Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 773 - 774
4 - 17 июня 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Аборты в мире: неравномерная динамика и неравный доступ

Меньше половины женщин живут в странах, где законодательство разрешает аборт по желанию

В развивающихся странах распространенность абортов выше, чем в развитых

Законодательство влияет на безопасность прерывания беременности

Аборт – результат незапланированной беременности

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Сакевич В.И.. Аборты в мире: неравномерная динамика и неравный доступ //Демоскоп Weekly. 2018. № 773-774. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2018/0773/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Аборты в мире: неравномерная динамика и неравный доступ

Автор выпуска

Виктория САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Меньше половины женщин живут в странах, где законодательство разрешает аборт по желанию

Прерывание беременности (аборт) – широко распространенная практика во всех регионах мира. Подавляющее большинство абортов[1] являются результатом незапланированной беременности, наступившей из-за неудачного применения методов контрацепции или из-за отказа от применения методов контрацепции. Бывают случаи, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью женщины или может привести к серьезному ухудшению социально-экономического положения семьи, и тогда принимается решение о прерывании этой беременности. Нежелательная беременность может быть результатом изнасилования. Каковы бы ни были причины, женщина должна иметь право самостоятельно принимать решение рожать ли ей ребенка и иметь возможность сделать безопасный аборт.

Право женщины на прерывание беременности - относительно новый феномен: лишь во второй половине XX века страны одна за другой стали отменять уголовное преследование за аборт.

Как известно, первой страной в мире, разрешившей производство аборта по желанию женщины, была Советская Россия (в 1920 г.); за Россией соответствующие законы были приняты в других республиках СССР. В 1936 году аборт в СССР был запрещен, но в 1955 снова разрешен. За долгие годы практика прерывания беременности стала вполне привычной на советском пространстве, но на глобальном уровне это было, скорее, исключением.

Европейские страны последовали примеру Советского Союза только после II Мировой войны. Когда в 1955 году, после почти 20-летнего запрета, аборт по желанию женщины в СССР вновь стал легальным, тенденция либерализации распространилась на соседние социалистические страны: в 1956 г. Болгария, Венгрия, Польша и Румыния, а в 1957 г. Чехословакия и Югославия приняли законы, разрешающие искусственный аборт. Страны Западной Европы проделали то же самое намного позже. Так, в Великобритании производство аборта стало легальным по ряду оснований в 1967 г., в Дании - в 1973, в Швеции - в 1974, во Франции - в 1975, в ФРГ - в 1976, в Нидерландах – в 1981[2]. В странах Южной Европы это произошло еще позже: в Италии закон о расширении оснований для искусственного прерывания беременности был принят в 1978 г. (до этого аборт разрешался только в случае угрозы жизни женщины). Жительницы Португалии получили право делать аборт по своему желанию лишь в 2007 г., в Испании – в 2010 г. В США прерывание беременности по всей стране было легализовано в 1973 г. А в Ирландии аборт оставался под запретом до самых последних дней – лишь 25 мая 2018 года в стране прошел референдум, большинство участников которого (66,4%) высказалось за отмену восьмой поправки к конституции, запрещающей аборты

Реформы в сфере репродуктивных прав, произошедшие в подавляющем большинстве развитых стран, мало затронули страны развивающиеся. В 1960-1970-е годы аборты были разрешены в Китае, Индии, Тунисе и Кубе, а в период с 1985 по 2010 год – в ЮАР, Камбодже, Непале, Вьетнаме и Гайане. В 2012 году декриминализация абортов произошла в Уругвае.

Актуальную информацию о легальном статусе абортов по всем странам можно найти в нескольких источниках. Так, Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам поддерживает Базу данных политики в области народонаселения (World Population Policy Database https://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx), которая отражает официальную позицию государств относительно параметров роста и структуры населения, рождаемости, планирования семьи, репродуктивного здоровья, внутренних и международных миграций. В качестве источников информации для этой базы данных используются официальные документы, политические заявления, а также материалы специального опроса правительств. Демоскоп не раз обращался к анализу этих данных[3].

Недавно, совместными усилиями ВОЗ и Отдела народонаселения ООН с участием UNFPA, UNDP, UNICEF и Всемирного Банка, была создана новая база данных, сфокусированная именно на политике в области абортов: The Global Abortion Policies Database (http://srhr.org/abortion-policies/). Целью создания этой новой базы данных, как заявлено, является помощь странам в ликвидации барьеров для предоставления женщинам услуг по безопасному прерыванию беременности. Здесь содержится более детальная информация о доступности аборта, организации медицинской помощи при аборте, наличии в стране клинических протоколов и т.д.

Ценным источником информации о юридическом статусе аборта являются публикации некоммерческой организации, базирующейся в США, но отслеживающей ситуацию с репродуктивными правами во всех регионах, - Центр репродуктивных прав (Center for Reproductive Rights https://www.reproductiverights.org/). На сайте организации можно, в частности, найти мировую карту законодательства в отношении абортов (http://www.worldabortionlaws.com/).

На сегодняшний день все страны условно делятся на пять групп в зависимости от оснований, по которым разрешено искусственное прерывание беременности. Это такие основания, как:

  1. спасение жизни женщины;
  2. спасение жизни и защита физического здоровья женщины;
  3. спасение жизни и защита физического или психического здоровья женщины;
  4. спасение жизни / защита физического или психического здоровья женщины / социально-экономические причины;
  5. по желанию женщины.

Многие страны также допускают аборт, если беременность наступила в результате изнасилования или инцеста, и в случае аномалий развития плода.

В 26 странах искусственное прерывание беременности не допускается ни при каких обстоятельствах, то есть эти страны не входят ни в одну из пяти указанных групп. К ним относятся 3 развитые (Андорра, Мальта, Сан-Марино) и 23 развивающиеся страны (в их число входят, например, Ангола, Египет, Лаос, Ирак, Филиппины). В этих странах проживает 6% мировой численности женщин.

21% женщин живут в странах, где легально можно сделать аборт только с целью спасения жизни женщины; таких стран всего 39, в том числе, до последнего времени, одна развитая страна – Ирландия. Теперь в результате референдума 25 мая 2018 года, Ирландия, скорее всего, покинет эту группу стран.

11% женщин живут в странах, где аборт разрешен не только для спасения жизни женщины, но и для защиты ее физического здоровья (36 стран) и еще 4% - также для защиты психического здоровья (24 страны). Из развитых стран сюда входят: Польша, Монако, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Израиль.

Для 21% женщин (13 стран) аборт доступен по социально-экономическим причинам, которые по-разному трактуются в разных странах, иногда очень широко: это может быть низкий доход или трудности в уходе за уже имеющимися детьми. К этой группе можно отнести Великобританию, Финляндию, Исландию, Японию, Индию и др.

Наконец, около 37% женщин живут в странах, где не требуется специальных оснований для прерывания беременности и достаточно желания женщины (61 страна, включая Россию) (рис. 1). В последней группе стран законодательство, как правило, ограничивает только срок беременности, на котором допустим аборт (обычно в течение первого триместра).

Надо отметить, что значительно различается и правоприменительная практика. Так, в Израиле или Новой Зеландии, хоть закон и налагает ограничения, прерывание беременности является вполне доступной услугой. А вот в Колумбии (которая входит в ту же группу, что и упомянутые страны), по оценкам, из 400 тыс. абортов в 2008 г. только 0,1% были выполнены на законных основаниях. В Индии аборты разрешены по социально-экономическим причинам, однако существует много разного рода препятствий для легального прерывания беременности, в результате чего 78% абортов в Индии в 2015 г. были сделаны вне медицинского учреждения[4].

Рисунок 1. Доля женщин репродуктивного возраста (15-44 года), проживающих в странах с разным законодательством в отношении права на аборт, %

Источник: Singh S., et al. Abortion Worldwide 2017: Uneven Progress and Unequal Access. Guttmacher Institute, U.S., 2018.

Как уже упоминалось, существуют большие различия между развитыми и развивающимися странами. Если в развитых странах 81% женщин имеют право на прерывание беременности по желанию, то в развивающихся – всего 29%. Правда, в абсолютном выражении число женщин репродуктивного возраста, живущих в странах с либеральным законодательством в отношении аборта, больше в группе развивающихся стран, чем развитых (404 миллиона против 194 миллионов), так как в первую группу входят Китай и Индия. Если эти две страны исключить, то численность женщин в развивающихся странах, имеющих право прервать беременность по желанию, сократится с 404 млн до 97 млн.

Чем богаче страны, тем больший процент женщин живет в условиях широких легальных оснований для аборта (рис. 2). Только 19% женщин в странах с низким валовым национальным доходом на душу населения имеют доступ к аборту по желанию или по социально-экономическим причинам, тогда как в группе богатых стран таких женщин 80%.

Рисунок 2. Доля женщин репродуктивного возраста (15-44), проживающих в странах с разным законодательством в отношении права на аборт, %

Источник: Singh S., et al. Abortion Worldwide 2017: Uneven Progress and Unequal Access. Guttmacher Institute, U.S., 2018.

Несмотря на общую тенденцию либерализации законодательства об абортах – после 2000 года 27 стран поменяли группу в сторону расширения оснований для аборта, в ряде стран, наоборот, были созданы препятствия для реализации права женщин на аборт. Например, в США за период с 2010 по 2016 гг. 32 штата приняли 338 законов, ограничивающих доступность легального аборта. Нападки на репродуктивные права происходят также в некоторых бывших социалистических странах – Македонии, Хорватии, Словакии, Литве и др. В этот же ряд можно поместить и Россию. Последнее десятилетие отмечено в России введением нескольких поправок в законодательство, направленных на ограничение права женщины на репродуктивный выбор, то есть на свободное принятие решения относительно того, сколько иметь детей и когда[5]. Так, дважды сокращался перечень показаний для аборта по социальным показаниям (в 2003 и 2012 гг.), теперь в перечне остался всего один пункт - беременность, наступившая в результате изнасилования. В 1990-е годы таких показаний было 13. В 2007 г. был сокращен перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. В 2011 г., согласно новому закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года), был введен специальный период времени между обращением женщины в медицинское учреждение по поводу аборта и самой процедурой, то есть так называемая "неделя тишины". В это время женщине рекомендуется пройти психологическое консультирование, основная цель которого - способствовать изменению ее решения о прерывании беременности в пользу рождения ребенка. В 2016 г. Минздрав России внес поправку в Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", добавив антигуманное условие – обязательную «демонстрацию изображения эмбриона и его сердцебиения при проведении УЗИ органов малого таза беременной женщины, обратившейся по поводу прерывания беременности».


[1] Аборт может быть искусственным и самопроизвольным; в данном случае под термином «аборт» подразумевается искусственное прерывание беременности.
[2] David H. P. Abortion in Europe, 1920-91: A Public Health Perspective // Studies in Family Planning. 1992, 23 (1): 1-22.
[3] См., например: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0707/barom04.php, http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0615/reprod01.php
[4] Singh S. et al. The incidence of abortion and unintended pregnancy in India, 2015 // Lancet Global Health, 2018, 6 (1): e111-e120.
[5] Более подробно см.: Сакевич В. И., Денисов Б. П., Rivkin-Fish M. Непоследовательная политика в области контроля рождаемости и динамика уровня абортов в России // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 4, с.461-478. https://jsps.hse.ru/2016-14-4/196512341.html

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.