Rambler's Top100

№ 547 - 548
18 - 31 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Мультикультурализм в Западной Европе: по ту сторону риторики

Выживет ли американский «плавильный котел»?

Гражданство и иммиграция в странах либеральной демократии: между идеологией и прагматикой

Роль информации об этнической принадлежности в борьбе с дискриминацией: опыт государств

Праворадикальные партии и иммиграция в странах Скандинавии

Этнические и расовые меньшинства США: идеологическая ориентация, политические предпочтения, электоральная активность

Север, социальные сети и «диаспора наоборот»

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Этнические и расовые меньшинства США: идеологическая ориентация, политические предпочтения, электоральная активность

А.В. Кувалдина1
(Опубликовано в жернале "ПОЛИС. Политические исследования", 2012, №6, с. 165-174)

Участие в политической жизни государства невозможно без двух обязательных составляющих: формального права и реальных возможностей. Путь расовых и этнических меньшинств к юридическому и фактическому гражданскому равноправию с белыми американцами - длинный и сложный. Положение афроамериканцев начало меняться с подписанием в 1864 г. "Прокламации об освобождении рабов", которая дала толчок к принятию 13-й, 14-й и 15-й поправок к американской Конституции. Они последовательно отменили рабство, предоставили гражданство и равный статус всем рожденным или натурализованным в США и гарантировали равные избирательные права. Несмотря на то, что эти положения были закреплены в основном законе страны, в течение долгого времени многие афроамериканцы фактически были лишены базовых гражданских прав.

Второй этап борьбы за их предоставление связан с историей движения за гражданские права. Успехи, которых афроамериканцы добились на этой стадии, были не менее значительными; они нашли свое отражение в ряде официальных документов. В 1957 и 1960 гг. были приняты два закона о гражданских правах. О степени их действенности можно судить по тому факту, что с 1957 по 1962 г. число афроамериканцев, зарегистрированных в списках избирателей, увеличилось лишь на 4%2.

В 1964 г. президент Линдон Джонсон подписал Акт о гражданских правах, согласно которому были запрещены любые формы дискриминации в сфере занятости, в общественных местах и в других сферах повседневной жизни. В 1965 г., после вспышки насилия в городе Сельма, штат Алабама, был подписан Закон об избирательных правах, который отменил дискриминационные ограничения в этой сфере по любым основаниям: раса, пол, этническая принадлежность, религия. Вплоть до этого момента они фактически сохранялись в законодательстве некоторых штатов. Принятие закона привело к тому, что число афроамериканцев, участвующих в выборах, резко возросло. В семи штатах (Алабама, Джорджия, Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина, Виргиния и Техас) этот показатель в абсолютном выражении увеличился с 1,3 млн. в 1964 г. до практически 2,9 млн. в 1980 г.3.

Акт о гражданских правах 1964 г. и Закон об избирательных правах 1965 г. считаются одними из наиболее важных в борьбе против дискриминации в США. В дальнейшем поправки к закону 1965 г. снизили возрастной ценз и аннулировали ценз оседлости. Если движение за гражданские права и законодательные акты, пришлые, в том числе, благодаря его воздействию, в первую очередь связаны с темнокожими американцами, то поправка к Закону об избирательных правах, принятая в 1975 г., имеет прямое отношение к другим группам расово-этнических меньшинств. Она гарантировала защиту неанглоязычным избирателям, также были введены в практику двуязычные избирательные бюллетени4.

Как мы видим, основная тенденция развития политической системы питалась стремлением меньшинств обеспечить себе равный юридический и фактический статус с белыми американцами. Однако в этом общем правиле есть примечательное исключение: одна группа расово-этнических меньшинств обладает уникальным статусом. Речь идет об индейцах, живущих в племенах. Около 2 млн. из числа коренных жителей США принадлежат к одному из 564 племен, официально признанных государством. Статус официально признанного племя получает после подачи петиции в Управление федерального признания племени. Оно должно отвечать семи обязательным критериям, разработанным в 1970-е годы. Одним из требований является предоставление подтверждения фактического существования племени с 1900 г. или ранее в качестве обособленной политической единицы и самобытного культурного сообщества. Так как официально признанные племена не заинтересованы в увеличении своей численности, их ряды пополняются неохотно.

Правительство США наделило племена правом на самоопределение по Закону об индейском самоопределении и развитии образования 1975 г. и фактически признает их самостоятельными политическими единицами. В настоящее время взаимодействие американского правительства и индейцев происходит на межправительственном уровне и осуществляется через два федеральных агентства: Бюро по делам индейцев и Бюро образования индейцев. Племена располагают широкими возможностями в области самоуправления: они имеют право формировать собственное правительство, устанавливать собственное законодательство, вводить налоги. Однако государствами в полном смысле они не являются. Племена лишены права объявлять войну, участвовать в международных отношениях, иметь собственную валюту.

* * *

Поддержка определенных политиков, платформ и партий определяется системой ценностей конкретного избирателя. Однако выявить идеологическую ориентацию представителей меньшинств достаточно сложно. В научной литературе неоднократно отмечалось, что представители расовых и этнических меньшинств плохо укладываются в такие категории, как "либеральный", "консервативный", "умеренный"5. По-видимому, можно говорить о том, что классическая система оценки ценностей не подходит для их характеристики. А реальные позиции, которые они занимают, являются если не нарушением, то смешением этих категорий. Для представителей меньшинств характерна ориентация на традиционные ценности. Они придают большое значение семье, выступают против однополых браков, не поддерживают легализацию абортов. В жизни афроамериканцев и испаноязычных важную роль играет религия. Последних также сближает с консерваторами давняя традиция прохождения службы в армии США. Такие установки потенциально делают их союзниками Республиканской партии.

Однако, в том числе вследствие значимости семейных ценностей и религиозности, а также стесненного социально-экономического положения, представители меньшинств поддерживают важные постулаты, характерные для либеральной традиции: осуществление социальных программ, активную роль государства в решении проблем малоимущих слоев населения, борьбу за равные права, запрет на владение огнестрельным оружием, прогрессивное налогообложение6. Для испаноязычных особое значение имеют два вопроса: образование на двух языках и иммиграция.

В конце первого десятилетия XXI в. американские политики сделали ряд неудавшихся попыток решить проблему иммиграции. Одна их них была предпринята республиканцами в 2007 г., когда ряд сенаторов при поддержке Джорджа Буша-мл. выдвинул новый законопроект, направленный на реформирование иммиграционной политики. Он предлагал компромиссное решение: усилить контроль над границей и предоставить амнистию нелегальным иммигрантам. Хотя иммиграция входит в число приоритетных тем администрации Барака Обамы, в первые два года своего президентства он не уделял ей серьезного внимания. Последним громким событием в этой области стал разработанный республиканцами иммиграционный законопроект в Аризоне, который вызвал большой резонанс не только в США, но и во всем мире. На момент принятия (апрель 2010 г.) это был самый жесткий антииммиграционный закон в Соединенных Штатах. Кандидат в президенты от Республиканской партии Митт Ромни назвал закон образцовым для страны; большинство демократов выступает против него.

Проблема иммиграции может повлиять на исход выборов: испаноязычные сыграли важную роль в победе Билла Клинтона на президентских выборах 1996 г. Основной причиной недовольства стала жесткая позиция республиканцев в отношении иммигрантов. Так, половина американцев кубинского происхождения проголосовала за Б. Клинтона, хотя традиционно они поддерживают республиканцев.

Система ценностей, безусловно, играет значительную роль в формировании политических предпочтений. В дальнейшем они закрепляются в виде определенной партийно-политической традиции. П. Маклейн и Дж.Стюарт отмечают, что до 1964 г. политики активно боролись за голоса темнокожих американцев, а те делали выбор, руководствуясь реальным положением дел в соответствующий период времени. Тогда у них еще не было устойчивой традиции партийных предпочтений7. В дальнейшем сформировалась и закрепилась установка голосовать за кандидатов от Демократической партии. Так, в 2004 г. за кандидата от демократов Джона Керри проголосовало практически 90% чернокожего населения США. В 2008 г. эта цифра превысила 95%, что во многом объясняется участием в выборах чернокожего кандидата в президенты Б. Обамы.

В то же время было бы неправильно утверждать, что республиканцы не имеют никакой поддержки со стороны чернокожего населения США. В 2008 г. среди кандидатов от Республиканской партии значительной поддержкой афро-американцев в своем родном штате Арканзас пользовался Майк Хакаби. Чернокожие американцы занимали высокие посты в республиканских администрациях. Среди прочих можно отметить Государственного секретаря Колина Пауэлла. Он стал не только первым афроамериканцем, занявшим этот пост, но также был и первым темнокожим на посту председателя Объединенного комитета начальников штабов (1989-1993). В этом качестве он пользовался большой популярностью и его называли "черным Эйзенхауэром". В середине 1990-х годов К. Пауэлла уговаривали принять участие в борьбе за пост президента страны, но он отказался.

В период президентства Джорджа Буша-мл. (2001-2009 гг.) пост Государственного секретаря США занимала афроамериканка - Кондолиза Райc. Пост председателя Республиканской партии впервые в истории страны также занял афроамериканец Майкл Стил, бывший вице-губернатор штата Мэриленд. Он возглавлял партию с 2009 по 2011 гг. Такие заметные фигуры не могут не обеспечивать поддержку определенной части чернокожего населения Америки. Правда, несмотря на это, в 2008 г. республиканцев поддержало рекордно низкое число афроамериканцев.

Более половины испаноязычньгх отдают предпочтение демократам, в то время как республиканцев поддерживает около четверти. При этом в своих партийных предпочтениях испаноязычные существенно отличаются от афроамериканцев. Это гораздо более гетерогенная группа, что проявляется в ее политическом сознании и поведении. Так, американцы мексиканского, пуэрториканского, доминиканского происхождения по своим взглядам демократы. Американцы кубинского и колумбийского происхождения являются сторонниками Республиканской партии. Численность первой группы сильно превышает численность второй. Примечательно, что хотя кубинцы традиционно поддерживают республиканцев, в целом они относят себя к либеральной части идеологического спектра.

На президентских выборах уровень поддержки испаноязычными кандидатов от Демократической партии подвержен значительным колебаниям. В 1996 г. Б. Клинтон заручился поддержкой 72% представителей этой группы. В 2000 г. Альберт Гор получил 62% голосов латиноамериканцев; в 2004 г. соотношение составило 58%-40% в пользу Дж. Керри. Если обратить внимание на географическое распределение голосов "латинос", то испаноязычные, живущие на западе страны, в особенности в Калифорнии, демонстрируют высокий уровень поддержки демократов, вероятно, потому что Калифорния - одна из опор Демократической партии.

Стоит также отметить, что на президентских выборах 2004 г. за Дж.Буша-мл. проголосовало рекордное для республиканского кандидата на пост президента количество испаноязычньгх - 40%8. В этом отношении наиболее высоких результатов он добился на Юге. В Техасе, штате, традиционно поддерживающем республиканцев, голоса данного меньшинства распределились в целом поровну. Здесь за Керри проголосовало только 50% испаноязычных. Латинос, проживающие во Флориде (большинство из них - кубинцы), поддержали Дж-Буша (54%). Однако хотя республиканцы понимают важность поддержки данной группы, о чем неоднократно заявляли их представители, говорить о наличии у партии долговременной политики привлечения голосов испаноязычньх пока не приходится.

В 2006 г. во время промежуточных выборов испаноязычные поддержали демократов по ряду причин, главными из которых были война в Ираке (66% испаноязычных были за вывод войск из Ирака9) и нерешенная проблема нелегальной иммиграции. Демократы заручились поддержкой практически 70% испаноязычных, и даже во Флориде голоса данной группы распределились поровну.

Несмотря на наличие политических предпочтений и традиции голосовать за определенную партию, меньшинства чутко относятся к усилиям со стороны ведущих партий по привлечению их на свою сторону. Опрос общественного мнения, проведенный CNN и Opinion Research Corporation в июле 2010 г., показал, что значительная доля афроамериканцев (16%) и испаноязычных (23%) считают, что демократы недостаточно активно отстаивают их интересы, что делает их при наличии должной стратегии потенциальными сторонниками республиканцев (см. табл. 1).

Таблица 1. Привлечение голосов меньшинств со стороны Демократической и Республиканской партий, 2010 г.

Демократическая партия

Афроамериканцы

Испаноязычные

Активное

82%

72%

Недостаточно активное

16%

23%

Республиканская партия

Активное

26%

33%

Недостаточно активное

69%

56%

Источник: Опрос общественного мнения CNN и Opinion Research Corporation, июль 2010 г.

Так же, как афроамериканцы и испаноязычные, коренные жители США разделяют консервативные, традиционные ценности, но их политические симпатии на стороне демократов. В 2004 г. 95% коренных жителей зарегистрировались как демократические избиратели10.

Азиатскому меньшинству не свойственна отчетливо выраженная поддержка одной из партий, в этом отношении они сильно отличаются от афроамериканцев и испаноязычных. Американцы китайского, индийского и камбоджийского происхождения скорее поддерживают демократов; вьетнамцы - республиканцев. В кристаллизации их симпатий, по-видимому, немалую роль сыграли исторические факторы, связанные с характером отношений США со странами их происхождения, особенно в периоды массовой иммиграции. В некоторых других подгруппах азиатов обстоятельства формирования и политическое поведение, по-видимому, связаны гораздо слабее. Так, американцы японского и корейского происхождения в равных пропорциях поддерживают и демократов, и республиканцев. Согласно данным общенационального опроса американцев азиатского происхождения, более 50% из них не могут определить свою партийную принадлежность и склонны занимать независимую позицию11.

Не слишком обремененные партийными узами представители азиатских меньшинств могут круто менять свои политические пристрастия. Например, американцы филиппинского происхождения традиционно поддерживали Республиканскую партию, но на выборах 2008 г. перешли на сторону демократов. Незадолго до выборов более трети представителей этой группы не определились, за кого будут голосовать: более трети поддерживало Б. Обаму и чуть меньше трети - Дж. Маккейна. Как и для большинства избирателей, решающим было состояние экономики страны. Они также выступили против продолжения в целом курса администрации Дж.Буша-мл. Тот факт, что будущий президент родился на тихоокеанских Гавайях, сыграл не последнюю роль в том, что 58% представителей этой группы проголосовало за него.

Американцы пакистанского происхождения считали, что республиканские администрации в большей степени, чем демократы, настроены вести конструктивный диалог с их родиной. Однако политика Дж.Буша-мл. на Ближнем Востоке не вызывала симпатий у мусульман и привела к изменению их установок. В 2004 г. они проголосовали за демократа. На следующих выборах в 2008 г. они также отдали предпочтение кандидату от этой партии. Единственная подгруппа азиатского меньшинства, поддержавшая на президентских выборах Дж.Маккейна - вьетнамцы: 67% отдали предпочтение республиканцу12.

В целом на протяжении двух последних десятилетий происходит смещение азиатской поддержки от Республиканской партии к Демократической. На президентских выборах 1992 г. 55% азиатов поддержало Дж.Буша-ст. В 2004 г. 56% азиатов проголосовали за Дж. Керри. И, наконец, в 2008 г. Б. Обама заручился поддержкой 62% американцев азиатского происхождения13.

Включение в американскую политическую систему происходит постепенно и может принимать различные формы, такие как формулирование собственной идеологической позиции, поддержка определенной партии или кандидата, но этот процесс будет неполноценным без непосредственного участия в политике. Как и следовало ожидать, наибольшую активность в политической жизни США демонстрируют белые американцы. За ними следуют афроамериканцы. Испаноязычные и азиаты проявляют меньший интерес к политическому участию. В качестве одного из объяснений этого феномена можно предложить следующее: более высокую по сравнению с другими расово-этническими меньшинствами активность афроамериканцев в политике можно объяснить прямой взаимозависимостью между участием и групповой солидарностью. Сплоченные группы более активны в политике, поскольку индивидуальные завоевания воспринимаются как результат групповых усилий. Представители меньшинств, уровень внутренней сплоченности которых достаточно высок, сознательно интериоризируют общегрупповые интересы; для них лично значимы те же проблемы, что и для всей группы в целом.

Таблица 2. Лица, имеющие право принимать участие в выборах, в основных этнических и расовых группах, 2010 г.

Этническая / расовая группа

Доля от численности группы, %

Доля от численности группы, млн

Белые американцы

77,7

152,9

Афроамериканцы

67,2

26,1

Азиаты

52,8

7,7

Испаноязычные

42,7

21,5

Источник: Lopez M.H. 2011. The Latino Electorate in 2010: More Voters, More Non-Voters. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2011/04/26/ the-latino-electorate-in-2010-more-voters-more-non-voters

Немаловажное значение имеет и тот факт, что доли лиц, наделенных избирательными правами, у расово-этнических групп сильно различаются. Из табл. 2 очевидно, что процент испаноязычных, которые могут принимать участие в выборах, намного ниже, чем у других. Менее половины представителей данной общины могут полноценно участвовать в политической жизни страны. У остальных основных этно-расовых меньшинств этот показатель выше половины, а у белых американцев он приближается к 80%. Потенциал латинос становится более заметным, если обратиться к абсолютным величинам.

Согласно аналитическому докладу исследовательского центра Пью, испаноязычные достаточно аполитичны. В промежуточных выборах 2010 г. приняло участие 6,6 млн. испаноязычных - рекордный показатель для данной группы. С 2000 по 2010 гг. число испаноязычных, обладающих правом участвовать в выборах, выросло с 13,2 млн. до 21,3 млн, обогнав общую динамику увеличения численности латинос. Здесь нужно отметить, что существует большой разрыв между долей испаноязычных в общей численности населения и в электорате. В 2010 г. 16,3% американского населения были испано-язычными, 10,1% могли участвовать в выборах, однако только 7% действительно приняли участие в них. Автор доклада объясняет этот перепад двумя факторами: возраст и гражданство. 35% представителей данной группы моложе 18 лет, 22,4% из тех, чей возраст позволяет участвовать в выборах, не являются гражданами США14.

Психологические мотивы феномена низкого политического участия испаноязычных раскрывает М. Джонс-Корреа. По его мнению, иммигранты стараются занять нейтральную позицию между страной своего происхождения и США. Участие в политической жизни предполагает сохранение и/или создание прочных связей. Иммигранты же предпочитают не делать выбор, а держаться на расстоянии, дистанцируясь от политики в обеих странах. На смену этой отстраненности постепенно приходит участие, хотя и менее активное, чем у других расово-этнических групп, во втором и третьем поколениях испаноязычных, связавших свою жизнь с США15.

Основная тенденция в сфере политического участия корреспондируется с процессами, происходящими в области демографии: белый компонент сокращается, а этнический увеличивается. В табл. 3 содержатся данные о количестве представителей меньшинств, проголосовавших на выборах президента в 2000, 2004 и 2008 гг., а также о долях этно-расовых групп среди голосовавших.

Таблица 3. Количество представителей основных расово-этнических групп, принявших участие в выборах президента США (2000-2008 гг.).

Год

Белые, млн, % электората

Афроамериканцы, млн, % электората

Испаноязычные, млн, % электората

Азиаты, млн, % электората

2000

89,5 (80,7%)

12,9 (11,5%)

5,9 (5,4%)

2 (1,8%)

2004

99,5 (79,2%)

14 (11%)

7,5 (6%)

2,7 (2,3%)

2008

100 (76,3%)

16,1 (12,1%)

9,7 (7,4%)

3,3 (2,5%)

Источник: Lopez M.H., Taylor P. 2009. Dissecting the 2008 Electorate: Most Diverse in U.S. History. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/ 2009/04/30/ dissecting-the-2008-electorate-most-diverse-in-us-history; http://www.pewhispanic.org; Бюро переписи США (http://www.census.gov).

Вследствие менее активного участия в политике расовые меньшинства (за исключением темнокожих американцев) явно недостаточно представлены в федеральных законодательных органах власти. Так, в 2006 г. 31% населения, не принадлежащие к белой расе, делегировали в состав Палаты представителей Конгресса только 12% депутатов, а в Сенате США за всю историю страны работали всего 20 представителей меньшинств16. В 2009 г. в Палате представителей было 26 испаноязычных (6% от общего числа) и 41 афроамериканец (9,5%)17. Эти данные иллюстрируют не только недостаточно активное участие меньшинств в политической жизни страны, но также и тот факт, что сами меньшинства сильно различаются по степени вовлеченности в политику. Здесь лидируют черные американцы.

История участия афроамериканцев в федеральных органах власти насчитывает не одно десятилетие. Первая их малочисленная группа пробилась в Конгресс в последней трети XIX в. от Республиканской партии. Первым афро-американским конгрессменом США стал сенатор от штата Миссисипи Хайрем Ревеле (1870-1871). Фредерик Дуглас (1818-1895), выдающийся афроамериканский лидер XIX в., в 1872 г. стал первым чернокожим американцем, выдвинутым на пост вице-президента США вместе с Викторией Вудхал от Партии равных прав. Сам Дуглас, правда, о номинации не знал и участия в избирательной кампании не принимал.

Серьезное отличие испаноязычных от афроамериканцев заключается в том, что они не ощущают себя как единую политическую силу. При обилии схожих черт, характерных для всех групп латинос, общая повестка дня у них отсутствует. Отчасти это можно объяснить тем фактом, что в прошлом у испаноязычных нет истории притеснений по расовому или культурному признакам в таких масштабах, как это было у афроамериканцев. Их проблемы в первую очередь обусловлены их социально-экономическим положением, которое, как и проблема иммиграции, могло бы стать естественным консолидирующим, если не цементирующим, фактором для сплочения представителей этой группы. Однако до сих пор панъиспаноязычные движения создавались для достижения конкретных целей и носили временный характер.

Это предположение подтверждается опросом общественного мнения, проведенным исследовательским центром Пью, задачей которого было определить, существует ли среди испаноязычных лидер национального масштаба, сопоставимый с М.Л. Кингом или Д. Джексоном. Он показал, что такой фигуры не существует. 64% опрошенных ответили, что не знают о таком человеке. 10% заявили, что такой фигуры нет. Наибольшей популярностью среди латинос пользуется судья Верховного суда Соня Сотомайор (7%). Другие узнаваемые лица: Луис Гутиерес (конгрессмен от штата Иллинойс), мэр Лос-Анджелеса Антонио Виларайгоса (3%), Хорхе Рамос, ведущий вечерних новостей на испаноязычном телевидении "Унивисьон"18.

Представители испаноязычного меньшинства занимают высокие посты в правительстве США и добились значительных успехов в других важных сферах общественной жизни. Лауро Ковасос, министр образования с 1988 по 1990 гг., стал первым испаноязычным министром в американской администрации. Среди ныне действующих можно отметить Кена Салазара, бывшего сенатора от штата Колорадо, и министра внутренних дел США в администрации президента Б. Обамы с января 2009 г., а также Хилду Солис, министра труда США с 2009 г. Также впервые в истории страны представитель испаноязычных появился в Верховном Суде США - Соня Сотомайор.

Азиаты представлены в составе политической элиты США значительно скромнее, хотя и среди них есть громкие имена. Например, Гэри Фэй Лок - министр торговли США с марта 2009 г.19 Лок - первый и единственный (на 2009 г.) американец китайского происхождения, занимавший пост губернатора (в штате Вашингтон с 1997 по 2005 гг.). В администрации Б. Обамы есть еще два представителя азиатской общины: министр энергетики США, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 г. Стивен Чу (американец китайского происхождения) и министр по делам ветеранов Эрик Шинсеки (американец японского происхождения).

Первым американцем азиатского происхождения, пробившимся в Конгресс США, стал индиец Далип Сингх Саунд. Он был членом Палаты представителей от штата Калифорния от Демократической партии с 1957 г. по 1963 г. Первый губернатор индийского происхождения - Бобби Джиндал, республиканец, занимающий с 2008 г. пост губернатора штата Луизиана. В 36 лет он стал самым молодым губернатором США.

Наиболее скромна политическая роль коренных народов. Политическое участие индейцев на общенациональном уровне - самое низкое среди меньшинств, их активность в племенных выборах в два раза выше20. Подобное положение дел объясняется рядом причин. Во-первых, далеко не все индейцы считают участие в политической жизни США оправданным. Некоторые видные фигуры в племенной иерархии призывают полностью отказаться от взаимодействия с США считая американское правительство оккупационным. Они призывают коренных жителей бороться за полную территориальную и политическую независимость от Америки. Во-вторых, многие индейцы полагают, что важные законодательные решения, влияющие на их жизнь, принимаются именно внутри племен, а не федеральными органами власти или в столицах штатов.

Тем не менее, в последние два десятилетия индейцы демонстрируют возрастающую активность в национальной политике. Они не выставляют своих кандидатов, но оказывают поддержку тем деятелям, которые отстаивают их повестку дня. Среди наиболее важных для них вопросов можно выделить бедность, здравоохранение и медицинское страхование, домашнее насилие, алкоголизм, высокие цены на бензин, охрана окружающей среды.

Основным источником финансирования политической деятельности служат доходы от игорного бизнеса в резервациях. Индейцы делают взносы в политических кампаниях разных уровней. Кроме того считается, что в некоторых случаях именно их голоса определили результат выборов. В качестве наиболее яркого примера приводятся выборы 2000 г. в штате Вашингтон. Благодаря поддержке местных коренных жителей кандидат от Демократической партии Мария Кантвел одержала победу над действующим сенатором штата, республиканцем Слейдом Гортоном, противником индейского самоуправления21. Кантвелл победила с незначительным перевесом в 1953 голоса из 2,5 млн. поданных на выборах (0,08%). В таких штатах, как Аризона, Калифорния, Невада, Оклахома, Северная Каролина, коренные жители входят в число так наз. не определившихся избирателей, голоса которых на выборах обычно становятся решающими.

С точки зрения политолога. На общенациональном политическом уровне представители коренных народов практически не заметны. В настоящее время политики индейского происхождения - скорее исключение, чем правило. Чарльз Кертис занимал пост вице-президента при Герберте Гувере в 1929-1933 гг. Бен Кэмпбелл, республиканец из Колорадо, вождь северного племени шайенов, был сенатором США с 1993 по 2005 г.

Подводя итоги, еще раз отметим, что представители основных групп расовых и этнических меньшинств играют все более активную роль в политической жизни США. Несмотря на различные политические предпочтения, в последние два десятилетия закрепилась тенденция голосовать за кандидатов-демократов. Однако в силу смешанной идеологической ориентации представители меньшинств разделяют как положения либеральной традиции, так и консервативной. При наличии продуманной стратегии привлечения их на свою сторону, Республиканская партия потенциально может эту тенденцию изменить.


1 Кувалдина Анастасия Викторовна, аспирант ИСК РАН
2 Scher R.K. 1992. Politics in the new South: republicanism, race and leadership in the twentieth century. N.Y.: Paragon House. Р. 247
3 Simpson G.E., Yinger J.M. 1985. Racial and Cultural Minorities: An Analysis of Prejudice and Discrimination. Fifth edition. N.Y.: Plenum Press. Р. 231
4 Laney G.P. 2003. The voting rights act of 1965: Historical Background and Current Issues. N.Y.: Nova Science. Р. 29
5 McClain P.D., Stewart J.S. Jr. 2010. "Can we all get along?": racial and ethnic minorities in American politics. Westview Press. Р. 75-76, 80; Espino R., Leal D.L., Meier K.J. (Eds). 2007. Latino Politics: identity, mobilization and representation. University of Virginia Press. Р. 8
6 The Economist. 2010a. Power in numbers. Доступ: http://www.economist.com/node/15213228
7 McClain P.D., Stewart J.S. Jr. 2010. "Can we all get along?": racial and ethnic minorities in American politics. Westview Press. Р. 83
8 Lopez M.H. 2008. The Hispanic Vote in the 2008. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2008/ll/05/the-hispanic-vote-in-the-2008-election
9 Latinos and the War in Iraq. 2007. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://pewhispanic.org
10 Aguilar R. 2005. The Blue Tint of Indian Country. Доступ: http://www.alternet.org/ story/27024?page=l
11 McClain P.D., Stewart J.S. Jr. 2010. "Can we all get along?": racial and ethnic minorities in American politics. Westview Press. р 76, 89
12 The Asian-American Vote in the 2008 presidential election. 2009. Asian American Legal Defense and Education Fund. Доступ: http://www.aaldef.org/docs/AALDEF-ExitPoll-2008.pdf
13 ibidem
14 Lopez M.H. 2011. The Latino Electorate in 2010: More Voters, More Non-Voters. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.org/2011/04/26/ the-latino-electorate-in-2010-more-voters-more-non-voters
15 Espino R., Leal D.L., Meier K.J. (Eds). 2007. Latino Politics: identity, mobilization and representation. University of Virginia Press. Р. 44-63
16 Ethnic Diversity in the Senate, б.г. Доступ: http://www.senate.gov б.г.
17 The Economist. 2010b. Reshaping politics. Доступ: http://www.economist.com/node/15213252
18 Taylor P., Lopez M.H. 2010. National Latino Leader? The Job is Open. Washington, DC: Pew Hispanic Center. Доступ: http://www.pewhispanic.Org/2010/l1/15/national-latino-leader-the-job-is-open
19 С августа 2011 г. Г. Лок занимает пост посла США в Китае.
20 Ahtone T. 2008. Paying Attention to the Native American Vote. Votes of Native Americans could impact several battleground states. Доступ: http://www.pbs.org/frontlineworld/election2008/2008/ll/paying-attention-to-the-n.html
21 Wilkins D.E., Stark H.K. 2006. American Indian Politics and the American Political System. Rowman & Littlefield Publishers. Р. 229-241

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.