Rambler's Top100

№ 671 - 672
25 января - 7 февраля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Незарегистрированные союзы: брачные стратегии молодых представителей городского среднего класса

Российские консенсуальные союзы начала XXI века

Состав и благосостояние неполных семей в России

Одинокие матери в современном Китае: статус и проблемы

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Одинокие матери в современном Китае: статус и проблемы

Почагина О.[1]
(Опубликовано в журнале "Проблемы Дальнего Востока", 2015, №4, с. 128-140)

Отличительной чертой матримониального поведения в современном мире является не только откладывание создания семьи и поздний возраст вступления в брак, но и многообразие форм семейных отношений. Интимные отношения более не предполагают обязательного заключения брака, совместного проживания, наличия семейного хозяйства и бюджета. Распространение отношений без официального заключения брака не могло не привести к увеличению количества детей у женщин, не состоящих в браке. В последние десятилетия наблюдается существенное увеличение абсолютных и относительных показателей внебрачной рождаемости практически во всех европейских и латиноамериканских странах. Увеличение внебрачных рождений имеет место как у пар, не зарегистрировавших браки, так и у одиноких матерей.

Согласно мнениям демографов, рост внебрачных рождений связан с процессом "разделения" брака и рождаемости, причем эта тенденция является глобальной, отражает одно из основных изменений семейной организации и характеризует второй демографический переход. Социологи же считают, что значительную роль в данной тенденции играют повышение социального статуса женщин, их экономическая независимость, появление экономической возможности в одиночку воспитать и вырастить ребенка. Немаловажен и тот факт, что общество стало толерантнее относиться к одиноким матерям, помогая им посредством социальных льгот, ежемесячных пособий и субсидий растить детей. Одинокое материнство[2] - распространенное явление в современном мире. В Европе вне брака рождается более 35% детей, в России - более 40%[3].

Если в России интерес властей и исследователей к феномену одинокого материнства характеризуется непостоянством, а используемый в исследованиях понятийный аппарат отличается размытостью: "монородительская семья", "матери-одиночки" и др.[4], то в Китае проблема материнства женщин, не состоящих в браке, теоретически не должна существовать в принципе. Такая ситуация связана с тем, что согласно закону "О народонаселении и планировании рождаемости" (2002), провинциальным положениям о народонаселении и планировании рождаемости, женщина может родить ребенка при двух обязательных условиях: если она состоит в зарегистрированном браке и имеет разрешение на его рождение от местного органа планирования рождаемости. Таким образом, одинокие матери нарушают закон, а их дети нелегальны. Первые практически полностью отсутствуют в правовом поле, за исключением положений, определяющих наказание за нарушение демографической политики, уплату социальной компенсации в местный бюджет.

Тем не менее, в Китае женщины, не состоящие в браке, рожают детей и это - объективная реальность, порождающая ряд сложных юридических и жизненных проблем, затрагивающих интересы как женщин, так и детей, рожденных вне брака и без разрешения властей. Каковы же причины появления феномена одинокого материнства в Китае? Каков социальный статус одиноких матерей и каковы основные проблемы, с которыми они сталкиваются?

Трансформация института семьи и брака, взглядов на внебрачные отношения

Кардинальные перемены, происходившие в Китае в семейно-брачной сфере на протяжении всего XX столетия, образование КНР, принятие совершенно нового (по сравнению с традиционным) семейного законодательства, политика ограничения рождаемости, модернизация, переход к рыночной экономике и политика открытости, процессы глобализации и глобальные тенденции трансформации института семьи и брака способствовали динамичной трансформации семейно-брачных отношений, переходу от традиционной семьи к современной нуклеарной однодетной семье, дестабилизации института семьи и брака, росту количества разводов, появлению и увеличению количества неполных семей, одиноких бессемейных людей. Либерализация взглядов на сексуальные отношения и их значение в жизни индивидов, разъединение мотивов создания семьи и рождения детей создали в Китае в последние два десятилетия XX в. условия для роста количества пробных, гостевых, гражданских браков без их официальной регистрации, что закономерно ведет к росту количества внебрачных детей. Толерантное отношение китайцев молодых и средних возрастных групп к добрачным половым связям является одной из главных причин роста числа нерегистрируемых браков. Молодые китайцы выбирают подобную форму отношений, поскольку она позволяет сохранить личную независимость, избежать ответственности за партнера, особенно в случае нежелательной беременности и рождения женщиной ребенка.

В китайском обществе, где до 1997 г. добрачный секс был относительной редкостью, классифицировался как нарушение закона и наказывался как "хулиганство", вопрос об одиноком материнстве был практически неактуален, однако с наступлением эпохи либерализации нравов ситуация изменилась. В Китае ежегодный рост рожающих вне брака женщин колеблется от 10% до 13% - их называют вэйхунь мама, или даньцинь мама. Матери-одиночки с каждым годом становятся моложе[5]. По некоторым данным, среди беднейших слоев населения около 9 млн. составляют одинокие матери[6]. Официальные статистические данные о количестве матерей-одиночек труднодоступны, а согласно сведениям, полученным на условиях анонимности газетой "Бэйцзин ньюс" от чиновника пекинского районного органа планирования рождаемости, количественный учет детей, рожденных вне брака, не ведется. Дети, рожденные вне брака, составляют от 5 до 8% от общего числа случаев незаконных рождений в районе[7]. Отсутствие учета внебрачных детей, с нашей точки зрения, возможно, поскольку незамужние матери по понятным причинам не обращаются в органы планирования рождаемости.

Тем не менее, существуют оценочные и косвенные данные, подтверждающие динамику внебрачной рождаемости. Добрачные и внебрачные сексуальные связи получили достаточно широкое распространение - более 60% китайской молодежи имели добрачные связи и около 20% состоящих в браке китайцев имеют внебрачные сексуальные отношения. Согласно исследованию, проведенному в рамках Всемирного дня контрацепции, 64% китайской молодежи имеют добрачный половой опыт, при этом 37% опрошенных первый половой опыт получили в возрасте до 19 лет, причем свыше 70% половых контактов в возрасте 15-19 лет были совершены без применения контрацептивов[8]. Согласно результатам опроса, проведенного научно-исследовательским центром по планированию семьи пров. Гуандун, 80% женщин-мигранток в провинции имели добрачные и внебрачные сексуальные отношения, причем около 60% из них имели опыт случайной и нежелательной беременности[9]. Значительная численность и концентрация мигрантов в крупных городах дает экспертам основания полагать, что существуют объективные причины для роста социальной группы одиноких матерей.

Правовое регулирование гражданских семейных отношений, статус матерей, не состоящих в браке, и положение внебрачных детей

С конца 90-х годов внебрачные сексуальные отношения постепенно перестали быть чем-то неприемлемым, а в городах - предосудительным. В годы реформ, открытости и роста благосостояния получил распространение еще один социальный феномен с китайской спецификой "бао эр или сяо сань" - наличие у состоятельных мужчин и государственных чиновников любовниц и содержанок. В последнее время в рамках кампании по борьбе с коррупцией в китайской прессе публикуется много материалов о "моральной коррупции"[10] чиновников, имеющих внебрачные связи, вторые семьи и, как правило, не ограничивающихся наличием одной любовницы[11].

Тем не менее, рождение ребенка вне брака все еще осуждается обществом. Китайская культурная традиция, имеющая в своей основе семейственность, придает большое значение семье, семейному статусу, продолжению генеалогической линии по мужской линии и стабильности брака. Именно поэтому в китайском обществе сформировались устойчивые негативные стереотипы по отношению к матери-одиночке. В традиционном обществе рождение вне брака являлось бесчестьем не только для женщины, но и для всей ее семьи и становилось пожизненным клеймом для ребенка. Даже в этимологии словарных вариантов понятия "внебрачный ребенок" присутствует негативный оттенок: (jiansheng) - внебрачный ребенок, плод прелюбодеяния; (biedan) - отродье, выродок; (ye) - незаконный). В статье 21 третьей главы Закона КНР о браке нашло отражение возможное, отвечающее традиционным нормам морали, отношение к нежеланным и внебрачным детям. Так, в ней особо оговаривается: "Запрещено утопление детей, оставление детей и иные действия, причиняющие ущерб детям".

Государство попыталось отреагировать в законодательной форме на "внезапно" возникшую в последнее десятилетие XX в. в китайском обществе проблему одинокого материнства. Так, уже в новой редакции Закона КНР о браке 2001 г. статья 8 была дополнена требованием обязательной регистрации брака. Таким образом, в китайском семейном праве так называемый гражданский или фактический брак не признается законным. В том случае, если лица, состоящие в подобного рода отношениях, обращаются в народные суды с имущественными или иными исками, они должны сначала зарегистрировать брак, и только после получения свидетельства о браке народные суды принимают их иски к делопроизводству. Внесение этой поправки усилило контроль государства за порядком создания семьи и практической реализацией политики ограничения рождаемости в условиях возрастания толерантности китайского общества к нерегистрируемым по разным причинам бракам (экономическим - невозможность оплатить свадебные расходы ввиду их обременительности, юридическим - брачный статус мужчины, морально-психологическим - нежелание связывать себя обязательствами, и т.п.). Всекитайская федерация женщин при обсуждении поправок к Закону КНР о браке в конце 90-х настаивала на более четком определении прав женщин и защите их интересов, поскольку практика "содержания вторых жен и любовниц" получила широкое распространение и представляет опасность для китайского общества. Однако китайские законодатели отвергли введение уголовной ответственности за адюльтер как противоречащее свободе личности и свободе выбора. В комментариях к закону говорилось, что к лицам, имеющим внебрачные связи, должны применяться партийные и административные дисциплинарные взыскания, они должны стать объектами общественного осуждения.

Если посмотреть на непризнание фактических браков с точки зрения интересов женщин, то их права и интересы при отказе мужчины регистрировать брак, действительно, остаются абсолютно незащищенными. С одной стороны, объявление фактических браков вне закона должно, по мысли законодателей, подтолкнуть пары, не зарегистрировавшие свои отношения, к регистрации, а с другой - определенным образом освобождает мужчин, состоящих в неофициальных отношениях, от всех обязательств по содержанию женщин в случае их отказа от регистрации. С нашей точки зрения, эта поправка не отвечает интересам женщин и не защищает их права, в то время как права детей от фактических союзов защищены 25 статьей закона, уравнивающей внебрачных детей и детей, рожденных в браке[12].

"Внебрачные дети пользуются равными правами с детьми, рожденными в браке. Причинение вреда и дискриминация таких детей любыми лицами запрещена. Биологические родители, не участвующие напрямую в содержании своих внебрачных детей, должны нести ответственность по оплате расходов на проживание и образование детей вплоть до появления у них возможность вести самостоятельную жизнь". Более того, первая часть 28 статьи, относящейся к взаимоотношениям прародителей (дедушек и бабушек) и внуков, также регулирует ситуации, которые с большей степенью вероятности могут иметь место в семьях одиноких матерей, нежели в полных семьях. "Бабушки и дедушки по отцовской и материнской линиям несут обязанность по содержанию своих внуков в случае смерти родителей внуков или их неспособности содержать внуков, а также наличия у бабушки и дедушки возможности взять внуков на содержание"[13].

Положение о работе в сфере планирования рождаемости среди мигрирующего населения (2009)[14] относится исключительно к супружеским парам детородного возраста (ст. 6). Статьи этого положения, бесспорно, представляют интерес, поскольку помогают понять механизм осуществления контроля над рождаемостью в среде мигрантов и причины, по которым одинокие матери не попадают в статистическую отчетность, не могут иметь комплект документов, который требуется при регистрации ребенка по месту жительства, и вынуждены скрывать свое положение. Так, статья 7 предписывает женщинам репродуктивного возраста при отъезде из мест, где они зарегистрированы, получить свидетельства о браке и о репродуктивном статусе или разрешение на рождение ребенка. Указанные сертификаты должны содержать следующую информацию: фамилию, имя, возраст, номер регистрационной карты, удостоверяющей личность, брачный статус, информацию о супруге, репродуктивный статус, применяемые женщиной методы контрацепции. Более того, эти документы необходимо в 30-дневный срок представить в органы планирования рождаемости по месту прибытия (ст. 8). Соответствующие организации и индивидуумы, связанные со сдачей жилья в аренду, работодатели должны предоставлять достоверную информацию о репродуктивном статусе нанимателей жилья и работников органу планирования рождаемости по запросу (ст. 14). В положении отсутствуют статьи, регулирующие ситуации, относящиеся к женщинам репродуктивного возраста, родившим ребенка вне брака. Абсолютно очевидно, что женщины-мигрантки, не состоящие в браке, не могут представить необходимые документы для регистрации внебрачного ребенка.

В 2002 г. собрание народных представителей пров. Цзилинь приняло провинциальное Положение по народонаселению и планированию семьи, где содержался пункт, позволяющий женщинам, достигшим установленного законом возраста для вступления в брак и намеренным оставаться одинокими, родить ребенка с помощью разрешенных законом экстракорпоральных медицинских методов (искусственного оплодотворения). Это первый в своем роде подзаконный акт местного уровня, легализовавший и гарантировавший права одиноких женщин рожать, вызвал жаркие споры среди специалистов. Общественное мнение относительно того, имеет ли право женщина, не состоящая в браке, быть матерью, также не отличалось единодушием. В конце 2003 г. Министерством здравоохранения КНР были пересмотрены положения, регулирующие репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, подсадка эмбрионов), согласно которым, медицинским учреждениям запрещалось проводить такие операции женщинам, не состоящим в браке[15].

Отношение китайских обществоведов к феномену одинокого материнства

Китайские исследователи обратили внимание на рост в последнее десятилетие внебрачных рождений и количества неполных семей, состоящих из женщины и ее ребенка, рожденного вне брака. Эти семьи, как правило, относятся к беднейшим социальным слоям, что отражает глобальную тенденцию "феминизации бедности". Именно на этом аспекте сфокусирована значительная часть исследований. Тем не менее, постепенно приходит понимание, что семьи матерей-одиночек не являются уже единичными, что необходимы серьезные исследования этого социального феномена, отказ от устоявшихся социальных стереотипов и дискриминации одиноких женщин и их детей.

Мнение китайских экспертов, демографов, социологов, правоведов в опросе об одиноких матерях, их правах и статусе не является единым, что отражает в целом отсутствие общей позиции и в китайском обществе. Дело в том, что основной проблемой расхождения позиций является, помимо нарушения традиционных моральных устоев, незаконность, по мнению некоторых, рождения ребенка вне брака, особенно в условиях проводимой уже более сорока лет политики "одна семья - один ребенок". Органы по планированию семьи, часть экспертов и общественности считают целесообразным и необходимым наказывать за любое нарушение политики ограничения рождаемости, в том числе и за рождение вне брака. Они мотивируют свою позицию тем, что не состоящие в браке женщины, принявшие решение сохранить ребенка, знают, что они нарушают закон. Именно поэтому они обязаны выплатить обществу так называемую "социальную компенсацию", сумма которой составляет от 1/2 до 6 ежегодно определяемых средних местных доходов.

Для состоятельных женщин, принявших сознательное решение о рождении ребенка и самостоятельном его воспитании, уплата этого штрафа, как правило, не представляет проблемы. Для других же категорий одиноких матерей - студенток, мигранток, женщин, от которых в связи с внебрачной беременностью отвернулись родители и родственники - эта выплата является непосильным финансовым бременем и порождает массу проблем, основная из которых - невозможность получить свидетельство о рождении и зарегистрировать ребенка по месту жительства. Отсутствие регистрации делает невозможным получение ими и их детьми образовательных, медицинских и других социальных (бытовых, юридических, психологических) услуг в сложной жизненной ситуации. Все вышеперечисленное является явным нарушением прав женщин и внебрачных детей, регулируемых 25 статьей закона КНР о браке. Более того, законы КНР не запрещают женщинам рожать детей. Китай еще в 1992 г. принял закон о защите прав и интересов женщин, гарантирующий, в частности, и репродуктивные права (основные из них - право на решение вопроса о вступлении или невступлении в брак, а также право на решение иметь или не иметь детей). В соответствии со статьей 17 Закона КНР о народонаселении и планировании семьи "граждане имеют репродуктивные права и обязаны планировать рождение ребенка в соответствии с законом".

Депутат ВСНП Хуан Сихуа в интервью агентству "Синьхуа" изложил свое мнение по этой проблеме. Он считает, что поскольку нет закона, запрещающего рожать детей вне брака, нет законных оснований взимать социальную компенсацию с незамужних матерей. Законодатели должны изучить положения, регулирующие планирование рождаемости и другие подзаконные акты с тем, чтобы удалить или изменить необоснованные требования представления документов[16]. Речь идет о том, что для регистрации ребенка по месту жительства[17] женщина должна предоставить: свидетельство о рождении ребенка, которое, в свою очередь, выдается на основании трех документов - разрешения на рождение ребенка, документа, содержащего генетическую информацию об отце ребенка, а в некоторых провинциях необходим и тест ДНК, подтверждающий отцовство[18], что часто невозможно по объективным причинам. Складывается патовая, неразрешимая ситуация, от которой в первую очередь страдают незаконнорожденные дети. Тем не менее, по мнению многих экспертов, в Китае, это право должно осуществляться в рамках закона о народонаселении и планировании семьи[19].

В последние годы осознание этой проблемы стало социально необходимым и, в первую очередь, в контексте прав женщин и детей. Одинокие матери, юристы и правозащитники делают акцент на том, что если право существует, и это первый ребенок у одинокой женщины, то она дискриминируется требованием уплаты социальной компенсации, поскольку имеет право родить одного ребенка, как и супружеские пары, которые выплачивают компенсацию только в случае рождения второго и последующих детей. "Если мы согласны с тем, что женщина имеет матку, то она вправе решать рожать ей ребенка или нет, личный выбор в этой сфере не должен контролироваться", - считает Юань Синь, директор консультационного центра Нанькайского университета[20]. Профессор Центра изучения населения и развития Китайского народного университета Ян Цзюйхуа полагает, что "в Китае имеющее глубокие корни предвзятое отношение к одиноким матерям и политика ограничения рождаемости способствовали тому, что не состоящие в браке матери не являлись объектом изучения. Политики, принимающие решения, и академическое сообщество уделяют мало внимания проблеме незаконных рождений. Пришло время внимательно изучить феномен одинокого материнства"[21].

Профессор права Пекинского университета Чжань Цзунлэ считает, что система регистрации (хукоу) должна реформироваться более быстрыми темпами и соответствовать потребностям и ожиданиям общества. Чжао Хуэй, адвокат Пекинского исследовательского центра правовой помощи детям, считает, что в сложившейся ситуации дети, рожденные одинокими матерями, "не имеют определенного социального статуса"[22].

На китайских интернет-форумах высказывается рекомендация решать проблемы одиноких матерей и их детей путем привлечения к ответственности отцов внебрачных детей и их долевом участии в уплате социальной компенсации[23]. Карательные меры, поиск горе-отцов и наказание их за "содеянное", с нашей точки зрения, имеют смысл лишь в целях восстановления справедливости, в каких-то случаях этот подход будет возможно реализовать, а в каких-то - нет, например, когда женщина не знает точно, кто отец ребенка. Более того, потребуется немало средств и времени для проведения розыскных мероприятий, привлечения к ответственности, установления отцовства и т.п., и все это для того, чтобы ребенок был зарегистрирован по месту жительства и мог на законных основаниях получать необходимые ему социальные услуги. Очевидно, что законодатели должны четко сформулировать и разделить ответственность родителей за нарушение закона о планировании рождаемости и прав ребенка, рожденного вне брака. Ребенок, вне всяких сомнений, не несет ответственности за противоправное поведение людей, давших ему жизнь, он не должен страдать ни физически, ни психологически, появившись на свет. Оценить реальное положение внебрачных детей в обществе можно, лишь поняв, какие категории женщин в Китае рожают вне брака.

Типология одиноких матерей

Анализ историй одиноких матерей свидетельствует, что беременность и рождение ребенка вне брака - это результат разных, но в определенной степени похожих кратко - и долгосрочных сексуальных и гражданско-семейных отношений. Как правило, факт беременности обнаруживается на сроках, которые не предполагают, в соответствии с законом, ее искусственного прерывания (более 4 месяцев), а сексуальные партнеры не желают иметь ребенка, более того, не хотят нести никакой ответственности. В других случаях женщины оставляют ребенка если при решении сделать аборт медицинский персонал предупреждает о бесплодии в будущем. Женщина вынуждена принимать судьбоносное для себя решение - стать одинокой матерью или никогда не иметь детей. Учитывая тот факт, что состояние одинокой матери может со временем измениться в условиях значительного гендерного дисбаланса в стране в пользу мужчин, а искусственное прерывание беременности имеет необратимые последствия, женщина выбирает тернистый путь одинокой матери, подвергаемой социальному остракизму, несмотря на то, что вся ответственность по воспитанию ложится на ее плечи. Прежние негативные социальные нормы, поведенческие стереотипы в отношении одиноких материей и их внебрачных детей, которые все еще живы в китайском обществе, провоцируют часть женщин на оставление, продажу или даже убийство новорожденных. Китайские СМИ публикуют время от времени будоражащие воображение обывателей и общественное мнение истории о подобного рода случаях. Очевидно, что такая социальная картина не соответствует образу "гармоничного общества", к которому стремится китайский социум.

Социальная группа одиноких матерей характеризуется наличием в ней нескольких типов женщин, отважившихся родить ребенка вне брака.

К первому типу относятся неопытные в сексуальном отношении молодые (до 20 лет) девушки - студентки, сельские мигранты, приехавшие в города учиться и работать. Особенностью данной группы является то, что женщины, родившие ребенка вне брака, нарушают одновременно два закона - Закон КНР о браке, устанавливающий возраст вступления в брак для женщин - 20 лет, и Закон о народонаселении и планировании рождаемости.

Кроме того, эта группа отражает еще одну серьезную не только для китайского общества социальную проблему ранней внебрачной беременности, которая напрямую связана со здоровьем и жизненными перспективами молодых матерей, а также смертностью новорожденных. Как правило, ранняя беременность в этой группе обусловлена неинформированностью и неосведомленностью в сфере сексуальных отношений и репродукции, неиспользованием противозачаточных методов и поздним обнаружением беременности из-за отсутствия контроля ее наступления[24].

Ко второму типу можно отнести женщин старше 20 лет, которые имеют добрачные половые отношения или находятся в состоянии гражданского брака, разведенные женщины, узнавшие о беременности после расторжения брака. Отношения, как правило, прерываются после выявления факта беременности, а предстоящие роды и появление ребенка, финансовая ответственность и воспитание нежеланного отпрыска не входят в жизненные планы партнеров.

К третьему типу относятся женщины старше 30 лет, состоявшиеся и, как правило, имеющие стабильную высокооплачиваемую работу или собственный бизнес, но по тем или иным причинам не создавшие семью. В эту группу часто попадают так называемые "лишние женщины" (старые девы - шэннюй)[25], по данным Всекитайской федерации женщин, их в стране насчитывается 5,82 млн, причем 48% из них имеют высшее образование (степень магистра), а 36% - ежемесячный доход около 15 тыс. юаней (~ 2,5 тыс. долл. США)[26]. Они сознательно выбирают материнство, пытаясь найти смысл жизни и избежать одиночества, рожают ребенка для себя.

К четвертому типу (незначительному по численности) относятся финансово обеспеченные одинокие женщины, не состоящие в браке, имеющие возможность оплатить социальную компенсацию за рождение ребенка, которые решают вопрос о материнстве с помощью новейших технологий и суррогатных матерей[27]. Представляет интерес, что они не всегда имеют проблемы с репродукцией, зачастую они не хотят вынашивать ребенка из-за занятости, нежелания рисковать бизнесом или потерять высокооплачиваемую работу, из-за боязни утратить физическую форму, плохого самочувствия в период беременности и осложнений во время родов. Более того, согласно закону, одинокие женщины не имеют права на получение донорской яйцеклетки, суррогатное материнство в Китае нелегально[28].

Наиболее уязвимыми в материальном плане являются молодые женщины первых двух типов, "вынужденно" родившие детей в силу непреодолимых жизненных обстоятельств. Тем не менее, все одинокие матери в Китае сталкиваются с идентичными проблемами.

Проблемы одиноких матерей, или "китайская мечта" одинокой матери

Проблема выбора. С ней сталкиваются одинокие матери первых двух типов. Неудивительно, что перед лицом перечисленных проблем многие китаянки считают аборт или отказ от ребенка единственно приемлемыми способами решить проблему нежелательной беременности, избежать позора и конфликта с родственниками. Из 13 млн. ежегодных абортов в Китае львиная доля приходится на незамужних женщин. Искусственное прерывание беременности является "спасательным кругом" для китайских девушек, забеременевших вне брака, часто неопытных и необразованных или парализованных страхом предсказуемой негативной реакции семьи и знакомых, а также мрачной перспективой стать изгоем-маргиналом в обществе. Медицинские учреждения, специализирующиеся на операциях по прерыванию беременности, рекламируют свои услуги в СМИ, размещают рекламу на остановках общественного транспорта, предлагая "студенческие скидки".

Немаловажную роль в принятии женщиной такого решения имеют распространенность и обыденность искусственного прерывания беременности в связи с политикой ограничения рождаемости и традиционные представления о позоре, связанном с рождением ребенка вне брака. Действительно, матери-одиночки часто стесняются своего положения, скрывают его, не обращаются за помощью, поскольку весьма часто незамужняя женщина с ребенком является объектом общественного осуждения, источником слухов и сплетен. Председатель Всекитайской федерации женщин (2008-2013) Чэнь Чжили полагает, что одинокие матери редко обращаются за помощью к правительству, стыдясь своего положения, они не считают для себя возможным обращаться за социальной поддержкой в условиях осуждения со стороны общества[29].

Ситуация, тем не менее, меняется, проблемы одиноких матерей выходят из тени и обсуждаются не только экспертами, в микроблогах, на интернет-форумах и в СМИ, но и на уровне законодателей. В Интернете, например, на Baidu существуют онлайн-форумы одиноких матерей, насчитывающие более 30 тыс. активных участников, обсуждающих проблемы этой социальной группы, с 700 тыс. перепостов. Проблема регистрации (получение свидетельства о рождении и регистрации по месту жительства) рожденного вне брака ребенка - основная[30].

Проблема социально-правового статуса. Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются одинокие матери - это трудности, а порой невозможность зарегистрировать ребенка по месту постоянного жительства его матери, что лишает его возможности посещать детские дошкольные учреждения, государственную школу и получать необходимые медицинские услуги. Парадокс заключается в том, что согласно законодательству и правилам регистрации по месту жительства, органы регистрации обязаны регистрировать детей во всех случаях без исключения. Однако местные органы власти часто связывают регистрацию ребенка с наличием свидетельства о браке и сертификата, разрешающего появление этого ребенка на свет, выдаваемого местным органом по делам здравоохранения и планирования рождаемости.

В последние годы на провинциальном уровне наблюдается некоторый прогресс в улучшении положения одиноких матерей и их детей. Так, в 2013 г. местные власти пров. Хубэй первыми в стране обязали регистрировать детей без непременного представления свидетельства о браке. Это значит, что теперь одинокие матери смогут получать свидетельства о рождении для своих детей и регистрировать их по месту жительства.

В День матери, 11 марта 2014 г., шесть одиноких матерей из Пекина, Тяньцзиня, Шаньдуна, Шаньси, Гуандуна, познакомившись в Интернете, провели совместную акцию, чтобы привлечь внимание общества к проблемам одиноких матерей, их правам. Они послали самодельные "карточки оказания услуг планирования семьи лицам, не состоящим в браке" в адрес 32 провинциальных правительств. Помимо этого, в сопроводительных письмах они изложили свои три желания-мечты - во-первых, они хотели бы, чтобы государственные органы начали уважать рождения вне брака, во-вторых, отменили взимание социальной компенсации и прекратили применять финансовые способы наказания женщин, родивших вне брака, в-третьих, разрешили регистрировать внебрачных детей по месту жительства матери. Одна из участниц группы Юэ Ма (псевдоним) считает, что не состоящие в браке женщины нуждаются в услугах родовспоможения, гарантированных государством, так же, как и другие роженицы, а внебрачные дети должны регистрироваться по месту жительства без всяких условий. Женщины надеялись быть услышанными обществом и государством.

В связи с тем, что отказ в регистрации внебрачных детей по месту жительства широко распространен на местах и нарушает права одиноких матерей и их детей, в апреле 2014 г. 32 китайских юриста и адвоката, представляющие все провинции Китая, подписали и направили во Всекитайское собрание народных представителей и Госсовет КНР обращение с целью положить конец такого рода практике. Местные законы, по их мнению, не должны противоречить общенациональным законам. Закон о планировании семьи нарушают родители, дети же невиновны и не должны страдать. Более того, местные власти не имеют права использовать регистрацию ребенка по месту жительства в качестве средства давления на одинокую мать, вынуждая ее таким противозаконным способом заплатить социальную компенсацию за рождение ребенка[31].

Материально-бытовые проблемы. Одинокие матери, как правило, сталкиваются с нехваткой средств для обеспечения базового уровня жизни себе и ребенку. Это связано с отсутствием постоянной работы (работодатели не желают брать на работу незамужних матерей по понятным причинам) и необходимостью в связи с этим часто менять место жительства. Утрата социальных связей и отсутствие помощи со стороны родственников из-за рождения внебрачного ребенка усугубляют непростую финансово-бытовую ситуацию большинства семей. Актуальной проблемой для одиноких матерей является жилье и его качество. Им и их детям по финансовым причинам приходится жить в домах своих родителей, если те смиряются с позором и принимают дочь и внука или, что чаще, арендовать дешевую крошечную и неблагоустроенную жилплощадь. Большинство женщин ежедневно борются за выживание. Одиноким матерям приходится оплачивать из своего бюджета посещение ребенком частных дошкольных учреждений, медицинские услуги в случае необходимости, поскольку они не имеют доступа к государственным системам образования и здравоохранения. В некоторых случаях из-за отсутствия средств к существованию им приходится на время отдавать ребенка в приемную семью[32].

Социально-психологические проблемы. Истории одиноких матерей свидетельствуют, что многие из них страдают от осуждения их выбора родителями, знакомыми, обществом в целом. Их удручают разорванные семейные и социальные связи, чувство отверженности, они ощущают вину и беспокойство за оставшихся в сельской местности родственников, их угнетает нелегитимный статус их детей, отсутствие у них будущего. Одинокие матери и перед ними чувствуют свою вину, живут в состоянии постоянной тревоги и стресса. Изолированность и оторванность от окружающего мира, неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность перспектив и постоянные нервные перегрузки неблагоприятно влияют на процесс воспитания и психологическое состояние детей.

Член Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) Чжан Сяомэй адекватно, с нашей точки зрения, оценивает проблемы одиноких матерей и предлагает реальные пути их решения. "Одинокие матери, как правило, испытывают недостаток денег, имеют проблемы с жильем и трудности в воспитании детей. Они нуждаются в большей помощи. Хотя экономические и социальные тяготы могут заставить некоторых одиноких матерей отказаться от своих детей, люди должны уважать право незамужних женщин иметь детей. Местные власти должны обеспечить одиноких матерей бесплатным временным жильем, обеспечить им возможность получения психологической помощи и юридических консультаций, информации и услуг по уходу за ребенком. Чтобы претворить в жизнь все указанные проекты, местные правительства должны поощрять благотворительность предприятий, общественных организаций, НПО и частных лиц на эти цели. Банки должны предоставлять одиноким матерям льготные беспроцентные или низкопроцентные кредиты"[33].

* * *

В Китае, как и во всем мире, существуют объективные причины (дестабилизация института брака, рост внебрачных и добрачных связей) для роста социальной группы одиноких матерей. Проблема, имевшая прежде лишь моральный аспект, вышла на социальный уровень и нуждается в оперативном законодательном регулировании. Очевидные противоречия между законами КНР, регулирующими права на рождение ребенка и права внебрачных детей, и правоприменительной практикой на местах и местными законодательными актами требуют унификации в интересах соблюдения прав одиноких матерей и их детей, что понимают китайские законодатели, юристы и социологи.

Мотивация и оправдание "аморального" поведения одиноких женщин, решившихся на рождение ребенка вне брака, в Китае, бесспорно, заслуживает внимания. Они должны иметь возможность реализовать свои репродуктивные права без выплаты социальной компенсации, получить возможность изменить социальный статус и положение своих детей - граждан великой страны.

Хотя отношение общества к незамужним матерям в последние годы постепенно меняется, женщины, родившие внебрачных детей, по-прежнему сталкиваются со значительными, часто непреодолимыми проблемами: юридическими (получение свидетельства о рождении ребенка и его регистрация по месту жительства), финансовыми (необходимость оплатить социальную компенсацию за нарушение политики планирования семьи, медицинские расходы на беременность и роды, расходы на воспитание ребенка), дискриминацией при приеме на работу и на рабочем месте, моральными и психологическими проблемами - непринятие внебрачного ребенка родственниками и друзьями, постоянными стрессами.

И государству, и обществу необходимо приложить усилия и изменить существующее отношение к социальной группе одиноких матерей и их детей, уделять больше внимания проблемам социального благосостояния таких семей, помогать им в рамках услуг социальных служб и посредством благотворительных организаций в решении возникающих проблем. Совершенно очевидно, что социальная группа одиноких матерей и их детей не чувствуют себя в социуме комфортно. В интересах общества и государства, чтобы эта социальная группа не ощущала себя в социальной изоляции. Неопределенный правовой статус, отсутствие юридических оснований для адаптации и интеграции в общество, условий для успешной социализации внебрачных детей, недостаток ресурсов для жизнеобеспечения, невозможность получить работу и образование создают предпосылки для формирования маргинальной группы с вероятными асоциальными проявлениями в будущем, межпоколенному воспроизводству бедности и опусканием ее членов на социальное дно. Перефразируя слова Си Цзиньпина, можно с уверенностью сказать, что среднезажиточное общество будет неполным, если социальная группа одиноких матерей и их детей не избавится от бедности.

Исторически сложившееся презрительное отношение к одиноким матерям и их детям на современном этапе развития противоречит современной модели социума и особенно модели "гармоничного общества", которое строит Китай. В концепции "гармонии" особенное место занимают стабильные отношения на основе согласия и мира в обществе и семье, которые создают основу развития и социального прогресса.

Система регистрации "хукоу" стала в Китае преградой не только на пути к урбанизированному обществу, но и к гармоничному обществу[34]. Весьма логичным шагом в деле "всемерного верховенства закона в государственном управлении" будет включение социальной группы одиноких матерей и их детей в новые положения о получении прописки, в рамках реформирования системы регистрации. Наличие прописки снимет многие проблемы и откроет ее обладателям доступ к трудоустройству, более качественному образованию, позволит воспользоваться преимуществами государственных систем здравоохранения и социальной помощи. А государство подойдет к следующей переписи населения с меньшим количеством детей, не имеющих регистрации, что в определенном смысле позволит гармонизировать социальную систему (по данным переписи 2010 г. из 13,8 млн. лиц, не имеющих регистрации, 12,68 млн. (92%) - дети в возрасте 0-17 лет, причем из них маленькие дети от 0 до 5 лет составляли 86%, 70% незарегистрированных детей проживали в сельской местности)[35].

Другая реформа, одобренная весенними (2015) сессиями ВСНП и НПКСК в сфере предоставления услуг и управления планированием семьи, делает особый акцент на охрану материнства и детства и может также внести значительный вклад в улучшение положения одиноких матерей и их детей в период беременности, родов и послеродовый период. Такие шаги полностью соответствуют фундаментальным принципам работы по планированию семьи, изложенным в "Руководстве по усилению работы по планированию семьи на местном уровне" (2014) - "Мы должны уважать людей... предоставлять им качественные услуги, защищать их права и интересы, повышать степень их удовлетворенности нашей работой"[36].

Безусловно, в китайском обществе имеют место позитивные сдвиги в отношении одиноких матерей и их детей. Тем не менее, законодателям, юристам, средствам массовой информации, общественным и благотворительным организациям предстоит большая работа для того, чтобы уязвимая в материальном и моральном отношении социальная группа одиноких матерей и их детей ощутила себя полноправными гражданами китайского общества и была включена в отлаженную и эффективно функционирующую систему поддержки материнства и детства, охраны здоровья матери и ребенка.


[1] Почагина Ольга Валерьевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН
[2] Одинокая мать - это женщина, не состоящая в зарегистрированном браке, родившая и воспитывающая ребенка без признания отца в официальном порядке.
[3] Статистические данные по одинокому материнству являются, как правило, оценочными, поскольку в них включаются дети пар, живущих в гражданском браке. Эта социальная группа весьма динамична в связи с тем, что пары могут со временем оформлять свои отношения, а одинокие женщины вступать в браки (Владыкина Т. Мамапапа. Каждый третий ребенок в России воспитывается одинокой женщиной. URL: http://www.rg.ru/2011/06/10/single.html Дата обращения: 11.07.2014.
[4] Захаров С.В. Одинокое материнство в России. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0553/demoscope553.pdf. Дата обращения: 11.05.2014.
[5] Unmarried Mothers Call for Legitimate Rights for Out-of-wedlock Children. URL:http://www.womenofchina.cn/html/womenofchina/report/172901-1.htm. Дата обращения: 21.07.2014.
[6] Полагаю, что сюда включены не только женщины, родившие вне брака, но и женщины, в одиночку воспитывающие ребенка после расторжения брака.
[7] Du Guodong. Un-settling. URL: http://www.newschinamag.com/magazine/un-settling. Дата обращения: 18.12.2014.
[8] Свыше 60% китайской молодежи имеют добрачный половой опыт. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014~03/24/content_31875145.htm Дата обращения: 18.07.2014.
[9] Yu Yan. A Cry for Help. URL: http://www.bjreview.com.cn/nation/txt/2013-08/12/content_560146.htm. Дата обращения: 09.04.2014.
[10] An Baijie. Watchdog leads fight on adultery. URL: http://usa.chinadaily.com.cn/epaper/2014-07/16/content_17802850.htm. Дата обращения: 12.03.2015.
[11] Этот социальный феномен китайского общества, с нашей точки зрения, заслуживает специального исследования.
[12] Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке // Пробл. Дальнего Востока. 2002. N 3. С. 22-33.
[13] Закон КНР "О браке". URL: http://chinalawinfo.ru/civil_law/law_marriage/law_marriage_ch3. Дата обращения: 05.07.2014.
[14] Regulations on the Work of Family Planning Among the Migrant Population. URL: http://en.nhfpc.gov.cn/2014 - 06/11/content_17566190.htm. Дата обращения: 21.11.2014.
[15] Should Single Women Have The Right to Be a Mother? URL:http://www.bjreview.cn/EN/200406/Forum.htm. Дата обращения: 15.07.2014.
[16] Du Guodong. Op.cit.
[17] Наличие постоянной городской прописки дает горожанам ряд преимуществ в области пенсионного и социального обеспечения, образования и здравоохранения.
[18] Shandong to Require DNA Testing Before Issuing Birth Certificates to Babies Over One Year Old. URL:http://www.womenofchina.cn/womenofchina/html 1/news/china/16/9934-1.htm. Дата обращения: 16.07.2014.
[19] Phillips T. Unmarried Chinese mothers to be fined. URL: http://www.telegraph.co.uk/journalists/tom-phillips/. Дата обращения: 15.07.2014.
[20] French H. W. Single Mothers in China Forge a Difficult Path. URL: http://www.nytimes.com/2008/04/06/world/asia/06china. Дата обращения: 13.07.2014.
[21] Yu Yan. Op. cit.
[22] Du Guodong. Op. cit.
[23] Should Unmarried Mothers Be Fined? URL: http://www.bjreview.com.cn/forurn/txt/2013-06/24/content_550867.htm. Дата обращения: 17.03.2014.
[24] Почагина О. В. Подростковая беременность в современном Китае // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы VII Международ, науч. - практ. конф. Чита: ЗабГУ, 2015. С. 156 - 169. Типичную историю малолетней матери можно посмотреть на интернет-сервисе Youtube. URL: http://rn.youtube.com/watch?v=7zzCkPljk38.
[25] Считается, что женщина должна вступить в брак до 27 лет, иначе она рискует оказаться отвергнутой и попасть в категорию старых дев.
[26] China Owns 5.82 Million Leftover Women: Survey. URL: http://www.womenofchina.cn/womenofchina/htmll/15/5322-1.htm. Дата обращения: 12.03.2014.
[27] Почагина О.В. Суррогатное материнство в Китае // Пробл. Дальнего Востока. 2009. N 3. С. 142-154.
[28] Спрос сформировал рынок услуг по вынашиванию и рождению ребенка за денежное вознаграждение, появились агентства, выполняющие посреднические и организационные функции в этой сфере. В 2001 г. Министерство здравоохранения КНР совместно с Государственным комитетом по делам здравоохранения и планового деторождения приняли постановление, запрещающее врачам и медицинским агентствам оказывать услуги по суррогатному материнству.
[29] Chinese Unmarried Mothers Struggling to Overcome Social Hurdles. URL: http://www.womenofchina.en/womenofchina/htmll/news/china/15/3833-1.htm. Дата обращения: 15.07.2014.
[30] Du Guodong. Op. cit.
[31] Unmarried Mothers Call for Legitimate Rights for Out-of-wedlock Children. URL:http://www.womenofchina.cn/html/womenofchina/report/172901-1.htm. Дата обращения: 21.07.2014.
[32] Beijing Subway Victim Was Struggling Single Mother. URL: http://www.womenofchina.cn/womenofchina/html1/people/everyday/1411/1974-1.htm. Дата обращения: 21.03.2015.
[33] Wang Ke. Single mothers in China need more support. URL: http://www.china.org.cn/china/NPC_CPPCC_2010/2010 - 03/03/content_19512627.htm. Дата обращения: 15.05.2014.
[34] В 2013 г. Министерство общественной безопасности КНР совместно с одиннадцатью государственными ведомствами разработало положение по реформированию системы прописки. Проект планируется полностью завершить к 2020 г. Новая система "хукоу" направлена на регистрацию человека по месту фактического проживания и работы, а не по месту его рождения. К 2020 г. в Китае будет создана новая система "хукоу". URL: http://china24news.com/economics/838-chinese-hukou-reforms-target-2020. Дата обращения: 15.03.2015.
[35] What Census Data Can Tell Us About Children in China Facts and Figures 2013. URL: www.unicef.cn/en/.../2013/.../20131216111141945.pdf. Дата обращения:15.12.2014.
[36] Guidelines on strengthening family planning work at the community level. URL: http://en.nhfpc.gov.cn/2014-08/01/content_18232204.htm. Дата обращения: 15.12.2014.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.