Rambler's Top100

№ 561 - 562
1 июля - 18 августа 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о деньгах на социальные обещания Президента
«Московские новости» о расходах на социальную политику
«Ведомости» о неравенстве в России
«Итоги» о межрегиональных неравенствах в России
«Ведомости» о «цене» промышленного роста Китая в человеческих жизнях
«Деньги» о старении населения как возможности для бизнеса
«Новые Известия» о МРОТ
«Российская газета» о проблемах семьи глазами В. Матвиенко
«Известия» о министерстве по делам семьи
«Известия» о стимулировании официальной регистрации браков
«Деньги» об отказе женщин от вступления в брак
«Зеркало» о гражданских браках в Азербайджане
«Собеседник» о «неделе без разводов»
«Известия» о мнении россиян о возможном законодательном запрете абортов
«Белорусы и рынок» об абортах в Белоруссии
«Зеркало» о рождаемости в Азербайджане
«Огонек» о снижении смертности в России
«Project Syndicate» о гендерных нормах и болезнях
«День» о здоровье населения Украины
«Gundogar.org» о населении Туркменистана
«Коммерсантъ» о миграции и демографии в России
«Известия» о балльной системе привлечения мигрантов
«Известия» об инициативе коммунистов по введению виз для мигрантов из СНГ
«Коммерсантъ» о визовом режиме для Москвы и Подмосковья
«Новые известия» о регистрации на дачах
«Ведомости» о гражданстве для детей от смешанных браков с иностранцами
«Российская газета» и «Коммерсантъ» о конкуренции россиян с мигрантами
«Коммерсантъ» и «Ведомости» о палаточных лагерях для мигрантов в Москве

«Вечерний Бишкек» о миграционных устрашениях в России
«The Guardian» об «охоте» на нелегальных мигрантов в Лондоне
«Independent» об ограничениях для ищущих убежища в Швейцарии
«Die Welt» о желании канцлера Коля выселить турок из Германии
«Телеграф» о чеченских беженцах в ЕС
«La Repubblica» об ожирении как причине отказа в пребывании в Новой Зеландии
«Ведомости» о миграции и преступности
«Голос России» о возвращении в Россию соотечественников
«Новая газета» об избирательных правах для временных мигрантов
«Коммерсантъ» об иммиграционной реформе в США
«Полит.ру» об отношении американцев к нелегальным мигрантам
«Власть» о позитивной расовой дискриминации в США
«Haaretz» о ксенофобии в Израиле
«Деньги» о корнях мигрантофобии
«Ведомости» о конфликте в Пугачеве
«Русская служба BBC» о проблеме «третьего родителя»
«Daily Mail» о сроках беременности
«Известия» о превентологах в московских школах
«Огонек» о современном городе глазами С. Сассен
«Полит.ру» о безопасности жизни в крупных городах
«Metropolis Magazine» о старении населения и планировке городов
«Огонек» о банкротстве Детройта
«Полит.ру» о городских сообществах
«Московские новости» о равенстве полов во Франции
«Огонек» о феминизации мужчин и эмансипации женщин
«Gizmodo» и «Le Temps» об искусственной еде
«Полит.ру» о громких законодательных инициативах

о городских сообществах

Сообщества и город

Некоторое время назад на сайте «Постанаука» появился ролик, где мой уважаемый коллега Павел Степанцов, реагируя на популяризацию, а значит замыливание термина «сообщество», пытается внести теоретическую ясность и рассказать, что такое сообщество на самом деле. На мой взгляд, после этого выступления ясности не наступило, а наступило еще больше неясности, отчего я почувствовал необходимость внести уже свою долю неясности в этот вопрос.
Сначала Павел рассказывает про социологическую vs. антропологическую интерпретации идеи сообщества, оппозиционность которых по отношению друг к другу объясняется тем, что социологи изучают «себя», а антропологи «чужих». Когда социолог Уорнер в своем проекте «Янки сити», говорит Павел, начинает исследовать американский город как остров населенный туземцами или, другими словами, свое сообщество как чужое, два понимания смешались, и наступил теоретический хаос. Затем Павел говорит о том, как можно вычитать идею сообщества из текстов классиков социологии Вебера, Дюркгейма и Тённиса – и приходит к выводу, что роднит эти понимания особый тип отношений между людьми. В конце он рассказывает о том, что, согласно его исследованиям, этот тип отношений связан с синхронизацией времени, в котором живут люди.
Это возможный заход – и по смыслу и по структуре. Принцип, согласно которому прояснить концепт можно через обращение к его истории – это то, чему мы оба учились в Шанинке. Но в поколении учителей есть и другая важная идея -метафора. Всякая теория или методика может быть «игрушкой», «сувениром» или «рабочим инструментом». «Сувениры» красивы, но нефункциональны, их место – на полке. «Игрушки» обладают ограниченной и искусственной функциональностью: лопатка хороша для песочницы, но котлован ей не выроешь. «Рабочие инструменты» -- это функциональные теории и методики, которые могут быть довольно примитивны, но именно они раз за разом объясняют социальные явления. Подход к сообществу как к синхронным отношениям – это интересно и симпатично, но о сообществе как таковом (и его отличиях от других социальных агрегатов) говорит мало.
Я уже некоторое время пытаюсь понять, что такое сообщество и как использовать эту идею для эмпирических исследований. Мое понимание сообщества, если все же обращаться к классикам, восходит к Зиммелю и его формальной социологии, основная идея которой состоит в том, что собственно содержание коммуникации между людьми не так важно, как важна форма социального агрегата, в котором происходит коммуникация.
К Зиммелю мое понимание восходит, а двумя ногами оно стоит в эмпирическом сетевом анализе, и определение, таким образом, будет сетевым. Сообщество – это фрагмент социальной сети с высокой плотностью связей между индивидами.  То есть, интенсивность общения между членами сообщества будет выше, чем между членами и не-членами этого сообщества. Вот, например, на рисунке, на котором точки – это люди, а линии – связи между ними, можно увидеть как минимум четыре сообщества. Принципиальное отличие этого подхода к сообществу от подхода, который формулирует Павел, состоит в том, что он пытается искать тип отношений, который будет создавать сообщество, для меня же важна структура отношения – вне зависимости от того, какого эти отношения типа и какие сообщения передаются с их помощью.

Рисунок: Четыре сообщества в социальной сети

Почему поиск сообщества именно в сетевой структуре кажется мне осмысленным? Здесь мне понадобится ряд идей родом из феноменологической социологии.
Человек живет в жизненном мире, облаке смыслов, который формируется на основании его социальных связей. Жизненные миры людей, которые живут в соседних квартирах, но общаются с разными людьми, могут отличаться коренным образом. Сообщество как более или менее замкнутый на себе фрагмент сети – это пространство, где смыслы производятся, воспроизводятся и циркулируют особенно интенсивно. Как я уже говорил, не важно, какие эти смыслы именно – они могут быть любыми. И за счет того, что сообщество – это интенсивные связи внутри и редкие связи наружу – эти смыслы становятся важным элементом жизненных миров его членов.
Маленький пример. Суицидальный терроризм лишь редко и с натяжкой может быть объяснен с позиций хоть какой-то рациональности, однако известно также, что живые бомбы – почти всегда клинически нормальные люди – с сумасшедшими организаторы терактов предпочитают не связываться, потому что это очень ненадежно. Однако как нормальный человек может прийти к тому, чтобы взорвать себя? Ответ кроется именно в конструкции сообщества, которое выстраивают вокруг него социологи и психологи из террористических организаций или выстраивает вокруг себя сам человек. Эта конструкция подразумевает интенсификацию общения со «своими» и отсечение осмысленных контактов с внешними, которые могут поселить «чужой» смысл в голову будущей живой бомбы. Известно, например, что за несколько дней до терактов в Лондоне 7 июля 2005 года четыре террориста сплавлялись вместе по реке на плоту, с ними не было никого внешнего, и выглядели они счастливыми…
Такое понимание сообщества делает возможным городские «сталкер-проекты», в рамках которых осуществляется поиск, идентификация и изучение реальных сообществ, существующих в Москве. Когда теоретические построения сталкиваются с эмпирической реальностью, первым обычно приходится несладко – сувениры разбиваются, игрушки ломаются и только рабочие инструменты продолжают функционировать.
Я полагаю, что подход Павла – это нечто среднее между сувениром и игрушкой. Свой подход я считаю рабочим инструментом, который я оттачиваю в рамках большого коллективного проекта «Мигрантские сообщества Москвы: взгляд через «этнические» кафе». Мы большой командой преимущественно слушателей соцфака Шанинки этого года картографируем, каталогизируем и описываем кафе, в которых мигранты составляют большинство в качестве посетителей, и ищем там сообщества. Мы пытаемся ответить на вопрос, существуют ли замкнутые мигрантские сообщества в Москве, из кого они состоят, как функционируют и какие смыслы в них циркулируют.
Кафе мы используем как своего рода форточку, через которую можно понаблюдать за сообществом или с определенными трудностями проникнуть внутрь. Сообщество в кафе мы фиксируем в тот момент, когда понимаем, что значительная часть посетителей кафе знакома между собой. Пронаблюдать это можно следующим образом: посетители заходят и здороваются с другими посетителями, здороваются за руку с барменом или администратором, общаются «через стол», а также, и это мой любимый индикатор, не едят или не только едят.
На данный момент мы находимся где-то в середине проекта, но уже сейчас нам удалось найди довольно много разных сообществ и начать их описывать. Из примеров – сообщество владельцев точек на рынке рядом с метро «Юго-Западная», которые собираются в кафе «Руслан», сообщество таджиков-самаркандцев в кафе «Я Самарканд», которое было открыто специально для них узбечкой из Ташкента, а также исламское сообщество на Большой Татарской улице, «материальными носителями» которого являются мечеть и несколько халяльных кафешек вокруг.
Отдельной находкой является в значительной степени параллельный киргизский город, укомплектованный городской моноэтничной инфраструктурой – больницы, банки, спортзалы, а главное – дискотеки, на которых молодые киргизы знакомятся между собой.
Мой тезис, проверенный в ходе часто сопровождающихся большой полемикой рабочих встреч проекта, а также в ходе внешних презентаций, состоит в том, что именно это понимание сообщества позволяет не заблудиться во время качественного полевого исследования сложной и разнообразной московской жизни, осуществляемого большой командой. Пока, судя по фидбеку на семинарах и конференциях, не заблудились.

Евгений ВАРШАВЕР. «Полит.ру», 20 июня 2013 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.