Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

По нашей оценке, общая численность иностранных граждан, получающих российские образовательные услуги на территории России (в общеобразовательных школах, учреждениях НПО и СПО и в вузах) и за её пределами (в зарубежных филиалах российских вузах и их иных подразделениях и совместных и ассоциированных учебных заведениях в различных странах мира), на протяжении последнего десятилетия неуклонно увеличивается: со 157 тысяч в 2000/2001 академическом году она выросла до 345 тысяч в 2007/2008, а в 2010/2011 году, по нашим прогнозам, превысит 400 тысяч человек. Постепенно растет и число иностранных слушателей платных курсов русского языка.

Наглядное представление о распределении числа иностранных потребителей российских образовательных услуг по странам происхождения и типам образовательных учреждений в 2007/2008 академическом году, а также тенденциях их изменения по сравнению в 2000/2001 годом дают данные табл. 7, рис. 16.

Таблица 1. Число иностранных граждан, обучавшихся в российских образовательных учреждениях различного типа в 2007/2008 академическом году, по странам происхождения, тысяч человек15

Страны / Типы российских образовательных учреждений

Начальные и средние общеобразо-
вательные учреждения

Учреж-
дения НПО

Учреж-
дения СПО

Вузы

Зарубежные филиалы, учебные центры и другие подразделения российских вузов и их совместные и ассоциированные образовательные учреждения

Итого

Страны СНГ

80,7

2,7

6,5

77,8

84,6

252,3

Страны Балтии

0,5

0,1

0,3

2,5

1,1

4,5

Страны Восточной Европы

0,4

0,0

0,0

3,1

2,1

5,6

Страны Северной и Западной Европы

0,6

0,0

0,0

4,7

0,3

5,6

Страны Азии

8,2

0,2

0,3

41,3

6,2

56,2

Страны Ближнего Востока и Северной Африки

1,3

0,0

0,0

7,6

0,8

9,7

Страны Африки к югу от Сахары

0,2

0,0

0,0

7,1

0,0

7,3

Страны Латинской Америки

0,1

0,0

0,0

2,1

0,2

2,4

Страны Северной Америки и Океании

0,1

0,0

0,0

1,6

0,0

1,7

Итого

92,1

3,0

7,1

147,6

95,3

345,1

Изменения по сравнению с 2000/2001 годом

+65,8

+0,1

+1,9

+75,2

+45,3

+188,3

Основная доля потребителей российских образовательных услуг во всех без исключения типах образовательных учреждений - из СНГ, а также стран Азии (рис. 16).

Рисунок 16. Доля иностранных потребителей российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году по странам / регионам происхождения,%

Таблица 8. Российские и иностранные граждане в системе образования Российской Федерации в 2007/2008 академическом году по основным программам / уровням обучения

Основные программы / уровни обучения

Российские граждане

Иностранные граждане

Доля иностранных граждан в составе всех обучавшихся по соответствующим программам

Всего обуча-
лись, тысяч чело-
век

Обуча-
лись очно, тысяч чело-
век

Обуча-
лись заочно, тысяч чело-
век

Всего обуча-
лись, тысяч чело-
век

Обуча-
лись очно, тысяч чело-
век

Обуча-
лись заочно, тысяч чело-
век

Всего обуча-
лись, %

Обу-
ча-
лись очно, %

Обу-
ча-
лись, %

Учащиеся начальных и средних общеобразователь-
ных учреждений

14 174

13 766

408

92,1

91,8

0,3

0,6

0,7

0,1

Учащиеся учреждений начального профессионального образования

1 256

1 243

13

3,0

3,0

0,0

0,2

0,2

2,3

Студенты колледжей и других учреждений среднего профес-сионального образования

2 799

1 822

977

7,1

5,2

1,9

0,3

0,3

0,2

Слушатели подготовительных отделений вузов

Нет данных

Нет данных

Нет данных

11,6

11,6

0,0

-

-

-

Студенты вузов

7 461

3 241

4 220

117,9

72,9

44,8

1,6

2,2

1,1

Аспиранты

147

100

47

3,7

3,6

0,1

2,5

3,6

0,2

Докторанты

4

3

1

0,1

0,1

0,0

2,4

3,3

0,0

Стажеры, интерны, ординаторы

Нет данных

Нет данных

Нет данных

14,7

14,7

0,0

-

-

-

Итого:

25 841

20 175

5 666

250,2

202,9

47,1

1,0

1,0

0,8

Суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и т.д. составили 1,1 миллиарда долларов США (табл. 9, рис. 17). Из этого следует, что на долю России сегодня приходится примерно 1% ежегодных доходов от мирового рынка образовательных услуг (оцениваемый в 100 с лишним млрд. долл. США).

Таблица 9. Доходы от всех видов и форм экспорта российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году16

Формы обучения, типы российских образовательных учреждений и место обучения иностранных граждан

Число иностранных граждан, обучавшихся по российским образова-
тельным программам, человек

Общая сумма оплаты за обучение на контрактной основе иностранных граждан, млн. долл. США

Расходы на проживание и питание иностранных граждан в период обучения на территории РФ, млн. долл. США

Совокупные доходы от оказания российских  образова-
тельных услуг иностранным гражданам на территории РФ и за ее пределами, млн. долл. США

Очное обучение в общеобразовательных школах в России

92100

10,0

166,5

176,5

Обучение по российским общеобразовательным программам ву школах за рубежом (по очной и заочной форме)

2874

0,6

0,0

0,6

Очное обучение в учреждениях НПО в России

3000

0,0

9,0

9,0

Очное обучение в российских учреждениях среднего профессионального образования на территории РФ

5243

6,3

21,0

27,3

Заочное  обучение в российских учреждениях среднего профессионального образования на территории РФ

1851

1,4

0,7

2,1

Очное обучение в российских вузах на территории РФ

102899

254,2

469,2

723,4

Заочное и вечернее  обучение в российских вузах на территории РФ

44782

53,7

20,6

74,3

Очное, заочное, дистанционное обучение в филиалах, представительствах, учебных пунктах и других структурных подразделениях российских вузов за рубежом

92393

60,0

0,0

60,0

Очное обучение вне академических программ на краткосрочных курсах и занятиях по русскому языку в России

20000

15,0

30,0

45,0

Очное обучение на курсах русского языка при РЦНК за рубежом

14170

4,9

0,0

4,9

Итого

379312

406,1

717,0

1123,1

Рисунок 17. Доходы от всех видов и форм экспорта российских образовательных услуг в 2007/2008 академическом году

Каждая экспортная отрасль для своего развития и повышения конкурентоспособности требует значительных инвестиций, не является исключением и экспорт образовательных услуг. Например, лидер по доходам от обучения иностранцев – США ежегодно выделяет 6 миллиардов долларов (субсидии, гранты, стипендии) для обучения иностранных граждан в своих колледжах и университетах (этой помощью пользуются 28% иностранных учащихся), получая, в качестве совокупной прибыли (включая расходы иностранцев на проживание в США) сумму в 3 раза большую – 18 миллиардов долларов. Таким образом, каждый из 623,8 тысячи иностранцев, обучавшихся в 2007/2008 академическом году в США по программам третичного уровня, принес американской экономике в среднем 24 тысячи долларов, в то время как в России данный показатель был значительно ниже – в среднем 5,3 тысячи от каждого иностранного студента вузов и учреждений СПО очной и заочной форм обучения (в совокупности 154,7 тысячи человек, находившихся на территории РФ, без учета иностранных студентов зарубежных филиалов российских вузов, каждый из которых принес своим образовательным учреждениям в качестве платы за обучение в среднем по 750 долл. США). И это не удивительно, ибо совокупный размер материальной помощи иностранным студентам с российской стороны составляет сумму, эквивалентную 60 миллионам долларов США (в нее включены около 10 тысяч госстипендий соотечественникам в бывших советских республиках и иностранным гражданам для бесплатного обучения в российских вузах, финансирование деятельности совместных университетов в Киргизии, Армении, Таджикистане и Белоруссии, а также перечисление средств отечественным вузам за бюджетные места, на которые поступили на общих основаниях 12 тысяч выходцев из стран СНГ в соответствии с межгосударственными договорами, и расходы на 7 тысяч иностранных студентов, в основном из европейских и азиатских стран, обучающихся в России в рамках межвузовских партнерских договоров на компенсационной основе)17. Соответственно, доходы от очной формы обучения иностранцев (а это именно им адресованы субсидии из средств российского федерального бюджета) составили в 2007/2008 академическом году 750 миллионов долларов США. Таким образом, соотношение размеров данных форм материального стимулирования обучения иностранных студентов-очников в России и доходов от их обучения составляет 1:12,7 (в США это соотношение является 1:3). Соответственно, экономическая эффективность (доходы) от обучения одного иностранного студента в России примерно в 5 раз ниже, чем в США.

Серьезным минусом в плане привлечения иностранных студентов в Россию является и официальный запрет иностранцам работать в РФ в период обучения. Вместе с тем почти во всех странах - лидерах на международном рынке образовательных услуг - иностранные студенты имеют легальную возможность трудиться (хотя иногда и с опредленными органичениями по числу рабочих часов в неделю). Например, в тех же США работают или временно подрабатывают не менее половины всех учащихся-иностранцев, а 5% из них оплачивает свое обучение и проживание только за счет своих заработков.

Учитывая, что основной доход иностранные студенты приносят России в качестве платы за свое проживание, питание, досуг, транспорт и иные бытовые услуги, необходимо дополнительно стимулировать (финансировать) все вузы, приглашающие иностранных учащихся для обучения даже на бесплатной основе (по межвузовским договорам обмена и т.д.).

В последние годы стоимостные показатели экспорта российских образовательных услуг неуклонно увеличиваются. Если в 2000/2001 – 2001/2002 академических годах этот прирост составил оценочно около 50 миллионов долларов США, то в 2006/2007 - 2007/2008 годах – уже свыше 150 миллионов долларов (прежде всего за счет роста числа потребителей этих образовательных услуг – в среднем на 10-20 тысяч человек, а также за счет ежегодного повышения стомости оплаты обучения на 15-20%, роста стоимости проживания, питания, досуга иностранцев в России, их транспортных расходов и т.д.). Эти скромные в мировых масштабах показатели являются весьма значительными для российской экономики и в 2007/2008 академическом году суммарные доходы от экспорта отечественного образования (если прибавить к ним оплату родителями стоимости проживания 95 тысяч иностранных школьников и 3-х тысяч учащихся учреждений НПО в РФ) уже превысили один миллиард долларов США, что вполне сопоставимо с показателями экспорта основных видов российской наукоемкой и высокотехнологичной продукции18. Вместе с тем эта столь перспективная отрасль национальной экономики до сих пор не получила должного признания и должной государственной поддержки.

Помимо сиюминутной прибыли, экспорт образовательных услуг способен создавать потенциально благоприятные возможности для продвижения различных социально-экономических и политических проектов в странах, пользующихся данными услугами, и прежде всего в опоре на своих иностранных выпускников, особенно занимающих видные государственные должности и руководящих крупными компаниями. Так, среди тех, кто окончил советские и российские вузы, были руководители более чем 20 стран мира, в том числе Китая, Вьетнама, Монголии, Румынии, Анголы, Гайаны, Египта, Конго, ЮАР и т.д. И чем лучше условия для обучения и проживания иностранных студентов и выше их “прослойка” в национальных “Alma-Mater”, тем больше отдача, в том числе геополитическая, от экспорта образовательных услуг.19


15 Данные по учреждениям НПО являются оценочными.
16 Без учета расходов по финансированию из средств российского федерального бюджета обучения по очной форме 28 555 иностранных граждан в российских вузах (в т.ч. госстипендиатов, обучавшихся на бюджетных местах, обучавшихся по межгосударственным и межвузовским договорам об академических обменах на безвозмездной основе и т.д.) и обучения на бесплатной основе около одной тысячи иностранных граждан в российских учреждениях среднего профессионального образования (в совокупности 1,278 млн. руб. или 51,1 млн. долл. США), а также финансирования в 2008 году из средств федерального бюджета деятельности Российско-Киргизского (Славянского), Российско-Таджикского (Славянского), Российско-Армянского (Славянского) и Российско-Белорусского университетов и совместных российско-туркменской и российско-таджикской средних школ (225,7 млн. руб. или 9 млн. долл. США).
17 Общее число российских вузов, принимающих на бесплатное обучение иностранных госстипендиатов – более 200, из них 174 – вузы Рособразования.
18 Например, экспортная выручка от продажи российских вооружений и военной техники в 2008 году составила примерно 7 миллиардов долларов США (при этом расходы на производство и продвижение военной продукции на внешних рынках достигают 70% от этой суммы).
19 Среди выпускников американских университетов и колледжей - более 200 бывших и действующих президентов и руководителей правительств, руководители крупнейших международных организаций и национальных компаний. Многие из них входят в “группы влияния” и различные лоббистские структуры, определенным образом действующие в интересах страны, где они получили высшее образование.  

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.