Rambler's Top100

№ 475 - 476
29 августа - 11 сентября 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса

Немного истории

Спад рождаемости после распада СССР

Матери - все старше, детей – все меньше

Высокая смертность

Миграционные резервы России

Перспективы: старение и рост региональных различий

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Любовь Попова. Пространственно-силовая конструкция. Lubov Popova. Spatial Force Construction (1921) После СССР: от демографической сверхдержавы к очагу кризиса

Над темой номера работали

Штефан ЗИВЕРТ Сергей ЗАХАРОВ Райнер КЛИНГХОЛЬЦ

Штефан ЗИВЕРТ

Сергей ЗАХАРОВ

Райнер КЛИНГХОЛЬЦ

Матери - все старше, детей - все меньше

На территории современной России среднее число рождений на одну женщину впервые упало ниже двух еще в конце 1960-х годов – прежде всего потому, что все больше сельских жителей стали уезжать в города в поисках работы на промышленных предприятиях. На этом уровне рождаемость с небольшими колебаниями оставалась до 1991 года15. С 1992 года число смертей ежегодно превышает число рождений и все чаще молодые семьи в России – так же как и в Белоруссии, на Украине, в Молдавии и прибалтийских государствах – рожают всего одного ребенка, хотя при социологических опросах большинство респондентов указывают, что хотят иметь двух детей16.

Объяснений столь резкого падения рождаемости в переходный период существует множество. Материальное неблагополучие и неопределенные перспективы на будущее, особенно в период непосредственно после распада Советского Союза, препятствовали созданию семей. Россияне должны были обходиться более низкими зарплатами, а то и вовсе теряли работу. Государство было вынуждено урезать расходы на социальные нужды, так как в результате экономического кризиса государственный бюджет также был пуст. То, что доставалось молодым семьям в качестве финансовой поддержки, сводилось к нулю в результате высокой инфляции. Даже спустя десять лет после системного кризиса вероятность бедности для многих российских семей после рождения второго ребенка все еще составляла выше 50 процентов17.

После преодоления кризиса переходного периода новоприобретенная личная свобода граждан оказывает все более сильное влияние на их жизненные планы – по крайней мере, в богатых северных регионах. Все больше молодых женщин стремятся получить высшее образование и отодвигают рождение детей на более поздний возраст. Это также стало возможным благодаря современным методам контрацепции, которые сейчас широко распространены, в то время как в советское время они были либо труднодоступны, либо плохого качества. Однако в плане обеспечения граждан средствами для планирования семьи бывшие советские государства до сих пор все еще значительно отстают от развитых западных стран.

В советское время нехватка противозачаточных средств привела к возникновению настоящей «абортной культуры»: как правило, женщины рожали желаемое количество детей в молодом возрасте, а потом избавлялись от последующих беременностей с помощью абортов. В начале 1990-х годов в России на одно рождение приходились два аборта. К 2006 году число абортов сократилось на 50 процентов. Несмотря на этот прогресс, Россия до сих пор демонстрирует самый высокий уровень абортов в Европе18. Именно поэтому многие ожидают, что власть в скором времени может объявить запрет на аборты в ходе своей политики по повышению рождаемости. К чему это может привести, показывает опыт 1936-1954 годов, когда Сталин запретил аборты в стране: вместо ожидаемого бэби-бума статистики зарегистрировали повышение материнской смертности, ибо аборты не прекратились, а проводились и дальше – незаконно и в неприемлемых медицинских и гигиенических условиях19.

С середины 1990-х годов количество абортов снизилось во всех бывших союзных республиках (рис. 2), особенно в славянских государствах - России, Белоруссии и Украине, демонстрировавших до распада Советского Союза особо высокий уровень абортов. Здесь все больше укрепляются современные методы контрацепции как средства планирования семьи. Несмотря на это, в России до сих пор проводится больше абортов, чем во всем Европейском Союзе, насчитывающем в четыре раза больше жителей.

Рисунок 2. Число абортов на 100 рождений в 15 бывших советских республиках,
1991 - 2008

Источник: Unicef, база данных TransMONEE

Уровень рождаемости резко упал, прежде всего, среди молодых женщин младше 25 лет: если еще в 1990 году каждая шестая женщина в возрасте от 20 до 24 лет рожала ребенка, то в 2009 году это уже была каждая одиннадцатая. В то время как в начале этого периода данная возрастная группа произвела на свет в целом более одного миллиона детей, спустя всего два десятилетия – всего 700 тысяч20. Однако многие женщины восполняют свое желание иметь детей в более старшем возрасте: россиянки старше 25 лет рожают сейчас больше детей, чем в 1990 году21. Средний возраст матерей при рождении ребенка увеличился с 25,3 до 27,2 года и тем самым возвратился к уровню конца 1960-х годов, когда в России шел продолжавшийся до середины 1990-х годов процесс омоложения рождаемости22.

По сравнению с 1990 годом российские женщины стали не только рожать значительно меньше детей, но и делать это намного позже. Небольшой подъем уровня рождаемости с начала нового тысячелетия объясняется также тем, что женщины старше 24 лет рожают больше, чем раньше. То, что тенденция к поздним рождениям может укрепиться, показывает сравнение с Германией, где наибольшее количество рождений приходится на женщин в возрасте от 30 до 34 лет (рис. 3).

Рисунок 3. Годовое число рождений на 1000 женщин соответствующих возрастных групп в России (1990, 2000, 2009) и Германии (2008)

Источники: Центральная база статистических данных Росстата, Евростат.

То, что Россия наряду со многими соседними государствами медленно приближается к западноевропейским семейным образцам, подтверждают и другие изменения: все больше пар живут без регистрации, все больше детей рождается вне брака и не в результате первых супружеских отношений. Особенно быстро эти процессы набирают популярность в трех прибалтийских государствах.

Однако прошлые устои так просто не исчезают. Сейчас средний возраст россиян при вступлении в брак хоть и становится все выше, однако – как и средний возраст рожениц - до сих пор не достиг западноевропейского уровня. В то же время, разводимость среди жителей России, Украины и Белоруссии является самой высокой в Европе23. С начала 1970-х годов относительно беспроблемный способ расторжения брака служит своего рода запасным выходом в условиях слишком ранних браков.

Все это – пережитки советского прошлого, когда существовало представление, что женщина вступает во взрослую жизнь только после рождения первого ребенка. Кто не рожал в юные годы, рисковал прослыть «старой девой», а позднее и вовсе не иметь возможности родить детей из-за проблем со здоровьем24. При этом женщины подвергались – и подвергаются – двойным нагрузкам, ибо большинство из них имеют постоянную работу в режиме полного рабочего дня и лишь редко могут рассчитывать на помощь в воспитании детей со стороны своего партнера.


15 Демографический ежегодник России. 2009. М., Росстат, 2009.
16 Zakharov S.. Russian Federation: from the first to second demographic transition. Demographic Research, 2008, 19: 907–972.
17 Ovtscharova L. & Popova D. Unicef Report Summary. Child Poverty in Russia: Alarming Trends and Policy Options. Moscow, 2005.
18 WHO European Health For All Database, 2010.
19 Сакевич В.И. Россия между абортом и планированием семьи //. Демографическая модернизация России, 1900–2000. Под ред. A. Вишневского. М., Новое издательство, 2006: 195–246.
20 Демографический ежегодник России 2009. М. Росстат, 2009.
21 Центральная база статистических данных Росстата, 2010.
22 Демографический ежегодник России 2009. М. Росстат, 2009.
23 Eurostat. Online-Bevölkerungsdatenbank. Luxemburg, 2010.
24 Boroda M.. Where do the children come from? Using policy to raise the birth rate in Ukraine. International Centre for Policy Studies. Policy Studies, 2010, 1.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.