Rambler's Top100

№ 527 - 528
15 - 28 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
ДТП и смертность в России

Внешние причины – один из трех главных классов причин смерти в России

Место ДТП в структуре внешних причин смерти

Смертность от ДТП в России на фоне других стран

Водители, пассажиры или пешеходы?

Человек за рулем

Бороться со смертностью от ДТП нельзя вслепую

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом "бугатти" Tamara de Lempicka. Self-Portrait in the Green Bugatti (1925) ДТП и смертность в России

Над темой номера работали

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ Тимур ФАТТАХОВ

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Тимур
ФАТТАХОВ

Водители, пассажиры или пешеходы?

Как отмечается во «Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма», «хотя все виды участников дорожного движения подвергаются риску получить травму или погибнуть в результате ДТП, существуют значительные различия в уровнях смертности между различными группами участников дорожного движения. В частности, такие «уязвимые» участники дорожного движения, как пешеходы и водители двухколесных транспортных средств, подвергаются большему риску, чем водители и пассажиры автомобилей, и обычно на них приходится наибольшее бремя травматизма»3.

Успехи стран с относительно низкой смертностью от ДТП во многом связаны с тем, что им удалось понизить уязвимость упомянутых «уязвимых» участников дорожного движения. Сейчас основная часть пострадавших в Европейскихи неевропейских странах с низким транспортным травматизмом - водители транспортных средств, доля пешеходов и пассажиров среди погибших невелика, доля пешеходов все время снижается (рис. 17).

Рисунок 17. Доля пешеходов в общем числе погибших в ДТП в некоторых странах, 1980 и 2008 годы, %

Источники: International Road Traffic and Accident Database (IRTAD).

Россия если и вступила на этот путь, то с большим опозданием. Долгое время здесь самой уязвимой группой пострадавших были именно пешеходы. В 2009 году по числу погибших они впервые уступили место водителям, но их доля все еще остается очень высокой (рис. 18 и 19).

Рисунок 18. Доля пешеходов в общем числе погибших в ДТП в 2008 году (Россия - 2008 и 2011), %

Источники: International Road Traffic and Accident Database (IRTAD);  для России – ГИБДД.

Рисунок 19. Доля водителей, пассажиров и пешеходов в общем числе погибших в ДТП в России и ЕС-16, 2004- 2008 годы, %

Наезды на пешеходов остаются одним из основных видов ДТП в России. Например, за девять месяцев 2012 года в России произошло 42337 или 28,2% от всех ДТП, в них погибло 5250 (26,1%) и было ранено 40070 (20,9%) человек. Основная разновидность наездов на пешеходов - наезд на пешеходных переходах. За девять месяцев 2012 года по этой причине произошло 11258 (7,5%) ДТП, погибло 727 (3,6%) человека и были ранены 11437 (6%) человека. По числу жертв за 9 месяцев 2012 года наезд на пешеходов был вторым среди ДТП различных видов (после столкновений). В сумме на эти две причины пришлось 68,9% всех ДТП, 67,7% всех смертей и 69,5% ранений (табл.2).

Таблица 2. Распределение дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей по видам ДТП, за 9 месяцев 2012 года

Вид ДТП

Количество ДТП

Количество погибших

Количество раненых

Столкновение

61099

40,7%

8392

41,7%

93366

48,6%

Наезд на пешехода

42337

28,2%

5250

26,1%

40070

20,9%

Опрокидывание

20628

13,7%

3316

16,5%

26683

13,9%

Наезд на препятствие

10761

7,2%

1703

8,5%

14142

7,4%

Наезд на стоящее ТС

5332

3,6%

660

3,3%

7279

3,8%

Иной вид ДТП

9987

6,7%

822

4,1%

10585

5,5%

Всего

150144

100,0%

20143

100,0%

192125

100,0%

Источник: Отчет ГИБДД, за 9 месяцев 2012 г.

Будучи группой высокого риска, наименее защищенной и наиболее многочисленной категорией среди пострадавших в ДТП участников дорожного движения в России, пешеходы вносят и свой вклад в ухудшение ситуации на дорогах, выступая в качестве нарушителей правил дорожного движения. По оценке ГИБДД, за девять месяцев 2012 года из–за нарушений правил дорожного движения пешеходами произошло 19145 ДТП, в которых погибло 3161 и ранено 16940 человек.

За 9 месяцев 2012 года из-за нарушений правил дорожного движения, допущенными пешеходами, произошло 1055 ДТП или 9,4% наездов на пешеходов на пешеходных переходах. Но все же большинство наездов на пешеходных переходах 9738 (86,5%) связано с нарушениями, допущенными водителями. 93,8%, или 9137 этих ДТП совершены из-за нарушения правил проезда пешеходного перехода. (Отчет ГИБДД, за 9 месяцев 2012г.)

Большую часть среди пострадавших пешеходов за минувшие 9 месяцев составили люди старших возрастных групп – старше 55 лет, мужчины из их числа составляют порядка 63%.


3 Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. ВОЗ, 2004, с. 46.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.