Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

В период Советского Союза профессионально-техническая подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих и технических специалистов среднего уровня для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства дружественных СССР стран Азии, Ближнего Востока и Африки в советской системе образования осуществлялась в масштабах, превышавших подготовку иностранных специалистов в высших учебных заведениях. С помощью советских преподавателей и инженеров были обучены многие сотни тысяч квалифицированных рабочих, техников, мастеров. Например, численность граждан одной только Монголии, получивших среднее специальное образование в СССР и обучившихся различным рабочим профессиям в период с 1922 по 1992 годы, составляла почти 90 тысяч человек (одновременно в советских вузах прошли обучение оклоло 50 тысяч монгольских граждан). Огромное значение придавалось производственной практике и стажировкам данной категории иностранных учащихся, в ходе которых они осваивали советскую технику и оборудование, использовавшееся у них на родине.

Советские специалисты обучали граждан развивающихся стран рабочим и техническим профессиям не только в СССР, но и у них на родине, в процессе строительства (с помощью советской техники и за счёт советских кредитов) крупнейших промышленных, сельскохозяйственных и энергетических объектов, железнодорожных и автомобильных магистралей, глубоководных морских и речных портов и т.д. в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Бирме, Гвинее, Египте, Индии, Ираке, Иране, Ливии, Мали, Непале, Нигерии, Пакистане, Сирии, Сомали, Турции, Уганде, Эфиопии и других странах. Только за период с 1957 по 1976 годы таким методом было подготовлено около 350 тысяч квалифицированных рабочих и среднего технического персонала.

Советский Союз помогал развивающимся государствам и в организации собственной системы обучения рабочих кадров и среднего технического персонала. Начиная с послевоенного периода и вплоть до распада государства при экономическом и техническом содействии СССР в 36 странах были созданы 23 средних специальных учебных заведения (техникумов) и свыше 400 учебных центров профессионально-технического образования. В них с участием советских преподавателей прошли обучение более 150 тысяч человек.

После 1992 года советская система профессиональной ориентации молодежи и среднего профессионально-технического образования претерпела серьезные изменения, международная котировка отечественного начального и среднего профессионального образования упала очень низко. Число иностранных учащихся в этих сегментах российского образования составляет в общей сложности 10 тысяч человек (на 95% они являются выходцами из бывших советских республик) и в течение последних 8 лет почти не растёт, а их удельный вес среди российских учащихся учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) символичен (0,2%).

В российских образовательных учреждениях НПО обучались в 2007/2008 учебном году около 3 тыс. иностранных граждан, практически  все - по очной форме и на бесплатной основе. Подавляющее их большинство – выходцы из стран СНГ, преимущественно дети трудовых мигрантов, поступившие, после приезда с родителями в Россию, учиться в российские начальные и средние общеобразовательные школы. Бесплатное обучение трёх тысяч иностранных учащихся учреждений НПО обошлось российскому бюджету примерно в 90 миллионов рублей или 3,6 миллиона долларов США (из расчёта содержания одного учащегося системы НПО в 2007/2008 академическом году в среднем в 30 тысяч руб.). В то же время родители этой группы иностранных учащихся внесли в российскую экономику в качестве оплаты питания, проживания, одежды, учебников, досуга и т.п. своих детей в течение 10 учебных месяцев сумму, эквивалентную 9 миллионам долларов США (из расчета суммы прожиточного минимума учащегося учреждения НПО в РФ в 2007/2008 году, эквивалентной 300 долл. США в месяц).

Численность обучавшихся в российских учреждениях среднего профессионального образования - колледжах и техникумах (6-7 тысяч человек), и на протяжении последних 10-15 лет она почти не меняется (рис. 1).

Рисунок 1. Общая численность иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации в 1995/1996 - 2007/2008 академических годах, человек

Основную часть потребителей образовательных услуг российских учреждений СПО формируют представители стран СНГ, среди них доминируют граждане трех стран – Белоруссии, Казахстана и Украины (рис. 2).

Рисунок 2. Доля граждан различных стран СНГ, обучавшихся в российских учреждениях СПО в 2007/2008 учебном году, %

Доля граждан стран дальнего зарубежья, желающих получить в России среднетехническую профессию, сократилась в последние годы особенно сильно: ещё в 1993/1994 году она составляла более 20% всех иностранных учащихся российских учреждений СПО, в 2003/2004 году – 5,6%, а в настоящее время – 4,0%. Абсолютная численность их ничтожна – 280 человек, в основном это выходцы из стран Азии (Монголии, Вьетнама, Китая, Афганистана и некоторых других). Ещё меньше желающих учиться в российских СПО среди граждан стран Балтии (173 человека).

Российская Федерация ежегодно выделяет для бывших советских республик в среднем по 100 мест (госстипендий) для бесплатного обучения их граждан в учреждениях СПО по очной форме. В 2009 году почти половина из этих мест (44) была предоставлена Таджикистану. Кроме того, ещё около тысячи выходцев из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана поступают учиться на бюджетные места на общих основаниях (по конкурсу) наравне с российскими гражданами. Большинство же иностранцев (85%) получает в России среднее профессиональное образование на контрактной основе (в том числе на заочных отделениях – все 100%).

Доходы от подготовки иностранных граждан в отечественных учреждениях среднего профессионального образования в 2007/2008 академическом году составили около 192 миллионов рублей или 7,7 миллиона долларов США в качестве совокупной оплаты за их обучение на контрактной основе. Кроме того, эти иностранные учащиеся принесли российской экономике ещё 543 миллиона рублей или 21,7 миллиона долларов США в качестве оплаты за своё проживание, питание и т.д.

Слабая международная конкурентоспособность российского среднего профессионального обучения связана не только с отсталостью её учебного оборудования, сложностями организации производственной практики, но и с сохраняющимися различиями в системах образования с другими ведущими странами. Например, если колледжи и ПТУ в России выпускают мастеров и техников, то выпускник европейского или североамериканского колледжа с дипломом бакалавра, обучавшийся по формально сходной программе профессионально-технического уровня (МСКО-5В), считается инженером.

Низкая популярность российского среднего профессионального обучения даже в большинстве стран СНГ приводит к тому, что они обращаются за помощью в этой области к промышленно более развитым государствам, применяющим современные производственные технологии и оборудование. Например, Казахстан недавно заключил соглашения о сотрудничестве по вопросам подготовки и переподготовки специалистов системы технического и профессионального образования с Европейским фондом образования (ЕФО), образовательной службой РКК (Норвегия), немецким обществом In WENT, фирмой “Koica HRD” (Республика Корея). А британская компания “LJ Create” уже открыла в г. Астане свой крупный учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников технического и обслуживающего труда.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.