Rambler's Top100

№ 331 - 332
28 апреля - 18 мая 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское здравоохранение: тенденции и вызовы

В России отмечено улучшение демографических показателей…

Бесплатная медицинская помощь замещается платными услугами

Точечное лечение проблемных зон деньгами

За медицинские услуги чаще платят в бедных регионах

Три ключевых вопроса к системе здравоохранения

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Федор Бруни. Исцеление расслабленного. Fyodor Bruni. Healing of the paralytic man (1885) Российское здравоохранение: тенденции и вызовы

Сергей ШИШКИН

Над темой номера
работал
Сергей ШИШКИН
1

Бесплатная медицинская помощь замещается платными услугами

В 1990-е годы расходы государства на здравоохранение значительно сократились в реальном выражении. Недостаток государственного финансирования был компенсирован ростом расходов населения на оплату медицинской помощи. С 2000 года расходы государства на здравоохранение (из бюджетов всех уровней и из средств обязательного медицинского страхования) в реальном выражении росли, в особенности начиная с 2005 года (рис. 5). Но все это время также устойчиво росли расходы населения на лекарства и медицинские услуги.

Рисунок 5. Расходы государства и населения на здравоохранение в ценах 1994 года, млрд. рублей

Источник: расчеты автора на основе данных Росстата.

Если изолированно рассматривать этот факт, то ничего плохого нет в том, что население больше тратит средств на лечение. Но возникают вопросы: реализуется ли принцип солидарности в финансировании оказания медицинской помощи, защищает ли нас существующая система финансирования здравоохранения от возникающих финансовых рисков или нет?

Как известно, существует официальная программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Есть нормативы, по которым считается ее стоимость (рассчитывается она для страны в целом и для каждого региона). В 2006 году при значительном увеличении государственного финансировании в России показатель уровня финансовой обеспеченности территориальных программ в среднем по России составил 82%. То есть, государство пока финансово не обеспечивает даже те нормативы, которые оно само утверждает. При этом наблюдаются большие различия в значениях этого показателя в разных регионах (рис. 6): где-то пусто, а где-то густо.

Рисунок 6. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в 2006 году, %

Источник: База данных "Реализация реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации. http://www.healthreform.ru; http://zdrav.socpol.ru

В результате доля пациентов, которые платят за получение медицинской помощи (за визит к медицинским работникам, за обследование и процедуры, за лечение в стационарах, в том числе за лекарства), выросла за последнее десятилетие примерно в три раза (рис. 7).

Рисунок 7. Доля плативших за различные виды медицинской помощи в 1994, 2000 и 2004 годах, %

Источник: расчеты по данным РМЭЗ пятого (1994 г.), девятого (2000 г.), тринадцатого (2004 г.) раундов (Шишкин С.В., Бондаренко Н.В., Бурдяк А.Я. и др. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. Аналитический доклад Независимого института социальной политики. М., 2007. http://www.socpol.ru/research_projects/pdf/proj25_report_rus.pdf).

В условиях, когда плохо работает система страхования, когда высока доля частного финансирования здравоохранения (она составляет около 40%), когда неопределенны государственные гарантии для пациентов, и непонятно, что же гарантируется бесплатно, бремя расходов на получение медицинской помощи распределяется неравномерно среди групп населения с разным уровнем благосостояния.

Так, по данным обследования НОБУС, у первых трех квинтильных групп населения по уровню доходов доля расходов на оплату медицинских услуг и лекарств в расходах на непродовольственные цели примерно одинакова - около 11%. Но это в 1,5 раза выше, чем у самой обеспеченной группы населения (рис. 8). Конечно, богатые тратят в абсолютном выражении больше, но для них эти траты менее обременительны.

Рисунок 8. Средние доли расходов на лечение в доходах домохозяйств за вычетом расходов на питание, в месяц, по группам домохозяйств с разным уровнем подушевых доходов, %

Источник: расчеты по данным Национального обследования благосостояния и участия населения в социальных программах (НОБУС), 2003 г. (Шишкин С.В., Бондаренко Н.В., Бурдяк А.Я. и др. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. Аналитический доклад Независимого института социальной политики. М., 2007. http://www.socpol.ru/research_projects/pdf/proj25_report_rus.pdf)

Несмотря на то, что примерно половина пациентов платит за лечение в медицинских учреждениях, в массовом сознании превалируют ценности всеобщего равенства и патернализма в получении медицинской помощи. Об этом свидетельствуют данные опроса населения страны, проведенного в июле 2007 года4. Так, например, население не поддерживает идею предоставления права на более быстрое получение медицинской помощи тем, кто может оплатить это за счет заработанных ими денег (рис. 9). Даже среди наиболее обеспеченной части общества доля безусловно согласных с таким правом составляет немногим более четверти.

Рисунок 9. Распределение ответов респондентов на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что люди, которые много работают и хорошо зарабатывают, должны иметь возможность за свои деньги получать медицинскую помощь быстрее, чем другие?"

Источник: данные опроса ИПН в июле 2007 г. (Шишкин С.В., Бондаренко Н.В., Бурдяк А.Я. и др. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. Аналитический доклад Независимого института социальной политики. М., 2007, с. 40. http://www.socpol.ru/research_projects/pdf/proj25_report_rus.pdf).


4 - Шишкин С.В., Бондаренко Н.В., Бурдяк А.Я. и др. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. Аналитический доклад Независимого института социальной политики. М., 2007, сс. 37-43.
http://www.socpol.ru/research_projects/pdf/proj25_report_rus.pdf

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.