Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Демографический прорыв или движение по кругу?
Часть вторая

Небывалое снижение смертности в 2011 году

До европейской продолжительности жизни нам еще далеко

Миллионы избыточных смертей

Причины смерти: демографическая диагностика

Охрана здоровья стоит дорого

Кто такие мигранты и сколько их?

Миграция как демографический ресурс

Миграция как экономический ресурс

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Павел Филонов. Ударники. Pavel Filonov. Shock-workers (1935) Демографический прорыв или движение по кругу?
Часть вторая

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

До европейской продолжительности жизни нам еще далеко

Впрочем, даже если исходить из того, что прирост ожидаемой продолжительности жизни в 2011 году был не случайностью, а закономерным следствием позитивных тенденций развития России, в частности, реализации упомянутой Концепции демографической политики, нельзя не отметить, что повышение ожидаемой продолжительности жизни для обоих полов до 70 лет – результат достаточно скромный. По оценкам экспертов ООН, в 2010-2015 годах ожидаемую продолжительность жизни для обоих полов 70 лет и более будут иметь 57% населения мира4, вхождение в эти 57%, причем с самыми низкими показателями для всей совокупности, – не столь уж большое достижение для такой страны, как Россия.

На этом фоне нельзя не высказать упрека президентским спичрайтерам, снабдившим В. Путина неверной информацией об «абсолютной сопоставимости» российских данных с европейскими. Ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов в 2011 году в Великобритании составляла 80 лет, в Германии – 81 год, во Франции, Испании, Италии – 82 года5. Как раз сопоставление с этими странами и говорит о том, что ситуация со смертностью в России далека от благополучия (рис. 3).

Рисунок 3. Ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов в некоторых странах, лет

Источники: РИА «Новости», 20 января 2012; World Mortality 2011. United Nations publication ST/ESA/SER.A/308,  http://www.un.org/esa/population/publications/wmchart2011/wmchart2011.pdf

Россия заметно отставала от них и прежде, но в послевоенный период, до середины 1960-х годов, разрыв сокращался. Со второй половины 1960-х годов ситуация изменилась, разрыв стал быстро нарастать, и кажется очень странным попавшее в официальную Концепцию демографической политики утверждение, что до 1990-х годов «продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран»6. В 1990 году отрыв от этих стран был недопустимо велик, особенно у мужчин, у которых он нередко превышал 9-10 лет, хотя он был достаточно большим и у женщин.

Сегодня же отставание по ожидаемой продолжительности жизни достигло еще больших размеров, у мужчин оно сплошь и рядом превышает 10-15 лет (рис. 4). Разрыв между Россией и многими европейскими и другими развитыми странами сейчас больший, чем был в начале ХХ века между отсталой царской Россией и передовыми странами того времени.

Рисунок 4. Нарастание отставания России от некоторых развитых стран по ожидаемой продолжительности жизни, лет

Источники: Eurostat; Institut national de la statistique et des études économiques (INSEE); Statistical Abstract of the United States; Statistical Handbook of Japan 2011; World Mortality 2011.

Несмотря на отдельные успехи, в целом борьбу за снижение смертности в постсоветской России никак нельзя назвать успешной. Эта борьба не могла быть легкой, как уже отмечалось, России досталось очень тяжелое наследие советского периода. Однако положение России, в этом смысле, не было уникальным. В той или иной степени негативные тенденции смертности в 1970-е – 1980-е годы были характерны для всех бывших «социалистических» государств Восточной Европы, равно как и для бывших европейских республик СССР. Правда, Россия выделялась высокой смертностью даже и среди этих стран, но тенденции динамики смертности в 70-е - 80-е годы у них были общими, наблюдались стагнация или сокращение продолжительности жизни, что давало основание говорить об общих для всех этих стран кризисных тенденциях (рис 5 и 6).

Рисунок 5. Ожидаемая продолжительность жизни в России и некоторых странах Восточной Европы, 1970-2010 годы, лет

Рисунок 6. Ожидаемая продолжительность жизни в России и странах Балтии, 1970-2010 годы, лет

Примечательно другое. Примерно с конца 1980-х годов общность тенденций стала исчезать, и в ряде восточноевропейских стран начался уверенный рост продолжительности жизни, что свидетельствовало о постепенном преодолении кризиса. России же никак не удавалось справиться с негативными тенденциями предыдущих десятилетий (в сходном положении находились Украина и Белоруссия), отставание от восточноевропейских стран не просто сохранялось, оно стало нарастать. Итоги 20-летия в терминах прироста или сокращения продолжительности жизни представлены на рис. 7.

Рисунок 7. Приращение (сокращение) ожидаемой продолжительности жизни между 1990 и 2010 гг., лет

*1990-2008 гг.

Источник: Eurostat.

В то время как в большинстве восточноевропейских стран продолжительность жизни и мужчин, и женщин за 20 лет заметно, а иногда и очень значительно выросла, в России удалось лишь чуть-чуть поднять продолжительность жизни женщин (на 0,4 года, тогда как в Эстонии, например, она увеличилась на 5 лет), у мужчин она даже сократилась.

Для большинства европейских стран характерно непрерывное ежегодное снижение смертности во всех возрастах, что и приносит год от года новый прирост продолжительности жизни. В России же, на протяжении 20 лет у мужчин в возрасте от 25 до 75, а у женщин в возрасте от 20 до 65 лет возрастные коэффициенты смертности не только не снижались, но во многих случаях росли, иногда на полтора-два, а иногда и на три процента ежегодно (рис. 8).

Рисунок 8. Среднегодовые темпы изменений возрастных коэффициентов смертности в России за 1991-2009 и в странах Западной и Восточной Европы7 в 1991-2008 годах

Самый последний период - после 2005 года – ознаменовался появлением позитивных тенденций смертности, продолжительность жизни заметно выросла. Но нельзя не учитывать, что это в основном – восстановительный рост после кризисного падения 90-х годов. Он привел к тому, что Россия вернулась примерно к тем, как уже отмечалось, не самым лучшим, показателям, которые уже достигались в прошлом, но не более того. О серьезном же прорыве пока говорит рано, а нужен именно прорыв.


4 World Mortality Report 2011. UN, 2012, p. 1.
5 World Mortality 2011. United Nations publication ST/ESA/SER.A/308.
6 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, раздел 2.
7 Усредненные данные для 10 западноевропейских (Австрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция) и 8 восточноевропейских (Болгария, Эстония, Литва, Латвия, Словакия, Венгрия, Польша, Чешская республика) стран.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.