Rambler's Top100

№ 485 - 486
7 - 20 ноября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Внешние причины смерти и продолжительность жизни в России

Что такое внешние причины смерти?

За 20 лет от внешних причин погибло около 6 миллионов россиян

Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин в России в разы превосходит этот показатель в большинстве развитых странах

От внешних причин в России умирают в более молодых возрастах, чем от большинства других причин

Отставание от западных стран продолжает увеличиваться…

Вклад внешних причин смерти в изменение ожидаемой продолжительности жизни

В трудоспособных возрастах вклад внешних причин в изменение ОПЖ усиливается

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Фернандо Ботеро. Женщина, падающая с балкона. Fernando Botero. Woman Falling From a Balcony (1994) Внешние причины смерти и продолжительность жизни в России

Над темой номера работал

Валерий ЮМАГУЗИН

Валерий ЮМАГУЗИН

Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин в России в разы превосходит этот показатель в развитых странах

В мировом рейтинге травматической смертности Россия занимает одну из первых позиций. По данным ВОЗ, в 2004 году среди 192 стран Россия была на 4 месте по смертности от внешних причин у мужчин и на 22 месте у женщин. Будучи промышленно развитой страной с не самым низким уровнем экономического развития, Россия, по уровню травматической смертности соседствует с такими беднейшими африканскими странами как Кот-д'Ивуар, Судан, Бурунди и др., а также со слаборазвитыми азиатскими государствами - Непал, Бутан и др. Вообще такая смертность наиболее характерна для стран с невысокой ценностью человеческой жизни, с низким уровнем экономического развития, для тех, в которых часты войны и гражданское насилие9. Наиболее низкий уровень насильственной смертности характерен для промышленно развитых стран Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, а также для Океании.

База данных Всемирной организации здравоохранения «Health for All»10 содержит ряды стандартизованных коэффициентов смертности от различных причин смерти, в том числе и от внешних причин – как в целом, так и по отдельным их видам – для всех европейских стран. Стандартизованные коэффициенты дают основу для корректных сравнений различных стран и периодов между собой, так как они рассчитаны на основе единого «европейского» стандарта возрастной структуры, что позволяет исключить искажающее влияние различий в возрастной структуре в разных странах и в разные периоды.

Ниже приводится серия графиков, на которых стандартизованные коэффициенты смертности от внешних причин в России сравниваются с соответствующими коэффициентами для Европейского Союза в составе 27 государств.

На рис. 7 представлено сравнение коэффициентов смертности от всех внешних причин, и оно показывает, насколько велик разрыв между Россией и европейскими странами. За последние 30 лет он был минимальным во второй половине 1980-х годов, в начале 1990-х он резко вырос, затем колебался в соответствии с колебаниями смертности от внешних причин в России, в то время как травматическая смертность в Европе неуклонно снижалась. Разрыв, весьма заметный и в начале 1990-х годов, еще более увеличился к 1994 году, немного сократился к 1998. Повторное увеличение наблюдалось до 2003 года, после чего наметилось снижение, но прежние показатели пока не достигнуты, хотя стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин уже приближается к уровню начала 1990-х годов. Однако и при этом он в 5 раз выше, чем в ЕС-27 у мужчин и в 3 раза – у женщин. Пока трудно сказать, насколько существенным окажется в будущем наметившееся снижение стандартизованного коэффициента смертности и является ли это снижение долговременным трендом либо очередным колебанием показателя.

Рисунок 7. Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин, на 100000 человек соответствующего пола

Источник: База данных ВОЗ Health for All.

Сходные тенденции с некоторыми вариациями прослеживаются и при рассмотрении динамики отдельных видов травматической смертности (рис. 8 -10).

Когда речь идет о смертности от дорожно-транспортных происшествий (рис. 8), сравнение затруднено отмечавшимися выше изменениями в российском учете смертей от транспортных несчастных случаев, что нарушило сопоставимость рядов. Но все же на графике видно, что в период антиалкогольной кампании второй половины 1980-х годов этот вид смертности резко снизился в России и вышел на европейский уровень, а затем еще более резко взлетел, в то время как в Европе стандартизованный коэффициент смертности от ДТП устойчиво снижался.

Рисунок 8. Стандартизованный коэффициент смертности от ДТП, на 100000 человек соответствующего пола

Источник: База данных ВОЗ Health for All.

Очень высок, по европейским меркам, российский уровень смертности от самоубийств и самоповреждений. Это, пожалуй, важнейшая из всех внешних причин смерти в России. В 2009 году потери от нее (37,6 тысяч человек) в 1,8 раза превысили потери от ДТП. В последние два десятилетия российский стандартизованный коэффициент смертности от самоубийств превышал европейский в 3-4 раза у мужчин и в 1,5-2 раза – у женщин (рис. 9).

Рисунок  9. Стандартизованный коэффициент смертности от самоубийств и самоповреждений, на 100000 человек соответствующего пола

Источник: База данных ВОЗ Health for All.

И уж совсем несопоставим с европейским российский уровень смертности от убийств (рис. 10). У мужчин превышение российского уровня над европейским достигает десятков раз, и даже у женщин оно более чем десятикратное.

Рисунок 10. Стандартизованный коэффициент смертности от убийств и умышленных травм, на 100000 человек соответствующего пола

Источник: База данных ВОЗ Health for All.

К этому следует добавить еще очень высокую смертность, причины которой относятся статистикой к группе «повреждения с неопределенными намерениями». Обращает на себя внимание не только большое число смертей, относимых к этой рубрике (в последние годы оно превышает даже лидировавшее ранее число самоубийств), но и его очень быстрый рост за 90-е годы. В 1990 году таких смертей было зарегистрировано 16,6 тысячи, в 2000 – 41,8 тысячи, в 2009 – 38,5 тысячи. Весьма вероятно, что в эту группу попадает значительная часть не идентифицированных должным образом самоубийств и убийств.


9 Богоявленский Д.Д. Смертность от внешних причин в России. Ч.I и II //Демоскоп Weekly №29-30, 2001. - http://www.demoscope.ru/weekly/029/tema01.php
10 European Health for All Database (HFA-DB), http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ru.html

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.