Rambler's Top100

363 - 364
2 - 15 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Города и горожане

Россия - страна больших и малых городов

Экономическая привлекательность городской среды

Богаты ли наши горожане?

Городское жилье в разных измерениях

Горожане образованнее сельчан

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Шевченко. Городской пейзаж. Alexander Shevchenko. Urban Landscape (1913) Города и горожане

Татьяна БЕЛКИНА

Над темой номера
работала
Татьяна БЕЛКИНА

Горожане образованнее сельчан

Несмотря на известные проблемы городов, они обладают перед сельской местностью большим и не особо оспариваемым преимуществом - лучшей развитостью сети образовательных учреждений, возможностью для людей получать и повышать уровень образования.

Данные переписей населения свидетельствуют о неуклонном росте уровня образования населения Российской Федерации. К 2002 г. число лиц с высшим образованием достигло 160 на 1000 человек 15 лет и старше против 113 в 1989 г., 77 в 1979 г. и 50 в 1970 г., со средним профессиональным – соответственно, 271 против 192, 127 и 835. Число лиц с более низкими уровнями образования, напротив, сокращалось. За 1989-2002 гг. удельный вес населения в возрасте 15 лет и старше, не имеющего начального образования, снизился с 6,5% до 1%, а с начальным образованием – с 12,9% до 7,7%.

Уровень образования населения рос и в городе, и на селе (рис. 17), хотя у горожан он и сейчас заметно выше, чем у сельских жителей. Это связано с различиями структуры рабочих мест и характера хозяйственной деятельности, а также с особенностями инфраструктуры образования в городе и на селе. На селе до сих пор значительна доля населения с образованием не выше начального – 16,7% против 6,0% в городе, - и невысока доля специалистов с уровнем образования ни ниже среднего профессионального – 30,1% против 52,5% в городе. Доля лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше увеличилась к 2002 г. в городском населении до 19,2% (на 41% по сравнению с переписью 1989 г.), а в сельском – до 7,2% (на 57%).


Рисунок 17. Уровень образования городского и сельского населения России, людей с соответствующим уровнем образования на 1000 человек 15 лет и старше

Источник: Население России за 100 лет (1897-1997). Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1998. – 224 с.; Образование. - М., ИИЦ "Статистика России", 2004. - (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах /Федеральная служба государственной статистики,  Т. 3. Кн. 1). - С. 943.

Рост общего уровня образования населения происходит как за счет повышения уровня образования молодых поколений, так и по причине постепенного вымирания поколений с низким уровнем образования.

При переписи 1989 года поколения 70 лет и старше были представлены родившимися до 1920 года и среди них даже в городах 69% имели уровень образования не выше начального. В 2002 году возрастная группа 70 лет и старше была представлена родившимися до 1933 года, среди которых доля горожан с начальным образованием и без него сократилась до 36%.

После перехода к обязательному среднему общему образованию в 1970-х годах доля лиц с более низкими уровнями образования среди молодежи приблизилась к нулю. По данным переписи 2002 года, удельный вес горожан 25-49 лет с образованием не выше начального сократился до долей процента. Среди младших поколений, еще не в полной мере завершивших свое обучение, эта доля была несколько выше: среди горожан 18-24 лет она превысила 1%, 15-17 лет - 6,8%.

Доля горожан со средним профессиональным и более высоким уровнем образования наиболее высока среди людей 35-39 лет – 67,8% (в том числе 25,9% с высшим образованием). Среди 50-летних горожан эта доля составляла около 59%, а среди 60-летних она опускалась ниже половины (48% среди людей 60-64 лет, 42% в возрасте 65-69 лет), тогда как среди молодежи, еще в большинстве своем продолжающей обучение, она достигала почти 58%.

Существенные различия наблюдаются в образовательном составе мужского и женского населения. До переписи 1989 года уровень образования мужчин был по всем основным показателям выше, чем у женщин. Многие женщины старших возрастов не имели даже начального образования, а доля завершивших профессиональное образование была минимальной. Согласно данным переписи 2002 года, относительная численность лиц с высшим образованием среди женщин была выше, чем среди мужчин во всех возрастах моложе 50 лет, а с образованием не ниже среднего профессионального – во всех возрастах моложе 60 лет (рис. 18).


Рисунок 18. Уровень образования городского населения России по возрасту и полу, людей с соответствующим уровнем образования на 1000 человек соответствующего возраста, 2002 год

Источник: Образование. - М., ИИЦ "Статистика России", 2004. - (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах /Федеральная служба государственной статистики, Т. 3. Кн. 1). - С. 943.

По данным текущего учета на конец 2006 года, дошкольные образовательные учреждения посещали 4,7 млн. детей, или 58,3% от общей численности населения соответствующего возраста6. В городах – центрах субъектов федерации охват детей дошкольными образовательными учреждениями колебался в широких пределах: от 7,2% в столице Чеченской Республики г. Грозном до 92,4% в Великом Новгороде, при этом медианное значение составляло 67,6%7. В последние годы ситуация с детскими садами в городских поселениях стала напоминать дореформенную, когда число воспитанников дошкольных образовательных учреждений превышало число мест в них, а чтобы устроить ребенка в садик, требовалось заблаговременно занять очередь. Современный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждений лишь отчасти вызван подъемом числа рождений, наблюдающимся с конца 1990-х годов. Главное же - разрушение инфраструктуры дошкольного образования в 1990-е годы, когда здания и земельные участки многих ведомственных детских садов были проданы и сейчас используются по другому назначению, а кадровый потенциал значительно сократился из-за низкой заработной платы и сокращения рабочих мест. На начало 2007 года 1238 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения8.

По данным переписи населения 2002 года, дошкольным воспитанием было охвачено 60% от общего числа детей 3-6 лет. Доля посещающих дошкольные учреждения возрастает от 63,7% среди детей 3 лет до 70,3% в возрасте 5 лет. В возрасте 6 лет, когда по закону возможно начинать обучение в общеобразовательных учреждениях, удельный вес посещающих дошкольные учреждения сокращается до 47,0%, а доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях достигает 35,3%. В возрасте 7-9 лет подавляющая часть детей обучается в общеобразовательных учреждениях. Незначительная часть детей – десятые доли процентов в возрасте 8-9 лет – продолжают посещать дошкольные учреждения (как правило, для детей с недостатками физического ли умственного развития.) или не посещают ни общеобразовательные, ни дошкольные учреждения. Обучение по программам общего начального образования заканчивается, как правило, в возрасте 9 лет.

Охват детей 3-9 лет программами дошкольного воспитания и начального общего образования в России практически не различается по полу, но имеет отличия в зависимости от типа населенных мест (рис. 19). Городские дети в большей степени охвачены системой дошкольной воспитания (от 73,3% детей 3-х лет до 80,9% детей в возрасте 5 лет), в сельской местности дети чаще остаются дома – доля посещающих дошкольные учреждения составляет от 43,4% в возрасте 3-х лет до 48,4% в возрасте 5 лет.


Рисунок 19. Охват детей в возрасте 3-9 лет, проживающих в городских и сельских поселениях России, образовательными программами, на 1000 детей соответствующего возраста, 2002 год

Источник: Образование. - М., ИИЦ "Статистика России", 2004. - (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах /Федеральная служба государственной статистики, Т.3. Кн. 1). - С. 943.

Число детей и подростков 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, невелико и в последние годы заметно сократилось (с 40,6 тыс. человек в 2003 году до 28,0 тыс. человек в 2005 году). Основные причины – болезни, состояние здоровья (более половины), а также выбытие из образовательных учреждений по разным причинам. В большей степени это характерно для мальчиков, проживающих в сельской местности9.

Существенные отличия наблюдаются в охвате различными образовательными программами городского и сельского населения, поскольку учреждения профессионального обучения, прежде всего, по программам высшего образования располагаются преимущественно в городских поселениях. При этом степень охвата молодежи России в целом общеобразовательными программами среднего основного и полного образования практически одинакова и в городе, и на селе (рис. 20). Молодежь в возрасте 17-21 год в наибольшей степени вовлечена в высшее профессиональное образование – в соответствующих образовательных учреждениях обучается почти каждый третий. В старших возрастных группах доля нигде не учащихся быстро становится преобладающей – среди 20-24-летних таких в среднем 830 на 1000 человек, в группе 25-29 лет – 927. Многие из них уже достигли самого высокого образовательного ценза, но некоторая часть завершила свое образование, не достигнув даже низшего образовательного ценза (основного среднего образования).


Рисунок 20. Охват населения 10 лет и старше образовательными программами в городских и сельских поселениях, на 1000 людей соответствующего возраста, 2002 год

Источник: Население России. 2003-2004. Одиннадцатый-двенадцатый ежегодный демографический доклад. ИНП РАН, Центр демографии и экологии человека. - М., «Наука», 2006. с. 115


5 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. (М., 2007. с. 222)
6 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. (М., 2007. (с. 825)
7 Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2007: Стат. сб. / Росстат. (М., 2007. (с. 381)
8 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. ( М., 2007. (с.825)
9 Образование в Российской Федерации: 2006. Стат. ежегодник. (М.: ГУ-ВШЭ. М., 2006. с.282)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.