Rambler's Top100

№ 671 - 672
25 января - 7 февраля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Незарегистрированные союзы: брачные стратегии молодых представителей городского среднего класса

Российские консенсуальные союзы начала XXI века

Состав и благосостояние неполных семей в России

Одинокие матери в современном Китае: статус и проблемы

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Российские консенсуальные союзы начала XXI века (по данным международного сравнительного исследования)

Исупова О.[1]
(Опубликовано в журнале "Мониторинг общественного мнения",
март-апрель 2015, с. 153-164
)

В последнее время в России, как и во многих других странах, незарегистрированный брак — обыденная практика. Распространенность этого явления объясняется в рамках двух основных концепций. POD (Pattern of Disadvantage, паттерн неблагоприятных условий) — влиятельная в США теория, согласно которой сожительство чаще всего возникает у людей с низким уровнем человеческого капитала, поскольку они не являются привлекательными партнерами для брака сами или не могут претендовать на привлекательных партнеров на брачном рынке. Противоположная теория, Второго демографического перехода, утверждает, что распространение сожительства связано с идеологическими изменениями, поскольку уменьшается нормативное давление во всех сферах, и брак становится необязательным, растет стремление к гендерному равенству, индивидуализму, свободе, а все это плохо совместимо с традиционным браком. Согласно этой теории, более популярной в Европе, типичные сожители — это представители элитных групп населения. Для бедных и малообразованных людей могут существовать аргументы в пользу сожительства, вполне соответствующие этой концепции (стремление избежать материальной ответственности за семью (у мужчин), желание не быть бесплатной домработницей у женщин, желание самостоятельно, без участия партнера, возможно ненадежного и пьющего, решать вопросы, связанные с детьми, и т.д.).

Концептуализировать сожительство как единый цельный феномен не только сложно, но и не вполне правомерно, поскольку в реальности оно многослойно и разнообразно. В связи с этим были созданы типологии сожительств по различным критериям. Наиболее поздней из широко принятых научным сообществом типологий является классификация Николь Хайкель и ее коллег, согласно которой сожительство представляет собой или стадию на пути к браку (и тут возможны три варианта: партнер уже определен, но свадьба временно откладывается, партнер «тестируется», и брак будет заключен или не заключен по результатам этого «теста», у партнеров нет экономической базы для брака («сожительство — брак бедняков»)), либо альтернатива браку (два варианта — партнеры являются идеологическими противниками брака или не являются, но считают, что именно им брак не нужен или не подходит), либо альтернатива одиночеству.

Сожительство исследуется в разных странах мира не только количественными, но и качественными методами. Например, международное сравнительное исследование в 9 странах Европы и в Австралии под руководством Бриенны Перелли-Харрис, осуществляется методом фокус-групп. В каждой стране проведено 8 фокус-групповых дискуссий (за исключением Голландии — 7 и Швейцарии — 4), состав участников отличается по полу и уровню образования. За исследование в каждой стране отвечает представитель именно этой страны[2], что позволяет лучше понимать контекст происходящих явлений и язык, на котором говорят респонденты.

В Москве были проведены 8 фокус-групп в январе 2012 г., из них 4 — только с мужчинами и 4 — только с женщинами. Возраст участников от 27 до 40 лет. Две мужские и две женские группы были собраны из людей с уровнем образования не выше среднего специального (включая неоконченное высшее), остальные две мужские и две женские группы состояли из людей с высшим образованием (включая тех, у кого имелось несколько высших образований и/или ученая степень). Не менее трех участников каждой группы имели детей моложе 10 лет. Кроме того, в каждой групповой дискуссии были представлены: 2-3 человека, состоящих в незарегистрированном браке, 2-3 человека, состоящих в браке, 1-3 разведенных или разошедшихся человека (ранее состоявших в браке или сожительстве) и 1 человек, никогда не состоявший ни в браке, ни в сожительстве. Такой состав групп стимулировал столкновение мнений при дискуссии.

Гайд-путеводитель дискуссии был универсальным для всех стран, в которых проводилось исследование. Должны были обязательно обсуждаться такие темы, как личный опыт формирования супружеских союзов или им подобных, преимущества и недостатки брака и сожительства, роль и место рождения детей в формировании и формализации союзов, значение законодательства и семейной политики, влияние возраста и стадии развития союза на стремление его регистрировать, воздействие родственников, религиозных и общественных норм, причины для регистрации брака или ее отсутствия, мнение относительно состояния ситуации с браками и сожительствами в разных странах и о будущем брака.

Все дискуссии были полностью транскрибированы и проанализированы. Использовался герменевтический анализ текстов, т.е. интерпретация и понимание социальных речевых событий путем анализа их личного смысла для самих участников. При этом центральным принципом является невозможность постижения смысла действия или высказывания вне контекста дискурса или мировоззрения, которые это действие или высказывание порождают.

В процессе аналитической работы сопоставляли тематические коды между группами, а не между отдельными индивидами, поскольку по транскрипту не всегда было можно восстановить, кто именно и что именно говорил. Кроме того, метод фокус-групп предполагает интенсивное воздействие групповой динамики на каждого участника, соответственно, более адекватно приписывание высказываний группе, а не отдельному человеку.

Преимущества и недостатки сожительства и брака

Многие участники (в том числе из числа состоящих в зарегистрированном браке) утверждают, что сожительство обладает всеми достоинствами брака с тем преимуществом, что нет необходимости дополнительно утруждать себя формальной процедурой регистрации отношений. Еще одно достоинство консенсуального союза состоит в том, что он в меньшей степени связывает партнеров друг с другом, что особенно важно для тех мужчин и женщин, уже имеющих негативный опыт в предыдущих брачных союзах, а также для некоторых мужчин, убежденных, что законный брак — это порабощение именно для мужчины. Некоторые (чаще мужчины) считают свой нынешний партнерский союз временным, ненастоящим. Для них также важно чувствовать себя «слабо связанными». С другой стороны, для некоторых женщин слабая партнерская связь также является преимуществом по сравнению с предыдущим негативным опытом брачных отношений с мужчинами, которые были либо чрезмерно властными/ревнивыми, либо склонными к насилию, либо злоупотребляли своими правами на общесемейное имущество или на общих детей, либо шантажируют их детьми с целью финансовых манипуляций.

Кроме того, сожительство — это более гибкий тип союза и в отношении наличия у человека права на продолжение поисков лучшего, более подходящего партнера (в основном об этом откровенно говорят только мужчины).

Большинство утверждают, что главное преимущество сожительства состоит в том, что это хорошая возможность лучше узнать будущего партнера до брака.

Консенсуальные союзы удобны и для пожилых людей, которые уже были раньше в браке, может быть, даже успешном, но больше не хотят связываться с оформлением документов, менять стиль жизни и усложнять вопросы наследства.

Недостатки сожительства связаны, по мнению многих, с тем, что менее защищенной оказывается женщина. Конкретно назвать, в чем именно женщина бывает при этом ущемлена, участники не могли. Они упоминали только о том, что женщина чувствует себя не в безопасности и ей не хватает «необходимого социального статуса». Слабая связанность партнеров также может восприниматься не как достоинство, а как недостаток союза. Да, брак связывает людей несколько искусственно, но иногда это хорошо: «Если вы просто живете вместе и вы поссорились, вы можете просто навсегда расстаться и никогда больше не встречаться; а если вы женаты, вы просто вынуждены будете еще много раз встретиться, для того чтобы формально развестись, соответственно, у вас будет еще 100 дополнительных возможностей помириться».

Еще один недостаток сожительства заключается в том, что партнеры получают меньше прав друг на друга и в меньшей степени чувствуют обоюдную ответственность. Особенно часто в этом упрекали мужчин на женских группах. Кроме того, сожительство формирует привычку к временному незарегистрированному союзу, поэтому чем дольше партнеры «просто живут вместе», тем менее вероятно, что они когда-нибудь зарегистрируют свои отношения. И наконец, могут возникнуть проблемы с наследством в старости. По российским законам вся собственность в отсутствие законного брака принадлежит только одному из партнеров, сколько бы второй ни вложил усилий в ее создание и сколько бы они ни жили вместе.

К достоинствам брака относится возможность продемонстрировать окружающим, что связь между партнерами и их привязанность друг к другу сильнее, чем при сожительстве, что ответственность друг за друга выше и что у человека есть некое право собственности на данного партнера прежде всего в сексуальном плане (это важно прежде всего для мужчин в менее образованных группах). Брак ассоциируется с более высоким социальным статусом: женатые люди воспринимаются как более успешные в социально-экономическом смысле (предполагается, что у них есть стабильная работа и некие карьерные перспективы). Для замужних женщин их положение представляет собой некое статусное продвижение по сравнению с положением сожительницы (отмечено как более, так и менее образованными женщинами, но важнее для менее образованных).

Для верующих брак — средство показать свою преданность друг другу не только перед людьми, но и перед Богом. Некоторые предпочли бы венчание в церкви государственной регистрации брака, но утверждают, что священники отказываются венчать официально неженатые пары. К недостаткам брака участники отнесли тот факт, что его регистрация делает интимный факт близости между двумя людьми слишком публичным: «Мне не нужны свидетели того, что я люблю эту женщину» (мужчина, в сожительстве, высшее образование).

Брак часто заключается под социальным давлением и поэтому связан с лицемерием, в результате привязанность слабее, чем декларируется, и одна из сторон даже может чувствовать себя ущемленной, что негативно скажется на отношениях в дальнейшем: «Я долго давила на своего мужа, чтобы мы наконец поженились, и он даже плакал, когда мы наконец решили это сделать» (женщина, низкий уровень образования)

Примерно половина участников уверены, что в браке нет никакого смысла, поскольку они не религиозны, а в остальном, по их мнению, он ничем не отличается от сожительства: не дает никаких рациональных преимуществ. Что касается экономических и юридических различий между двумя статусами, многие о них просто не знают.

Мотивы и барьеры для брака и консенсуального союза

Даже зная о том, что регулирование прав собственности для зарегистрированных и незарегистрированных пар отличается, некоторые участники утверждают, что это никак не влияет на их мотивации к браку или сожительству, поскольку они безразличны к собственности партнера и у них есть своя.

На мужских и женских группах много раз звучала фраза: «Дайте мне хоть одну рациональную причину для этого, и я тут же вступлю в брак».

Таким поводом может служить даже какая-нибудь мелкая сиюминутная выгода, например, тот факт, что женатые и замужние имеют право на бесплатный проезд один раз в год для всех членов семьи, финансируемый работодателем, а формально не состоящие в браке — не имеют.

Есть, однако, группа убежденных сторонников брака. Для них важны глубоко интернализованные социальные причины, например, статусные. Для женщин, особенно с низким уровнем образования, замужество часто равносильно доказательству собственной ценности, «высокого качества» именно как женщины: «Я очень хотела замуж. Потому что у меня было чувство, что все вокруг думают обо мне “что она за женщина — всем рожает, а никто на ней даже не женится!”» (женщина, низкий уровень образования).

Для мужчин с низким образованием женитьба означает некий якорь, точка принятия ответственности, которая оказывается центральной для их взрослой идентичности: «брак — это ответственность, а без ответственности мужчина — это животное, ответственность — это то, зачем я есть на этом свете» (мужчина, низкий уровень образования).

Очень мало для кого реальным барьером для брака оказывается стоимость свадебного празднества, скорее, это предлог. Конечно, есть люди, которые действительно копят на шикарную свадьбу, но многие готовы обойтись вообще без праздника или согласиться на его ограниченные масштабы. Более существенны отсутствие стабильной работы хотя бы у одного из партнеров (чаще мужчины, поскольку женщина «все равно какое-то время будет сидеть с ребенком») и низкие заработки. Барьер для сожительства — нехватка денег, для того чтобы вместе арендовать квартиру. В течение последних десятилетий, по крайней мере в Москве, практически всем молодым стало свойственно нежелание начинать как брак, так и сожительство на территории родителей одного из партнеров, что раньше являлось скорее нормой.

Роль социальных факторов, религии, законодательства, семейной политики

Только 1-2 участника во всей исследуемой совокупности знают о том (слышали об этом от бабушек), что когда-то в Советском Союзе фактический брак был практически приравнен к зарегистрированному. Остальные убеждены, что их предки и традиция всегда были на стороне зарегистрированного брака, а изменения начали происходить только в течение двух последних десятилетий. По мнению некоторых участников, и сейчас наблюдается социальное давление по поводу заключения брака, прежде всего со стороны представителей старших поколений, родительского и прародительского. Особенно сильно такое давление на молодых женщин; для одной из участниц (русской, родившейся в Москве) родители даже сами устроили законный брак, как только ей исполнилось 18 лет:

«В 18 лет я вышла замуж за человека, с которым сейчас в разводе. Нашу с ним встречу организовали мои родители, он им очень нравился. Я никогда его по-настоящему не любила, но и никаких плохих чувств у меня к нему не было тоже. Я думаю, мои родители так быстро устроили наш брак именно потому, что они не хотели, чтобы я начала жить с кем- нибудь просто так. Они думали, что это плохо для женщины» (женщина, высокий уровень образования).

На мужчин аналогичное давление со стороны родственников оказывается позже, когда они достигают возраста 30 и даже 35-40 лет, при этом оно тоже достаточно сильное: «Нет, я не отвергаю для себя брак как таковой. Я бы хотел жениться, но только на женщине, которую я действительно буду любить. А такую я пока ни разу не встретил... Но моя мама готова женить меня на ком угодно, потому что она хочет успеть увидеть внуков» (мужчина, низкий уровень образования).

Вместе с тем некоторые участники, предпочитающие незарегистрированный брак, уверены, что никакое социальное давление не могло бы их заставить жениться или выйти замуж: «Вы можете меня поставить перед целым стадионом, полным народа, и все они будут кричать: “Выходи замуж!”, но я и тогда этого не сделаю» (женщина, высокий уровень образования).

Многие, хотя и не имеют определенных убеждений, утверждают, что окружение на них никак не давит, что многие их друзья тоже состоят в консенсуальных союзах, что сейчас это обычное явление. Особенно часто об этом говорили на мужских группах, при этом чаще участники с низким уровнем образования.

Те, кто придает браку некий религиозный смысл, все же скорее имеют в виду смысл ритуальный, поскольку верят, что брак, заключенный в церкви, крепче. У церковного брака есть еще одно значение — его заключение демонстрирует окружающим, что качество отношений в этом союзе, связь между партнерами сильнее, чем в браке, заключенном в ЗАГСе. Ряд участников высказывали мнение, что наиболее правильным развитием успешного партнерского союза является его последовательное прохождение через три стадии: сожительство-гражданский брак-церковный брак. Очевидно, такие взгляды противоречат традиции, однако, видимо, они распространены именно среди тех, кто называет себя верующими.

Пособия и льготы не имели существенного значения для участников фокус-групп потому, что они невелики (даже пособие матерям-одиночкам), и для людей с московским уровнем дохода не играют заметной роли в бюджете. В программы типа «Молодая семья» по льготному приобретению жилья, как утверждают участники, можно попасть и не состоя в официальном браке. Материнский капитал не играл большой роли, по крайней мере, по утверждениям участников. Правда, среди них было мало тех, кто имел более одного ребенка и вступил бы в брак именно перед рождением второго ребенка, так что эта тема не релевантна для большинства.

Участники, как правило, не очень хорошо знают семейный кодекс или имеют ошибочные представления о нем. На нескольких группах звучали утверждения, что после трех лет совместной жизни партнеры в фактическом браке имеют те же права и обязанности, что и в зарегистрированном.

Законам не придается значения еще и потому, что их исполнение считается в России достаточно проблематичным. По словам, женщин, например, алименты от бывшего мужа при плохих отношениях все равно не получишь, и частные соглашения работают гораздо лучше, притом что для них не важно, был ли зарегистрирован брак. Высказывалось также мнение, что слишком много думать о финансовой стороне отношений, пока все хорошо, аморально, иначе получается брак по расчету.

Прошлый личный опыт/опыт друзей, родственников, знакомых

У мужчин и у женщин опыт плохого развода приводит к предпочтению сожительства в следующем за браком союзе, а у женщин опыт плохого сожительства — к предпочтению брака в дальнейшем (мужчины как в случае неудачного брака, так и после неудачного сожительства на время воздерживаются от любых союзов). Для некоторых аналогичным барьером становится негативный опыт друзей, родителей или знакомых: «У меня около 10 друзей- мужиков, и все они время от времени просятся пожить у меня, когда ссорятся со своими женами или подругами (поскольку я холостяк, живу один). Так что я знаю так много историй мужского разочарования в женщинах и любых отношениях с ними, как никто другой... Неудивительно, что я весьма осторожно отношусь к возможности своего собственного брака и вообще прочных отношений» (мужчина, 40 лет, никогда не состоял в браке, высокий уровень образования).

Некоторые женщины тоже стремятся избежать брака, в котором пока ни разу не состояли, особенно пока они молоды. Они утверждают, что брак их закабалит и остановит, у них не останется ни возможностей для личного развития, ни свободного времени. С возрастом, однако, эти женщины либо оказываются в союзе того или иного типа, либо начинают в него очень стремиться: «Я сама из Кыргызстана и хочу сказать всем — не стремитесь выйти замуж за восточного мужчину! Когда мне было 18 и мои родители хотели выдать меня замуж, я во время сватовства просто сдернула со стола скатерть со всей посудой и угощением, чтобы показать свой несносный характер! Я уже тогда решила, что ни за что не выйду замуж так, как все мои подруги там выходили — в бедную семью из 15 человек, чтобы вручную стирать на всю эту семью каждый день, всю первую беременность, сдирая всю кожу на пальцах! 20 часов в день, каждый день...» (женщина, низкий уровень образования, замужем, имеет ребенка).

Возраст, стадия развития союза, качество отношений, рождение детей

Некоторые мужчины, по их утверждениям, в ожидании своей настоящей любви с удовольствием проводят время в конвенциональных союзах с женщинами, которые им не особенно нравятся. Иначе говоря, отсутствие законности брака может означать не только слабую связь между партнерами, но и незначительную степень эмоциональной привязанности их друг к другу, отсутствие решения быть вместе навсегда. Впрочем, это может касаться только одного из партнеров, а второй в это время будет пытаться манипулировать ситуацией, используя беременность, другие ресурсы или просто постоянно настаивая на браке. В конце концов он или она может достичь успеха, и такой союз, задуманный как временное решение, все же перейдет в постоянный.

Многие подчеркивали, что сожительство означает отсутствие уверенности в том, что именно с этим партнером хочется провести остаток дней, а брак ее подразумевает. Венчание же в церкви означает, что это действительно навсегда, т.е. степень привязанности и решимости быть вместе здесь максимальна.

Таким образом, после нескольких лет сожительства может наступить момент, когда отношения переходят в новое качество. Именно с этим может быть связана потребность заключить брак. Еще через несколько лет может возникнуть ощущение еще более высокого качества отношений, и тогда возникает потребность повенчаться в церкви.

Описанный выше подход к стадиям развития союза очень распространен и у мужчин, и у женщин; только идеологически экстремальные сторонники либо брака, либо сожительства отрицательно относятся к нему, предпочитая либо сразу жениться, без какого-либо пробного периода, либо не жениться никогда. При этом качество отношений у этих убежденных сторонников брака и сожительства может быть очень высоким. Как тех, так и других немного: по 3-4 человека во всей исследуемой совокупности.

Возраст очень влияет на степень желательности брака у женщин. Статус замужней женщины становится привлекательным практически для всех после 30 и особенно после 35 лет: «Меня никогда не волновало, что мы живем просто так, даже после рождения нашего ребенка, пока мне не исполнилось 35. Я не знаю, почему, но мне как-то начало казаться, что в таком возрасте быть не замужем уже как-то стыдно. И наши друзья, многие вокруг нас начали регистрировать свои отношения именно в этом возрасте» (женщина, низкий уровень образования).

Представляется, что аналогичной точки на жизненном пути мужчин, когда они начинают ощущать, что в этом возрасте пора жениться, не существует. Только в случае, если они хотят чего-нибудь, что можно получить практически только в прочных отношениях с женщинами (как правило, это дети), они могут планировать брак и ставить себе какие-то возрастные пределы: «Иногда я думаю: мне уже скоро 40 лет, так что как-то уже пора что-то устроить с какой-нибудь женщиной, чтобы у меня были дети» (мужчина, низкий уровень образования).

Рождение детей (или беременность первым ребенком) продолжает оставаться жизненным событием, важным с точки зрения заключения брака. Однако многие утверждают, что это является скорее предлогом, чем причиной для брака, и только в ситуации, когда ни один из партнеров не является идеологическим противником этого института и пара просто нуждается в каком-то небольшом дополнительном мотиваторе, который подчас определяет только сроки события, а не сам факт регистрации: «Затем я забеременела, и мы поженились. Мы и так планировали, но было неясно когда, а эта ситуация дала нам определенную дату».

Для других участников рождение ребенка не становится причиной для брака, им достаточно зарегистрировать его по совместному заявлению, поскольку это означает появление у отца тех же прав и обязанностей, что и в браке. Некоторые женщины утверждают, что в отсутствие брака отцы иногда бывают даже более привязаны к детям и настроены на сохранение партнерства, чем в официальном союзе: «Женатые и неженатые отцы ведут себя одинаково, все зависит от личных свойств мужчины. Но часто бывает так, что люди жили вместе счастливо много лет, а потом поженились, все испортилось, и они развелись, так что лучше не жениться из-за детей, если не поженились до этого».

Такое отношение, по утверждению участников, связано и с существованием некоего суеверия относительно того, что регистрация брака может бесповоротно испортить хороший длительный незарегистрированный союз.

Две женщины во всей исследуемой совокупности предпочли зарегистрировать ребенка только на себя, хотя он и родился у них в сожительстве. Это связано с их желанием избежать проблем при вывозе ребенка за границу и в других важных случаях его жизни. Как правило, такое решение принимают женщины, имеющие негативный опыт предыдущих союзов, и/или состоящие в сожительстве с мужчинами, обладающими небольшим человеческим капиталом: «Никаких алиментов я от него все равно не получу, случись что, я уверена. Их официальная зарплата для бывших жен — это всегда 1 рубль. Но каждый раз, когда мне надо будет поехать с ребенком за границу, мне надо будет получать его официальное согласие, т.е. разыскивать его, встречаться с ним, а это будет не очень приятно. Лучше уж, чтобы имя отца вообще не стояло в свидетельстве о рождении» (женщина, низкий уровень образования).

Когда дети достигают детсадовского или школьного возраста, они уже практически ничем не мотивируют своих родителей вступить в брак, если оформление отношений не состоялось на более ранней стадии союза. По свидетельству участников, никакой стигматизации в связи с тем, что их родители не состоят в браке, в настоящее время дети не испытывают. Если родители живут вместе, никто не будет специально выяснять, состоят они в браке или нет. Однако в отдельных случаях могут сохраняться некоторые символические или романтические причины для регистрации брака: «Наша дочка мечтает увидеть нас в свадебных костюмах, она сейчас в таком возрасте, когда они все принцессы» (женщина, высокий уровень образования).

Для многих мужчин рождение детей остается серьезной причиной для брака, а не сожительства, поскольку именно ребенок — это то, что мужчине очень трудно получить без женщины. Соответственно, деторождение — главное, что женщина может сделать для мужчины, а он может за это как бы вознаградить ее статусом законной жены: «Я все-таки верю, что, если есть дети, надо пожениться. А если она не хочет тебе рожать, с какой стати? Можно просто жить вместе» (мужчина, низкий уровень образования).

Экономические факторы: жилье, собственность, наличие и уровень постоянного дохода

В жилищной области наличие или отсутствие зарегистрированного брака имеет очень большое значение, но об этом знают только те участники, кто уже так или иначе имеет опыт раздела собственности после распада отношений. Если дом (или чаще квартира) был куплен во время законного брака, он принадлежит обоим супругам по закону, даже если целиком куплен на деньги кого-то одного из них, вне зависимости от того, кто значится его собственником (это правило можно обойти только тогда, если заключено специальное юридическое соглашение). Если же квартира куплена до брака, или брак так и не был заключен, она принадлежит тому, на кого была оформлена, даже если деньги на нее полностью дал другой партнер. Очевидно, что такое законодательство при распространенности сожительства, особенно в связи с тем, что не всем это законодательство известно, создает почву для разного рода махинаций и злоупотреблений. Именно квартира в московских условиях чаще всего является самой значительной частью собственности (если у партнеров она есть), поэтому рассказы о том, что происходило с дележом квартиры при распаде союзов, были весьма яркими: «Я сейчас в третьем браке, на этот раз незарегистрированном, потому что первые два были зарегистрированы, и получилось так, что от первого мужа я получила квартиру, а второй муж у меня эту квартиру забрал» (женщина, низкий уровень образования).

Иногда законный брак имеет значение для получения ипотеки, но не всегда: в этом отношении разные банки проводят разную политику.

В более бедных партнерствах женщины часто стремятся как-то мотивировать своих мужчин к тому, чтобы они больше зарабатывали, иногда манипулируя брачным статусом: достаточный заработок партнера становится условием заключения законного брака. При этом женщина может жить вместе с мало зарабатывающим мужчиной годами и даже рожать от него детей, но регистрации брака она будет избегать: «Я сейчас уже третий раз живу с мужчиной, и почему-то все мои мужчины мало зарабатывали. Я стараюсь убедить моего нынешнего мужчину, что надо зарабатывать больше, если это получится, я выйду за него замуж. А если я не смогу его убедить, найду кого-нибудь другого, хотя от этого мужчины у меня ребенок. Но деньги важны для меня» (женщина, низкий уровень образования).

Многие женщины и мужчины с осторожностью относятся к зарегистрированному браку, если обладают какой-то своей личной значительной собственностью и/или имеют высокий заработок, опасаясь в этом случае злоупотреблений со стороны партнера: «Я понимаю, почему я должен содержать своих детей, но не понимаю, почему я должен содержать какую-то ленивую женщину» (мужчина, высокий уровень образования).

Плохое знание законов проявляется еще и в том, что некоторые (прежде всего мужчины) считают, что внебрачные дети, признанные отцом, имеют несколько меньшие права, чем дети, рожденные в браке, хотя по закону права тех и других одинаковы.

Многие (около половины и женщин, и мужчин) высказывают мнение, что некрасиво интересоваться собственностью партнера и своими правами при возможном распаде отношений/получении наследства, поскольку отношения в любом случае в идеале должны быть основаны «не на расчете».

Исчезнет ли брак в России как социальный институт

Большинство участников считают, что брак все-таки не исчезнет, но может радикально измениться по форме и содержанию. Прежде всего его государственная регистрация станет менее важной, но мужчины и женщины все равно будут продолжать жить вместе парами. Это, однако, приведет к тому, что будет рождаться меньше детей — в ситуации сожительства женщины все-таки чувствуют себя в меньшей социально-экономической безопасности, когда у них есть маленькие дети.

Есть и другие аспекты — некоторые женщины утверждали, что при отсутствии брака они будут чувствовать себя более уязвимыми в случае нежелательных мужских сексуальных атак: «Тогда что ж получается — любой мужик может стукнуть тебя по голове, утащить в свое логово и делать с тобой все, что он захочет, а затем этим займется следующий» (женщина, низкий уровень образования).

Идеологически приверженным сожителям та же ситуация (более свободное брачное будущее) представляется в совершенно других, позитивных, тонах: «Будет больше разнообразия форм союзов, при этом одни будут привязывать людей друг к другу больше, чем другие, вообще жизнь станет более интересной и разнообразной, чем сейчас. И всегда будут находиться люди, которые будут предпочитать настоящий законный брак, в любом случае» (мужчина, высокий уровень образования).

Исследование показало, что сожительство для большинства стало закономерным этапом — стадией развития долговременного союза между мужчиной и женщиной, пробным, начальным браком, когда между партнерами существует слабая связь. Когда (если) связь усиливается, партнеры начинают испытывать потребность в том, чтобы как-то это продемонстрировать, например, путем регистрации отношений в ЗАГСе. При дальнейшем укреплении отношений и усилении приверженности к ним они могут захотеть закрепить их еще и венчанием в церкви.

Для меньшинства существует, однако, и другой смысл сожительства. Это альтернатива браку, подразумевающая слабую связь (и, соответственно, доверие друг к другу и свободу) между партнерами навсегда. Приверженность отношениям и в этом варианте может быть очень высокой. Некоторые отвергают сожительство как пробный период и предпочитают демонстрировать свою честность и доверие друг к другу, заключая законный брак в самом начале отношений.

Незначительное большинство участников групп отвергают значение каких-либо экономических и законодательных соображений при решении вопроса о сожительстве или браке. В целом, однако, те, кто столкнулся с законами и/или экономическими злоупотреблениями со стороны партнеров при распаде союза, в дальнейшем начинают руководствоваться в своем поведении именно своим негативным опытом. Остальные знают семейное законодательство очень плохо. Последствия развода (своего собственного, близких друзей, в родительской семье) и связанные с ним юридические и эмоциональные сложности являются одной из главных причин выбора в пользу сожительства.

Итак, в России в области брачности происходит значительная трансформация. Чем бы она ни объяснялась с теоретической точки зрения (отчасти релевантными, как и в других странах, оказываются теории как второго демографического перехода, так и паттерна неблагоприятный условий), трансформация направлена в сторону облегчения тяжести супружеских уз, причем в этом часто заинтересованы как женщины, так и мужчины.

Законодательство в его нынешней форме никак не может этому противодействовать. Его ужесточение, скорее всего, только ухудшит ситуацию: чем крепче узы законного брака, тем чаще люди предпочитают его не заключать вообще. Да и на законы большинство обращают мало внимания и плохо их знают. Более правомерной представляется политика тех государств, которые идут по пути придания хотя бы какого-то законного статуса бракам фактическим. Возможно, это было бы наиболее приемлемым развитием ситуации и в России.

Литература

  1. Cherlin Andrew. The Marriage-Go-Round: The State of Marriage and the Family in America Today J., Knopf, 2009
  2. Hiekel, N., Liefbroer, A. C., Poortman, A.-R. The meaning of cohabitation across Europe. Paper presented at the European Population Conference, Stockholm, Sweden, 2012.
  3. Lindlof, T.R. Taylor B.C., Qualitative Communication Research methods, Thouzand Oaks, CA: Sage, 2002.
  4. Perelli-Harris, B., Kreyenfeld, M., Sigle-Rushton, W., Keizer, R., Lappegard, T., Jasilioniene, A., Giulio, P. D. (2012).Changes in union status during the transition to parenthood: An examination of 11 European countries. Population Studies, 66(2), 167-182.
  5. Surkyn, Johan and Ron Lesthaeghe, R. (2004). Value Orientations and the Second Demographic Transition (SDT) in Northern, Western, and Southern Europe, Demgraphic Research, Special Collection 3, Article 3, 43-86.

[1] Исупова Ольга Генриховна - PhD в социологии, НИУ ВШЭ, Институт Демографии.
[2] Работа ведется в рамках исследовательского гранта, полученного Бриенной Перелли-Харрис от Европейского исследовательского совета ЕС — начальный грант номер 263794 'CHILDCOHAB'. В Великобритании в проекте участвуют Б. Перелли-Харрис и Э. Беррингтон, в Австралии Э. Эванс, в Австрии К. Флигеншнее, в России О. Исупова, в Нидерландах Р. Кайзер, в Германии А. Кларнер, в Норвегии Т. Лаппгард, в Польше М. Мынарска, в Италии Д. Виньоли. При выполнении работы использовались некоторые результаты исследовательского проекта «ИДЕМ» НИУ ВШЭ 2013 г. «Новейшие тенденции демографического развития России и их учет при социально-­экономическом прогнозировании».

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.