Rambler's Top100

№ 527 - 528
15 - 28 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
ДТП и смертность в России

Внешние причины – один из трех главных классов причин смерти в России

Место ДТП в структуре внешних причин смерти

Смертность от ДТП в России на фоне других стран

Водители, пассажиры или пешеходы?

Человек за рулем

Бороться со смертностью от ДТП нельзя вслепую

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом "бугатти" Tamara de Lempicka. Self-Portrait in the Green Bugatti (1925) ДТП и смертность в России

Над темой номера работали

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ Тимур ФАТТАХОВ

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Тимур
ФАТТАХОВ

Человек за рулем

Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма в России очень сильно зависит от человеческого фактора: поведенческих установок водителей, их недостаточной подготовленности, лихачества на дорогах, вождения в нетрезвом виде и нетрезвости пешеходов, несоблюдения правил дорожной безопасности водителями и пешеходами, в некоторых случаях – от состояния здоровья тех и других и т.п.

По данным ГИБДД, основная ответственность за ДТП и их последствия ложится на водителей. Скажем, согласно отчету ГИБДД за 2011 год в 170,8 тысячи ДТП из почти 200 тысяч (85%) присутствовала вина водителей, в 31,2 тысячи (15,6%) – вина пешехода (стало быть, в части ДТП были повинны обе стороны). За 43,4 тысячи ДТП (21,7%) вина ложится также на неудовлетворительное состояние улиц и дорог и, в меньшей степени, на эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (рис. 20).

Рисунок 20. Число ДТП, погибших и раненых в 2011 году по причинам ДТП

Если принять эти оценки ГИБДД, то становится ясно, что главное внимание должно быть обращено на причины безответственного поведения человека за рулем.

Основная часть всех ДТП по вине водителей связана с нарушениями, допущенными водителями легковых автомобилей. Как следует из табл. 3, в 2012 году по их вине произошло 99676 (66,4%) ДТП, погибло 14056 человека и получили ранения 138154 человека.

Таблица 3. Основные показатели аварийности по вине водителей транспортных средств по основным категориям в России в за девять месяцев 2012 года

Категория транспортных средств

Количество

Количество погибших

Количество раненых

ДТП

Легковые автомобили

99676

66,4%

14056

69,8%

138154

71,9%

Грузовые автомобили

8812

5,9%

1591

7,9%

10906

5,7%

Мотоциклы

7066

4,7%

993

4,9%

8068

4,2%

Автобусы

3332

2,2%

259

1,3%

5276

2,8%

Тракторов и самоходные механизмы

654

0,4%

142

0,7%

726

0,4%

Троллейбусы

250

0,2%

4

0,0%

297

0,2%

Трамваи

80

0,1%

2

0,0%

114

0,1%

Источник: Отчет ГИБДД, за 9 месяцев 2012 г.

В России, как и в других странах, существует система фильтров, которые допускают к вождению транспортных средств только подготовленных людей, отвечающих определенным законодательно установленным требованиям. В частности, имеется утвержденный Минздравом перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортным средством. Имеются также и возрастные ограничения. Возраст доступа к вождению составляет 18 лет для легкового автомобиля, 16 лет - для мотоцикла и 14 лет - для мопеда, причем для двух последних категорий это намного раньше, чем в развитых странах. Управление тяжелыми грузовыми автомобилями допускается с 18 лет. Водителем автобуса можно стать в возрасте 20 лет или старше.

Квалификационный экзамен по вождению в России состоит из компьютерного теста с рядом вопросов по теории и очень краткой (по сравнению с экзаменами во многих других странах) практической проверки навыков вождения. В год проходят обучение около двух миллионов новых водителей. Примерно 11,4% всех ДТП с пострадавшими по вине водителей транспортных средств в 2011 году совершены водителями со стажем менее двух лет. (Отчет ГИБДД, за 2011год).

Водителями, имевшими стаж управления транспортом до двух лет, совершено 9,6% от всех происшествий по вине водителей и 8,2% от общего количества ДТП. Всего в стране по вине таких водителей в 2011 году произошло 16371 ДТП, в них погибли 2029 и ранены 23271 человек (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ДТП в зависимости от водительского стажа водителей, их совершивших, 2011 год

Водительский стаж

Количество ДТП

Погибло

Ранено

Менее 2 лет

16371

9,59%

2029

23271

от 2 до 5 лет

31173

18,25%

4002

43344

от 5 до 10 лет

34161

20,00%

4929

46336

10 лет и более

62527

36,61%

9369

83868

Очень серьезным фактором смертности от ДТП служит злоупотребление алкоголем. Разумеется, это не только российская проблема, влияние алкоголя на транспортные происшествия и транспортный травматизм давно привлекает внимание во всех странах.

Одно из первых исследований в городе Гранд Рапидз (штат Мичиган, США), проведенное в 1964 году, показало, что водители, употреблявшие алкоголь, значительно чаще попадали в аварии, чем те, у которых был нулевой уровень содержания алкоголя в крови. Результаты этого исследования дали возможность во многих странах установить допустимые пределы содержания алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе, которые сейчас существенно различаются от страны к стране и время от времени пересматриваются и уточняются. Новейшая информация об этих нормах приведена в табл. 5.

Таблица 5. Законодательно закрепленный предельный уровень содержания алкоголя в крови (УСАК) в некоторых странах

 

Стандартные нормы УСАК

Дифференцированные нормы УСАК для молодых водителей и профессиональных водителей

Австралия

0,5 г/л  

0,0 г/л  для начинающих водителей 0,2 г/л  для профессиональных водителей

Австрия

0,5 г/л  

0,2 г/л  для водителей мопедов младше 20 лет и для начинающих и профессиональных водителей

Аргентина

0,5 г/л  

0,0 г/л  для профессиональных водителей

Бельгия

0,5 г/л  

 

Великобритания

0,8 г/л  

 

Венгрия

0,0 г/л  (санкции при превышении 0,2 г/л)  

 

Германия

0,5 г/л  

0,0 г/л  для начинающих водителей

Греция

0,5 г/л  

0,2 г/л для профессиональных водителей и водителей мопедов и мотоциклов

Дания

0,5 г/л  

 

Израиль

0,5 г/л  

 

Ирландия

0,5 г/л  (введено в 2011 г.)

0,2 г/л для молодых водителей и профессиональных водителей

Исландия

 

 

Испания

0,5 г/л  

0,3 г/л для начинающих и профессиональных водителей

Италия

0,5 г/л  

0,0 г/л  для начинающих и профессиональных водителей с июля 2010г.

Камбоджа

0,5 г/л  

 

Канада

0,8 г/л  В большинстве провинций применяются местные  санкции при превышении 0,4 г/л или  0,5 г/л  

Начинающие или молодые водители в большинстве провинций подвергаются административным санкциям при уровне выше 0,0 г/л  

Литва

0,4 г/л  

0,2 г/л  для начинающих и профессиональных водителей

Малайзия

0,0 г/л  

 

Нидерланды

0,5 г/л  

0,2 г/л  для начинающих водителей (первые 5 лет) с 2006 г.

Новая Зеландия

0,8 г/л  

0,0 г/л  для водителей  в возрасте до 20 лет и для повторных нарушителей (с 2011) (до 2011 г. порог был 0,3 г/л )

Норвегия

0,2 г/л  

 

Польша

0,2 г/л  

 

Португалия

0,5 г/л  

 

Словения

0,5 г/л  

 

США

0,8 г/л  

0,2 г/л  для водителей младше 21 года 0,4 г/л  для профессиональных водителей

Финляндия

0,5 г/л  

 

Франция

0,5 г/л  

0,2 г/л  для водителей автобусов

Чешская республика

0,0 г/л  

 

Швейцария

0,5 г/л  

 

Швеция

0,2 г/л  

 

Южная Корея

0,5 г/л  

 

Япония

0,3 г/л  

 

Источник: Road Safety Annual Report 2011. OECD/ITF 2012, p. 19.

В России сейчас официальной нормой для водителя за рулем считается нулевое содержание алкоголя в крови, но обсуждается возможность возврата к существовавшей до августа 2010 года пороговой норме 0,3 г/л.

В российском общественном мнении широко распространено представление о том, что водители в России достаточно часто садятся за руль не вполне трезвыми, и в этом часто видят одну из главных причин высокого транспортного травматизма. На таком представлении, в частности, основано требование максимального ужесточения нормы УСАК и наказания за ее нарушение.

Проведенное в 2011 году совместное исследование Общественной организации «Движение без опасности» и ВЦИОМ показало, что убеждения россиян о распространенности вождения автомобиля в состоянии опьянения не столь уж однозначны, хотя значительная часть опрошенных, особенно в Москве, свидетельствовала о более или менее частых случаях вождения автомобилей нетрезвыми водителями (рис. 21).

Рисунок 21. Ответы на вопрос «Приходилось ли Вам за последний год наблюдать водителей в состоянии алкогольного опьянения?», в % от всех опрошенных в Москве и России в целом

Источник: Совместное исследование Общественной организации «Движение без опасности» и ВЦИОМ.

Регулярный учет транспортных происшествий с учетом алкогольного фактора в России публикуется ГИБДД с 2004 года. Динамика ДТП, погибших и раненых по вине алкогольного опьянения за восемь лет имеет слабую положительную тенденцию (рис.22).

Рисунок 22. Число ДТП при участии водителей, находившихся в состоянии опьянения, число погибших и пострадавших в них

Источник: ГИБДД.

Если же говорит о доле ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, в общем числе ДТП, то она в самые последние годы не сокращается, несмотря на ужесточение требований к степени трезвости за рулем. Вот уже не один год она близка к 6% (рис. 23).

Рисунок 23. Доля ДТП при участии водителей, находившихся в состоянии опьянения, в общем числе ДТП

Источник: ГИБДД.

Если верить этой статистике ГИБДД, то доля ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, после ужесточения нормы УСАК не сократилась, но она вообще не очень велика в России на фоне других стран (рис. 24).

Рисунок 24. Доля случаев ДТП связанных с алкогольным опьянением, %
(в скобках - УСАК в  г/дл)

Источник: Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. 2009 г. ВОЗ.

Хотя эта статистика вызывает определенные сомнения и вопрос нуждается в дальнейшем изучении, борьба с нетрезвостью водителей, безусловно, необходима. Однако она не может сводиться к беспредельному ужесточению норм УСАК. Опыт многих стран говорит об отсутствии тесной связи между аварийностью и жесткостью норм допустимого для водителя потребления алкоголя. Необходим более широкий и разносторонний подход к повышению культуры вождения.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.