Rambler's Top100

№ 749 - 750
20 ноября - 3 декабря 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия - исследователь 

«Демографические вызовы России». Круглый стол направления «Человеческий капитал» Центра стратегических разработок

Демографическая политика: цели, меры, результаты (к 10-летию принятия Концепции демографической политики РФ). Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

«Анализ качества данных о смертности по причинам смерти в России и регионах». Научный семинар "Современная демография" Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографическая политика: цели, меры, результаты
(к 10-летию принятия Концепции демографической политики РФ).
Заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН

23 ноября 2017 года состоялось очередное заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН, которое открыл Председатель Демсекции к.э.н., Валерий Владимирович Елизаров отметивший, что поводом сегодняшнего заседания явился юбилей принятия Концепции демографической политики РФ. Несмотря на то, что к этой дате все остались равнодушными, мы все же решили посвятить этой теме заседание нашей секции, сказал он.

Валерий Елизаров

В начале заседания В. Елизаров представил краткую историю разработки демографической политики в Российской Федерации. В частности, он напомнил о разработанной Минтрудом РФ в 2001 г. «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной распоряжением Правительства РФ № 1270-р от 24 сентября 2001 г. (первоначально – концепция демографической политики). В Концепции была поставлена долгосрочная цель демографической политики: стабилизация численности населения России и создание предпосылок для роста населения.

Затем в послании Президента России Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России», а демографическая ситуация - критической и было сказано, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.

Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. была утверждена 9 октября 2007 г. Указом Президента РФ № 1351. Ее целями на период до 2025 года были объявлены: стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. чел.; создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек; повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

При этом реализация демографической политики РФ на период до 2025 года осуществляется в три этапа. Задачи первого этапа (2007 - 2010 годы): в субъектах Российской Федерации необходимо разработать региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона; сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года. В результате реализации мероприятий первого этапа предполагалось снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

По итогам реализации второго этапа (2011 – 2015 годы) было намечено к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн человек; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тысяч человек ежегодно.

По итогам реализации третьего этапа (2016 – 2024 годы) намечено к 2025 году: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости; снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Согласно плану мероприятий по реализации в 2016-2020 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденному Распоряжением от 14 апреля 2016 года №669-р предусмотрены меры по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В числе задач третьего этапа предусмотрены дополнительные механизмы экономического стимулирования рождения вторых и последующих детей, а также поддержка молодых женщин и молодых семей в целях увеличения числа рождений в более раннем возрасте. В результате предполагается достичь к 2020 г. увеличения численности населения до 147,5 млн человек; увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет; увеличения суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87; обеспечения миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Виктория Семенова

С докладом на тему «Оценка промежуточных результатов реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» выступила Виктория Георгиевна Семенова, доктор экономических наук (Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения). Вначале докладчик отметила, что, согласно целям демографической политики, предполагается увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения РФ к 2015 г. до 70 лет и к 2025 до 75 лет.

В число задач демографической политики входит:

  • сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
  • сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
  • сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
  • сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
  • сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
  • внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
  • повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных регионов.

Далее докладчик остановилась на темпах снижения смертности населения России в 2008-2016 гг. трех возрастных групп: до 19 лет, 20-59 лет и 60 лет и более как от всех причин, так и от наиболее значимых причин смерти - прежде всего, от болезней системы кровообращения, новообразований, инфекционных болезней, суицидов, транспортных происшествий, алкогольных отравлений и потерь от осложнений беременности, родов и послеродового периода.

В результате достижение целевых уровней продолжительности жизни в 2016 г. выразилось в следующем: мужчины – 66,5 года, женщины – 77,1 года. Однако, в 57 регионах ОПЖ ниже 71,9 года, а в 21 регионе ОПЖ ниже 70 лет (помимо азиатских регионов, это Новгородская, Псковская, Тверская, области, республики Карелия и Коми). Ожидаемая продолжительность жизни в азиатской части страны, т.е. в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, не достигла целевых уровней и составляет 69,9 и 69,3 года соответственно.

Ольга Воробьева

Таким образом, можно предположить, что устойчивые позитивные тренды продолжительности жизни на фоне снижения ВВП позволят этому показателю к 2025 г. достигнуть 75 лет. Однако он не будет достигнут: у мужского населения РФ и у населения азиатской части России.

Затем с докладом на тему «Особенности иммиграции в России в 2011-2016 годах» выступила Ольга Дмитриевна Воробьева, доктор экономических наук, профессор. Вначале она подчеркнула, что в отличие от данных о естественном движении населения, оценки миграции населения в значительной степени зависят от действующей методики учета прибывших и выбывших, и в данном случае мы будем говорить только о внешней миграции, так как внутренняя миграция не оказывает влияния на численность населения страны. Далее докладчик привела данные о числе зарегистрированных прибывших и выбывших и миграционном приросте России с 2011 г. по 2016 г.

Интерес вызвали и приведенные докладчиком данные о структуре миграционного прироста населения России с 2011 по 2016 гг.

Особое внимание О.Д. Воробьева сосредоточила на проблеме полноты и качества оценки миграции, так как существуют значительные разночтения в оценке прибывших и выбывших между российскими и зарубежными статистическими органами.

Компоненты изменения общей численности населения с учетом данных зарубежных статистических органов (тыс. человек)

Годы

Изменения за год (по данным Росстата)

Изменения за год, скорректированные с учетом данных зарубежных статистических органов

Общий
прирост

В том числе миграцион-
ный
прирост

Численность населения
на 31 декабря

Миграцион-ный
прирост (разница прибывших и выбывших из России по отдельным странам)

Соответ-
ствующий общий прирост

Расчет численности населения
на 31 декабря

2010

31,9

271,5

142865,4

244,8

5,2

142838,7

2011

191,0

320,1

143056,4

289,5

160,4

143025,8

2012

290,7

295,0

143347,1

260,8

256,5

143312,9

2013

319,8

295,8

143666,9

249,9

273,9

143621,0

2014

146267,3*

146223,1

* без Крыма

Таким образом, данные статистических органов зарубежных стран о миграционных связях с Россией ставят под сомнение величину миграционного прироста и, как следствие, цифры общего прироста населения Российской Федерации.

Владимир Архангельский

Далее докладчик остановилась на особенностях иммиграции в России в период 2011-2016 гг., которые выражаются в сокращении миграционного прироста населения; ухудшении показателей результативности миграции; снижении вклада иммигрантов в развитие отечественного человеческого капитала; снижении уровня человеческого капитала в результате эмиграции; уровень образования населения (по данным ВПН 2010 – доля с высшим образованием -23%) и внутренних мигрантов (2015 - 27%) выше, чем прибывающих из зарубежных стран (2015 - 19,4%); растущий спрос на профессионально подготовленную и образованную рабочую силу на рынке труда не встретит соответствующего предложения.

Следующий доклад, посвященный анализу динамики рождаемости в России с 1999 по 2016 г. представил Владимир Николаевич Архангельский, кандидат экономических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). Особое внимание он сосредоточил на динамике суммарного коэффициента рождаемости по очередности рождения в России.

Годы

Суммарный коэффициент рождаемости

первые рождения

вторые рождения

третьи рождения

четвертые рождения

пятые и последующие рождения

1999

0,677

0,345

0,089

0,027

0,019

2000

0,702

0,358

0,092

0,026

0,018

2001

0,720

0,369

0,090

0,027

0,018

2002

0,745

0,396

0,099

0,028

0,019

2003

0,766

0,415

0,105

0,029

0,019

2004

0,768

0,420

0,105

0,029

0,018

2005

0,737

0,405

0,100

0,028

0,017

2006

0,753

0,408

0,100

0,027

0,016

2007

0,754

0,473

0,125

0,034

0,020

2008

0,781

0,512

0,143

0,037

0,020

2009

0,801

0,534

0,147

0,038

0,021

2010

0,786

0,564

0,156

0,040

0,021

2011

0,781

0,574

0,165

0,041

0,022

2012

0,809

0,620

0,189

0,047

0,025

2013

0,811

0,625

0,198

0,049

0,025

2014

0,799

0,658

0,212

0,053

0,027

2015

0,787

0,688

0,219

0,055

0,028

2016

0,764

0,686

0,225

0,058

0,030

В.Н. Архангельский отметил, что в первые годы реализации дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми (федеральный материнский (семейный) капитал и др.) эксперты не ожидали, что усиленное их влиянием повышение рождаемости будет столь существенным и длительным. Показатели рождаемости в реальных поколениях возросли в меньшей степени, чем суммарный коэффициент рождаемости. Однако, следует, конечно, иметь в виду, что их снижение в предшествующий период тоже было не столь значительным как суммарного коэффициента рождаемости. В то же время доля родивших третьего ребенка среди родивших второго у женщин 1976-1979 годов рождения уже сейчас самая высокая среди всех поколений послевоенных лет рождения. Итоговая величина этого показателя к концу репродуктивного периода у них будет еще выше. Доля родивших второго ребенка среди родивших первого даже в поколениях 1970-х годов рождения с максимальной ее величиной (1978-1979 годы - 59,9%) далека от того уровня, который имел место у женщин 1956-1957 годов рождения. Но, оценивая результативность демографической политики, целесообразно, видимо, сравнивать не только величины этого показателя у разных поколений женщин, но и то, с какого уровня она повышалась, например, в 1980-е годы и сейчас. То есть нужно учитывать прирост доли родивших второго ребенка.

Анатолий Антонов

Алексей Ракша

Данные о динамике рождаемости и предполагаемом снижении суммарного коэффициента рождаемости по итогам 2017 г. представил А.В. Ракша, главный специалист - эксперт отдела демографических расчетов Управления статистики населения и здравоохранения.

Все доклады были выслушаны с большим интересом, вызвали много вопросов и оживленную дискуссию, в которой выступили А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, Е.А. Кваша, Е.Л. Сороко, В.В. Елизаров и другие.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.