Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 827 - 828
23 сентября - 6 октября 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, итоги первого полугодия 2019 года

Миграционный прирост населения России увеличился в 1,8 раза по сравнению с первым полугодием 2018 года

Наибольший миграционный прирост в январе-июне 2019 года Россия получила в обмене населением с Казахстаном, Украиной и Таджикистаном

Объем внутрироссийской миграции в январе-июне 2019 года снизился на 6%

В январе-июне 2019 года за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 78 из 85 регионов, за счет миграционного обмена с другими регионами России – 22

Число иностранцев с действующим разрешением на работу в России снизилось до 97 тысяч человек, а число иностранцев с действующим патентом превысило 1686 тысяч человек

В 2018 году объем личных переводов из России составил 18,8 миллиарда долларов

В середине 2019 года иностранные работники составляли 2,5% всех занятых в экономике России

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, итоги первого полугодия 2019 года // Демоскоп Weekly. 2019. № 827-828. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2019/0827/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России,
итоги первого полугодия
2019 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число иностранцев с действующим разрешением на работу в России снизилось до 97 тысяч человек, а число иностранцев с действующим патентом превысило 1686 тысяч человек

После распада СССР появилось значительное число иностранных работников, легально осуществляющих трудовую деятельность на территории России[17]. Правила учета иностранных работников, как и других групп мигрантов, неоднократно изменялись.

До 2011 года сведения об иностранцах, легально осуществляющих трудовую деятельность в России, разрабатывались Федеральной миграционной службой (ФМС) на основании следующих документов[18]:

  • выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении, а с 2009 года и Грузии);
  • уведомлений от работодателей, которые привлекают иностранных работников - граждан стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию: Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, кроме Белоруссии, образующей союзное государство с Россией;
  • выданных разрешений на работу лицам без гражданства.

В середине 1990-х годов число иностранных работников в России[19] возросло почти до 300 тысяч человек, но к концу десятилетия снизилось до 211 тысяч в связи с финансово-экономическим кризисом 1998 года. Затем рост возобновился, особенно быстрый - начиная с 2005 года (рис. 18). В 2008 году число иностранных работников в России достигло наибольшей величины – 2426 тысяч человек (в том числе 1780 тысячи человек из стран СНГ, не считая трудовых мигрантов из Белоруссии, в отношении которых порядок регулирования привлечения иностранной рабочей силы не применяется, но включая лиц без гражданства). В связи с развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом и спадом экономического развития в 2009 году число иностранных работников в России несколько сократилось, составив 2224 тысячи человек (на 8% меньше, чем в предшествующем 2008 году). В 2010 году сокращение ускорилось - число иностранных работников, снизилось до 1641 тысячи человек (на 26% меньше, чем в 2009 году).

Начиная с 2011 года сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, разрабатывались ФМС на основании выданных разрешений на работу (для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов на осуществление трудовой деятельности (для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы)[20].

Число иностранных граждан, имеющих действующие разрешения на работу на территории России[21], вначале увеличивалось, составив в 2011 году 1028 тысяч человек, а в 2012 году - 1149 тысяч человек. В 2013 году оно несколько сократилось, снизившись к концу года до 1112 тысяч человек (-3,2%). Снижение продолжалось и в 2014 году - до 1044 тысячи человек (-6,7%).

В 2015 году в связи с сокращением квот, изменением правил получения разрешительных документов на работу и ухудшением возможностей заработка в России из-за экономического спада и снижения курса рубля число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу в России, сократилось в разы. К концу 2015 года оно составило 182,4 тысячи человек (в 5,7 раза меньше, чем в 2014 году), год спустя – 143,9 тысячи человек (-21%), к концу 2017 года – 114,9 тысячи человек (-20%), а концу 2018 года – 93,2 тысячи человек (-19%).

В первом полугодии 2019 года сокращение численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу, продолжалось. По данным МВД России, на конец июня она снизилась до 96,9 тысячи человек (годом ранее – 106,9 тысячи человек). Во втором квартале 2019 года разрешение на работу получили 24,9 тысячи иностранных граждан (27,4 тысячи человек за тот же период 2018 года), из них большинство (76,9%) на срок от 9 до 12 месяцев.

Одновременно с сокращением численности иностранных граждан, имеющих действующее разрешение на работу, среди них повысилась доля высококвалифицированных специалистов. В конце первого полугодия 2019 года численность высококвалифицированных специалистов-иностранцев составила 44,3 тысячи человек, или 46% от общего числа иностранных работников, в конце I полугодия 2018 года - 50,7 тысячи человек, или 47%, в конце I полугодия 2017 года - 41,9 тысячи человек, или 32%.

Число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц, напротив, устойчиво и быстро возрастало в 2011-2014 годах. В течение 2011 года патенты получили 765 тысяч человек, в 2012 году – 1080 тысяч человек (+41,3%), в 2013 году – 1357 (+25,6%), в 2014 году – 2134 тысячи человек (в 1,6 раза больше, чем в 2013 году). В конце 2014 года действующие патенты имели 2079,8 тысячи иностранцев (на 86% больше, чем годом ранее – 1117,8 тысячи человек).

В 2015 году число иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности, несмотря на существенное расширение критериев (но одновременно, напомним, отпала необходимость получения разрешительных документов на работу для граждан Армении, Казахстана и Киргизии), заметно сократилось. По данным ФМС, было оформлено 1788 тысяч патентов, что на четверть меньше, чем за предыдущий 2014 год. К концу 2015 года число иностранцев, имевших действующий патент, снизилось до 1656,3 тысячи человек (на 20% меньше, чем в конце 2014 года), а к концу 2016 года – до 1543,4 тысячи человек (на 7% меньше, чем в конце 2015 года).

В 2017 году число иностранцев с действующим патентом на осуществление трудовой деятельности в России вновь стало расти. К концу 2017 года оно увеличилось до 1649,1 тысячи человек (на 6,8% больше, чем годом ранее), к концу 2018 года – до 1661,9 тысячи человек (+0,8%), а к середине 2019 года – до 1686,5 тысячи человек (на 1,6% больше, чем в середине 2018 года). В течение второго квартала 2019 года патент получили 640,1 тысячи иностранных граждан (на 1% больше, чем во втором квартале 2018 года – 633,5 тысячи). Большинство иностранных граждан, имевших действующий патент на осуществление трудовой деятельности (94,7%), были гражданами Узбекистана, Таджикистана, Украины.

До середины 2000-х годов доля иностранных работников, прибывших из стран СНГ, составляла примерно половину в общей численности иностранных граждан, легально осуществляющих трудовую деятельность в России. Затем она стала расти, поднявшись до 73,4% в 2008 году и 76,0% в 2010 году. Таким образом, число иностранных работников, прибывших в Россию из стран СНГ, до 2008 года росло быстрее, чем из других стран мира, а после кризиса 2008 года сокращалось в меньшей степени.

В 2011-2013 годах доля иностранных работников из стран СНГ поднялась до 84% среди всех иностранцев, имевших действующее разрешение на работу в России. В 2014 году она составила 83%, в 2015 году сократилась до 18%, в 2016-2017 годах – до 17%, в 2018 году составила 18,6% и оставалась примерно на том же уровне до конца первого полугодия 2019 года – 18,1%.

Что касается иностранных работников, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности, то все они являются, как уже говорилось, гражданами стран СНГ с безвизовым въездом в Россию или лицами без гражданства, прибывшими в Россию без получения визы.

Рисунок 18. Число иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тысяч человек*

* 1994-2010 - по данным ФМС России, включая лиц без гражданства; за 2011-2018 годы представлено число имевших действующее разрешение на работу на конец года (р), а также число имевших действующее разрешение на работу или патент[22] на конец года (р+п); 2019 год – число имевших действующее разрешение на работу или действующий патент на конец II квартала


[17] Иностранные работники - иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность.
[18] См., например, «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010». М., Росстат, 2011. С. 144.
[19] Число иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, рассчитывается как сумма чисел иностранных работников на начало отчетного периода и иностранных работников, прибывших в течение отчетного периода (без трудящихся-мигрантов из Белоруссии).
[20] До 2015 года разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
До 2015 года патент давал право иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, работать только в том регионе, где он был выдан, только по найму у физических лиц – граждан России и только в целях их личных и домашних нужд, но не предпринимательской деятельности.
С 2015 года число получивших разрешение на работу включает количество иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты: квалифицированных специалистов; высококвалифицированных специалистов; иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах ВТО и получивших разрешение на работу. Кроме того, в число иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу (на конец периода), в 2015 году включались данные об иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих действующее разрешение на работу, выданное в 2014 году.
Количество иностранных граждан, получивших патент, начиная с 2015 года включает число иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получивших патент, подтверждающий право на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности у физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность подлежит регистрации. В него также включается число иностранных граждан, переоформивших патент.
Начиная с 2015 года граждане Армении, Казахстана и Киргизии, как и граждане Белоруссии, могут осуществлять трудовую деятельность в России без оформления разрешительных документов (разрешений на работу, патентов). – См., например, «Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2016 года» / Ежемесячный доклад. М., Росстат, 2016. С. 292 и методические пояснения к предыдущим выпускам доклада.
[21] Включая лиц без гражданства, но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем на срок до 1 года.
[22] Для 2011-2014 годов показано число получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц в течение года.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.