Rambler's Top100

№ 693 - 694
22 августа - 4 сентября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографический портрет евреев Азербайджана, 1959-1989 гг.

Семьи мигрантов в Российской Федерации: этническое измерение (по данным переписей населения 2002 и 2010 гг.)

Этническая карта Ставрополья: пространственно-временная динамика за последние полвека

Перепись населения республики Казахстан 2009 г.: вопрос о вероисповедании

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Перепись населения республики Казахстан 2009 г.: вопрос о вероисповедании

Бургарт Л.А.
(Опубликовано в: Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции 26-27 сентября 2013 г. / Под редакцией: А.Н. Алексеенко, H.Л. Краснобаевой, Г.А. Сарсембаевой, Г. Семей. ИП "Сальменова Д.М.", 2013, с. 32-46)

Прежде чем приступить к анализу постановки вопроса о вероисповедании в Переписи населения РК 2009 г., скажем несколько слов об имевшемся на тот момент историческом и статистическом опыте. В Переписи населения Российской империи 1897 г. вопрос об этнической принадлежности как таковой отсутствовал, фиксировались вероисповедание и язык.

Позиции переписи 1897 г. по вероисповеданиям были следующими: православные и единоверцы; староообрядцы и уклоняющиеся от православия; армяно-грегориане; армяно-католики; римо-католики; лютеране; баптисты; менониты; англикане; лица остальных христианских исповеданий; караимы; иудеи; магометане; буддисты и ламаиты; лица остальных нехристианских исповеданий.

В советский период лишь ВПН 1937 г. содержала вопрос о религиозной принадлежности.

В первую очередь имеет смысл обратиться к опыту ВПН 1937 г. Исследователи считают, что решение о внесении в вопросники религиозной составляющей было сделано лично И.В. Сталиным. «Руководство страны рассчитывало, что благодаря переписи они смогут получить отражающие действительность данные, которые вместе с тем покажут, каких огромных побед добилось дело атеизма в СССР. Возможно, что Сталина к внесению пункта о религии в перепись подтолкнуло то, что вопрос о религиозной принадлежности был включен в германскую перепись 1933 г. Однако, советские статистики считали, что его нельзя вносить, поскольку подобные вопросы слишком субъективны, и потому противоречат классическим требованиям статистической науки, и ответ может быть неточным, поскольку человек не всегда может четко объяснить характер своей религиозности, или может быть искажен сознательно из страха перед возможными последствиями. Ведь к этому времени на территории СССР была закрыта большая часть храмов разных христианских конфессий, закрывались мечети, синагоги, дацаны, приверженцы всех религиозных течений подвергались преследованиям. И в этих условиях одни верующие были склонны скрывать свою религиозную принадлежность, другие напротив, верили, что чем больше людей заявят о своей религиозности, тем больше откроют храмов, а третьи просто боялись этого вопроса, и отказывались отвечать. Исследователи отмечают, что по стране «поползли слухи, что верующих «будут обкладывать налогами», что тех, кто записался верующим, «должны забрать», что всех неверующих «выжгут фашисты, а война скоро будет», что «верующих выселят из района, а детей выбросят из школы»[1].

Среди статистиков существовали опасения, что ответ на пятый пункт опросного листа: «Религия», вызовет множество вопросов и разночтений. Первоначально вопрос о религии не собирались вносить в опросные листы, поскольку религия воспринималась как «чрезвычайно важный», но «исторически отмирающий» признак, который большинство стран в XX в. исключили из программы переписи населения»[2].

К чести статистиков, готовивших перепись, надо отметить, что они чрезвычайно ответственно подошли к постановке этого вопроса. С вопросом о составлении списка религий Центральное Управление Народнохозяйственного Учёта (ЦУНХУ) обратилось в Музей истории религии (МИР) АН СССР. Работа, проделанная в краткие сроки сотрудниками МИРа, не была бы возможна без многолетних исследований по изучению религиозных представлений народов, населявших СССР, и составлению «карты религий СССР». Все эти усилия этнографов и историков религии нашли воплощение в «Перечне религиозных групп по позициям для переписи 1937 г.». В этом «Перечне» было несколько позиций: «Название религиозной группировки и ее подразделений», «Самоназвание и название», «Среди каких народов встречается», «Район распространения». Основных религиозных групп было девять. Первое место в перечне занимали православные, среди которых были выделены четыре основные группы: «1) староцерковники: тихоновцы, иосифляне, григорьевцы, серафимовцы, викторовцы, сергиевцы и др.», и «2) обновленцы: живоцерковники, древле-апостольская церковь, союз церковного возрождения и др. (большей частью распались)» , «3) Автокефалисты Украины и «4) Автокефалисты Грузии». Второе место отводилось армяно-грегорианам, за ними шли католики, протестанты разных течений, среди которых выделяли три: лютеране, кальвинисты и англикане. Пятую позицию занимали иудеи, которые также были разбиты на три группы: ашкинази (два течения: миснагдим и хасиды), караимы и «другие течения, примыкающие к иудаизму» (иудействующие и субботники). Далее следовали мусульмане. Седьмая позиция была отведена «буддистам и ламаистам», разделенным на две группы: ламаисты, желто-шапочного толка (желтошапочники), и фоисты. Следующими шли шаманисты и группы, отделившиеся от них: бурханисты и последователи культа Хэри-мапа. Замыкающие список «прочие религии» включали в себя браманистов, конфуциан, огнепоклонников (парси и гвебры, проживавшие в Баку), а также последователей старых патриархально-родовых культов (марийская кугу-сорта (большая свеча), идолопоклонники - удмурты и последователи «кузьки - мордовского бога»)[3]. Впрочем, этот перечень не был окончательным, и возникший в результате долгих споров и переписки с ЦУНХУ «Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок» существенно отличался от предыдущего варианта. В нем было 12 позиций (групп), старообрядцы «поповского согласия» были отнесены к православным, а «беспоповцы» к «христианам прочих направлений». Группа 1 включала неверующих («синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирегиозники, антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие»), безразличных к вопросам веры и сомневающихся («Философские мировоззрения: агностики, агностицизм; гуманисты, гуманизм; материалисты, материализм; моралисты, морализм; натуралисты, натурализм; научное мировоззрение; позитивисты, позитивизм»). Относительно ареала распространения этой группы говорилось, что они «распространены между всеми национальностями и по всей территории СССР». Самой разнообразной была группа 6: «Христиане прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия и протестантства», она состояла из множества течений старообрядцев «беспоповцев», только «мелких групп» там было указано 18, и у всех были указаны не только самоназвания, но и места проживания... Предпоследняя (одиннадцатая) группа включала в себя «прочие и не точно обозначенные религии». В нее попали не только огнепоклонники, браманисты и «язычники», но и сторонники религиозно-философских систем: деисты, пантеисты, спиритуалисты, мистики, теософы, спириты, оккультисты, и последователи «христианской науки»[4]. Видим довольно детальный характер перечня религиозных исповеданий и групп.

«Казалось бы, здравый смысл должен был заставить ученых (социологов, этнографов, историков религии) постараться создать такой продукт, который мог бы удовлетворить «заказчика», но они, изучив международный опыт, подготовили такие вопросники и инструкции для переписчиков, которые позволили получить максимально объективные результаты»[5]. Результаты переписи 1937 г. значительно расходились с официально озвученными с трибун данными. Причём, как отмечают исследователи, «это касалось не только численности населения СССР (по данным переписи 162 млн. человек, а по официальным данным - никак не меньше 170 млн.), но и состояния его религиозности». Официальная идеология придерживалась мнения, что «религия, будучи пережитком феодализма и капитализма, в социалистическом государстве умерла, и единственные ее приверженцы - это люди пожилого возраста. Перепись показала обратное: верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 56,7% от всех выразивших свое отношение к религии: из них две трети крестьян и одна треть горожан, среди которых было немало рабочих и молодежи»[6]. Вскоре были репрессированы организаторы переписи, а специальное Постановление Совнаркома объявило недействительными и её результаты. Засекреченные на несколько десятилетий, они лишь в начале 90-х гг. стали доступны исследователям.

Из опросных листов последующих переписей населения СССР вопрос о вероисповедной принадлежности был исключён. Отсутствовал этот вопрос и в первой переписи населения РК 1999 г.

Переписи населения, проводившиеся на территории постсоветских государств, также не содержали вопроса о вероисповедной принадлежности, за исключением Прибалтики. Первой страной включившей этот вопрос в переписной лист стала Эстония. Во время переписи 6 апреля 2001 года Литва стала второй страной на территории бывшего СССР, где был поставлен вопрос о религиозной принадлежности, о которой граждан Литвы последний раз спрашивали во время переписи 1923 года. Итоги Переписи были следующими: верующие - 85% населения, (79% населения - католики), 15% - неверующие[7].

Ни одна из переписей, состоявшихся в постсоветской России, не содержала вопроса о религиозной принадлежности, в том числе и последняя Перепись 2010 г. Этот факт получил достаточно неоднозначную оценку. Официальная позиция относительно Переписи 2010 г. была следующей: "Как и в 2002 году, такой вопрос задаваться не будет. Ни одна из конфессий с этим вопросом не обращалась в Росстат... принятый в России закон о персональных данных относит вопрос о вероисповедании, наряду с вопросами о национальной принадлежности и о здоровье, к так называемым "чувствительным данным". ...Существует достаточно сложная процедура их получения, поэтому от вопросов, связанных с вероисповеданием, Росстат отказался"[8].

В Московской патриархии сожалели, что в ходе Всероссийской переписи населения 2010 г. вероисповедание жителей страны выясняться не будет. Глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский в интервью отметил: "Это (отсутствие соответствующей графы в переписном листе) дискриминация абсолютная. Как будто боятся узнать о религиозном состоянии нашего общества!". По его мнению, для включения такой графы необходимы "политическая воля и отказ от антирелигиозного мышления"[9].

Высказывали своё мнение и представители науки, и общественные деятели. Одни видели в этом безразличие власти к конфессиям и влияние общей тенденции мировой глобализации. «В переписном листе, следовательно, сглаживается острота проблемы. Тот факт, что в нем нет вопроса о религиозной принадлежности, и то, что ответ на вопрос о национальности необязателен, соответствует общему плану построения глобального мира, в котором, как представляют архитекторы нового мирового порядка, не будет национальностей, не будет национальных государств, не будет национальных границ, а будет единое человечество с единой политической системой, с некой новой религией...»[10]. Заслуживает внимания позиция известного социолога В. Добренькова, который отмечает: «К сожалению, в рамках этой переписи отказались от такого показателя как религиозная принадлежность. Государству и Церкви очень важно знать отношение общества к религии, то, как каждый персонально себя позиционирует в этом отношении. Это важно, потому что, с одной стороны, мы выявляем верующих, а с другой стороны - самоидентификацию людей. Человек может быть невоцерковленным, но при этом считать себя православным, потому что имеет православные корни. То же самое можно сказать и про необязательность пункта о национальности. Что плохого в том, чтобы знать национальный состав общества? Мы должны бы знать, что мы имеем в идеологической сфере. Религия - это мощный регулятор человеческого поведения, она дает систему базовых ценностей, приверженности идеалу. Жаль, что в перепись не включили этот вопрос. Ведь одно дело, когда социологи делают какую-то выборку в регионах, а другое - когда составляется полная картина по всей стране. Видимо, составители вопросов для переписи испугались реакции Запада, хотя непонятно, чего было пугаться? Вопрос об отношении общества к религии вполне обычный, надо же представлять общую картину. К тому же это очень важно для определения и воспитания мировоззренческих позиций. Учитывая, что сегодня, в условиях духовного и нравственного вакуума, когда рушатся все ценности, когда человек не видит ни в чем опоры, роль Церкви очень актуальна, и отсутствие вопроса о религиозной принадлежности является очень большим упущением. Для многих людей религия - это единственная опора, которая позволяет устоять им в этом мире. И не понятно, почему наши руководители и иерархи не вмешались в сложившуюся ситуацию, не объяснили важность этого момента»[11].

Спустя 70 лет, в феврале 2009 г. вопрос о вероисповедной принадлежности вновь был включен в перепись населения Казахстана. Казахстан стал первым государством бывшего СССР (не считая Прибалтики), включившим вопрос о вероисповедании в переписной лист[12].

Переписной лист формы ЗС Национальной Переписи РК содержал 45 основных вопросов программы переписи, предназначенных для получения информации о социально-демографических характеристиках населения. Эти вопросы касались родственных отношений с проживающими совместно лицами, их пола, возраста, даты и места рождения, гражданства, национальной принадлежности, владения языками, вероисповедания, состояния в браке, образовательного уровня, занятости, имеющихся видов источников средств к существованию, количества детей, а также других данных[13]. Пункт 10 формы ЗС был обозначен как «Вероисповедание» и содержал следующие позиции: Ислам, Христианство, Иудаизм, Буддизм, Отказываюсь указать, Неверующий, Другое (укажите)/слова. Данные заполнялись по самоопределению опрашиваемого. Вероисповедание детей определялось родителями[14].

Таким образом, были выделены лишь основные конфессии, и по количеству позиций. Перепись не идёт ни в какое сравнение с ВПН 1937 г. и даже с Переписью населения Российской империи 1897 г. Исходя из позиций, можно уже изначально предполагать довольно общий характер итоговой картины вероисповедной структуры населения. И связано это, на наш взгляд, не столько с незаинтересованностью государства в этих данных, сколько с состоянием компетенции в религиозной сфере. Об основательной предшествующей разработке этого переписного вопроса, к сожалению, говорить не приходится. Кроме того, отсутствовала и достаточная компетенция в этом вопросе собственно переписчиков. В качестве иллюстрации могу привести личный опыт. После моего ответа на вопрос о вероисповедании, переписчик, пробежав глазами по позициям, и не найдя католического исповедания, отнесла меня к прочим и лишь после моей поправки, отметила христианство.

Если исходить из итогов Переписи, то 96,7% населения Казахстана - верующие, лишь 2,8% (порядка 450 тыс. из 16 млн.) назвали себя неверующими, 0,5% отказались указать)[15]. По вероисповеданиям: 70,2% (11239176 чел.) - исповедуют ислам, 26,3% (4214232 чел.) - христианство, 0,1% (14663 чел.) - буддизм, 0,0% (5281 чел.). Среди мужчин доля неверующих несколько выше, чем среди женщин Казахстана (3,2% и 2,5%, соответственно)[16], аналогичным образом доля неверующих выше у городского населения в сравнении с сельским (3,6 и 2,0%, соответственно)[17]. Национальная структура сельского и городского населения объясняет соотношение исповедующих ислам и христианство в городе (61,2% и 34,4%) и селе (80,8% и 16,9%, соответственно)[18].

Картина распределения населения по основным вероисповеданиям в разрезе областей также во многом объясняется национальной структурой населения[19]. Так в областях, где довольно высока доля «европейских» этносов, высока и доля исповедующих христианство, в регионах, где преимущественно представлены «восточные этносы», основная масса населения отнесла себя к исламу.

Обращает на себя внимание то, что доля неверующих несколько выше в таких областях как Костанайская (6,8%), Восточно-Казахстанская (5,9%), Карагандинская (5,1%), Северо-Казахстанская (4,8%). Акмолинская (4,4%), Павлодарской (4%)[20].

Итоги переписи свидетельствуют о том, что населяющие Казахстан этносы идентифицируют себя с традиционной для того или иного этноса религией: ислам указали казахи, уйгуры, узбеки, татары и т.д., христианство — русские, украинцы, белорусы, немцы, поляки и т.д. И практически у всех этносов складывается достаточно однородная конфессиональная картина. Исключение составляют корейцы (49,5% - христиане, 11,4% - буддизм). Обращает на себя внимание довольно высокая доля неверующих в составе отдельных этносов. У корейцев доля неверующих составила 28,5%, у немцев — 14,0%, у татар - 8,1%, у белорусов - 7,8%, у украинцев и поляков - 7,3%, у русских - 6,1%[21].

Говоря о немцах, следует сказать, что 14% неверующих — довольно значительная доля для народа, который прежде был одним из самых религиозных народов, даже в СССР.

По данным переписи 2009 г. 81,6% немцев отнесли себя к христианскому вероисповеданию, 1,6% к исламу. Так как отсутствует деление христианства на ветви и группы, нет возможности установить долю немцев-католиков, лютеран, православных, баптистов, адвентистов и т.д. В реалии же, например, немцы на сегодняшний день принадлежат к целому ряду конфессиональных общин внутри христианства. Аналогичная картина наблюдается и у других этносов, например, среди русских, наряду с довольно значительной долей православных, есть немало последователей других христианских общин.

Можно привести в качестве примера данные по России, полученные в ходе этносоциологического опроса и мониторинга общественных организаций. Ещё более 45% немецкого населения России относит себя к традиционным для немцев конфессиям: лютеране - 32,5%, католики 12,4%, меннониты - 0,9%, в тоже время 29,3% составили православные[22].

К сожалению, нет возможности сравнить данные о неверующих немцах в России и Казахстане, так как в результатах мониторинга по России были объединены данные о неверующих и исповедующих другую, кроме указанных выше, веру. Этот показатель составил 22,7%[23].

Говоря о причинах подобной ситуации среди немецкого населения Казахстана, нужно, прежде всего, отметить, что в результате депортации немецкого населения в 1940-х. гг. был разрушен традиционный религиозный (этноконфессиональный) уклад их жизнедеятельности[24]. В результате массовой эмиграции значительно сократилась общая численность немецкого населения[25]. На сегодняшний день в условиях дисперсного характера проживания немцев в Казахстане у значительной части немецкого населения отсутствует возможность для религиозной практики (имеющиеся храмы, церкви, молитвенные дома порой находятся на расстоянии нескольких сотен км от места жительства), наблюдается значительное снижение уровня религиозности. В этих условиях немцы, в отличие от других этносов, часто даже номинально не идентифицируют себя с какой либо религией.

Анализ ситуации по возрастам показывает, что среди молодёжи Казахстана и населения средней возрастной группы доля неверующих несколько ниже, нежели среди населения старших возрастных групп. Наиболее высокой является доля неверующих среди населения в возрасте 55-59 (4,0%) и 60- 64 лет (3,9%), т.е, среди населения, родившегося в 1945-59 гг.[26].

В разрезе образовательной структуры населения несколько выше доля неверующих у лиц с начальным профессиональным (4,0%) и высшим образованием (3,5%)[27].

Если не подходить к переписи критически, то она представляет нам довольно высокий уровень религиозности населения. Однако данные переписи в значительной мере носят номинальный характер.

Среди тех, кто идентифицировал себя с той или иной конфессией, довольно значительна доля не практикующих свою веру и относящих себя к исламу, христианству или буддизму лишь по традиции. В тоже время нельзя сказать, что данные переписи полностью не репрезентативны и не несут в себе никакой практически полезной информации. Напротив, данные переписи свидетельствуют, что общество в принципе не отрицает Бога и как минимум номинально готово идентифицировать себя с религией. Данные свидетельствуют о незначительной доле атеистов, несмотря на то, что после распада СССР, в котором господствовала атеистическая идеология, прошло лишь 20 лет. В определённой мере Перепись свидетельствует об изменении ситуации с положением религии в государстве на современном этапе. Вряд ли можно было бы представить себе подобную картину в ходе Всесоюзных переписей населения 1970 или 1979 гг., в условиях атеистического государства с его антирелигиозной политикой и антирелигиозной пропагандой. Нужно было иметь определённое мужество, чтобы заявить открыто о своей вере в Бога, пусть даже номинально. Те, из присутствующих здесь, кто уже принимал участие в Переписях населения в 1970-80-х гг. могут гипотетически перенестись в то время и попробовать ответить на вопрос о вероисповедании. Думаю, если быть честным, то ситуация для многих была бы не из лёгких. Как характеризовал эту ситуацию в своё время священник В. Буковинский «В Советском Союзе пропагандируется идеал атеистического государства, граждане которого, все, без исключения, будут убеждёнными атеистами, полностью освобождёнными от так называемого религиозного суеверия... Я хорошо отдавал себе отчёт и в том, что моя душепастырская работа может быть в лучшем случае терпима, но никогда не будет поддержана государственной властью...[28]. Очень важны его замечания и выводы относительно религиозного состояния в Советском Союзе в этот период. Буковинский выделяет два обстоятельства:

1. В Советском Союзе намного больше агностиков, чем атеистов, в полном смысле этого слова. Молодой человек средних лет, неверующий, если его спросить, отвечает: «Я не верю в Бога» и обычно добавляет, философски обосновывает: «Я его не видел». Но он не будет клясться, что точно нет Бога... А тот, кто не исключает возможности существования Бога, уже сам по себе не является атеистом.

2. В Советском Союзе много людей, которые считают себя атеистами, но вовсе ими не являются. Прежде всего, все партийные считают себя атеистами, в то время как среди них больше агностиков и даже немало таких, которые потихоньку верят в Бога...»[29].

Автор отмечает и всепроникающий характер атеизма в Советском Союзе, на службе которого всё: печать, кино, школа, театр, радио, телевидение, тогда как верующие обычно молчат. Все эти моменты, безусловно, наложили бы свой отпечаток на итоги переписей тех лет, в случае включения в них вероисповедного вопроса.

Если бы вопрос о вероисповедании был включён в программу Переписи населения СССР 1989 г., возможно и она не показала бы таких результатов. Несмотря на политику перестройки и определённые изменения в отношении государства к религии и Церкви, процесс религиозного возрождения тогда ещё только начинался, и не мог принести моментальные результаты. К сожалению, вопрос о религиозной принадлежности не был включён в Перепись РК 1999 г.[30] и мы лишены весьма интересного материала для сравнительного анализа.

Включение вопроса о вероисповедании в программу Переписи населения РК 2009 г., конечно же, свидетельствует об определённых переменах в образе мышления, об отказе от исключительно атеистического мировоззрения, но вместе с тем налицо, к сожалению, довольно поверхностный подход, не позволивший получить более подробные результаты и более глубокий срез конфессиональной структуры населения Казахстана.

Таблица 1. Население областей Казахстана по вероисповеданиям (%)

Область

Всё население

Городское

Сельское

ис-
лам

христи-
анство

неве-
рующие

ис-
лам

христи-
анство

неве-
рующие

ис-
лам

христи-
анство

неве-
рующие

Казахстан

70,2

26,2

2,8

61,2

34,2

3,5

80,8

16,8

2,0

Акмолинская

50,0

44,3

4,4

46,1

49,1

3,7

53,3

40,2

5,0

Актюбинская

79,5

17,2

2,5

75,6

20,7

2,8

85,6

11,7

2,0

Алматинская

80,7

17,4

1,4

66,4

29,2

3,4

85,0

13,8

0,8

Атырауская

91,8

0,6

84,9

13,1

U

97,9

1,8

0,1

Западно-Казахстанская

71,9

24,7

2,8

58,6

37,7

3,0

83,4

13,6

2,7

Жамбылская

85,5

13,5

0,7

75,3

22,5

1,4

92,1

7,5

0,2

Карагандинская

48,4

44,8

41,7

50,6

5,8

71,5

24,8

2,5

Костанайская

38,9

53,4

6,8

33,3

57,8

7,7

44,3

49,1

5,8

Кзылординская

96,1

2,8

0,8

92,4

5,4

1,5

98,7

0,9

0,2

Мангистауская

89,7

9,1

0,7

81,9

16,0

1,3

98,9

0,9

0,1

Южно-Казахстанская

93,4

6,1

0,2

86,8

12,3

0,5

97,8

2,1

од

Павлодарская

49,7

45,4

4,0

44,3

51,3

3,6

61,2

33,0

4,9

Северо-Казахстанская

35,3

58,9

4,8

27,3

68,2

3,5

40,6

52,7

5,7

Восточно-Казахстанская

56,4

37,2

5,9

46,9

46,0

6,5

69,1

25,5

5,0

Астана

72,6

23,3

2,7

72,6

23,3

2,7

 

 

 

Алматы

61,2

33,5

3,6

61,2

33,5

3,6

 

 

 

Составлена по: Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. С. 101.

Таблица 2. Население Казахстан по вероисповеданиям с распределением по национальностям

 

Всё
население

Из них указавшие (%)

Ислам

Христи-
анство

Иудаизм

Буд-
дизм

Другое

Неве-
рующие

Отказались
указать

Всё население

100

70,2

26,3

0,0

0,1

0,0

2,8

0,5

Казахи

100

98,3

0,4

0,0

0,0

0,0

1,0

0,3

Русские

100

1,4

91,6

0,0

0,0

0,0

6,1

0,8

Узбеки

100

99,1

0,4

0,0

0,0

0,0

0,4

0,2

Украинцы

100

0,9

90,7

0,0

0,0

0,0

7,3

0,9

Уйгуры

100

98,4

0,5

0,0

0,0

0,0

0,6

0,5

Татары

100

79,6

10,2

0,0

0,0

0,1

8,1

2,0

Немцы

100

1,6

81,6

0,0

0,0

0,1

14,0

2,7

Корейцы

100

5,2

49,4

0,2

11,4

0,1

28,5

5,2

Турки

100

99,1

0,3

0,0

0,0

0,0

0,3

0,2

Азербайджанцы

100

94,8

2,5

0,0

0,0

0,0

1,9

0,8

Белорусы

100

0,8

90,2

0,0

0,0

0,0

7,8

U

Дунгане

100

98,9

0,4

0,0

0,0

0,0

0,3

0,3

Курды

100

98,3

0,5

0,0

0,0

0,0

0,7

0,4

Таджики

100

97,8

0,9

0,0

0,0

0,1

0,8

0,4

Поляки

100

0,7

90,1

0,0

0,0

0,1

7,3

1,8

Чеченцы

100

93,7

3,0

0,0

0,0

0,1

2,1

1,2

Кыргызы

100

96,7

0,9

0,0

0,0

0,0

1,5

0,9

Другие

100

34,7

,52,3

0,8

0,9

0,1

8,4

2,7

Данные по: Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. С. 277.


[1] Чумакова Т.В. Перепись 1937 г. и религии в СССР (по материалам ПФА РАН) file:///index.php?option=com_content&view=article&id=133:perepis-1937-g-i-religii-v-sssr-po-materialam-pfa-ran&catid=82:stenogrammy-konferentsij&Itemid=l30
[2] Там же.
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Там же
[7] Михаил Тульский. Католическая страна со множеством старообрядцев (дополненный вариант). http://www.portaI- credo.ru/site/print.php?act=fresh&id=60
[8] Елена Бажина. Вопрос о вероисповедании появится, вероятно, в опросном листе следующей переписи населения http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=37094&s=3&ss=2; Кредо.Ру»: «О чем не спросит переписчик. Накануне всероссийской переписи ее руководители и эксперты говорили в РИА «Новости» о религиозной и национальной принадлежности россиян» http://www.portal-redo.ru/site/?act=news&id=80176&topic=724
[9] Отсутствие графы о религии в опросных листах всероссийской переписи - это дискриминация, считает протоиерей Владимир Вигилянский http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80226&cf=
[10] Чем вызвана предстоящая перепись? http://rusk.ru/svod.php?date=2009-12-12
[11] Владимир Добреньков: «Перепись — это очень важное дело» http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/25/vladimir_dobrenkov_perepis_eto_ochen_vazhnoe_delo/
[12] О программе национальной переписи населения 2009 года http://www.zakon.kz/kazakhstan/128419-o-programme-nacionalnojj- perepisi.html
[13] Там же
[14] Переписной лист 3 С (по одному на каждого жителя) http://kzdocs.docdat.com/docs/index-31704.html?page=2
[15] Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010, с. 277.
[16] Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. С. 277-278.
[17] Там же, с. 279-283.
[18] Там же.
[19] Перепись населения Республики Казахстан 2009 года. Краткие итоги. Астана, 2010. С. 101.
[20] Там же, с. 101-107.
[21] Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. с. 279-283.
[22] Смирнова Т.Б. Результаты этносоциологического опроса и мониторинга общественных организаций российских немцев// Немцы новой России: проблемы и перспективы развития. Материалы 2-й международной научно-практической конференции, Москва, 7-9 декабря 2009. М, 2010. с. 16.
[23] Там же.
[24] Бургарт Л.А. Разрушение религиозного уклада жизни немецкого населения вследствие депортации и принципиальные подходы современной отечественной историографии к определению места и роли религии в истории немцев в России и СССР//Начальный период Великой Отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через 70 лет// Материалы 3-й Международной научно-практической конференции, Саратов, 26-29 августа 2011. М., 2011. С. 194-224; Бургарт Л.А. Немецкое моноконфессиональное село в Казахстане: возникновение, развитие, разрушение (историко-демографический аспект) // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях. Сборник научных трудов XII Международной научной конференции, Усть-Каменогорск, 26-27 мая, 2011 г. Усть-Каменогорск, 2011. С. 27- 39.
[25] Немецкое население Казахстана в конце XIX-XX вв. (по материалам всеобщих переписей населения 1897-1999 гг.). Сост. Бургарт Л.А. Усть-Каменогорск, 2002.
[26] Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. Итоги Национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан. Стат. сборник/под ред. А. Смаилова/ Астана, 2010. с. 284.
[27] Там же, с. 290.
[28] Буковинский Владислав. Воспоминания о Казахстане // Шченсный Анджей. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 209
[29] Там же, с. 228
[30] Национальный состав населения Республики Казахстан. Т.1. Итоги переписи населения 1999 года в РК. Алматы, 2000.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.