Rambler's Top100

№ 367 - 368
2 - 15 марта 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новая миграционная политика: первые итоги

В предкризисные годы политика в области приема трудовых мигрантов стала логичнее и проще

Незаконная миграция резко сократилась

Все мигранты - разные

Нелегальная занятость уменьшилась, но не исчезла

Полного единодушия в оценке новой миграционной политики нет

Препятствия на пути легитимизации до конца не устранены

Новая политика нуждается в защите

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Беноццо Гоццоли. Сон Иннокентия III и утверждение устава. Деталь. Benozzo Gozzoli. Dream of Innocent III and the Confirmation of the Rule. Fragment (1452) Новая миграционная политика: первые итоги

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Над темой номера
работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

В предкризисные годы политика в области приема трудовых мигрантов стала логичнее и проще

В начале 2007 года Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие значительно более простые, чем прежде, правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам.

Отправной точкой новой миграционной политики послужила речь Президента Путина на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 года, в которой он назвал стимулирование миграционных процессов «нашей важнейшей задачей», актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 года.

Начало новой миграционной политике, коренным образом изменившей режим управления миграцией, положили законодательные акты, принятые 18 июля 2006 года. Имеются в виду новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (N 109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан» (N 110-ФЗ), принятый в новой редакции. Оба закона были введены в действие с 15 января 2007 года.

Новое законодательство кардинальным образом изменило подход к регулированию миграции. В законе «О миграционном учете» среди основных принципов, на которых он базируется, названы «свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также «защита государством» указанного права иностранных граждан (статья 4.3). Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы не путем жестких ограничений, а, напротив, путем предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедур регистрации и трудоустройства, создания беспрепятственных условий для правового оформления. Перемены в наибольшей степени коснулись трудовой миграции, которая является основным источником незаконных мигрантов и все возрастающую потребность в которой уже довольно давно испытывала Россия. Численность только официально нанятой иностранной рабочей силы возросла за 2000-2006 годы почти в 5 раз — с 213,3 до 1014 тысяч человек.

Новые правила регистрации. Согласно закону, мигранты, прибывшие в Россию на короткий срок, подлежат регистрации по месту пребывания. Мигранты, прибывшие в Россию на длительное время или на постоянное место жительства, подлежат регистрации по месту проживания. Существовавшие ранее правила регистрации по месту жительства остались прежними, изменения коснулись регистрации по месту пребывания1. Разрешительная регистрация по месту пребывания  заменена уведомительным миграционным учетом.

До вступления в силу новых правил регистрация иностранного гражданина по месту пребывания производилась в милиции по адерсу жилого помещения и могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но в Москве, например, личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Наличие регистрации было обязательным условием законного пребывания и последующего официального трудоустройства, поэтому не приходится удивляться буквально расцвету различных криминальных услуг на почве содействия в ее получении.

Статья 4.2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

Статья 20.1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания.

Статья 21.1. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

(…) основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

ФЗ 109

Примечание: подчеркнуто автором.

Многие мигранты испытывали трудности с поиском «адреса», по которому можно прописаться. Регистрация в том виде, как она осуществлялась, была «ахиллесовой пятой» старого порядка, главным камнем преткновения на пути законного пребывания и трудоустройства в России. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить произошедшие перемены.

Теперь, чтобы встать на учет, принимающая сторона должна сдать уведомление установленной формы. В качестве принимающей стороны может выступать не только арендодатель, но и работодатель, посредническая или другая организация, что, если и не снимает, то значительно облегчает поиск «адреса». При этом в качестве места пребывания мигранта может быть указан не обязательно адрес места жительства. Альтернативой может быть адрес предприятия, посреднической фирмы или другой организации, взявшей на себя функцию принимающей стороны. Уведомление можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы. До минимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов. Нужны лишь паспорт и миграционная карта.

Уведомление имеет отрывную часть (талон), которая, будучи проштампована в ФМС России или на почте, является свидетельством законного пребывания мигранта в России. В два раза — до 180 дней — удлинен срок временного пребывания, который может быть продлен до 1 года.

Статья 22. Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания

1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.

2.  Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:

1) иностранный гражданин:

а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и  признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;

б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

2) принимающая сторона:

а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке  почтовым отправлением.

б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления.

3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление  должно быть в установленном порядке принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.

ФЗ-109

Статья 22.7. Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.

ФЗ-109

Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отобравшая у милиции разрешительную функцию регистрации мигрантов. И хотя проблема «адреса» до конца не снята, возможности регистрации расширились, создав тем самым предпосылки для свободного передвижения иностранных граждан по территории страны. Никогда в истории России, ни в имперской России, ни тем более в советской, не было подобных прецедентов.

Правила получения разрешения на работу изменены не менее решительно. Ранее разрешение на наем иностранной рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое положение от него и провоцировало развитие неправовых практик трудового найма.

Вот как прежнюю процедуру получения разрешения на работу описывал заместитель директора ФМС России В.А. Поставнин:

По закону, все бумаги на трудового переселенца должен оформлять работодатель. Так вот, сначала он обращается в органы занятости, а именно в Роструд, за первым необходимым документом — заключением о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Если Роструд дает добро, то после работодатель уже приходит в наше ведомство — Федеральную миграционную службу, в этот раз за разрешением на привлечение и использование иностранного работника. После также в нашем ведомстве работодателем для будущего сотрудника получается разрешение на работу, затем приглашение на въезд (для иммигрантов из дальнего зарубежья), а ведь потом еще регистрация. И на получение каждого документа уходит примерно месяц, что в сумме выливается в невыносимо долгие сроки — до 8‑ми месяцев2.

Кроме того, сама процедура оформления была многоступенчатой и продолжительной.

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту. Мигрант получил право свободного поиска и смены работы, а работодатель — свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована привязка работника к работодателю, и созданы условия для свободного перемещения на рынке труда иностранной рабочей силы, правда, пока только в пределах того субъекта федерации, который выдал разрешение на работу. Законом определен 10-дневный срок выдачи разрешений на работу.

Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

2. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично, либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

9. Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

ФЗ N 110

Примечание: подчеркнуто автором

Работодатель обязан направить уведомление о найме иностранного работника в миграционную службу и службу занятости. Упрощенный порядок получения разрешений на работу распространяется лишь на трудовых мигрантов из безвизовых стран, то есть стран СНГ, которые составляют подавляющее большинство иностранной рабочей силы в России. Рабочую силу из стран СНГ Россия рассматривает как приоритетную для себя, поэтому преференции в ее отношении естественны.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по субъектам Федерации. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. По поводу квот идут острые дискуссии, но система квотирования не входила в программу мониторинга, о котором идет речь в этой статье, поэтому специально здесь анализироваться не будет.

Главные изменения в миграционном законодательстве обобщены в нижеследующей схеме.
Схема 1. Принципиальные изменения в миграционном законодательстве

Старый порядок

Новый порядок

Регистрация по месту пребывания / Миграционный учет (все иммигранты)

Разрешительная

По разрешению милиции

Уведомительная

По уведомлению принимающей стороны Разрешение не требуется

По адресу жилого помещения

По адресу жилого помещения или предприятия, посреднической и др. организации

Регистрация в милиции

Сдача уведомления в ФМС или отправка по почте

Сложная процедура, требующая:

  • письменно подтвержденного согласия всех постоянно проживающих в арендуемом жилье и личной явки их вместе с мигрантом в милицию;
  • соблюдения душевого норматива жилой площади (в некоторых регионах в соответствии с местным законодательством)

Простая процедура, предполагающая лишь поиск мигрантом принимающей стороны и отправку уведомления

Разрешение на работу (безвизовые иммигранты)

Разрешение на наём мигранта выдается работодателю

Разрешение на работу (трудовую карту) получает мигрант лично

Работодатель уведомляет миграционную службу о найме иностранного работника

Длительная многоэтапная процедура

Простая процедура

Квоты

Только для визовых мигрантов

Отдельно для визовых и безвизовых мигрантов


1 Согласно закону, регистрации по месту пребывания подлежат мигранты, прибывшие в Россию на короткий срок. Регистрации по месту проживания подлежат мигранты, прибывшие в Россию на длительное время или на постоянное место жительства.
2 Портал Viperson.ru http://viperson.ru/wind.php?ID=248824&soch=1

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.