Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ1

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Рынок международного образования развивается очень динамично. Его суммарные финансовые показатели, включая языковые курсы для иностранных граждан, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и т.д., уже превышают 100 миллиардов долларов США, а общее число иностранцев, ежегодно выезжающих с различными образовательными целями за рубеж, достигает 5 миллионов. Наибольший объем образовательных услуг иностранцам оказывает высшая школа, ее международные услуги ежегодно приносят более 60 млрд. долл. США. Основные доходы от обучения иностранных студентов (общемировая численность которых в 2007/2008 академическом году составляла 3,25 миллиона человек) получают в основном Соединенные Штаты (18 млрд. долл.), Великобритания (свыше 10 млрд.), Австралия (около 14 млрд. австралийских долл.), а также Франция, Германия и некоторые другие. На долю указанных 5 стран приходится и около 60% мирового контингента иностранных студентов. Поэтому в США экспорт высшего образования (по программам третичного уровня) считается пятой по значимости отраслью экспортных услуг, в Австралии – четвертой экспортной отраслью и т.д.

Немалые доходы (оценочно около 5 миллиардов долларов США) даёт и обучение иностранных дошкольников и школьников. Например, в Великобритании в 2007 году в частных школах и школах-пансионах насчитывалось около 30 тысяч иностранных детей и подростков в возрасте 7-18 лет. Родители платят за их обучение и проживание от 14 до 25 тысяч фунтов стерлингов в год. Это приносит британской экономике ежегодно свыше 350 миллионов фунтов стерлингов (около 600 миллионов долларов США). Недёшево стоит обучение молодых иностранцев и в школах Австралии (от 7 до 15 тысяч австралийских долларов в год). Множество иностранных школьников обучается в США, Германии, Франции, Канаде, Швейцарии, других странах мира. Даже в Китае с 1995 года стали открываться платные дошкольные учреждения и школы для детей из иностранных семей2. Очень важно, что подавляющее большинство иностранных школьников планирует в дальнейшем продолжить образование в вузах этих же стран.

Почти во всем мире иностранные дети и подростки могут учиться только в частных школах, если хотя бы один из их родителей не имеет местного вида на жительство или не является беженцем, что в этом случае дает им право посещать государственную школу.

Крупным сегментом рынка образовательных услуг являются и курсы иностранных языков для граждан различных стран. Так, в 2005 году для изучения английского языка в 10 англоязычных стран мира (Великобританию, Канаду, США, Ирландию, Австралию, Мальту, Новую Зеландию, ЮАР) приезжали 1,3 миллиона человек. Совокупные доходы только от оплаты за их обучение в принимающих странах составили около 10 миллиардов долларов США (без учета расходов иностранцев на проживание в среднем в течение 2-3-х месяцев, их питание и т.д.). Увеличивается также число иностранных граждан, изучающих испанский, французский, немецкий языки. Необычайно возрос в мире интерес к китайскому языку и культуре, порожденный экономическими успехами этой страны. По данным из китайских источников, число изучающих китайский язык во всем мире достигает 40 миллионов человек, в том числе в США численность изучающих китайский составляет 700 тысяч человек, в Канаде – более полумиллиона и т.д. В 2009 году в 88 странах мира действовали 282 Института Кофуция, а также 262 школы/класса Конфуция, созданных правительством КНР для распространения китайского языка и культуры за рубежом3, а в сам Китай в целях изучения (в том числе углубленного) языка ежегодно приезжает более 140 тысяч иностранцев.

В Российской Федерации дела с оказанием образовательных услуг иностранным гражданам учебными заведениями обстоят несколько иначе. В предлагаемой статье собраны важнейшие показатели деятельности этой отрасли отечественной экономики, они базируются на результатах почти 10-летнего мониторинга подготовки кадров для зарубежных стран, осуществляемого Центром социологических исследований (ЦСИ) Минобрнауки России4.


1 Арефьев Александр Леонардович – зам. директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки России
2 По состоянию на 2007 год в КНР насчитывалось 75 школ и 11 детских садов для иностранных детей. В них обучались примерно пять тысяч человек. Большинство из них располагались в гг. Пекине (20) и Шанхае (18), а также Тяньцзине, Гуанчжоу, Циндао, Сучжоу, Сиане, Даляне и ещё 19 крупных городах. Список китайских учебных заведений, имеющих право оказывать образовательные услуги несовершеннолетним иностранцам, ежегодно утверждается Министерством образования КНР.
3 В России в 2008/2009 академическом году действовали 14 Институтов и школ Конфуция, созданные при российских университетах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Элисте, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Улан-Удэ, Иркутске, Кемерово, Благовещенске и Владивостоке.
4 Работа является продолжением серии публикаций ЦСИ по международному образованию, осуществлявшихся в сотрудничестве с международными подразделениями Минобрнауки России и Рособразования, МИДом России и Росзарубежцентром (ныне – Россотрудничеством), институтами Российской академии наук и другими ведомствами и организациями. См.: Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт российских образовательных услуг. М., 2002; Арефьев А.Л., Дмитриев Н.М. Зарубежные учебно-научные стажировки. М.,2003; Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуски 1-7. М., 2003-2010; Арефьев А.Л. Подготовка кадров высшей квалификации для зарубежных стран в российских вузах. М., 2004; Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения (коллектив авторов). М., 2005; Арефьев А.Л., Чепурных Е.Е., Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ. М., 2005; Арефьев А.Л. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. М, 2006; Арефьев А.Л. Деятельность иностранных фондов и организаций в области образования и науки. М., 2006; Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуски 1-2. М., 2007-2009; Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М., 2007; Арефьев А.Л. Молодёжные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М., 2008 и т.д.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.