Rambler's Top100

№ 371 - 372
30 марта - 12 апреля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Мировое население через 300 лет

Зачем нужны долгосрочные прогнозы?

Население до 2300 года - «вилка» прогнозов

Топливно-энергетических ресурсов не хватит и до конца нынешнего столетия

Воды и пашни тоже будет не хватать

Жить или уживаться - сценарии будущего с позиций цивилизационного подхода

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Павел Филонов. Человек в мире. Pavel Filonov. A Man in the World.(1925). Мировое население через 300 лет Александр АКИМОВ

Над темой номера
работал Александр АКИМОВ

Жить или уживаться - сценарии будущего с позиций цивилизационного подхода

Усиливающаяся экономическая интеграция стран мира, формирование глобального информационного пространства, интенсивная международная миграция населения протекают на фоне взаимодействия разных цивилизаций, составляющих население Земли.

Определение понятия «цивилизация» не является простым. Если упростить научный подход к понятию цивилизации до прикладного уровня, дающего полезные толкования реальных фактов, то основными чертами цивилизационной концепции является две. Первая: признание того, что «…культура и различные виды культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта» 7. Вторая: жизненный цикл цивилизации от зарождения к росту, расцвету, а затем к распаду.

Какие же варианты существования европейской цивилизации и ее сосуществования с другими цивилизациями можно представить себе, исходя из тех условий, которые вытекают из демографического прогноза, то есть увеличения численности населения стран Азии, Африки и Латинской Америки при уменьшении населения Европы, включая Россию, Северной Америки, Австралии и Японии? В первом приближении их можно представить следующими сценариями, описывающими состояние общества в очень долгосрочной перспективе:

1. «Конвергенция цивилизаций». В результате интенсивного международного общения, совместной деятельности в рамках мировой экономики, изменения менталитета при выравнивании уровней потребления в разных странах носители всех цивилизаций сблизились в своем менталитете настолько, что любая совместная деятельность не имеет цивилизационных ограничений, люди настолько «притерлись» друг к другу, что никакого антагонизма между носителями разных цивилизационных ценностей нет.

Культурные особенности сохранятся, но они не будут причинами вражды или помехами в совместной деятельности.

2. «Торжество технологий». Развитие биологии и прикладных биотехнологий привело к общей практике увеличения продолжительности жизни и массовому активному долголетию в развитых странах. Одновременно произошло существенное развитие технологий, связанных с созданием искусственного интеллекта и манипуляторов, которые привели к широкому созданию безлюдных технологий в производстве и сфере услуг. Массовая дешевая рабочая сила стала практически не нужна. Сфера труда в значительной степени стала творческой, человек как инструмент производства и покупатель вытеснен немногочисленными творцами, живущими в гармонии с окружающей средой, что не очень трудно в силу малочисленности этой группы. Сокращение численности населения не воспринимается как проблема, так как лишние люди просто помеха.

3. «Торжество рантье». Промышленное производство уходит из стран Запада, но он сохраняет позиции в качестве научно-технического и финансового лидера в мировой экономике. Страны вне круга избранных не в силах догнать лидеров и вынуждены, занимаясь реальным производством, оплачивать покупку новых технологий, а также платить за финансовые услуги и кредиты, которые предоставляют мировые лидеры.

В этих условиях страны Запада продолжают оставаться лидерами в мировой экономике. Они не озабочены убылью населения, поскольку в такой экономике большого числа занятых не требуется. Импорт рабочей силы их интересует только в форме «утечки мозгов», то есть привлечения наиболее одаренных людей из других стран. Запад предоставляет другим свой финансовый и интеллектуальный капитал, и получает за это доход (ренту).

4. «Европа – русская деревня». Перенос производства в страны, которые сейчас называют развивающимися, приводит к тому, что и рабочие места перемещаются в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Молодые и энергичные европейцы, японцы, жители США, занятые в транснациональных компаниях, становятся гражданами мира, перемещаются в рамках фирмы из страны в страну, а в Европе, Японии, в меньшей степени в США, остаются старики, деловая жизнь замирает. В США, Канаде и Австралии, ряде стран Европы, таких как Франция, Испания, Италия, Польша, Нидерланды, развитое сельское хозяйство остается и развивается, поскольку именно оно выдерживает международную конкуренцию.

Низкая рождаемость приводит к сокращению численности населения, иммигранты немногочисленны, так как ни рабочих мест, ни социальной помощи для них в Европе уже нет в результате продолжительной деиндустриализации.8

5. «Злые соседи». Иммиграция из стран Азии, Африки и Латинской Америки в развитые страны в течение продолжительного времени и в значительных масштабах привела к тому, что в странах Запада сложились крупные общины выходцев из развивающихся стран, которые являются гражданами стран Запада, интегрированы в экономику этих стран, но не являются носителями западной культуры и не желают менять свои ценности и культуру на западные.

Сожительство разных цивилизаций на одной территории становится неизбежным, но оно протекает в форме сегрегации, антагонизма, вражды и неприятия ценностей друг друга.

6. «Человек западный» - исчезающий вид». Долговременное сокращение численности населения в странах Запада при интенсивной постоянной иммиграции инокультурного населения привело к тому, что носители западной цивилизации стали меньшинством в среде новых пришельцев, которые успешно освоили материальную культуру Запада, обжились на новом месте, ощущают себя жителями Европы, США, Канады, России, но вовсе не склонны поддерживать европейско-христианские традиции.

Носители европейской цивилизации вынуждены приспосабливаться к культуре пришельцев, поскольку только это гарантирует включенность в экономическую, социальную и политическую жизнь стран, контролируемых «новыми европейцами», «новыми американцами» или «абсолютно новыми русскими».

Такое растворение в среде пришельцев может быть достаточно мирным или же носить форму принуждения.

Представляется, что описанные сценарии дают некоторые наброски контуров будущего, которое может реализоваться при тех тенденциях демографического развития, которые были проанализированы выше. Ряд сценариев («Торжество технологий», «Торжество рантье», «Европа – русская деревня») можно рассматривать как варианты развития постиндустриального общества. В них экономическая и технологическая составляющие имеют большое значение. «Конвергенция цивилизаций», «Злые соседи», «Человек западный» - исчезающий вид» более ориентированы на культурное взаимодействие. Естественно, что черты разных вариантов могут сочетаться и пересекаться. Возможны переходы от одного варианта к другому (рис. 14).

Рисунок 14. Схема возможных переходов между сценариями развития цивилизаций

От современного состояния непосредственный переход возможен к пяти из шести сценариев. В некоторой степени это связано с сочетаемостью характеристик сценариев, но она является лишь частичной. Можно выделить несколько групп сценариев. «Конвергенция цивилизаций» и «Торжество технологий» образуют группу успешного развития и решения основных проблем человечества в целом или, по крайней мере, европейской цивилизации и Японии. «Торжество рантье» и «Европа – русская деревня» - неустойчивые переходные состояния. «Торжество рантье» может закончиться «Торжеством технологий», «Европа – русская деревня» может перерасти в «Конвергенцию цивилизаций», поскольку при этом сценарии есть позитивное взаимодействие между разными цивилизациями. В то же время и «Торжество рантье» и «Европа – русская деревня» могут закончиться сценарием «Злые соседи», который вместе с последним сценарием «Человек западный» - исчезающий вид» образуют группу риска и исчезновения в долгосрочном плане европейской цивилизации.


7 С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М., «Издательство АСТ», 2003. С. 15.
8 Деиндустриализация может быть длительным процессом, чреватым потерей экономического лидерства не в результате упадка экономики, а в силу того, что другие государства развиваются быстрее. На примере Нидерландов – экономического лидера ХVII века, потерявшего его с падением промышленного производства в результате конкуренции с Англией в ХVIII веке, это подробно описывает D. S. Landes в своей книге The Wealth and Poverty of Nations. N.Y. W.W. Norton & Company, Inc., 1999, глава 26.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.