Rambler's Top100

№ 693 - 694
22 августа - 4 сентября 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографический портрет евреев Азербайджана, 1959-1989 гг.

Семьи мигрантов в Российской Федерации: этническое измерение (по данным переписей населения 2002 и 2010 гг.)

Этническая карта Ставрополья: пространственно-временная динамика за последние полвека

Перепись населения республики Казахстан 2009 г.: вопрос о вероисповедании

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографический портрет евреев Азербайджана, 1959-1989 гг.

Тольц Марк[1]
(Опубликовано в журнале "Диаспоры", 2013, №1, с. 131-157)

Демография — это, прежде всего, наука, изучающая состав и динамику населения, а не простой подсчёт его численности, как думают многие далёкие от неё люди. Именно опираясь на методы этой науки, нам предстоит проанализировать в данной статье особенности еврейского населения Азербайджана за три десятилетия между первой послевоенной советской переписью 1959 г. и последней советской переписью 1989 г.[2].

Для демографии рассмотрение структур того или иного населения служит одним из основных приемов анализа. Но поскольку изучаемые этой наукой процессы сложны и взаимосвязаны, половозрастная, брачная и семейная структуры населения будут нами исследоваться комплексно, как факторы и результаты его динамики. Сама же по себе численность населения не способна дать реальное представление о его демографических особенностях. Наоборот, часто она служит объектом споров, догадок и даже спекуляций, особенно когда это касается некоторых этнических групп, как в случае с евреями Азербайджана.

Воссоздание демографического портрета еврейского населения этой республики в поздний советский период, чему посвящена настоящая статья, — непростая задача. Определённым препятствием является то обстоятельство, что горские евреи[3] — неашкеназская часть евреев восточного Кавказа — в советских переписях того периода фиксировались под несколькими названиями. При этом они не только дробились на части, но, как показал наш анализ, смешивались с ашкеназами в одной учётной группе, когда указывали свою национальность просто как «евреи». Потому естественно начать статью с представления статистической базы нашего исследования, которая имеет для него определяющее значение.

Статистическая база исследования

В послевоенный период в СССР прошли четыре переписи населения: в 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Эти переписи дали достаточно подробные данные о еврейском населении Азербайджана[4]. В них евреи были учтены либо без указания подгруппы просто как «евреи», либо как евреи горские, евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.

Кроме того, часть горских евреев была учтена в послевоенных советских переписях как таты. Это было вызвано политикой советских властей, направленной на отрыв горских евреев от еврейского народа путем перемены «паспортной» национальности, что совпадало с желанием части горских евреев таким способом уйти из-под пресса советского антисемитизма[5]. Более того, в период правления в качестве первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева «утвердилась своеобразная национальная политика, при которой право на отдельную национальность признавалось только за немусульманами»[6]. В результате в проведённых тогда переписях в качестве татов учитывались некоторые горские евреи, тогда как татоязычные мусульмане относились к азербайджанцам. Отметим, что хотя советские переписи при ответах на все вопросы не требовали предъявления каких-либо документов, большинство исследователей считают, что ответы взрослых евреев на вопрос о национальности в основном совпадали с записью в их паспортах[7]. Потому перемена «паспортной» национальности частью горских евреев находила своё отражение в материалах переписей населения. Можно полагать, что таким положение было уже в период проведения переписи 1959 г., до первого прихода к власти Алиева-старшего.

Первой послевоенной советской переписью 1959 г. в Азербайджане было учтено 40,2 тыс. евреев (включая евреев горских, грузинских, среднеазиатских и крымчаков; см. Табл. 1). В это число входит 10,3 тыс. человек, учтённых как горские евреи. Отдельно часть из них была учтена как таты — 5,9 тыс. Однако сумма двух последних цифр не может дать реальное число горских евреев. Некоторые из них смешивались в итогах переписи с ашкеназами в одной учётной группе, когда указывали свою национальность просто как «евреи»[8]. Число учтённых этой переписью представителей других подгрупп было невелико — 202 еврея грузинских, 322 еврея среднеазиатских и шесть крымчаков. Самое большое количество евреев, учтённых в переписи 1959 г., дано в её результатах без указания подгруппы — 29,35 тыс.; как ясно из уже отмеченного, среди них ашкеназы оказались «разбавлены» некоторым (неизвестным) числом горских евреев.

Таблица 1. Данные переписей населения о числе учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане, 1959-1989 гг

Учтены

1959 г.

1970 г.

1979 г.

1989 г.

Евреи*

40204

41288

35497

30833

в том числе: Евреи горские

10324

11653

2123

5484

кроме того: Таты

5887

7769

8848

8438**

Всего

46091

49057

44345

39271

* Учтённые в переписи без указания подгруппы, а также как евреи горские, евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
** Только учтённые в Бакинском горсовете; этническая принадлежность к горским евреям подавляющего большинства лиц, учтённых в переписи 1989 г. в качестве татов за пределами этого горсовета, представляется маловероятной (см. текст).
Источники: Переписи населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.

По Азербайджану у нас имеются данные о половозрастной структуре евреев, учтённых в переписи 1959 г. без указания подгруппы. Отдельно в этой переписи была получена половозрастная структура тех, кто был зафиксирован в качестве горских евреев и татов (см. Приложение 1). Кроме того, перепись 1959 г. дала брачную структуру всех трёх названных подгрупп. Именно эти ранее неопубликованные данные и послужат нам как исходные в демографическом анализе еврейского населения Азербайджана.

Последняя советская перепись, проведённая в 1989 г., также дала достаточно подробные сведения о еврейском населении Азербайджана. Эта перепись учла 30,8 тыс. евреев (включая евреев горских, грузинских, среднеазиатских и крымчаков; см. Табл. 1). В это число входит только 5,5 тыс. человек, учтённых как горские евреи.

Намного большим оказалось зафиксированное в переписи 1989 г. количество татов — 10,2 тыс., причём 9,1 тыс. в городском населении и 1,1 тыс. в сельском. Однако в трёх предыдущих переписях 1959, 1970 и 1979 гг. число учтённых в качестве татов в сельской местности было очень невелико — оно колебалось от 13 до 46. Подавляющее количество учтённых в качестве татов во всех этих переписях было сосредоточено в Бакинском горсовете (ср. Табл. 1 и 2). Напротив, среди тех, кто в переписи 1959 г. были учтены как горские евреи, большинство проживало вне Баку — 75%, а по переписи 1989 г. — даже 86%.

Таблица 2. Данные переписей населения о числе учтённых в качестве евреев и татов в Баку*, 1959-1989 гг.

Учтены

1959 г.

1970 г.

1979 г.

1989 г.

Евреи**

29197

29716

26446

23674

в том числе: Евреи горские

2566***

3601

934

781

кроме того: Таты

5698

7524

8620

8438

Всего

34895

37240

35066

32112

* Горсовет
** Учтённые в переписи без указания подгруппы, а также как евреи горские, евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
*** Без жителей рабочих посёлков, подчинённых Бакинскому горсовету.

Источники: Переписи населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг.

По данным трёх предыдущих переписей лишь 0,2 тыс. татов-горожан проживало вне пределов Бакинского горсовета, тогда как по итогам переписи 1989 г. это число вдруг подскочило до 0,7 тыс. Можно полагать, что в условиях перестройки был допущен некоторый отход от прежней практики, и небольшая часть татозычных мусульман за пределами Баку смогла попасть, наряду с горскими евреями, в результаты последней советской переписи как таты. Но, к счастью, именно для учтённых в Бакинском горсовете в качестве татов мы имеем половозрастную структуру (см. Приложение 2).

Для всех вместе учтённых в Азербайджане в переписи 1989 г. как евреи (включая евреев горских, грузинских, среднеазиатских и крымчаков) мы располагаем данными о половозрастной структуре. Отдельно имеются подобные данные для тех, кто были учтены как евреи горские (см. там же). Для них мы располагаем также данными о брачной структуре. Ясно, что разность между показателями для всех учтённых как евреи и для тех, кто был учтён как горские евреи, дает суммарные показатели для евреев, учтённых в переписи без указания подгруппы, а также как евреи грузинские, среднеазиатские и крымчаки.

Число учтённых этой переписью представителей трёх последних подгрупп было невелико — 30 евреев грузинских, 88 евреев среднеазиатских и 41 крымчак. Самое большое количество евреев, учтённых в переписи 1989 г., как и в трёх предыдущих переписях, дано без указания подгруппы — 25,2 тыс.; и опять-таки среди них ашкеназы, как будет показано в дальнейшем, оказались «разбавлены» некоторым (неизвестным) числом горских евреев.

Между переписями 1959 и 1970 гг. общая численность учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане возросла с 46,1 до 49,1 тыс. (см. Табл. 1). Имеющиеся данные текущего учёта естественного движения населения помогут нам понять эту его положительную динамику, а также проанализировать дальнейшие изменения. Однако данные текущего учёта естественного движения населения для евреев не включают тех, кто в паспортах был записан как «тат», а показатели для горских евреев в них не выделяются. Мы восполним эту нехватку подробной информации использованием в анализе показателей, рассчитанных по данным переписей.

После переписи 1970 г. значительное влияние на динамику численности еврейского населения Азербайджана оказала эмиграция за пределы СССР Известно, что в 1970-1978 гг. по израильским визам из этой республики выехало 4,7 тыс. человек[9]. В следующий межпереписной период 1979-1988 гг. число выехавших составило 3,4 тыс. человек[10]. Однако обе эти цифры включают в себя вместе с евреями и членов их семей — неевреев. Более того, в общем числе иммигрантов-евреев израильская статистика никогда не выделяла этнические подгруппы евреев.

Всё отмеченное делает крайне трудным анализ снижения общей численности учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане в 1979 г. и, тем более, определение их общего количества по переписи 1989 г., в которой сама природа учтённого в ней числа татов нуждается в дальнейшем прояснении. Потому в дальнейшем сосредоточимся в нашей статье на анализе тех демографических структур, которые имеются по данным переписей для трёх основных подгрупп еврейского населения Азербайджана. При этом мы не отказываемся от участия в определении роли горских евреев в еврейском населении республики, а будем рассматривать этот сложный вопрос демографическими методами.

Возрастная структура

Доли учтённых в качестве горских евреев и татов в общей численности еврейского населения Азербайджана по данным переписи населения 1959 г. очень разнились в отдельных возрастах (см. Табл. 3). В сумме две эти подгруппы были преобладающими в возрастах моложе 10 лет, доходя среди младенцев до года до 60%, что указывает на резко повышенный уровень рождаемости, особенно среди учтённых в переписи как горские евреи, о чём речь пойдет ниже. С повышением возраста общая доля учтённых в качестве горских евреев и татов опускалась, снижаясь между 50 и 65 годами до 15-17 %. Некоторое её повышение в более старших возрастах, вероятно, отражает автохтонное происхождение и/или завышение возраста, характерное для горских народов.

Таблица 3. Доля учтённых в переписи населения в качестве горских евреев и татов в общей численности евреев* и татов в Азербайджане, 1959 г. ( %)

Возраст, лет

Евреи горские

Таты

Евреи горские и таты

0

44

16

60

1-4

39

19

58

5-9

34

19

53

10-14

27

17

44

15-19

31

18

49

20-24

24

16

40

25-29

28

15

43

30-34

20

13

33

35-39

16

11

27

40-44

16

10

26

45-49

14

9

23

50-54

10

6

16

55-59

11

6

17

60-64

10

5

15

65+

13

7

20

Всего

23

13

36

* Без учтённых как евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1959 г. (см. Приложение 1).

За три десятилетия доля учтённых в качестве горских евреев и татов в общей численности еврейского населения Азербайджана в целом по всем возрастам осталась почти без изменений: 36% в 1959 г. и 35% в 1989 г. (если брать в расчёт по последней переписи только тех, кто был учтён в качестве татов в Бакинском горсовете; ясно, что такой подход даёт минимальную оценку). Конечно, нельзя забывать, что часть горских евреев Азербайджана в обеих переписях была также учтена просто в качестве евреев без обозначения подгруппы, причём, вероятно, это получило большее распространение к концу советского периода. Как показал наш анализ материалов переписи населения 1989 г. по соседнему Дагестану, там среди них горские евреи даже явно преобладали[11].

Доли учтённых в качестве горских евреев и татов в общей численности еврейского населения Азербайджана по данным переписи населения 1989 г. отличались в отдельных возрастах уже не так значительно, как три десятилетия назад (см. Табл. 4). Но в сумме они по-прежнему составляли не менее 40% во всех возрастах моложе 30 лет, тогда как в самых старших возрастах, 65 и более лет, их доля падала до 17%. Судя по этим данным, влияние различий в уровне рождаемости среди отдельных частей еврейского населения сохранялось, но оно было менее значительным, чем раньше.

Таблица 4. Доля учтённых в переписи населения в качестве горских евреев и татов в общей численности евреев и татов* в Азербайджане, 1989 г. ( %)

Возраст, лет

Евреи горские

Таты

Евреи горские и таты

0

20

25

45

1-4

19

24

43

5-9

20

25

45

10-14

18

24

42

15-19

16

24

40

20-24

18

25

43

25-29

18

25

43

30-34

14

25

39

35-39

11

26

37

40-44

6

22

28

45-49

9

21

30

50-54

11

20

31

55-59

13

19

32

60-64

11

17

28

65+

8

9

17

Всего

14

21

35

* В расчётах использованы только данные о татах, учтённых в Бакинском горсовете.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1989 г. (см. Приложение 2).

Возрастная структура населения может многое рассказать о процессах, протекающих в нём. По данным переписи 1959 г. 42,8% тех, кто были учтены в качестве горских евреев в Азербайджане, имели возраст менее 15 лет (см. Табл. 5). Такая высокая доля детей не была исключением среди еврейских общин исламских стран. Например, по данным за 1960 г. она была такой же высокой среди евреев Сирии — 43%[12].

Накопленный опыт изучения возрастных структур мировой еврейской диаспоры показывает, что если доля младшей возрастной группы до 15 лет превышает 40%, то население ещё твёрдо придерживается традиционных норм демографического поведения и ограничение рождаемости не получило массового распространения[13]. Очень близко к верхней границе, обозначающей начало демографического перехода к снижению рождаемости (40%), по данным переписи 1959 г. была доля детей моложе 15 лет среди учтённых в качестве татов — 39,2%. Однако наш последующий анализ самих показателей рождаемости для этих двух подгрупп по данным той же переписи выявил, что их значение было намного ниже для второй из них. Это свидетельствует о сравнительно недавнем начале массового ограничения рождаемости в ней перед переписью 1959 г.

Таблица 5. Возрастная структура учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане, 1959 и 1989 гг.

Группа и годы

Всего

В том числе в возрасте, лет

Медианный возраст

0-14

15-29

30-44

45-64

65+

Евреи* 1959 г.

100,0

20,8

19,3

20,3

30,0

9,6

36,5

1989 г.

100,0

20,3

19,4

20,3

24,8

15,2

37,1

Евреи горские** 1959 г.

100,0

42,8

26,5

14,2

12,0

4,5

19,2

1989 г.

100,0

31,6

26,9

15,8

18,8

6,9

26,0

Таты 1959 г.

100,0

39,2

27,4

16,9

12,4

4,1

21,1

1989 г.***

100,0

26,4

24,8

23,0

20,6

5,2

29,3

* По переписи 1959 г. учтённые без указания подгруппы; по переписи 1989 г. учтённые в переписи без указания подгруппы, а также как евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
** Только учтённые в переписи как таковые.
*** Только для учтенных в Бакинском горсовете.

Источники: Рассчитано по данным переписей населения 1959 и 1989 гг. (см. Приложения 1 и 2).

Для обеих подгрупп доля тех, кто находился в возрасте 65 лет и старше, по данным переписи 1959 г. была крайне низкой и почти одинаковой — около 4%. Накопленные за более чем столетие статистические данные по демографической истории еврейской диаспоры показывают, что только в Российской империи и Румынии в самом конце XIX в. эта доля была ниже — 3%[14].

Медианный возраст для учтённых в переписи 1959 г. в качестве горских евреев в Азербайджане составлял всего лишь 19,2 года. Это на 0,4 года ниже, чем данный показатель для евреев Сирии в 1960 г. — 19,6 года[15]. Медианный возраст для учтённых в переписи 1959 г. в качестве татов в Азербайджане был выше — 21,1 года. Отметим, что тот же показатель для учтённых в этой переписи в качестве горских евреев в Дагестане был ещё выше — 22,0 года.

Данные переписи 1989 г. свидетельствуют о значительном повышении медианного возраста обеих подгрупп в Азербайджане: для учтённых в качестве горских евреев до 26,0 года, а для тех, кто были учтены как таты — до 29,3 года. Для учтённых в этой переписи в качестве горских евреев в Дагестане данный показатель по итогам той же переписи был выше — 30,6 года, тогда как для учтённых там как таты он, напротив, был ниже — 27,3 года.

Резко отличными от только что описанных для двух подгрупп были характеристики возрастной структуры и их динамика для остальной части еврейского населения Азербайджана. За три десятилетия с 1959 по 1989 г. доля детей моложе 15 лет в её составе осталась почти без изменений — менее 21 %, а медианный возраст увеличился всего на 0,6 года — с 36,5 до 37,1 года. Однако для преимущественно ашкеназского еврейского населения РСФСР за тот же период данный показатель возрос весьма значительно — на 11,4 года и достиг 52,6 года по переписи 1989 г.[16].

Всё это служит косвенным свидетельством значительного присутствия горских евреев среди тех, кто был в последней советской переписи 1989 г. учтён в Азербайджане просто как еврей, без указания подгруппы. Можно полагать, что за 19591989 гг. значительное число горских евреев с характерным для них намного более молодым возрастным составом пополнило число тех, кто при ответе на вопрос о национальности называл себя просто «еврей», что и сдерживало постарение данной подгруппы. Подобный сдвиг в этническом определении горских евреев в советских переписях был нами ранее обнаружен и на Северном Кавказе[17]. Так методы демографического анализа помогают объяснить состав подгрупп еврейского населения, учтённых в переписях.

Брачная структура

Демография имеет свой особый подход к анализу этнической брачности, который требует, прежде всего, рассмотрения соотношения полов. При этом обычно анализируется соотношение полов не только внутри каждой возрастной группы. Поскольку мужья в среднем старше своих жён, то дополнительно рассматривается соотношение мужчин и женщин с учётом возрастного лага, обычно в соседних пятилетних группах возраста.

Таблица 6. Соотношение полов для отдельных возрастов среди учтённых в качестве горских евреев и татов в Азербайджане, 1959 г.

Возраст, лет

Число мужчин на 100 женщин в указанной возрастной группе

Число мужчин на 5 лет старше на 100 женщин указанного возраста

Евреи горские*

Таты

Евреи горские и таты

Евреи горские*

Таты

Евреи горские и таты

15-19

72

98

80

72

116

86

20-24

68

97

78

80

79

80

25-29

96

97

96

71

82

75

30-34

90

79

85

42

52

46

35-39

57

82

67

45

60

51

40-44

54

77

63

75

87

79

45-49

65

71

67

37

44

40

50-54

48

56

51

46

32

41

55-59

50

35

44

53

56

54

60-64

77

102

85

71

53

65

65-69

91

66

83

47

78

57

* Только учтённые в переписи как таковые.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1959 г. (см. Приложение 1).

Рассмотрение соотношений полов отдельно для учтённых в переписи 1959 г. как горские евреи и таты в Азербайджане показывает, что в этих подгруппах ощущалась нехватка мужчин во всех возрастах, за исключением учтённых как таты в возрасте 60-64 года (см. Табл. 6). Причём в некоторых старших возрастах дефицит мужчин был очень значительным. При этом по отдельности для каждой из двух подгрупп соотношение было разным, а часто и противоположным. Так, в возрасте 30-34 года и 55-59 лет соотношение полов было лучше среди учтённых в качестве горских евреев, тогда как в большинстве возрастов — у татов. При объединении данных двух подгрупп соотношение полов выглядит более сбалансированным. Конечно, нехватка мужчин не исчезает, но она становится менее выраженной. Это является ещё одним свидетельством того, что в материалах переписи мы наблюдаем по сути одних и тех же горских евреев, но под разными названиями.

При рассмотрении соотношения мужчин и женщин в соседних возрастных группах мы видим, что оно было иногда намного хуже, чем в пределах одной и той же возрастной группы, что ещё более усугубляло брачную ситуацию. Так, если внутри возраста 30-34 года в общем количестве учтённых как горские евреи и таты было 85 мужчин на 100 женщин, то на то же количество женщин в этом возрасте приходилось только 46 мужчин, которые были старше их на пять лет.

Для женщин, учтённых как горские еврейки в Азербайджане по переписи 1959 г., было характерно довольно раннее вступление в брак — в возрасте 16-19 лет 27% из них уже были замужем, тогда как среди учтённых как таты меньше — 21% (см. Табл. 7). По этой же переписи для женщин, учтённых как горские еврейки в Дагестане, показатель был равен 21%. Однако по переписи 1959 г. у грузинских евреек в Грузии он был почти таким же высоким, как у женщин первой из рассмотренных подгрупп в Азербайджане — 26%. А вот у среднеазиатских евреек в Узбекистане он составлял лишь 9%[18]. Почти такой же была доля замужних в возрасте 16-19 лет среди остальных евреек Азербайджана — 8%. Впрочем, для них этот показатель был заметно выше, чем у евреек РСФСР, для которых он составлял лишь около 3%.

Таблица 7. Доля состоящих в браке в отдельных возрастах среди учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане, 1959 ( %)

Возраст, лет

Евреи*

Евреи горские**

Таты

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

16-19

2

8

7

27

2

21

20-24

19

37

40

63

23

59

25-29

71

76

86

82

77

76

30-34

89

79

96

83

92

81

35-39

93

81

97

69

93

70

40-44

94

70

98

57

95

65

45-49

95

67

98

51

97

60

50-54

95

58

97

47

96

54

55-59

91

52

96

48

97

46

60-64

90

40

95

29

94

34

65-69

92

36

96

28

94

28

* Учтённые в переписи без указания подгруппы.
** Только учтённые в переписи как таковые.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1959 г.

В следующей возрастной группе, 20-24 года, в Азербайджане доля замужних составляла 63% у тех, кто был учтён в качестве горских евреек, и 59% среди татов. Для женщин, учтённых как горские еврейки в Дагестане, показатель был равен 62%.

У грузинских евреек в Грузии он составлял 58%, тогда как у среднеазиатских евреек в Узбекистане был ещё меньше — 51%. Однако намного ниже была доля замужних в возрасте 20-24 года среди остальных евреек Азербайджана — 37%. Впрочем, для них этот показатель был опять заметно выше, чем у евреек РСФСР, для которых он составлял лишь 29%.

Между 25 и 35 годами в Азербайджане доли замужних достигали максимума, поднимаясь у тех, кто был учтён в качестве горских евреек, до 82-83%. У тех, кто был учтён в качестве татов, в этой республике доля замужних достигала максимума в возрасте 30-34 года — 81%. Для сравнения отметим, что у женщин, учтённых как горские еврейки в Дагестане, показатель достигал максимума между 25 и 35 годами — 79-80%. У грузинских евреек в Грузии максимум приходился на 3034 года — 83%. У среднеазиатских евреек в Узбекистане он в той же возрастной группе поднимался до 82%. Максимальная доля замужних среди остальных евреек Азербайджана достигалась в более позднем возрасте, между 35 и 40 годами — 81%. Максимальный показатель для евреек РСФСР, равный всего 76%, был в возрасте 30-34 года.

Таким образом, брачная структура горских евреев Азербайджана в переписи 1959 г., особенно учтённых под этим названием, в наиболее плодовитых возрастах до 35 лет была наиболее благоприятна для рождаемости по сравнению с другими частями еврейского населения СССР. Однако в более старших возрастах доли замужних даже среди них под влиянием ранее отмеченного полового дисбаланса быстро падали, опускаясь до 51% к концу плодовитого периода в возрасте 45-49 лет. Напротив, под влиянием того же дисбаланса доли женатых были очень высокими во всех возрастах старше 30 лет у тех, кто был учтён в качестве горских евреев в Азербайджане — 95-98%.

Таблица 8. Соотношение полов для отдельных возрастов среди учтённых в качестве горских евреев и татов* в Азербайджане, 1989 г.

Возраст, лет

Число мужчин на 100 женщин в указанной возрастной группе

Число мужчин на 5 лет старше на 100 женщин указанного возраста

Евреи горские**

Таты

Евреи горские и таты

Евреи горские**

Таты

Евреи горские и таты

15-19

78

98

89

92

100

97

20-24

78

92

86

108

110

109

25-29

102

89

94

81

98

91

30-34

113

109

110

73

86

81

35-39

110

97

101

55

66

63

40-44

119

95

100

125

93

100

45-49

70

107

94

115

123

120

50-54

82

99

93

87

78

82

55-59

84

84

84

72

62

66

60-64

89

66

75

37

35

36

65-69

52

70

61

28

36

33

* В расчёте использованы данные о татах, учтённых в Бакинском горсовете.
** Только учтённые в переписи как таковые.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1989 г. (см. Приложение 2).

Данные последней советской переписи 1989 г. свидетельствуют об определённом улучшении соотношения полов среди учтённых в качестве горских евреев и татов в Азербайджане (ср. Табл. 6 и 8). При объединении данных этих двух подгрупп соотношение полов выглядит ещё более сбалансированным. В каждой из пятилетних групп между возрастами 25 и 54 года либо нет нехватки мужчин, либо она совсем небольшая. Более низкие показатели в самых молодых бракоспособных возрастах до 25 лет могут частично объясняться тем, что данные не на всех военнослужащих срочной службы учитывались по месту их призыва при подсчёте итогов переписи[19], что могло вести к некоторому занижению числа молодых мужчин. Однако, возможно, что большую роль играло временное нахождение многих из них за пределами Азербайджана на учебе и по коммерческим делам.

Данные переписи 1989 г. свидетельствуют о существенном падении распространённости ранних браков в рассматриваемом населении. В возрасте 16-19 лет из учтённых в качестве горских евреек в Азербайджане лишь 15% состояли в браке (см. Табл. 9). Для сравнения отметим, что по той же переписи у женщин, учтённых как горские еврейки в Дагестане, этот показатель ранней брачности снизился в гораздо меньшей степени — до 17%. Он был на том же уровне у грузинских евреек в Грузии и у среднеазиатских евреек в Узбекистане.

Таблица 9. Доля состоящих в браке в отдельных возрастах среди учтённых в качестве евреев в Азербайджане, 1989 ( %)

Возраст, лет

Евреи*

Евреи горские**

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

16-19

2

12

1

15

20-24

18

49

12

55

25-29

62

71

55

73

30-34

81

73

91

79

35-39

86

73

93

82

40-44

89

69

91

83

45-49

86

70

97

81

50-54

86

62

95

79

55-59

87

60

96

67

60-64

88

53

90

52

65-69

84

40

71

42

* Учтённые в переписи без указания подгруппы, а также как евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
** Только учтённые в переписи как таковые.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1989 г.

В Азербайджане за три десятилетия доли состоящих в браке снизились среди учтённых в качестве горских евреек во всех более старших возрастах до 35 лет. Однако по переписи 1989 г. после этого возраста удельный вес замужних заметно возрос, и его максимум уже приходился на возраст 35-49 лет, где он достигал 81-83%. В этом нашло своё проявление найденное нами улучшение соотношения полов за три десятилетия. Однако среди мужчин данной подгруппы доли женатых в возрастах между 30 и 65 годами остались очень высокими — они колебались между 90 и 97%.

Напротив, по данным переписи 1989 г. среди евреев, учтённых без указания подгруппы (в наш подсчёт попадает совсем небольшой количество евреев грузинских и среднеазиатских, а также крымчаков; об их общем количестве см. выше), ранние браки получили большее распространение, чем три десятилетия до того. В возрасте 16-19 лет в этой подгруппе по переписи 1989 г. доля замужних возросла в полтора раза — до 12%. Отметим, что по данным последней советской переписи у евреек РСФСР в той же возрастной группе было менее 8% замужних. Можно полагать, что на динамике приведённого показателя ранней брачности отразился отмеченный ранее при анализе возрастной структуры переход некоторых горских евреев в число тех, кто не указал в переписи 1989 г. подгруппу, назвав себя просто «евреем».

Семейная структура и смешанные браки

Средний размер семьи для учтённых в переписи 1989 г. в качестве горских евреев в Азербайджане был самым высоким среди евреев СССР — 4,9 человека (см. Табл. 10). Для учтённых в этой переписи в качестве горских евреев в Дагестане он был заметно ниже — 4,2 человека, а для учтённых там как таты ещё меньше — 4,1 человека. Даже для учтённых в той же переписи в качестве евреев среднеазиатских в Узбекистане он был лишь 4,3 человека, а для евреев грузинских в Грузии ещё ниже — 3,8 человека.

Таблица 10. Однородные еврейские семьи в Азербайджане, 1989 г.

 

Евреи*

Евреи горские**

1. Число однородных семей

3995

917

1a. Из них с числом членов, %

2

31,9

17,9

3

22,6

12,2

4

21,4

16,1

5

12,3

18,5

6

6,0

15,1

7+

5,8

20,2

Всего

100,0

100,0

2. Число живущих в однородных семьях

14502

4497

3. Средний размер семьи [(2)/(1)]

3,6

4,9

4. Общая численность группы по данным переписи

25190

5484

5. Доля проживающих в однородных семьях [(4)/(5)]

57,6

82,0

* Учтённые в переписи без указания подгруппы.
** Только учтённые в переписи как таковые.

Источники: Рассчитано по данным переписи населения 1989 г.

Большие семьи с числом членов семь и более человек даже к концу советского периода составляли самую значительную часть общего количества однородных семей горских евреев, зафиксированных в переписи 1989 года — 20,2%. Удельный вес таких семей в Дагестане был заметно ниже — 10,9%, а у зафиксированных там как таты ещё меньше — 9,0%. Отметим для сравнения, что для учтённых в той же переписи в качестве среднеазиатских евреев в Узбекистане доля больших семей равнялась 10,3%, а для грузинских евреев в Грузии она была намного ниже — 4,4%.

Евреи, учтённые в переписи 1989 г. в Азербайджане без указания подгруппы, имели средний размер семьи 3,6 человека, а доля больших семей с числом членов семь и более человек составляла у них 5,8%. Соответствующие показатели для еврейского населения РСФСР равнялись 2,8 человека и 0,4%. Эти отличия могут служить дополнительным косвенным свидетельством значительного присутствия горских евреев среди тех, кто был в последней советской переписи 1989 г. учтён в Азербайджане просто как «еврей» без указания подгруппы.

Доля проживавших в однородных семьях среди всех учтённых в качестве горских евреев в Азербайджане по переписи 1989 г. была очень высока — 82,0%. Это говорит о весьма низком распространении смешанных браков. Следует иметь также в виду, что во всем городском населении республики 6,9% проживало вообще вне семей. Более того, члены одной семьи могли быть учтены при переписи ещё и как таты, и как просто евреи, что наш подсчёт не может учесть. Однако только 57,6% евреев, учтённых в Азербайджане без указания подгруппы по данным переписи 1989 г., проживали в однородных семьях. Это почти совпадает с соответствующим показателем для евреев РСФСР по той же переписи — 57%[20]. Впрочем, совпадение этих цифр, конечно, обманчиво в оценке распространённости смешанных браков в условиях Азербайджана, ведь другие члены семьи тоже могли быть евреями, а при переписи учитываться как горские евреи и/или таты.

Косвенным индикатором распространённости смешанных браков является удельный вес новорождённых, у которых отец был другой национальности, среди всех детей рождённых матерями-еврейками. Эти данные получались на основе текущего учёта населения, но если отец-еврей имел паспортную национальность «тат», то считалось, что он другой национальности — нееврей.

За почти три десятилетия доля рождённых еврейками Азербайджана детей, у которых отец был другой национальности, возросла незначительно: с 20% в 1958 г. до 28% в 1987 г. (Табл. 11). В тот же период, например, в РСФСР этот показатель увеличился с 27% в 1958 г. до 58% в 1988 г.[21]. Как показывает это сравнение, смешанные браки среди еврейского населения Азербайджана получили к концу советского периода намного меньшее распространение, чем в других частях СССР.

Таблица 11. Доля новорожденных, у которых отец был другой национальности среди всех детей рожденных матерями-еврейками в Азербайджане в 1958-1987

Годы

Доля, %

1958

20

1968

21

1978

32

1987

28

* Без учёта матерей и отцов, отнесённых в статистике к татам.

Источники: Рассчитано по данным статистики естественного движения населения.

Рождаемость

В 1958-1959 гг. общий коэффициент рождаемости для еврейского населения Азербайджана, рассчитанный на основе данным текущей статистики естественного движения населения, составил 22,4 на 1000 (без учёта евреев, отнесённых в ней к татам, для которых не имеется данных из этого источника информации; см. Табл. 12). Среди еврейского населения союзных республик данный показатель был тогда выше лишь в Грузии и Таджикистане, где составлял немногим более 23 на 1000, а в Узбекистане он находился на том же уровне, что в Азербайджане. В то же время в РСФСР этот коэффициент был ниже более чем в два раза — 10,2 на 1000[22].

Таблица 12. Общий коэффициенты рождаемости и смертности еврейского населения Азербайджана с 1958-1959 по 1988-1989 гг. (на 1000 человек)*

Годы

Коэффициент
рождаемости

Коэффициент
смертности

Естественный
прирост

1958-1959

22,4

9,6

12,8

1969-1970

14,6

10,3

4,3

1978-1979

11,8**

12,2

-0,4

1988-1989

13,3

13,8***

-0,5

* Коэффициенты рассчитаны на основе общего числа родившихся у матерей- евреек и количества умерших в еврейском населении, без учёта евреев, отнесённых в статистике к татам.
** 1979 г.
*** 1989 г.

Источники: Рассчитано по данным статистики естественного движения и переписей населения.

К 1969-1970 гг. общий коэффициент рождаемости для еврейского населения Азербайджана резко снизился до 14,6, а в 1979 г. сократился ещё больше — до 11,8 на 1000. Некоторое повышение этого коэффициента для еврейского населения Азербайджана в 1988-1989 гг., до 13,3 на 1000, совпадало с временным изменением общей динамики показателя для всего населения республики. Для него общий коэффициент рождаемости тоже увеличился с 25,2 на 1000 в 1979 г. до 26,4 на 1000 в 1989 г.[23]

В 1958-1959 гг. относительно высокий уровень рождаемости еврейского населения Азербайджана вёл к значительному естественному приросту — 12,8 на 1000. Отмеченное последующее резкое сокращение уровня рождаемости к 1969-1970 гг. привело к почти трёхкратному снижению показателя естественного прироста — до 4,3 на 1000. В 1974 г. по данным текущей статистики естественного движения населения число смертей впервые превысило количество рождений в еврейском населении республики[24]. Однако даже к концу рассматриваемого периода по данным за 1988-1989 гг. отрицательный естественный прирост был очень малым — 0,5 на 1000.

Подробно рассмотреть дифференциацию и динамику уровня рождаемости для трёх подгрупп еврейского населения Азербайджана можно на основе общего коэффициента, исчисленного по данным переписи о числе детей моложе одного года, которые идентифицированы как принадлежащие к указанной группе[25].

Полученные для 1958 г. описанным образом коэффициенты рождаемости отличались очень значительно. Для учтённых в переписи в качестве горских евреев в Азербайджане показатель был очень высоким — 48,1 на 1000 (Табл. 13). Подобные высокие коэффициенты перед началом снижения уровня рождаемости наблюдались в прошлом во многих других общинах еврейской диаспоры в странах с налаженной статистикой естественного движения населения. Так, например, общий коэффициент рождаемости в начале 1880-х гг. составлял 46-47 на 1000 евреев в Венгрии и Галиции (Польша)[26]. Впрочем, даже эти показатели далеки от рекордно высокого уровня рождаемости, зарегистрированного в Алжире в середине 1850-х гг. — 57 на 1000 евреев[27].

Таблица 13. Общий коэффициент рождаемости для учтённых в качестве евреев и татов в Азербайджане в 1958 и 1988 гг. (на 1000 человек)*

Группа

1958 г.

1988 г.

Евреи**

14,6

12,8

Евреи горские***

48,1****

21,9

Таты

27,9

17,5*****

* По данным переписей о числе детей моложе одного года, которые идентифицированы как принадлежащие к указанной группе.
** По данным переписи 1959 г. об учтённых без указания подгруппы; по переписи 1989 г. — для учтённых без указания подгруппы, а также как евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
*** Только для учтённых в переписи как таковые.
**** При расчёте число девочек по данным переписи увеличено для получения обычной половой пропорции.
***** Только для учтённых в Бакинском горсовете.

Источники: Рассчитано по данным переписей населения 1959 и 1989 гг. (см. Приложения 1 и 2).

Отметим, что для сельского населения Азербайджана в 1960 г. общий коэффициент рождаемости был также очень высоким — 49,8 на 1000[28]. При этом в 1958-1959 гг. суммарный коэффициент рождаемости у азербайджанок, проживавших в сельской местности их республики, достигал 7,4 рождения на одну женщину[29]. Можно полагать, что этот показатель для учтённых в переписи 1959 г. в качестве горских евреев в Азербайджане был примерно таким же высоким — около семи рождений.

У тех, кто были учтены в этой переписи в Азербайджане в качестве татов, общий коэффициент рождаемости был значительно меньшим — 27,9 на 1000. В Дагестане для учтённых в переписи 1959 г. в качестве горских евреев он составлял 36,8 на 1000, тогда как для евреев грузинских в Грузии — 27,2, а для евреев среднеазиатских в Узбекистане — 28,1 на 1000.

Полученные для 1988 г. тем же способом коэффициенты рождаемости свидетельствуют об очень значительных изменениях в уровне рождаемости отдельных подгрупп за три десятилетия. Для учтённых в переписи в качестве горских евреев показатель в Азербайджане резко сократился до 21,9 на 1000, каким он стал для них и в Дагестане. Для учтённых в качестве татов этот коэффициент опустился в Азербайджане до 17,5, тогда как в Дагестане был выше — 20,5 на 1000. Для евреев грузинских в Грузии он за тот же период упал до 12,9 на 1000. Однако для евреев среднеазиатских в Узбекистане он составлял 22,6 на 1000, а суммарный коэффициент рождаемости для них был оценён нами в 3,1 рождения[30]. Потому суммарный коэффициент рождаемости для учтённых в переписи 1989 г. в качестве горских евреев в Азербайджане можно полагать близким к трём рождениям.

В то же время, как и некоторые другие ранее рассмотренные показатели, общий коэффициент рождаемости изменился сравнительно мало для учтённых в переписи просто как евреи — в расчёте на 1000 он снизился лишь с 14,6 в 1958 г. до 12,8 в 1988 г. Это служит дополнительным подтверждением сделанного до того вывода о переходе в эту подгруппу части тех, кто ранее в переписях учитывались как горские евреи, для которых характерен более высокий уровень рождаемости, что и тормозило снижение коэффициента.

* * *

За три десятилетия в конце советского периода, как показал наш анализ статистических данных, в демографии еврейского населения Азербайджана произошли большие перемены. Особенно резко изменилось демографическое поведение проживавших там горских евреев. Именно на этот период пришёлся массовый отход от традиционного для большей части из них до начала 1960-х гг. очень высокого уровня рождаемости. Однако рождаемость осталась достаточно высокой для продолжения быстрого роста их численности. Одним из главных результатов нашего исследования является установление методами демографического анализа того факта, что значительная часть горских евреев Азербайджана была учтена в советских переписях просто как евреи без указания подгруппы.

Приложение 1

Распределение по полу и возрасту учтённых в Азербайджане в качестве евреев и татов в переписи населения 1959 г.

Возраст, лет

Евреи*

Евреи горские**

Таты

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

0

220

208

255

206

85

79

1-4

865

808

803

776

387

359

5-9

1037

996

720

735

411

390

10-14

1032

931

495

428

317

277

15-19

730

766

377

524

252

258

20-24

1098

1203

375

552

298

308

25-29

867

995

444

464

244

251

30-34

1020

1303

328

366

207

262

35-39

768

1215

155

271

135

164

40-44

653

1001

122

225

99

128

45-49

876

1387

168

259

111

156

50-54

982

1534

97

202

68

121

55-59

721

1388

93

187

39

112

60-64

789

1132

99

129

63

62

65-69

558

685

92

101

33

50

70-74

393

464

47

74

39

42

75+

269

453

61

92

34

45

Неизв.

0

3

1

1

1

0

Всего

12878

16472

4732

5592

2823

3064

* Учтённые в переписи без указания подгруппы.
** Только учтённые в переписи как таковые.

Приложение 2

Распределение по полу и возрасту учтённых в Азербайджане в качестве евреев и татов в переписи населения 1989 г.

Возраст, лет

Евреи*

в том числе: евреи горские**

кроме того: таты***

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

0

221

223

61

59

80

68

1-4

971

933

245

234

314

303

5-9

1243

1095

328

284

422

351

10-14

1161

1028

268

256

361

331

15-19

1026

931

179

230

310

317

20-24

863

1098

212

272

316

345

25-29

1175

1299

293

288

381

426

30-34

1182

1182

233

206

419

385

35-39

968

988

151

137

330

341

40-44

813

871

75

63

226

238

45-49

700

903

79

113

221

206

50-54

918

1148

130

158

253

255

55-59

812

1003

137

163

200

237

60-64

767

1072

118

132

146

221

65-69

530

974

49

95

77

110

70-74

348

655

27

69

40

73

75+

526

1206

33

107

42

93

Неизв.

0

0

0

0

0

0

Всего

14224

16609

2618

2866

4138

4300

* Учтённые в переписи без указания подгруппы, а также как евреи горские, евреи грузинские, евреи среднеазиатские и крымчаки.
** Только учтённые в переписи как таковые.
*** Только учтённые в Бакинском горсовете.


[1] Доктор Марк Тольц, демограф; Институт современного еврейства Иерусалимского университета (Израиль)
[2] При подготовке статьи большую помощь своими советами и необходимыми материалами оказали Мордехай Альтшулер, Евгений Андреев, Дмитрий Богоявленский и Михаэль Занд, кому автор выражает свою искреннюю благодарность. Многолетнее тесное научное общение с Серджио Делла Пергола помогло в выработке адекватных подходов к изучаемым проблемам, за что автор ему очень признателен. При этом всю ответственность за содержание статьи, конечно, несёт только сам автор.
[3] О горских евреях имеется достаточно обширная литература, из которой мы упомянем лишь некоторые работы. Прежде всего, укажем на фундаментальное исследование, опубликованное на иврите: Альтшулер М. Йеудей мизрах Кавказ [Евреи Восточного Кавказа]. Иерусалим, 1990. Позднее на его основе была подготовлена монография на русском языке: Горские евреи: история, этнография, культура. Сост. и ред. В. Дымшиц. М., 1999. Из новейших изданий отметим коллективную работу также на русском языке: История и культура горских евреев Кавказа. Сост. и ред. Л.А. Микдаш-Шамаилова. Иерусалим-Куба (Азербайджан), 2009. См. также соотв. части статьи на английском языке: Zand M. Notes on the Culture of the Non-Ashkenazi Jewish Communities Under Soviet Rule // Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. Ed. by Y Ro’i and A. Beker. N. Y., 1991. P. 378-444.
[4] Данные послевоенных советских переписей по еврейскому населению Азербайджана, используемые в нашем исследовании, опубликованы лишь частично: Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Азербайджан. М., 1963; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Т. IV. М., 1973; Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. Т. IV. Часть I. Книга 3. М., 1989; 1989 USSR Population Census, Minneapolis, MN, 1996, CD-ROM edition. См. также: Национальный состав населения по республикам СССР: переписи 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. // Информационно-аналитическая система. Приложение к Демоскоп Weekly [http://demoscope.ru/weekly/pril.php].
[5] История этого явления подробно описана в: Членов М. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в ХХ веке // Диаспоры. 2000. № 3. С. 174-197.
[6] Там же. С. 189.
[7] Об этом подр. см.: Tolts M. Sources for the Demographic Study of the Jews in the Former Soviet Union // Studies in Contemporary Jewry. 2013. Vol. 27 (в печати).
[8] Такого же мнения придерживаются и некоторые другие исследователи. См., напр.: Членов М. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в ХХ веке... С. 192-193. Подобным, как показал наш анализ, было положение в Узбекистане с евреями среднеазиатскими и в Грузии с евреями грузинскими (См.: Tolts M. The Demographic Profile of the Bukharan Jews in the Late Soviet Period // Bukharan Jews in the 20th Century: History, Experience and Narration. Ed. by I. Baldauf, M. Gammer and T. Loy. Wiesbaden, 2008. P.212-224; его же: The Jews in Georgia in the Late Soviet Period: A Demographic Profile // Studies in Bukharan, Georgian, and Caucasian Jewry: Historical, Sociological, and Cultural Aspects. Ed. by G. Akhiezer, R. Enoch and S. Weinstein. Ariel University of Samaria, 2013 (в печати).
[9] Altshuler M. Soviet Jewry since the Second World War: Population and Social Structure. N. Y., 1987. P. 62.
[10] Florsheim Y. Emigration of Jews from the Soviet Union in 1988 // Jews and Jewish Topics in the Soviet Union and Eastern Europe. 1990. № 2 (9). P. 30.
[11] Tolts M. Demography of North Caucasian Jewry: A Note on Population Dynamics and Shifting Identity // Ethno-Nationalism, Islam and the State in the Caucasus: Post-Soviet Disorder. Ed. by M. Gammer. L. & N.Y., 2008. P. 212-224; далее данные по еврейскому населению Дагестана в основном приводятся по этой публикации.
[12] DellaPergola S., Schmelz U.O. Demography // Encyclopedia Judaica. Ed. by M. Berenbaum and Fr. Skolnik. 2nd ed., Vol. 5. Detroit, MI, 2007. P. 569.
[13] Ibid. P. 568-570.
[14] Ibid. P. 569.
[15] Ibid.
[16] Tolts M. Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today // Jewish Life After the USSR. Ed. by Z. Gitelman, with M. Glants and M.I. Goldman. Bloomington, IN, 2003. P. 196; его же. The Interrelationship between Emigration and the Socio-Demographic Profile of Russian Jewry // Russian Jews on Three Continents. Ed. by N. Lewin-Epstein, Y. Ro’i and P. Ritterband. L., 1997. P. 153.
[17] Tolts M. Demography of North Caucasian Jewry... P. 212-213.
[18] Tolts M. The Demographic Profile of the Bukharan Jews in the Late Soviet Period... P. 83; его же. The Jews in Georgia in the Late Soviet Period: A Demographic Profile... Далее показатели по еврейскому населению Грузии и Узбекистана приводятся по этим работам.
[19] См.: Никифоров О.Н. Источники данных о населении // Демография и статистика населения. Под ред. И.И. Елисеевой. М., 2006. С. 100.
[20] Tolts M. The Jewish Population of Russia, 1989-1995 // Jews in Eastern Europe. 1996. № 3 (31). P. 16.
[21] Tolts M. Mixed Marriage and Post-Soviet Aliyah // Jewish Intermarriage around the World. Ed. by S. Reinharz and S. DellaPergola. New Brunswick, USA and L., 2008. P. 96.
[22] Tolts M. The Balance of Births and Deaths among Soviet Jewry // Jews and Jewish Topics in the Soviet Union and Eastern Europe 1992. № 2(18). P. 18.
[23] Демографический ежегодник СССР. 1990. М, 1990. С. 184.
[24] Tolts M. Demography of the Jews in the Former Soviet Union: Yesterday and Today... P. 192.
[25] Полученный данным образом коэффициент соответствует концепции «эффективной еврейской рождаемости» (о ней подробнее см.: Schmelz U.O. Jewish Survival: The Demographic Factors // American Jewish Year Book. 1991. Vol. 91. P. 70-71). Для учтённых в переписи в качестве горских евреев, у которых, как было установлено, смешанные браки являлись редким исключением, этот коэффициент практически учитывает все рождения. Однако для тех, кто были учтены в переписи просто как евреи, среди которых смешанные браки получили распространение, он, конечно, заметно отличается по величине от обычного общего коэффициента рождаемости, поскольку принимает во внимание только новорожденных, идентифицированных как евреи.
[26] DellaPergola S. La trasformazione demografica della diaspora ebraica. Torino, 1983. P. 54.
[27] Ibid. P. 56.
[28] Население СССР. 1987. Статистический сборник. М, 1988. С. 135.
[29] Бондарская Г., Дарский Л. Этническая дифференциация рождаемости в СССР // Вестник статистики. М., 1988. №12. С. 19.
[30] Tolts M. The Demographic Profile of the Bukharan Jews in the Late Soviet Period... P. 88.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.