Rambler's Top100

№ 631 - 632
23 февраля - 8 марта 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Развитие городской системы России: тенденции и факторы

Расслоение пространства

Города востока России «под натиском» демографического сжатия и западного дрейф

Институциональные факторы развития несостоявшихся атомных городов

Развитие социального капитала крупнейших городов России

Развитие и неравенство: пространственный ракурс

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Институциональные факторы развития
несостоявшихся атомных городов[1]

Заусаева Я.Д.[2] - специально для Демоскопа

Строительство АЭС оказывает большое социальное и экономическое влияние на ту территорию, где она размещается, и меняет свойства этой территории в качестве объекта управления. Оно влечет за собой миграции населения, изменение статуса территории, экономического благосостояния местного сообщества и пр. «Замороженное» строительство масштабных инфраструктурных объектов также представляет собой системообразующий фактор, влияющий на мобилизацию и распределение ресурсов — материальных, статусных, трудовых и пр.

В 1990-ых гг. в результате «заморозки» строительства ряда АЭС несколько молодых городов-спутников с современной инфраструктурой остались без градообразующей базы, а многие их жители остались без работы, что привело к оттоку населения и развитию такого явления как отходничество. В число таких населённых пунктов вошли Чистые Боры (город-спутник Костромской АЭС), Камские Поляны (город-спутник Татарской АЭС) и Агидель (город-спутник Башкирской АЭС). Несмотря на то, что с момента остановки строительства прошло уже больше 20 лет, присутствие масштабных недостроев продолжает порождать в этих населённых пунктах целый пласт социальных, экономических и институциональных отношений. Зависимость от предшествующего пути развития находит своё отражение практически во всём — от стоимости жилищно-коммунальных услуг до социальной структуры населения: инфраструктура недостроенной АЭС начинает обрастать новыми социальными и экономическими функциями; местные жители выбирают различные адаптационные стратегии, обусловленные опытом участия в строительстве АЭС; местная власть осуществляет городское планирование развития с учётом атомного наследия.

При этом необходимо отметить, что при всей схожести положения указанных населённых пунктов дальнейшему развитию каждого из них всё равно имманентны свои особенности и нюансы. К примеру, Агидель и Камские Поляны находились в схожих стадиях реализации строительных проектов: в обоих населённых пунктах первый энергоблок находился в высокой степени готовности. Однако, после прекращения строительства два города-спутника оказались в разных условиях. В Камских полянах население предпочло поскорее забыть о славном атомном прошлом, в то время как агидельцы уже в течение более чем 20 лет хранят надежду на возобновление строительства, что нашло отражение и в отношении к практическому применению построенной атомной инфраструктуры. Если в Агидели площадка АЭС была законсервирована, а Дирекция строящейся Башкирской АЭС, которая поддерживает состояние станционной строительной базы и других инфраструктурных объектов, существует по сей день, то в Камских полянах строительство было остановлено без последующих мер по сохранению имущества, а Дирекция была ликвидирована.

Сейчас различие в отношении к своему недавнему атомному прошлому у двух городов прослеживается даже на уровне геральдики и топонимики: если на гербе Камских Полян изображена ветряная мельница, апеллирующая к историческому прошлому, предшествовавшему строительству Татарской АЭС, то центральной фигурой на гербе города Агидель является знак атома. Кроме того, причастность города Агидель к строительству АЭС зафиксирована и в названиях улиц, приличествующих действующим атомградам: ул. Академика Курчатова, ул. Монтажников, ул. Энергетиков, ул. Первых Строителей. Агидель пытается поддерживать связь со своим энергетическим прошлым даже на уровне этимологии названий компаний, которые подчас не имеют никакого отношения к атомной сфере. К примеру, ООО «Башатомлегпром» занималось пошивом спецодежды для строителей, нефтяников, железнодорожников и работников жилищно-коммунального хозяйства. ОАО «Башатомтерминал-Т» представляет собой наливной терминал нефтепродуктов. По словам сотрудников администрации, «атомное» словообразование используется главным образом как демонстрация идентичности и как «маркетинговый ход».

В Чистых Борах же до строительства самой станции дело так и не дошло, поэтому званию «посёлок атомщиков», которое зачастую используется применительно к муниципальному образованию в СМИ, присуща изрядная доля лукавства. Более уместным здесь было бы название «посёлок строителей и монтажников». Тем не менее, несмотря на указанные обстоятельства атомная идентификация закрепилась как за самим городским поселением, так и за муниципальным районом. К примеру, в туристическом паспорте Буйского района предлагается позиционировать муниципальное образование как «будущую «атомную столицу» области».

Однако, в целом во всех спутниках после прекращения строительства ситуацию нельзя было назвать благополучной — ни в одном из них не был реализован однозначно успешный проект, который позволил бы сгладить социально-экономические последствия «заморозки» строительства АЭС. По большому счёту, везде ситуация сгладилась за счёт самоорганизующегося потенциала местных жителей, и во всех трёх городах градообразующим фактически стал отходнический образ жизни.

Остановимся более подробно на институциональных факторах, которые позволяют лучше понять траекторию развития несостоявшихся атомных городов. Отдельный интерес в рамках данного аспекта представляет взаимодействие различных уровней власти — местного, регионального и федерального — по вопросам использования построенной атомной инфраструктуры и пространственного развития. Это взаимодействие везде складывалось немного по-разному — в зависимости от того, сохранилась или не сохранилась Дирекция, представляющая интересы концерна «Росэнергоатом» на территории недостроя; в чьей собственности в конечном итоге оказалась построенная «атомная» инфраструктура; насколько активную жизненную позицию занимал в отношении своей «проблемной» территории регион; под действие каких федеральных программ подпали несостоявшиеся атомные города и пр. Рассмотрим через эту призму сходства и различия путей развития трёх несостоявшихся атомградов.

Сразу необходимо отметить, что специфика «распределения» городов по разделам в полной мере отражает специфику взаимодействия трёх уровней власти в этих городах: если в Камских Полянах более активную позицию по вопросам дальнейшего развития муниципального образования занимал регион, то в Агидели в силу сохранения Дирекции более значимым актором является федеральный уровень власти.

1. Местный уровень

На местном уровне, прежде всего, интересно, каким муниципальным статусом обладает несостоявшийся город-спутник и как он вследствие этого муниципального статуса соотносится с окружающей территорией — интегрирован ли населённый пункт в эту территорию; позволяет ли экономический потенциал окружающей территории смягчить последствия нереализованного атомного проекта. Также немаловажно, как устроена структура власти внутри самого муниципального образования — произошла ли «смена элит» в органах местного самоуправления; как администрация муниципального образования соотносится с дирекцией строящейся АЭС.

До 2005 года п.г.т. Чистые Боры входил в состав города Буй, впоследствии в рамках реформы местного самоуправления он был передан в Буйский муниципальный район. Если формальные административные связи города с посёлком были разорваны, то экономические и миграционные связи никуда не делись. Во-первых, произошла диффузия строителей и специалистов, принимавших участие в строительстве несостоявшегося посёлка атомщиков, в различные сферы экономической деятельности города Буй — Костромская АЭС явилась своего рода кузницей кадров для города Буй. Но необходимо отметить, что источником массовой занятости для чистоборцев предприятия города Буй не могут стать в силу того, что процветающей городскую экономику назвать нельзя. Поэтому наиболее массовой адаптационной стратегией для жителей Чистых Боров всё-таки стало отходничество. Во-вторых, посёлок по уровню благоустройства заметно опережает районный центр, и по причине своей комфортабельности и благоустроенности он стал совмещать в себе функции места проживания пенсионеров и строителей-отходников и района элитного жилья для буевлян.

Инфраструктура непостроенной электростанции сейчас используется для расширения действующих буйских предприятий и развития новых производств. К примеру, на площадки АЭС переместились такие предприятия как «Экохиммаш» и Буйский химический завод. «Экохиммаш» специализируется на производстве огнетушащих порошков, а Буйский химический завод — на производстве удобрений. Однако, и местные жители, и представители предприятий отмечают, что к значительному приросту рабочих мест это расширение производства не привело: «Здесь же идёт перевооружение, освобождение от рабочих. Зарплата здесь поддерживается на должном уровне, да, но она поддерживается за счёт того, что происходит сокращение, модернизация рабочих мест»[3]. Перепрофилирование площадок является заслугой администрации Буйского муниципального района, которая взяла их на свой баланс и вела довольно активную пропаганду необходимости возрождения производства на их базе. Однако привлечь инвесторов извне не удалось, несмотря на её логистическое удобство, обусловленное близостью железной дороги и федеральной автомобильной дороги. Поэтому площадки в конечном итоге перешли к местным предприятиям и предпринимателям.

В посёлке до сих пор функционирует Дирекция строящейся Костромской АЭС. Дирекция является структурой, подведомственной концерну «Росэнергоатом» — оператору российских атомных электростанций. Формально на данный момент никакого финансового или управленческого отношения к посёлку Чистые Боры Дирекция уже не имеет. Тем не менее, Дирекция, половина сотрудников которой являются жителями Чистых Боров, старается «донести» часть федеральных средств до посёлка: ««Росэнергоатом» говорит: мы вам даём сумму на празднование 20-летия концерна, а дальше вы уже делайте, что хотите, если хотите — можете помочь и посёлку»[4]. Глава Дирекции является депутатом Буйского муниципального района.

Интересно, что в Чистых Борах в совете депутатов представлены отходники. Одного из депутатов-отходников «выдвинула» бригада, с которой он ездит на вахту, а второго депутата-отходника попросил принять участие в выборах глава поселения. Для обеспечения присутствия всех депутатов, было решено проводить заседания совета в соответствии с расписанием вахты. Поскольку вахта двух депутатов-отходников приходится на первую половину месяца, заседания проводятся после 15-го числа. В случаях, когда необходимо принять срочное решение, глава городского поселения связывается с данными депутатами по телефону. Поскольку отходничество в посёлке носит массовый характер и превратилось в привычный уклад жизни, то и наличие отходников в составе совета депутатов не только не вызывает ни у кого удивления, но и рассматривается всеми как явление необходимое.

В отличие от Чистых Боров и Агидели в Камских Полянах довольно скоро предпочли оставить ностальгию по недостроенной Татарской АЭС. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что у Камских полян в связи с выгодностью географического положения и возможностей для экономического перепрофилирования было больше. Во-первых, сама Республика Татарстан представляет собою намного более благополучный и промышленно развитый регион, чем Костромская область. Во-вторых, Камские Поляны находятся в окружении «сильных» городов (Заинск, Альметьевск, Набережные Челны, Нижнекамск), которые, с одной стороны, могут принять к себе часть рабочей силы, а, с другой стороны, могут предложить решения по созданию рабочих мест непосредственно в посёлке. Посёлок пережил несколько проектов, призванных решить проблему отсутствия градообразующей базы. Данные проекты реализовывались при взаимодействии руководства республики, предприятий регионального и федерального масштаба и органов местного самоуправления. Если в Чистых Борах вопросом применения оставшейся от строительства АЭС инфраструктуры занимался муниципалитет, который взял на свой баланс объекты атомной площадки, то в Камских Полянах руководящей и направляющей силой в сфере решения вопросов занятости и использования объектов атомной стройки являлись республиканские власти.

Камские Поляны имеют статус городского поселения и входят в состав Нижнекамского муниципального района. В этом отношение Камские Поляны находятся в лучшем положении, чем город Агидель, который имеет статус городского округа, вследствие которого он «вырван» из контекста Краснокамского района. В то время как для Камских Полян «включенность» в районный контекст представляет собой дополнительные возможности для преодоления последствий остановки строительства АЭС, поскольку социально-экономические последствия заморозки данного проекта являются «головной болью» не только поселения, но и муниципальной единицы более высокого порядка, обладающей бо?льшим количеством ресурсов и возможностей — Нижнекамский район является одним из наиболее промышленно развитых в Республике Татарстан. К примеру, располагающийся на территории Камских Полян индустриальный парк является филиалом «Нижнекамскнефтехима».

Дирекция строящейся Татарской АЭС в посёлке не сохранилась. Объекты недостроенной станции перешли в ведение Республики Татарстан, в связи с чем возобновление строительства маловероятно, поскольку в отличие от других недостроенных станций (к примеру, Костромской АЭС и Башкирской АЭС) ТатАЭС не находится на балансе концерна «Росэнергоатом» и, соответственно, средства на поддержание консервации строительства концерном не выделяются. В 1992 году вышло Постановление Кабинета Министров РТ «О передаче объектов Татарской АЭС на баланс республиканских организаций и финансировании строительства объектов р.п. Камские Поляны и сельскохозяйственной зоны». В связи с тем, что построенные объекты Татарской АЭС не были законсервированы, на данном этапе уже не может идти речь о продолжении строительства на основе «брошенной» инфраструктуры, поскольку «ни один человек не подпишет документ о пригодности смонтированных железобетонных конструкций — ни проектировщик, ни заказчик»[5].

В камскополянских органах местного самоуправления постепенно произошла смена элит от «атомных» к «не-атомным». Если ранее совет депутатов и администрация были укомплектованы участниками стройки, то впоследствии их роль в управлении городским поселением сошла на нет. К власти в муниципальном образовании пришёл казанский «варяг», начавший развивать в Камских Полянах игорный бизнес. Он привёл в совет депутатов и исполком свою команду, в составе которой практически не было людей, связанных со строительством атомной электростанции. После смены элит среди населения произошёл и окончательный спад настроений, ориентированных на возобновление строительства АЭС: «Когда Хусаинов создавал депутатский корпус все были наши, аксакалы, кто атомную станцию строил. Сейчас нас уже очень мало. Когда пришёл Игорь Анатольевич, я же не один был против игорного бизнеса. Привалов как-то пережил это созыв, но когда создавался новый созыв, прошли уже люди совсем другие»[6]. При переходе «на повышение» в Менделеевский район Привалов И.А. частично забрал с собой людей из сформированной им камполянской команды. К примеру, депутаты Камских Полян Котляр О.В. и Каюмов А.М. сейчас возглавляют МУП «Менделеевск-Сервис» и ООО «Комфорт-успех+» в Менделеевском районе.

Агидель, как уже отмечалось выше, имеет статус городского округа и «оторвана» от Краснокамского района. Представители органов местного самоуправления описывают взаимоотношения между районом и городом как дружественные, но при этом сотрудничество между данными муниципальными образованиями фактически отсутствует, поскольку Краснокамский район «завязан» на Нефтекамск, что видно на уровне состава районного совета — из 15 депутатов 6 фактически представляют Нефтекамск, несмотря на то, что он является городским округом и в муниципальный район не входит. Административная «оторванность» от района и статус городского округа Агидели, по большому счёту, не сильно выгодны, что отмечают, в том числе, и сотрудники администрации: «Честно сказать, экономически путём объединения с районом было бы лучше. Объединение с районом — больше возможностей и переработку организовать, использовать наших людей»[7].

Вплоть до последнего времени городскую администрацию возглавлял Валерий Фёдоров, до консервации проекта являвшийся заместителем начальника управления строительства Башкирской АЭС по экономическим вопросам. Однако, несколько лет назад он стал директором индустриального парка, который, как ожидается, должен вскоре начать функционировать на базе площадки АЭС. Главой же администрации города стал выходец из Нефтекамска, фактически в городе Агидель не проживающий и ранее являвшийся заместителем директора на Кармановской ГРЭС. Несмотря на то, что в администрации и совете депутатов города Агидель сейчас пытаются осуществить такую же смену элит, как и в Камских Полянах, сделав главой городского округа «варяга» из Нефтекамска, тем не менее, в силу сохранения Дирекции, за которой закреплён имущественный комплекс Башкирской АЭС, значительный как по своим объёмам, так и по гипотетическому экономическому потенциалу, в городе фактически имеет место быть двоевластие: с одной стороны — дирекция и индустриальный парк, входящие в структуру «Росэнергоатома», с другой стороны — органы местного самоуправления.

Дирекция строящейся Башкирской АЭС по сей день выполняет работы по обеспечению сохранности зданий и сооружений. С 2008 года ОАО «Концерн Росэнергоатом» финансирует проект консервации объектов Башкирской АЭС. В рамках данного проекта были произведены ремонт кровли, швов, фасадов и остекления практически всех зданий, а также восстановление инженерных коммуникаций и электросетей. Многие респонденты отмечают, что причиной отсутствия значимых инвесторов в Агидели является как раз чрезмерно охранительная позиция Дирекции, которая не позволяет на выгодных условиях использовать сохранившееся «атомное» имущество: «Когда закрыли АЭС, тут из Швеции или из Швейцарии три года изучали флору. Всё изучали, всё очень хорошее. Дирекция не дала денег. А если бы построили, использовали инфраструктуру базы ОРСа никому не нужную... Потому что в дирекции больше половины пенсионеров, они ничего не хотят, их устраивает такая жизнь! А что? Зарплату получают, ничего не надо - бегать, решать какие-то проблемы. Стройка — это такие проблемы. Столько решать, столько доставать. Зачем им это надо?»[8]. Действительно, позиция Дирекции в отношении потенциальных инвесторов является не вполне внятной и последовательной: «А на сегодня много зданий пустует. Железная дорога, автодорога, сети — всё есть. Пожалуйста, приходите. Причём эти здания могут у них остаться навсегда. Они могут выкупить. Но выкупать никто не хочет. Все хотят, чтобы всё им сделали, а они поставили оборудование, а аренда чтобы была льготная. А налогообложение? С нас за это здание дерут денежки! Как же я ему дам льготное, а сам за это здание должен платить налоги»[9].

Интересно, что разница в роли Дирекций в Чистых Борах и в Агидели отражена и географически: если в Чистых Борах Дирекция располагается в отдалении от жилого массива, то в Агидели Дирекция и администрация расположены рядом в двух одинаковых типовых зданиях.

Итак, в трёх городах на местном фактически действуют три разные модели «конверсии» атомного наследия:

1. Чистые Боры — городское поселение в относительно экономически слабом муниципальном районе. Дирекция здесь сохранилась, но в жизнь поселения она не вмешивается, потихоньку занимаясь консервацией тех объектов, которые были не достроены и которые гипотетически в будущем можно будет использовать. При этом часть объектов атомного наследия оказалась на балансе районной администрации, которая и занималась решением вопроса их экономического применения. В конечном итоге в пригодные для работы здания были помещены индивидуальные предприниматели и подразделения местных химических заводов. Отходничество в Чистых Борах явление настолько массовое, что отходники (т.е. бывшие строители АЭС) не только не исключены из местной жизни, но и принимают активное участие в местном самоуправлении посёлка.

2. Агидель — городской округ, вырванный из контекста муниципального района. В городе была попытка осуществления смены элит — с «атомной» на нефтекамскую. Однако, фактически в городе сейчас установилось двоевластие: с одной стороны — подведомственные «Росэнергоатому» Дирекция и индустриальный парк, управляющие имуществом, с которым связываются перспективы экономического развития город Агидель, с другой стороны — «нефтекамская» администрация. При этом инфраструктура недостроенной АЭС в экономике города практически никак не задействована. Практически все более или менее крупные предприятия города Агидель, каким-то образом использующие «атомную» инфраструктуру, находятся в затруднительном финансовом положении. К примеру, ЗАО «Терминал-Агидель» сейчас пребывает в состоянии банкротства, вследствие чего была запущена процедура конкурсного производства. Предприятие по производству силикатного кирпича ООО «Джут-СТ» регулярно имеет задолженность по зарплате перед своими сотрудниками. Кроме того, взаимодействие компаний-резидентов индустриального парка с Дирекцией строящейся Башкирской АЭС в ряде случаев происходит не слишком гладко, что создаёт ситуации, усугубляющие финансовые проблемы компаний. ООО «Джут-СТ» уже в течение 5 лет находится в состоянии конфликта с Дирекцией из-за неурегулированности вопросов водоснабжения: высокие цены на техническую воду и неработающая канализация периодически вынуждают предприятие останавливать производство, что приводит к немалым убыткам[10]. Здесь крупные инвестиционные проекты планируются в основном по линии «Росэнергоатома» и с учётом федеральных программ.

3. Камские Поляны — городское поселение в сильном муниципальном районе. Дирекция здесь была ликвидирована, а консервация атомной инфраструктуры не производилась. После остановки строительства АЭС сотрудники Дирекции частично разъехались, а частично ушли в сферу «эксплуатации города», т.е. в сферу ЖКХ, где на данный момент работает 359 человек. Здесь была осуществлена смена элит, после которой «про-атомная» активность постепенно сошла на нет. «Конверсия» объектов нижней площадки, где располагалась сама АЭС, не увенчалась большим успехом: построенная инфраструктура не вызвала интереса у предпринимателей, в том числе из-за большого расстояния до посёлка и необходимости значительных финансовых вложений. Респонденты также отмечают, что нижняя площадка всегда являлась местом концентрации «теневой экономики» и что все местные представители бизнеса и власти «сколотили свои первоначальные капиталы на растаскивании АЭС». Что касается предпринимательской и инвестиционной активности, то она в большей степени пришлась на верхнюю площадку, где на данный момент располагается индустриальный парк, якорным и единственным резидентом которого является «Нижнекамскнефтехим». Крупные проекты развития в городе инициируются в основном регионом, исходящим из своих представлений о прекрасном.

2. региональный уровень

«Один человек из царства Сун поехал в Юэ торговать шапками, а в тех краях люди бреются наголо, носят татуировку, а шапок им вовсе не нужно»

Чжуан-цзы

Камские Поляны

Необходимо отметить, что если в Чистых Борах вопросом применения оставшейся от строительства АЭС инфраструктуры занимался муниципалитет, который взял на свой баланс объекты атомной площадки, то в Камских Полянах руководящей и направляющей силой в сфере решения вопросов занятости и использования объектов атомной стройки являлись региональные власти. Камские Поляны успели пережить несколько инициированных на региональном уровне проектов, ни один из которых нельзя назвать всецело удачным. Перечень «связанных» с Камскими Полянами предприятий был заложен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 мая 1992 г. N 270 «О передаче объектов Татарской АЭС на баланс республиканских организаций и финансировании строительства объектов р.п. Камские Поляны и сельскохозяйственной зоны». В соответствии с данным постановлением в число «связанных» с поселением предприятий вошли КамАЗ и «Нижнекамсканефтехим». На баланс «Нижнекамскнефтехима» были переданы завершённые и незавершённые объекты строительства для организации базы фармацевтической промышленности. А от КамАЗа было принято предложение о создании в Камских Полянах производств по выпуску деталей для автомобилей и товаров народного потребления.

1. Камско-Полянский автоагрегатный завод

В 1990-ых гг. был открыт Камско-Полянский автоагрегатный завод, наполнение которого средствами производства осуществлялось через перераспределение имущества других татарских предприятий, решение о котором принималось на уровне руководства региона в следующей эвфемистичной формулировке: «Разрешить предприятиям г. Нижнекамска, Нижнекамского района и Заинскому акционерному обществу закрытого типа «КамАЗ-автоагрегат», имеющим задолженность по платежам страховых взносов и пени в Государственный фонд занятости Республики Татарстан по состоянию на 1 апреля 1996 года передачу своей продукции товариществу с ограниченной ответственностью «Камско-Полянский автоагрегатный завод» на общую сумму 7,9 млрд рублей»[11]. Впоследствии КПААЗ обанкротился и закрылся. Респонденты отмечают, что проект изначально был мертворождённым и нежизнеспособным, т.к. был обусловлен не экономической целесообразностью, а необходимостью разместить в Камских Полянах хоть какое-то производство, которое хотя бы временно решило проблему безработицы.

2. Особая экономическая зона «Камские Поляны»

В 1999 году на региональном уровне был принят закон «Об особой экономической зоне «Камские Поляны»». Предполагалось, что ОЭЗ будет способствовать обеспечению экономической самодостаточности посёлка посредством привлечения инвестиций и решения вопросов занятости населения. Инвестиции планировалось привлекать за счёт освобождения резидентов от уплаты всех видов налогов в пределах сумм, зачисляемых в бюджет и внебюджетные фонды Республики Татарстан. Однако данный закон так и не получил практической реализации, поскольку вступил в противоречие с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормами Гражданского и Налогового кодексов РФ. Впоследствии в 2006 году был принят ФЗ «Об особых экономических зонах», который сделал создание ОЭЗ федеральной прерогативой.

3. Развитие игорной зоны

Ещё одним незавершённым гештальтом для Камских полян стало создание игорной зоны, просуществовавшей с 2006 по 2009 год. Как уже упоминалось выше, в целях реализации данного проекта в посёлке была осуществлена «смена элит»: главой города стал «варяг» Привалов И.А. С января 2003 года по июль 2004 года он являлся генеральным директором агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан, а с марта 2004 г. по октябрь 2005 г. — депутатом Государственного Совета Республики Татарстан третьего созыва. В 2005 году он был избран главой пгт Камские Поляны, сменив на этом посту Хусаинова Р.С., стоявшего у истоков строительства АЭС и возглавлявшего администрацию посёлка в течение 15 лет. Соответственно, смена элит, по всей видимости, призвана была обеспечить смену курса экономического развития. В апреле 2006 года на региональном уровне был принят закон N 25-ЗРТ «О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан», в соответствии с которым все игорные заведения в республике размещались на территории Казани и Камских Полян. В этот период значительно увеличились поступления в местный бюджет: от сборов по налогу на игорный бизнес муниципальный бюджет получил в 2007 году около 27 млн руб., в 2008 — 50,5 млн руб[12]. В 2008 и 2009 гг. основной удельный вес от налоговых поступлений в местный бюджет составил именно налог на игорный бизнес — 81,60% и 64,12% соответственно[13]. Кроме того, город получил дополнительный источник инфраструктурного развития в виде взимаемой с игорного бизнеса «входной платы», которая представляла собой установку детской игровой площадки в поселении (местная власть заботилась об игровом сопровождении жителей посёлка с пелёнок и до могилы). Кроме того, новая индустрия обеспечила порядка 200 новых рабочих мест[14]. Однако, необходимо отметить, что значение данного проекта с точки зрения прироста рабочих мест носило довольно ограниченный характер на фоне того, что трудовые ресурсы поселения составляют 9430 человек, а вне посёлка работают 3116 человек. Кроме того, в этой сфере было занято не только местное население: к примеру, удмуртское игорное заведение поначалу привозило свой персонал вахтовым образом. В Камских Полянах были зарегистрированы игорные заведения Казани, Москвы, Ижевска, Рязани, Набережных Челнов, Тольятти. Игорная зона имела приволжский масштаб: сюда приезжали посетители из Башкортостана, Удмуртии, Кировской, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей.

Однако, позднее, в конце 2006 года был принят закон №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым к 2009 году в России должно было остаться 4 игорных зоны, не включавших татарские. В связи с этим к 2009 году все игорные заведения Камские Поляны покинули. Теперь в городе, которому достались руины недостроенной АЭС, появились также живописные заброшенные казино.

4. Туристско-оздоровительный парк

Также на территории Камских Полян планировалось создание туристско-оздоровительного парка. В 2008 году был принят Указ № УП-408 РТ «О создании в Республике Татарстан туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны», а чуть позже - Постановление № 68 РТ от 05.02.2009 «О создании автономного учреждения Республики Татарстан «Туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны»». Однако уже в 2012 году было принято решение о ликвидации данного автономного учреждения «в целях оптимизации расходов бюджета Республики Татарстан и повышения эффективности использования бюджетных средств».

Причём, интересно, что в конце 1970-ых тезис о необходимости сохранения экологически чистой территории, не подвергнутой индустриализации в Набережно-Челнинском и Нижнекамском территориально-производственном комплексах, использовался в качестве одного из аргументов против строительства АЭС в Камских Полянах: «В этом промышленном районе размещается комплекс заводов КамАЗа с ярко выраженной тенденцией к дальнейшему развитию, крупнейший Нижнекамский нефтехимический комбинат, два шинных завода, завод технического углерода, химзавод им. Карпова, Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС, высокоразвитая нефтедобывающая промышленность и ряд других крупных промышленных предприятий. Предельная насыщенность промрайона промышленными и энергетическими предприятиями, многие из которых имеют высокий класс санитарной вредности, уже в настоящее время создает осложнения в сохранении экологии окружающей среды, решении проблем организации загородных зон отдыха для почти миллионного городского населения промрайона. Размещение в этом промрайоне атомной электростанции с ее санитарно-защитной зоной еще более осложнит решение вопросов по охране окружающей среды и размещению загородных учреждений отдыха для жителей городов Набережные Челны, Нижнекамска, Заинска, Елабуги, Менделеевска, Мензелинска и других поселений промрайона. Кроме того, в районе Камских Полян — Беляхча запроектировано размещение крупнейшего рыбно-прудового хозяйства, находится санаторий «Берсут», построены учреждения отдыха и пионерские лагеря КамАЗа и намечается их дальнейшее развитие»[15].

Сейчас экологические чаяния 1970-ых сами собою стали приобретать видимые очертания: вынужденная вахтово-маятниковая специфика привела к тому, что Камские Поляны приобрели функции спального пригорода. Респонденты отмечают, что наращивание этой функции в дальнейшем могло бы стать жизнеспособным вариантом развития для несостоявшегося атомного городка: «Здесь милое дело — музыкалка, школа — всё в одном дворе. Всё рядышком. Пусть здесь будет спальный пригород Нижнекамска. Пусть все ездят в Нижнекамск на работу. Будет хорошая трасса — ехать на работу 40 минут»[16]. Более того, некогда даже ставился вопрос о том, чтобы протянуть трамвайную линию из Нижнекамска в Камские Поляны. На данный момент в Камских Полянах очень развит риэлтерский бизнес, в связи с чем «свободные» квартиры в посёлке отсутствуют — все они выкуплены риэлтерскими компаниями, которые их пока не продают, поджидая новую волну переселенцев из Нижнекамска, где в скором времени ожидается строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса.

5. Индустриальный парк

На данном этапе на смену игорной зоне пришёл индустриальный парк «Камские Поляны». Решение о создании инвестиционного парка было принято Постановлением Кабинета Министров РТ №572 от 11.08.2008. Базовым предприятием индустриального парка стало ОАО «Нижнекамскнефтехим», которое через ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк Камские Поляны» реализует в поселении проект по производству переработки полимеров. На сегодняшний день в индустриальном парке работает 211 человек, из них 182 являются выходцами из Камских Полян, а также сёл Шереметьевка, Наримановка, Шешминец.

Агидель

В Башкортостане в отличие от Татарстана республиканские меры были в большей степени направлены на стимулирование городской экономики в целом, нежели чем на применение атомной инфраструктуры, поскольку последняя находилась и находится в ведении Дирекции строящейся БашАЭС, входящей в структуру концерна «Росэнергоатом». На развитие малого бизнеса в Агидели важное влияние оказал принятый в июне 1996 года указ № УП-358 «О создании зоны экономического благоприятствования «Агидель»». Зона экономического благоприятствования создавалась в целях развития градообразующей базы города и обеспечения благоприятных условий для притока отечественных и иностранных инвестиций. Предприятия-резиденты ЗЭБ освобождались от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в республиканский бюджет, налога на имущества, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств. В городе сформировался фонд развития ЗЭБ «Агидель», деньги из которого под контролем городского Совета депутатов направлялись на решение первоочередных задач ЖКХ, образования, здравоохранения. К примеру, между администрацией ЗЭБ и ЗАО «Терминал-Агидель» было заключено налоговое соглашение о предоставлении льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в части поступления в городской бюджет на 1998 год. В соответствии с данным соглашением ЗАО «Терминал-Агидель» должен был перечислять 15% средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот, в фонд ЗЭБ «Агидель». При невыполнении предприятием данных условий соглашение могло быть расторгнуто в одностороннем порядке по инициативе администрации ЗЭБ «Агидель» с последующим взысканием уже предоставленных льгот.

В отличие от Камских Полян в Агидели данный проект был реализован вполне успешно. За более чем семилетний срок функционирования зоны экономического благоприятствования «Агидель» налогооблагаемая база городского бюджета увеличилась в 15 раз. Возросла инвестиционная активность. Общий объем инвестиций в основной капитал возрос в 31,7 раза, а в целом с 1 июля 1996 года по 31 декабря 2003 года направлено инвестиций в основной капитал на сумму более двух миллиардов рублей[17]. Сейчас ЗЭБ вспоминают с большой теплотой: «Облицовка балконов была произведена еще во времена существования Зоны экономического благоприятствования в 2003 году»[18]; «Повезло жильцам домов, в которых домофоны в свое время установили за счет городского бюджета. Благословенные времена ЗЭБ!»[19]; «Конечно, новогоднее убранство площади последних лет нельзя сравнить со временами ЗЭБ, когда на это выделялись огромные средства»[20]. Однако указ о создании зоны экономического благоприятствования в Агидели утратил силу в соответствии с Указом УП-560 от 22.09.2003.

На данный момент отсутствие налоговых послаблений воспринимается местными предпринимателями как одно из основных препятствий для развития городской экономики: «Производством заниматься здесь невыгодно. Если только крупный кто-то придёт. Вот у меня ребята здесь ходят, говорят: ну чем заняться? Я говорю: ну сделайте вот так! Они суются — не успели что-то сделать, а у них уже налоги. Откуда они возьмут-то? Дали бы коренным агидельским хотя бы каникулы налоговые на один квартал, хотя бы на полгода. Вот я, например, сбором и сортировкой занимаюсь и 9 тысяч плачу в квартал за себя. 9 тысяч от пластиковых бутылок — это очень много! Нет разделения — кто чем занимается. Кто-то занимается всякими финтифлюшками, а кто-то крупными вещами, и у них то же самое, такая же сумма налогов»[21]. Респонденты также отмечают и перенасыщенность сектора малого предпринимательства в силу ограниченности местного рынка: «Мелочь сюда не потянется. Она уже у нас состоялась. Кто-то булочки печёт, кто-то торгует, кто-то подушки чистит. Элементарно в этом городе не идёт такой бизнес как химчистка, потому что из Нефтекамска ездят и забирают. Ритуальную службу тоже невыгодно содержать. Тоже всё в Нефтекамске. Потому что не помирает у нас такое количество людей, слава богу»[22]. По словам сотрудников администрации, на данный момент в городе довольно много предприятий, которые просто зарегистрированы в Агидели, но реальную экономическую деятельность здесь не ведут. Такие предприятия являются наследием упразднённой зоны экономического благоприятствования.

В Камских Полянах «конверсия» атомной инфраструктуры изначально являлась головной болью регионального уровня власти, поэтому здесь её в большей степени пытались встроить в технологические цепочки промышленных отраслей, развитых в Татарстане. Однако, необходимо отметить, что по сей день предприятия, фиксируемые в официальных документах в качестве градообразующих для городского поселения, всё-таки не решают радикально проблему с занятостью. «Градообразующий» характер всё равно продолжают носить вахтовый метод и маятниковые миграции. Агидельский недострой находится на балансе «Росэнергоатома», о последствиях чего речь пойдёт ниже. В связи с этим республика не может предпринимать какие-то автономные от «Росэнергоатома» действия по использованию данной инфраструктуры в целях экономического развития городского округа. Впрочем, использованные в Агидели меры налогового стимулирования нельзя назвать менее удачными, чем попытки включить Камские Поляны в региональные полюса роста.

3. федеральный уровень

«— Не удивительно, что ребята растут психами. Ведь такая «кошкина колыбель» — просто переплетенные иксы на чьих-то руках. А малыши смотрят, смотрят, смотрят...
Ну и что?
И никакой, к черту, кошки, никакой, к черту, колыбельки нет!»

Курт Воннегут, «Колыбель для кошки».

Вечнобудущее строительство в несостоявшихся атомных городах неизбежно находит своё место и в документах федерального уровня. К примеру, в «Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года», принятой в 2011 году, строительство АЭС в Чистых Борах названо одним из основных направлений развития Костромской области. При этом, ещё в 2009 году было определено, что в случае возобновления строительства, оно будет вестись на новой площадке, за пределами Чистых Боров.

В июне 2010 Правительство РФ одобрило «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года с учетом перспективы до 2030». В рамках данной схемы предусмотрено строительство двух блоков ВВЭР-1150 Башкирской АЭС с вводом в эксплуатацию в 2025 и 2030 годах. А в сентябре 2010 года ОАО «Концерн «Росэнергоатом», Правительством Республики Башкортостан и администрацией городского округа г. Агидель было подписано трёхстороннее соглашение о сотрудничестве по созданию индустриального парка «Строительные материалы Башкортостана», который должен был стать приоритетным направлением развития не только для города, но и для северо-запада республики в целом.

Эта «привязанность» к атомной отрасли и к «Росэнергоатому» с одной стороны даёт возможность доступа к федеральному денежному пирогу и сохранения построенного имущества, с другой стороны именно по этой причине комплекс Башкирской АЭС, продолжая оставаться «вещью в себе», не даёт экономике города возможности перепрофилироваться из-за синдрома ожидания возобновления строительства. Город в течение многих лет живёт в рамках установки «ни мира, ни войны, а армию распустить», в то время как жители Агидели предпочли бы перейти в состояние определённости: «Нас сейчас интересуют рабочие места, а больше всего интересует город в подвешенном состоянии. Нам хочется определённости, хочется стабильности».

Надежда на строительство АЭС подогревается средствами массовой информации и публичной политикой Росатома, что замедляет экономическое перепрофилирование города. В информационном пространстве время от времени начинаются очередные волны новостей о неминуемости возобновления строительства Башкирской АЭС. В качестве примера можно привести интервью с главой города Агидель от 2002 года: «Пока все идет по плану: проектные, изыскательские работы, обоснование инвестиций и так далее. Определен генеральный проектировщик — московский институт «Атомэнергопроект». Проект атомной станции абсолютно новый, с высочайшей степенью безопасности реакторов. Если, например, в прежние годы предусматривалась санитарная зона между АЭС и жилым массивом не менее трех километров, то новый тип реакторов этого не требует. Словом, полным ходом идет подготовка к большой работе, поскольку сам вопрос, быть или не быть Башкирской АЭС, дальнейшему обсуждению уже не подлежит»[23]. Даже новый генплан города был разработан с учетом пуска в 2026-2030 годах 2 или 4 блоков АЭС. Планируется, что число работающих на градообразующих предприятиях составит 12,6 тыс. человек, в обслуживании — 3,8 тыс. человек, а общая численность населения достигнет 34,4 тыс. человек. Такое перспективное планирование уже вызывает немалый скепсис со стороны местных жителей: «Нью-Васюки! Потом мы еще наладим связь с космосом и проложим межпланетные галактические дороги!»24].

В Агидели подтверждаемая на федеральном уровне гипотетическая возможность возобновления строительства сильно мешает реализации других проектов. К примеру, по факту резидентами индустриального парка на данный момент являются местные предприятия, которые и до этого жили и работали в Агидели, хотя руководство и лелеет мечту «поместить» туда предприятия, завязанные на атомное строительство, сохранив тем самым за индустриальным парком функциональную роль строительной базы АЭС: «[К нам готово прийти] ОАО «Восток Нефтезавод Монтаж». Они занимаются монтажными работами, изготавливают нестандартное оборудование. Но чтобы строить атомную станцию, надо объявить конкурс, а для того, чтобы они прошли этот конкурс, надо, чтобы они имели лицензию и аккредитацию. Поэтому мы привязали их к Нововоронежской атомной электростанции, они отработали там, потом они поехали в Ростехнадзор, получили, защитили лицензию. Потом. ООО «Завод атомного, нефтяного и химического машиностроения». Они работали раньше в Димитровграде. Они отпочковались оттуда и хотят здесь обосноваться и выпускать оборудование для нужд атомной отрасли. Потом. ЗАО «Аста Агидель». «Аста» - это московское предприятие, которое занимается большегрузами и, в том числе, изготовление автогидроподъёмников»[25].

То, что индустриальный парк до сих пор пребывает в организационной стадии обусловлено ограничениями, в которые ставит потенциальных инвесторов возможное возобновление строительства АЭС, в случае которого потребуется использование площадки под изначальные атомные нужды. Причиной такого положения дел является то, что до утверждения нового проекта АЭС действует регулирование о трехкилометровой санитарной зоне, куда автоматически попадает территория индустриального парка. Это означает, что с момента начала строительства атомной станции прекращается действие договоров аренды помещений, где будут размещаться предприятия-резиденты, без возмещения вложенных в реконструкцию средств. Помещения же стройбазы требуют значительных финансовых вложений, поэтому риски для потенциальных инвесторов очень велики.

Индустриальный парк — не единственный буксующий проект в городе Агидель. Как и Камские Поляны, Агидель успела пережить несколько нереализованных масштабных инвестиционных проектов. По саркастическим замечаниям респондентов, в Агидели «постоянно что-то строят»: «У нас из Уфы хотели судостроительный завод сюда перевести. Отправили людей туда на этот завод обучаться. В газетах писали, что ведётся набор людей. А вот индустриальный парк у нас тут решили делать. И что в итоге?»[26]. Большие надежды также возлагались и продолжают возлагаться на проект строительства грузового речного порта. Декларировалось, что реализации данного проекта инфраструктурно обеспечит промышленные регионы Приволжского и Уральского федеральных округов и оптимизирует грузопотоки, связанные с проектом «Урал промышленный — Урал полярный», а также юга России в том числе по подготовке к Олимпиаде-2014 в городе Сочи. В различных источниках анонсировалось, что данный проект позволит создать до 3 тыс. новых рабочих мест.

Благодаря всем этим планам на данном этапе экономика города в большей степени функционирует в русле развития абстрактного мышления: Дирекция строящейся АЭС существует, а строительство атомной станции не ведётся; индустриальный парк был учреждён, но резиденты там пока не присутствуют и не приветствуются; наличествует проект развития речного порта, который прорабатывается даже на федеральном уровне, но де факто не востребован, несмотря на всю декларируемую выгодность его географического положения и выход в Каспийское, Балтийское и Черное моря[27]. Т.е. «яблок нет, есть нечего, это и есть абстрактное мышление».

Агидель, Чистые Боры и Камские Поляны во многом являются заложниками регионального и федерального участия в своём развитии. С одной стороны, они не могут не использовать возможность припасть к федеральной груди, поскольку над ними довлеет статус неблагополучной территории, который привлекает большое внимание со стороны вышестоящих уровней власти. С другой стороны, региональная и федеральная финансовая поддержка таких направлений как развитие туризма, создание технопарков и пр. требует больших переговорных и административных усилий со стороны органов местного самоуправления. Однако при этом данные усилия не являются гарантией последующей реализации проектов, в результате чего города становятся «заложниками ожидаемого развития».


[1] Исследование выполнено в рамках гранта №2012 005 «Атомные специалисты в структуре местных сообществ городов-спутников АЭС», профинансированного Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».
[2] Заусаева Яна Дмитриевна - эксперт Института отраслевого проектирования.
[3] Чистые Боры, октябрь 2012, сотрудник предприятия «Экохиммаш».
[4] Чистые Боры, октябрь 2012, сотрудник Дирекции строящейся Костромской АЭС.
[5] Камские Поляны, май 2013, сотрудник ГКУ «Главинвестстрой».
[6] Камские Поляны, май 2013, сотрудник филиала государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж»
[7] Агидель, май 2013, сотрудник администрации городского округа город Агидель
[8] Агидель, май 2013, сотрудник ООО «Спецэлектромонтаж».
[9] Агидель, май 2013, сотрудник Дирекции строящейся Башкирской АЭС.
[10] Лахова Т. Индустриальный парк: рабочее совещание // «Огни Агидели».
[11] Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 августа 1996 г. N 667 «О некоторых мерах по обеспечению занятости населения в рабочем поселке Камские Поляны Нижнекамского района».
[12] Гайнутдинова Г. Отработавшая ставка // Коммерсантъ (Казань), №116 (4171), 01.07.2009.
[13] Социально-экономический отчёт МО пгт Камские Поляны за 2011 год.
[14] Митина Г. О судьбе игорной зоны Камских Полян говорили на заседании президиума СМО // Татар-Информ, 22.04.2008, http://www.tatar-inform.ru/news/2008/04/22/110000/
[15] В. Хамидуллина. «Приостановить строительные работы на площадке Татарской АЭС» // научно-документальный журнал «Эхо веков», №3/4, 2011, с. 115-124.
[16] Камские Поляны, май 2013, сотрудник филиала государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж».
[17] Тиненёва В. Агидель: путь в будущее // газета «Республика Башкортостан», №227, 23.11.2006
[18] Фомичева Л. Почему не все балконы обшиты? // Огни Агидели, 26.06.2012.
[19] Загитова Л. Тариф «ДОМОФОН» - все входящие бесплатно, Или Куда уехал лифт? // Огни Агидели, 02.08.2011.
[20] Фомичева Л. Создайте себе настроение! // Огни Агидели, 20.12.2011.
[21] Агидель, май 2013, индивидуальный предприниматель, член Агидельского отделения «Опоры России».
[22] Агидель, май 2013, сотрудник газеты «Огни Агидели».
[23] Шурупов Ю. Решение о возобновлении строительства Башкирской АЭС открыло перед агидельцами реальные перспективы // газета «Республика Башкортостан (Уфа)»; 10.10.2002; №196.
[24] Обсуждение к статье Фомичевой Л. Каков план развития города? // газета «Огни Агидели», 28.03.2013 — URL: http://ogniagideli.ru/index.php/2011-05-24-03-39-22/2163-2013-03-28-08-12-07.
[25] Агидель, май 2013, сотрудник Индустриального парка «Строительные материалы Башкортостана».
[26] Агидель, май 2013, сотрудник ООО «Спецэлектромонтаж».
[27] Обращение Президента Республики Башкортостан к Президенту Российской Федерации (от 06.02.2010) и Председателю Правительства Российской Федерации (от 18.10.2010) по вопросу возобновления строительства Башкирской атомной станции в г. Агидель. // сайт экологического объединения «Беллона» — URL: http://bellona.ru/filearchive/fil_reply_Bashkir.pdf

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.