традиционных ценностях шел на фоне эмоциональных призывов защищать суверенитет России от вмешательства Запада в ее внутренние дела, законы и семьи. "Традиционная семья" стала главным символом "национальных ценностей", которые, как оказалось, нужно защищать от внешних посягательств не меньше, чем государственные границы. Ко второй половине 2010-х национальный, семейный и демографический вопросы окончательно срослись, став основой новой российской государственной идеологии. И в этой идеологии не было места не то что гендерным исследованиям, но даже просто слову "гендер" как таковому.

В 2011 году именно слово "гендер" в тексте Стамбульской конвенции стало одной из официальных причин того, что Россия отказалась ее принять - российской стороне оно показалось размытым и не соответствующим российскому праву. Уже в 2018 году представители России объясняли Совету по правам человека при ООН, что Конвенция не соответствует российским "принципиальным подходам к защите и продвижению традиционных нравственных и семейных ценностей и Концепции государственной семейной политики".

Выводы современных гендерных исследований вообще идут вразрез с базовыми идеями российских чиновников. Например, они доказывают, что методы стимулирования рождаемости, которые много лет практикуют в России, не работают и не будут работать. Или что "традиционной семьи", которую рисует воображение государственных деятелей и пропагандистов, на деле не существовало нигде в мире - кроме, может быть, рекламных постеров в США 1950-х.
Но самым мощным ударом по гендерным исследованиям в России стал закон об НКО - "иноагентах" 2012 года. Исторически многие центры гендерных исследований работали благодаря поддержке иностранных фондов: девяностые и двухтысячные годы были не лучшим временем для российской науки, особенно для новых направлений. Однако именно эта стратегия, которая раньше позволяла выживать, в итоге сделала их более уязвимыми.

Уже в 2013-м в реестр НКО - "иноагентов" попал саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦПСГИ). Прокуратура увидела "политическую деятельность" в одном из его исследовательских проектов и в выпущенной по его мотивам книге "Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве". Она предлагает примеры потенциальных программ университетских курсов по российской социальной политике, социологии здоровья и гендерным исследованиям.

Саратовский центр подавал апелляцию на решение о признании "иноагентом", но суд оставил его в силе. В декабре 2014 года центр был ликвидирован.

Спустя два года Самарский центр гендерных исследований тоже оказался в реестре "иноагентов", спустя пять лет его создатели ликвидировали юрлицо. За ним в реестр включили и Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, в котором, помимо других тем, тоже занимались гендерными исследованиями.

Статус "иноагента" получили и ряд женских общественных организаций и НКО, которые борются с насилием и гендерной дискриминацией. Например, это центр "Насилию.нет" в Москве, Калининградская региональная общественная организация содействия развитию женского сообщества "Мир женщины", региональное движение "Новгородский Женский Парламент" и другие.

29 сентября 2021 года "иностранным агентом" был объявлен Ивановский центр гендерных исследований. Он работает с 1996 года. Уже 25 лет его возглавляет историк Ольга Шнырова - специалистка по истории британского суфражизма.

В первое десятилетие своего существования центр не испытывал давления со стороны государства - даже сотрудничал с государственными организациями (например, с Ивановским государственным университетом) и получал государственные гранты. До 2015 года мероприятия центра проходили на базе Ивановского государственного университета, но затем центр выселили, а Ольгу Шнырову уволили из ИвГУ. Официальной формулировкой стало "нарушение дисциплины" - оно проявлялось в том, что исследовательница "самовольно занимала помещения университета".

Позже исследовательнице удалось дважды добиться восстановления на работе в университете. Свое увольнение Шнырова связывает не только с деятельностью центра, но и со своей профсоюзной работой: она состоит в профсоюзе "Университетская солидарность" с момента его создания в ИвГУ. Перед своим увольнением Шнырова и коллеги пытались оспорить невыгодные условия коллективного трудового договора, который им навязывала администрация.

В последние годы Ивановcкий центр гендерных исследований занимался образовательными и просветительскими проектами, проводил экспертные опросы. Например, сотрудники проводили опрос экспертов о том, как изменилось положение женщин на рынке труда за время пандемии, и исследовали особенности представлений о маскулинности среди молодежи в разных регионах.

За 25 лет работы центр стал одной из ведущих исследовательских организаций по гендеру в России. Он представляет Россию в Международной исследовательской ассоциации институтов перспективных гендерных исследований (RINGS) и сотрудничает с Ассоциацией женщин в развитии (AWID).

Сама Ольга Шнырова рассказала "Медузе", что еще в 2012 году прокуратура предупреждала центр, что он может быть признан "иноагентом" из-за иностранных грантов. Но исследователи продолжали получать их и сотрудничать с учеными из-за рубежа.

Проблемы стали серьезнее весной 2021-го. На центр написали анонимную жалобу в областное министерство юстиции - в ней было сказано, что исследователи получают иностранное финансирование и "ведут политическую деятельность". После жалобы пришла внеплановая проверка министерства. "Политической деятельностью", несовместимой с иностранным финансированием, чиновники посчитали участие Ольги Шныровой в выборах депутатов Ивановской городской думы (мандат она не получила). А также то, что она на своей странице в фейсбуке призывала подписать петицию в защиту чеченки Лианы Сосуркаевой, у которой родственники покойного мужа насильно отобрали детей.

Сейчас Ивановский центр намерен оспорить статус "иностранного агента". По словам Ольги Шныровой, центр намерен продолжать свою работу, несмотря на возможные штрафы.

* * *

Положение гендерных исследователей в России остается сложным. Они зажаты между нехваткой финансирования, пренебрежением и предрассудками коллег - и страхом усиления цензуры со стороны властей и испуганных университетских администраторов. При этом интерес к гендерным исследованиям со стороны студентов и молодых специалистов растет. В России с начала 2010-х идет подъем новой волны феминистского движения, о гендере пишут медиа и рассказывают популярные блогеры, говорят в галереях, библиотеках, культурных центрах и барах.

Однако возможностей для молодых специалистов серьезно изучать гендерную проблематику и вести исследования в России все меньше. Часто речь идет о самообучении за пределами официальных вузов (специалитетов при российских вузах очень немного). Студенты и молодые исследователи сами организуют семинары, дискуссии, ходят на курсы независимых образовательных платформ, занимаются научными проектами в свободное время. Многие из них довольно быстро утыкаются в карьерный потолок и уезжают учиться (а потом и работать) за рубеж.

Meduza, 7 октября 2021 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.