Rambler's Top100

№ 367 - 368
2 - 15 марта 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Новая миграционная политика: первые итоги

В предкризисные годы политика в области приема трудовых мигрантов стала логичнее и проще

Незаконная миграция резко сократилась

Все мигранты - разные

Нелегальная занятость уменьшилась, но не исчезла

Полного единодушия в оценке новой миграционной политики нет

Препятствия на пути легитимизации до конца не устранены

Новая политика нуждается в защите

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Беноццо Гоццоли. Сон Иннокентия III и утверждение устава. Деталь. Benozzo Gozzoli. Dream of Innocent III and the Confirmation of the Rule. Fragment (1452) Новая миграционная политика: первые итоги

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Над темой номера
работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Незаконная миграция резко сократилась

Для того чтобы оценить эффективность новых миграционных правил, в рамках исследовательской программы Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве по согласованию с ФМС России и при ее участии в 2007-2008 гг. в Астраханской, Пензенской, Свердловской областях и городе Москве был проведен специально организованный Мониторинг миграционного законодательства. Он выявил высокую эффективность либерального направления миграционной политики. Благодаря новому подходу, значительная часть трудовых мигрантов получила возможность войти в правовое поле.

Напомним, чтобы быть полностью легитимными, трудовые мигранты, согласно новому законодательству, должны встать на миграционный учет и получить разрешение на работу — трудовую карту.

Как показал мониторинг, после введения новых правил регистрации подавляющее большинство мигрантов, действительно, встали на учет. Из числа мигрантов, прибывших после 15 января 2007 года, то есть после введения в действие нового законодательства, зарегистрировались 78,5%, еще 6,5% собирались это сделать3. Таким образом, намеревались соблюсти закон 85% мигрантов. Меньшая, но все же довольно весомая часть — 13,4% — не встали на учет и некоторое количество — 1,6% — вообще не знали, что это нужно сделать. Обобщая результаты, получаем пропорцию вставших на учет и собирающихся это сделать, с одной стороны, и не вставших на учет, с другой стороны, как 85:15, при этом причислив несведущих к тем, кто не стал регистрироваться.

Сравнение с положением, которое наблюдалось в условиях действия прежнего порядка, вскрывает резкое улучшение ситуации с регистрацией мигрантов. До введения нового законодательства зарегистрированные и незарегистрированные мигранты делились примерно пополам (52% и 48%, соответственно)4. Благодаря новым правилам, доля мигрантов, не зарегистрированных по месту пребывания, сократилась втрое (рис. 1).

Рисунок 1. Наличие регистрации у мигрантов

Источник: Данные Центра миграционных исследований, опросы МОМ.

Посмотрим, как прошли миграционный учет ранее не зарегистрированные мигранты из числа находившихся в России до введения нового законодательства, то есть прибывшие до 15 января 2007 года. Большинство этих, ранее незаконных мигрантов, тоже встали на миграционный учет (67,6%), но, по сравнению с новичками, они заметно отставали в этом отношении.

Среди прежних мигрантов было больше тех, кто только собирался встать на учет (10,1%), а доля тех, кто не сделал этого, вместе с неосведомленными и отказавшимися отвечать (очевидно, тоже не намеренными регистрироваться) составила 22,3%, на 1/3 больше, чем среди новичков (рис. 2). Таким образом, ранее прибывшие мигранты либо испытывали бóльшие трудности при постановке на учет, либо не считали постановку на учет необходимой для себя.

Рисунок 2. Встали ли Вы на миграционный учет? (%)

Источник: Данные Центра миграционных исследований, опросы МОМ

В отношении легитимизации трудовой деятельности перемены не менее разительны, чем в отношении регистрации. Две трети вновь прибывших трудовых мигрантов (65,5%) получили разрешения на работу. Кроме того, 9,3% собирались их оформить. В сумме доля законопослушных мигрантов составила три четверти (74,8%). Работали без разрешения 22,8% мигрантов. Сюда же мы относим и тех, кто не знал о нововведениях, и отказавшихся отвечать, так как они ведь тоже не имели разрешений. В итоге получаем пропорцию 75:25.

Раньше, согласно данным Центра миграционных исследований, полученным на основе нескольких обследований, подавляющее большинство мигрантов работало незаконно, а доля работавших по договору в разных обследованиях колебалась в пределах 15-25%. Глава ФМС России К. Ромодановский оценивал ситуацию более драматически, полагая, что «еще недавно на одного официально работающего иностранца приходилось десять незаконно работающих иммигрантов»5.

Новая миграционная политика дала возможность большинству мигрантов получить разрешения на работу и трудоустраиваться на законных основаниях. Благодаря тому, что разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, соотношение законных и незаконных трудовых мигрантов поменялось на прямо противоположное (рис. 3).

Рисунок 3. Наличие разрешений на работу у мигрантов

Источник: Данные Центра миграционных исследований, опросы МОМ

В действительности, очевидно, пропорция между законно и незаконно работающими мигрантами изменилась не столь радикально, как это показано на рис. 3. Для мониторинга осталась недоступной самая бесправная группа мигрантов, скрываемая от посторонних глаз теневыми работодателями, в чьи интересы едва ли входила легализация рабочей силы. Кроме того, мониторингом в относительно меньшей степени были охвачены мигранты, занятые у физических лиц: ремонтом жилья, уходом за детьми, больными и т.п., которые, как правило, работают неформально.

Интересно, что в отношении оформления разрешений на работу мигранты, уже находившиеся в России, преуспели даже несколько больше, чем вновь прибывшие (рис. 4), тогда как в отношении регистрации, как мы видели (рис.1), ситуация была обратной.

Рисунок 4. Есть ли у Вас разрешение на работу в России? (%)

В какой-то мере понять подоплеку таких отклонений позволяют данные мониторинга о причинах, помешавших мигрантам оформиться должным образом, но об этом немного ниже.

Если сгруппировать мигрантов по сочетанию наличия регистрации и разрешения на работу (трудовой карты), получим распределение, обобщающая картина которого представлена на рис. 5.

Рисунок 5. Правовое положение мигрантов по сочетанию наличия регистрации и трудовой карты (весь массив респондентов, прибывших до, и после 15 января 2007 года)

Как видим, выполнили оба требования - встали на учет и получили трудовую карту, то есть были полностью легитимны, - две трети (65,4%) от общего числа обследованных мигрантов, включая прибывших и до, и после 15 января, тогда как раньше таких мигрантов было не более четверти. У 13,4% была регистрация, но не было трудовой карты. Только собирались все оформлять 8,1%. Из этого количества 3,2% намеревались совершить оба акта — и встать на учет и получить трудовую карту; 3,5% назвали только учет и 1,4% — только карту. Полностью в незаконном секторе (без регистрации и без разрешения на работу), по данным мониторинга, находилось 13,1% мигрантов, а если вычесть 3,2% тех, кто хочет полностью оформиться, и 1,4% тех, кто собирается получать карту, в незаконном секторе останется только 8,5%.


3 Постановка на учет, по сути, является регистрацией, только в новой форме. Поэтому мы считаем возможным употреблять данные понятия как синонимы.
4 Заметим, что данные мониторинга полностью совпали с результатами обследований Центра миграционных исследований, полученными в 2000-2004 годах.
5 Выступление К. Ромодановского на расширенном заседании коллегии ФМС России 31 января 2008 г. http://www.fms.gov.ru/press/publications/newsdetail.php?ID=979

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.